«Евангелие в контексте современной культуры»
статья по истории на тему

Международная научно-практическая конференция

«Евангелие в контексте современной культуры», посвященной 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

г. Белгород, 15 мая 2014 года

                                                                                              Название  выступления  «Духовный подвиг преподобного Сергия Радонежского.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовный подвиг преподобного Сергия Радонежского.

         «Игумен земли Русской», как его издревле благоговейно именуют чада Русской Православной Церкви, – один из величайших русских святых. Мудрый богопросвещённый подвижник и основатель одного из крупнейших русских монастырей – Свято-Троицкой Лавры, до наших дней называемой в его честь Сергиевой, – преподобный Сергий Радонежский окружён в нашей церковной традиции особым почитанием.

        Масштаб личности преподобного Сергия, его роль и значение для судеб Русской Церкви выходит далеко за рамки, типичные для других подвижников и игуменов монастырей, живших в прошлом. Сокрывшись от мира в глухих лесах Радонежского края, освободив ум от попечений мира сего и возвысив свои помыслы для непрестанной молитвы Богу, преподобный Сергий, тем не менее, Самим Божественным Подвигоположником был вознесён на высокую свещницу общецерковного и общенародного служения. Рaдуйся, преслaвне Сeргие, Отeчеству твоему пресветлый светильниче. (Служба на преставление преподобного Сергия. Стихиры на вечерне) – взывает к нему Святая Церковь. Эти слова отражают значение, высоту и многогранность патриотической деятельности  преподобного, роль Преподобного в укреплении Русского государства.

         В. Ключевский   говорит про его исключительную роль: «Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, но имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что лицо, сделавшие это дело, из исторического деятеля превратилось в народную идею. Таково имя Преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания».

        Чувство нравственной бодрости, духовной крепости, которое преподобный Сергий вдохнул в русское общество, ещё живее и полнее воспринималось русским монашеством. В жизни русских монастырей со времени Сергия начался замечательный перелом: заметно оживилось стремление к иночеству. Вот как оценивает поступок святого Сергия А. Васянин  "Решиться уйти в дикие леса в сопровождении лишь старшего брата, когда тебе едва исполнилось двадцать! Это был не только незаурядно мужественный, но и идущий вразрез с тогдашними обычаями поступок. На Руси в ту пору не было пустынножителей. Монастыри строились в городах или пригородах: в лихие времена люди жались поближе друг к другу. А молодой богомолец, которого тогда еще звали Варфоломеем, ставит шалаш посреди дикого леса... В полном одиночестве остался он среди природы, суровой к человеку, требующей от него труда в поте лица.

         В бедственный первый век ига (1240–1340 гг.) возникло всего каких-нибудь десятка три новых монастырей. Зато в следующее столетие (1340–1440 гг.), когда Русь начала отдыхать от внешних бедствий и стала приходить в себя, было основано до 150 новых монастырей. Таким образом, древнерусское монашество стало показателем нравственного состояния мирского общества: стремление покидать мир появлялось не из-за того, что в нём скопилось много бедствий, и в нём было жить невыносимо, а из-за того, что в нём возвышались нравственные силы. До Сергия монастыри в основном возникают возле больших городов; после него численный перевес получают монастыри, возникавшие вдали от городов, в лесной глухой пустыне. Теперь к борьбе с духовными недостатками человека добавилась новая борьба с неудобствами внешней природы.

        Постепенно поселок, основанный Сергием, начал принимать вид настоящего общежительного монастыря, возрастая и числом поселенцев, и духовными силами. В ее святом руководителе чудесно сочетались три основные способности человеческой природы: молитвенно- созерцательное устремление в область духа, неустанный труд и горячая деятельная любовь не только к людям, но и ко всему живому. Чистые молитвенные возношения в горний мир снискали преподобному особое благоволение Матери Божией, которая его удостоила чудесными посещениями. Отдавая почти все ночное

время молитвенным подвигам, святой Сергий целыми днями трудился на благоустройство обители: сам выполнял любую тяжелую работу, будучи поистине всем слугою. Ученики преподобного Сергия разошлись по всей Руси, возглавив важнейшие монастыри и явившись основателями новых.

        Уважение к Сергию побуждало великих князей  несколько раз обращаться к Нему  по поводу взаимных споров. В 1385 году Сергий, уже престарелый, устроил вечный мир между непримиримыми до того врагами: Дмитрием московским и Олегом рязанским.

        По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому,  благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича.

          Но самую громкую славу приобрело его отношение к Куликовской битве. Дмитрий, собираясь идти на Мамая, ездил к нему за благословением. Сергий предрек ему победу и возбуждал как великого князя, так и весь русский народ на священную брань за свободу Руси. Когда предсказание сбылось и русские победили, святость Сергия возвысилась еще более. Впоследствии сложилось предание, будто святой игумен благословил идти на брань двух иноков своей обители: Александра Пересвета, бывшего боярина, и Ослябя; и оба они пали в битве.

        В заключение уместно вспомнить слова выдающегося русского историка В. О. Ключевского, который писал: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты». Присоединяясь сегодня к празднующим святую память преподобного Сергия, мы становимся сопричастниками его подвигов и перенимаем его дело светить всему миру на свещнице, но не под спудом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный контекст современного образования

Районная конференция«Антропологическая парадигма «Новая школа».                                  ...

Ассоциограмма в контексте современного урока.

В статье содержится материал об опыте использования различных видов ассоциограмм на уроках русского языка и литературы....

Формирование духовно-нравственных ценностей личности педагога в контексте современного образования как части общей мировой культуры.

Основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собстве...

Эссе по теме: «Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии»

Эссе по теме:«Система и структура учебной деятельностив контексте современной методологии»...

Игровая педагогика в контексте современных инновационных образовательных технологий

Игровая педагогика… Игровые технологии…Что это? Необходимость, продиктованная временем? Модный тренд с красивым и многообещающим названием?...

Статья _Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока физической культуры_

В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре.Есть три составляющих для оценивания результативности: метап...

традиционная культура тувинцев в контексте с культурой соседних народов

Тип занятия: занятие развивающего контроляЦель: ознакомление с корнями народной мудрости, с традиционной культурой...