Статья "Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов обучающихся"
статья по английскому языку (10 класс) на тему
Статья "Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов обучающихся" раскрывает виды и формы самостоятельной работы, которые используются на учебных занятиях и на внеклассных мероприятиях по английскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов студентов" | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов обучающихся (на примере иностранного языка)
Горлова Олеся Геннадьевна
преподаватель Арзамасского коммерческо-технического техникума, г.Арзамас
Самостоятельная работа - это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.
Самостоятельная работа реализуется:
- Непосредственно в процессе аудиторных занятий по иностранному языку.
- В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
- Во внеаудиторное время при выполнении студентом учебных и творческих заданий
Следует признать, что в настоящее время самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Не вызывает сомнения тот факт, что залог успешного обучения студентов любому иностранному языку – это формирование у них учебно-познавательной мотивации. Только положительное отношение к учебной деятельности и наличие определённого уровня сформированности учебно-познавательных мотивов позволит обеспечить усвоение предложенного учебного материала и создаст предпосылки для дальнейшего самообразования. Итак, наша цель - рассмотреть роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов.
Ряд методистов и психологов определяют мотивацию как специфическую познавательную направленность личности на предметы и явления действительности. С точки зрения формирования учебно-познавательной мотивации в методическом аспекте эту проблему можно рассматривать как цель обучения и воспитания. Когда преподаватель иностранного языка создаёт с помощью элементов занимательности, вводимых на различных этапах урока, внимание к теме, он пользуется мотивацией как средством обучения и воспитания. У обучающегося в этом случае появляется новый мотив учебного действия: ему интересно слушать объяснение преподавателя. Преподаватель идёт дальше, он ставит целью обучения иностранному языку развитие этого нового мотива, и вот уже студенту трудно, но интересно выполнять более сложную умственную работу. Эта работа всё чаще связана с самообразованием. Здесь уже мотивация выступает как результат обучения и воспитания. Это и позволяет объединить в системе преподавания иностранного языка все три особенности мотивации как цели, средства и результат.
Надо отметить, что знания, полученные самостоятельно, путём преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя, ведь в ходе самостоятельной работы каждый обучающийся непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нём всё своё внимание, мобилизуя все резервы эмоционального, интеллектуального и волевого характера. Оставаться нейтрально-пассивным он не может.
Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность обучающихся, она обладает ещё одним важным достоинством - носит индивидуальный характер. Каждый студент использует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. Например, при выполнении домашнего задания по теме «Путешествие по Лондону» кто-то из студентов составляет диалог, кому-то по силам придумать рассказ, некоторые могут сообщить о достопримечательностях города, глядя на картинки. Это свойство самостоятельной работы придаёт ей гибкий адаптивный характер, что значительно повышает ответственность каждого обучающегося и, как следствие, его успеваемость. В рациональном использовании самостоятельной работы, несомненно, кроются значительные резервы повышения уровня учебно-познавательной мотивации.
Нет необходимости доказывать, что, как бы хорошо ни был проведён урок по иностранному языку, сам по себе он не может обеспечить усвоение предмета , поскольку студентам при отсутствии естественной иноязычной среды нужна целенаправленная и организованная практика.
Овладение иностранным языком связано с формированием у обучающихся произносительных, лексических, грамматических, орфографических и других навыков, на основе которых развиваются и совершенствуются умения понимать речь на слух, говорить, читать и писать. Навыки же, как известно, вырабатываются только в ходе систематического выполнения определённых действий с учебным материалом, т.е. таких действий, которые позволяют многократно слушать, произносить, читать и писать на изучаемом языке.
Например, обучение говорению предполагает определённые стадии, для которых самостоятельная работа является наиболее адекватной формой. В самостоятельную работу целесообразно также включать определённые звенья работы над языковым материалом – знакомство с ним и частично тренировку в его употреблении. Что касается чтения, то этот вид деятельности совершается читателем главным образом наедине с собой, следовательно, самостоятельная работа вполне ему соответствует. Аудирование в настоящее время происходит не только в классе, без подготовки, в присутствии учителя, с его голоса или в фонозаписи, но существуют и аудиотексты для самостоятельной работы обучающихся, и эта форма работы вполне применима к данному виду речевой деятельности. Обучение письму также предполагает определённые этапы, на которых самостоятельная работа играет существенно большую роль. В процессе всех форм обучения я часто использую электронный учебник «Английский язык для школьников 10-11 классов» из образовательной коллекции «Teach.Pro».
На таких занятиях студенты получают возможность прорабатывать разные разделы английского языка (фонетика, лексика, грамматика и т.д) и развивать навыки говорения, чтения и аудирования.
В методике принято выделять следующие уровни самостоятельной работы:
- воспроизводящий (копирующий);
- полутворческий;
- творческий.
Воспроизводящий уровень самостоятельной работы очень важен при изучении иностранного языка, поскольку он лежит в основе других её уровней, и он «ответствен» за формирование произносительно-лексико-грамматической базы . Фактически, с этой базы начинается усвоение нового. Полутворческий уровень самостоятельной работы - следующий по сложности выполнения. Здесь осуществляется перенос приобретённых знаний, навыков и умений на другие, но аналогичные ситуации, в частности, чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов без образца, задаваемого диктором; не списывание с учебника, а разнообразные преобразования материала в письменной форме и, наконец, формирование высказываний в аналогичных ситуациях. Например, по аналогии с предложенным диалогом составить свой, разыграть его, или, если говорить о грамматике, одно и то же предложение представить в разных временах. Самостоятельная работа этого уровня требует от выполняющего её большей мыслительной активности .
Творческий уровень самостоятельной работы связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач, как в устной речи, так и при чтении, например, подготовить сообщение на определённую тему, прослушать сообщение и высказать своё отношение к его содержанию; прочитать рассказ, и ответить на проблемные вопросы в связи с содержательно-смысловым планом текста, интерпретировать главную идею текста.
Наиболее интересно, ярко и эмоционально творческий уровень самостоятельной работы реализуется на мероприятиях, проводимых в рамках Недели иностранного языка.
В ходе нашей предметной недели мы проводим мероприятия соревновательного характера, конкурсы, игры, олимпиады, викторины, вечера-встречи, вечера-праздники, телемосты, ток-шоу и прочее. Например, викторины по страноведению «Англоязычные страны», игра «Насколько ты знаешь английскую грамматику», круглые столы с участием иностранцев на темы «В гостях хорошо, а дома лучше», «Проблемы молодежи в современном мире», « Система образования в разных странах».Студенты с удовольствием не только обсуждают затронутые темы, подыскивают самостоятельно материал, касающийся той или иной проблемы, но и имеют возможность в ходе неформальных бесед попрактиковаться в разговорной речи с носителями иностранного языка. Запоминаются и фонетические конкурсы, при подготовке к которым студенты выбирают понравившееся стихотворение на английском языке, разучивают его, ищут переводы разных авторов, помогают создавать удивительные презентации к выступлениям, поют на иностранных языках, участвуют в постановке мини-спектаклей. Неделя становится своеобразным отчетом по формированию творческих отношений между студентами и преподавателем, которые взаимодействуют в процессе проведения мероприятий.
Надо сказать, что внеклассная работа, в т.ч и предметные недели, являются неотъемлемой частью общей системы учебно-воспитательных средств формирования личности, так как благодаря ей поддерживается интерес к языку, инициатива и активность студентов, повышается уровень их практических навыков говорения; расширяется кругозор студентов, развиваются их творческие способности, память, внимание; формируется самостоятельность и организованность при выполнении порученных заданий.
Факультативный курс – это тоже творческий уровень самостоятельной работы. Его введение создаёт реальные возможности для развития индивидуальных интересов и склонностей обучающихся, увлечённых изучением иностранного языка. Однако задача учителя этим не упрощается, а усложняется: нужно обеспечить не только в процессе преподавания факультативного курса, но и во всей системе обучения развитие любознательности обучающегося как черты личности, формирование глубоких познавательных интересов.
Вот уже 4 года мы преподаем факультативный курс «Основы технического перевода», посещая который ребята овладевают терминологическим аппаратом профессионально-ориентированного языка, обучаются основам перевода научно-технической литературы. Студенты самостоятельно подбирают инструкции к различным приборам, аппаратуре, а затем на занятиях мы совместно разбираемся в структуре предложений, в специфике технического языка в целом. Цель факультатива состоит в том, чтобы сформировать у студентов навыки и умения, позволяющие использовать иностранный язык впоследствии как в профессиональной деятельности, так и для дальнейшего образования и самообразования.
Итак, в практике самостоятельной работы по иностранному языку эти уровни сосуществуют, и каждый из них может быть представлен конкретным набором подуровней, но вся деятельность в целом направлена на формирование мотивации учения применительно к иностранному языку.
Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом.
Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения обучающихся, овладение которыми обеспечит их продвижение в усвоении языка в единстве с развитием их методики.
Развитие самостоятельной деятельности обучающихся при изучении иностранного языка невозможно без соблюдения следующих условий.
- осознание ими цели заданий;
- знание процедуры их выполнения;
- умение пользоваться средствами обучения;
- умение применять опоры и создавать их при подготовке заданий;
- учёт соответствующих дидактических условий.
Только при соблюдении этих условий , а также индивидуальном подходе к каждому студенту и при создании атмосферы успеха, можно сформировать устойчивую мотивацию к обучению иностранного языка у наших студентов.
Литература
1. Бим, И. Л. Методика обучения иностранному языку и про-
блемы школьного учебника [Текст] / И. Л. Бим. – М. : Рус. яз., 1977.
2. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] /
В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1986.
3. Зимняя, И. А. Индивидуально-психологические факторы и
успешность научения речи на иностранном языке [Текст] / И. А. Зим-
няя // Иностранные языки в школе. – 1970. – № 1.
4. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в
школе [Текст] / И. А. Зимняя. – М. : Просвещение, 1991.
5. Зимняя, И. А. Психологический анализ урока иностранного
языка [Текст] / И. А. Зимняя, Е. С. Ильинская // Иностранные языки в
школе. – 1984. – № 3.
6. Каспарова, М. Г. О некоторых компонентах иноязычных спо-
собностей и их развития у школьников [Текст] / М. Г. Каспарова //
Иностр. языки в школе. – 1986. – № 5.
7. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культу-
ре в средней школе [Текст] : пособие для учителя / С. С. Артемьева,
Е. В. Дождикова и др. ; под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. – М. :
Просвещение, 1993.
8. Красильникова, В. С. Учебные задания по иностранному
языку с ориентацией на самостоятельную работу учащихся [Текст] /
В. С. Красильникова // Иностранные языки в школе. – 1990. – № 6.
9. Куликова, Л. А. Обучать самостоятельной работе – значит
учить трудиться [Текст] / Л. А. Куликова // Иностранные языки в шко-
ле. – 1987. – № 3.
10. Леонтьев, А. А. Возрастные и индивидуальные особенности
школьников в процессе обучения [Текст] / А. А. Леонтьев // Ино-
странные языки в школе. – 1976. – № 1.
11. Леонтьев, А. А. Язык, речь и речевая деятельность [Текст] /
А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1969.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы "Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно - познавательной компетенции"
В документе содержится материал из опыта работы учителя истории и обществознания над методической темой. В содержании документа теоретическая и практическая часть. Практическая часть ...
Доклад по теме : "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида"
Доклад по теме: "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида" был представлен в межрегиональной научно-практической ко...
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В данной статье мы планируем исследовать процесс формирования учебно-познавательной самостоятельности. Для решения этой задачи необходимо рассмотреть термин «учебно-познавательная самостоятельность», ...
доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной самостоятельности школьников в процессе изучения иноязычной лексики»
На сегодняшний день, когда общество переходит на новый этап развития, появляется необходимость в личности, способной ориентироваться в многообразии информации, оперативно перерабатывать ее, исходя из ...
Самостоятельная работа как средство формирования учебно-познавательной мотивации обучающихся (на примере изучения иностранного языка)
доклад на РМО...
выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»
laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...
выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»
Выступление на школьном методическом объединении ЕМЦ 2020 г....