Обучение чтению как содержательной основе для речевых высказываний и письменной речи
учебно-методический материал по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Представленный материал предлагает пошаговый план работы с материалом любого текста как средства для совершенствования устной и письменной речи на иностранном языке. В статье указываются ряд условий для подбора текста, оптимально подходящего для формирования творческих заданий. На каждом из этапов работы с текстом отмечаются те задания, которые выводят учащихся на понимание содержания материала и готовят их непосредственно к устному высказыванию на основе прочитанного и письменным формам работы на уроке и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_chteniyu.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение чтению как содержательной основе для речевых высказываний и письменной речи
Чтение – это вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации. В процессе обучения иностранным языкам чтение выполняет две функции:
- чтение является целью обучения, т.е. видом речевой деятельности (средством извлечения информации);
- чтение – средство обучения другим видам речевой деятельности.
В данной статье акцент делается именно на второй функции процесса обучения чтению. Принимая в расчет тот факт, что чтение считается рецептивным видом речевой деятельности, любой текст, особенно художественный, является прекрасным исходным материалом для дальнейшей работы с языком, позволяет выйти на такие виды продуктивной речевой деятельности как говорение и письмо, расширить словарный запас, активизировать грамматический материал. Чтобы чтение успешно выполняло свою роль эффективного средства обучения, нужно, чтобы оно стало для ученика приятным занятием, превратилось в удовольствие, повысило мотивацию к изучению языка в целом, дало возможность применить творческий потенциал учащихся.
Обычно учитель ограничен в выборе текста для работы с учащимися, так как работает с содержанием учебника. Но если есть возможность выбора материала, следует соблюдать следующие требования:
- текст должен нести определенную информацию, желательно проблемную ситуацию, чтобы стать отправной точкой для самостоятельных устных высказываний с выражением личного мнения и точки зрения, обсуждения и выработки определенных выводов и решений;
- текст не должен быть слишком сложным или слишком трудным для учащихся. Если текст будет слишком тяжелым, учащиеся не поймут его и не смогут работать с его идеей. В случае легкого текста, при чтении не возникнет желание преодолеть барьер, не будет стимула для работы с материалом;
- текст должен учитывать возрастные особенности учащихся. Сложные философские, моральные проблемы не будут понятны для младших школьников, а легкие истории и сказки вызовут лишь снисходительные усмешки со стороны старших учеников;
- тема текста должна быть одинаково интересна всем учащимся, а не только отдельным представителям группы или класса; в противном случае учитель может представить проблему с другой стороны, так, чтобы остальные ученики высказали желание выразить свое мнение;
- перед началом работы с текстом нужно знать знакомы ли учащиеся с главной темой или нужна дополнительная информация, пояснения, чтобы учащиеся «вошли» в тему и поддержали ее. Особенно это относится к текстам по определенным отраслям науки и знания;
- рекомендуется провести предварительный мониторинг способности учащихся работать с разными типами текстов и жанрами. Текст может быть представлен в форме статьи, эссе, делового письма, меню, туристического буклета, рекламного флаера. Работа должна основываться с учетом особенностей жанровых особенностей материала, в противном случае результаты не будут отвечать цели и задачам;
- работа с материалом текстов осуществляется в группах, что обеспечивает взаимодействие, обмен знаниями и опытом. Учащиеся смогут прочитать текст вслух, перевести незнакомые слова, ответить на вопросы, приготовит вопросы для другой группы, сделать групповой пересказ;
- чтение должно находить выход в реальность, в действительность, если это реальная проблема, то учащиеся могут предложить свои мнения о благоприятном компромиссе для всех сторон в сложной ситуации, решение поставленной задачи;
- в ходе работы с текстом можно решить множество задач: повторить раннее выученные слова, проанализировать как они работают в связанном тексте, выучить новые слова и повторить правила словообразования, проследить особенности функционирования определенных грамматических конструкций, их значение для организации текста и выражения главной идеи;
- учитель предусматривает заранее как работа с текстом может выйти на продуктивный уровень, реализуемый через составление монологических, диалогических высказываний, создания небольших письменных текстов подходящего жанра.
Для того чтобы текст стал основой для обучения продуктивной речевой деятельности, важно научить детей работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание на этапы работы. Исходя из поставленных задач, выделяются не 3, как общепринято, а 4 этапа работы с текстом:
I Этап Анализ внешнего вида текста
На предтекстовом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста, главной идеи и на подготовку к речевым высказываниям по теме. Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать, поскольку ничего нового для себя они в этом тексте уже не найдут.
- Начать предтекстовый этап рекомендуется с чтения заголовка или заголовков, описания иллюстраций, фотографий, сопутствующих визуальных материалов. Уже на этом этапе можно предположить о чем пойдет речь. Учащиеся должны сделать вывод “The text is related to the topic….”. Здесь учащиеся выдвигают гипотезу или гипотезы о содержании текста, о направленности мысли автора по сформулированной теме.
2) Следующий шаг предполагает определение ситуации. Учитель предлагает учащимся высказаться о теме, которая была предварительно сформулирована.
- что они знают об этой теме или проблеме; рекомендуется составление семантического поля ключевых слов и выражений в форме спайдерграммы, с записью всей лексики, которая имеет отношение к теме и может встретиться в тексте;
- что хотели бы узнать, на какие вопросы ответить;
- интересна ли эта проблема, важна ли она для них лично и для всего общества, в котором они живут. В процессе предварительной работы с текстом учитель ставит задачу для кого именно этот вопрос имеет значение и почему.
3) Важное значение имеет определение параметров текста:
- автор (что мы о нем знаем);
- адресат (кому предназначен текст);
- жанр текста (письмо, интервью, меню, реклама, туристический проспект, инструкция, часть художественного произведения);
- функции текста (для чего написан): информация, объяснение, рекомендация, анализ, сравнение. Желательно спросить, как учащиеся догадались об этом;
- структура текста (параграфы, наличие диалогов, монологов).
4) На данном этапе учитель может предложить учащимся ознакомиться с началом и концом текста, с первой строкой каждого параграфа, с ключевыми словами, если они выдели в тексте, именами собственными, цифрами, числами, датами.
Таким образом, читательский и жизненный опыт ученика позволит ему догадаться о содержании текста еще до его первого прочтения. Гипотезы можно зафиксировать письменно, чтобы проверить их правильность или неправильность после прочтения текста. Часто детские идеи бывают интереснее, чем сам текст. Учащиеся быстро догадываются, о чем будет идти речь в тесте, что помогает им в дальнейшей работе.
II Этап Чтение текста
Собственно чтение может проходить индивидуально или в группах.
Чтение текста «про себя» это самая распространенная форма чтения в повседневной жизни. При этом ученик пытается самостоятельно «выкарабкаться», опираясь, главным образом, на знание функций этого текста, предвидя, о чем может пойти речь. Узнавая знакомые слова, он пытается догадаться о смысле незнакомых ему слов и выражений. Ученые доказали, что во время чтения про себя задействована та же часть мозга, что и при чтении вслух.
Работа с текстом в группе имеет свои преимущества. Учащиеся могут разделить текст на части и выполнить только свою индивидуальную работу, а затем поделиться результатом с остальными. Это особенно актуально в случае длинных текстов. Ученики могут помочь друг другу: подсказать незнакомое слово, помочь справиться с трудной грамматической конструкцией. Ученики могут зачитать некоторые части вслух с целью доказательства определенной мысли или гипотезы.
Учитель не должен на этом этапе:
- читать текст вслух, ведь текст предназначен для чтения глазами, а не для прослушивания. Это другой формат работы.
- сам объяснять незнакомые слова и грамматические структуры, так как ученик будет зависеть от «учителя-словаря» или «учителя грамматического справочника». Наша задача состоит в том, чтобы научить учащегося работать самостоятельно, рассчитывая только на свои силы. На этом этапе можно попросить учеников составить индивидуальные словари. Затем попросить их сверить между собой и помочь друг другу познакомиться с незнакомыми словами или вспомнить забытые. Если учащиеся работают в группах, то составляется один общегрупповой словарь, который сравнивается со словарем другой группы. Как результат, определяется список слов неизвестный всему классу, с которым можно работать дальше.
В ходе работы с содержанием текста учащиеся составляют план или определяют последовательность (цепочку) событий, классифицируют героев: друг-враг, помощник-противник, определяют их взаимоотношения внутри истории и т.д., формируют свое эмоциональное отношение к событиям и героям.
III Этап Коллективное обсуждение текста
Убедившись в полном понимании текста, учитель может переходить к послетекстовой работе. Главная задача на этом этапе состоит в том, чтобы использовать ситуацию текста в качестве языковой или речевой содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Здесь применимы следующие упражнения:
- придумать новое название всему тексту или его частям;
- дать оценку событиям и поступкам;
-согласиться или не согласиться с представленными утверждениями, объяснить почему не согласен;
- пересказать текста
1) от лица любого персонажа в том числе неодушевленного;
2) с любого заданного места (середины, конца);
3) с точки зрения нового введенного персонажа (добрая фея, дядя-миллионер);
4) с разной степенью свернутости в виде: плана, конспекта, аннотации или собственно пересказа;
4) с учетом изменения характера героя и изменения трактовки всего текста (Красная Шапочка занимается восточными единоборствами, волк-вегетарианец, охотники-защитники природы и т.д.);
- нарисовать главного героя, место действия, предмет действия, описать его по картинке;
- начертить карту, маршрут и описать его;
- составить диалога между главными героями;
- восстановить основного содержания текста по принципу “Cocktail party”, а затем коллективно пересказать основное содержание текста.
IV Этап Заключительный
Работу над текстом завершает письменная деятельность. В зависимости от задания это может быть как классная работа, так и домашняя. Исходя из конкретных целей и задач, поставленных учителем, можно варьировать формы письменных работ.
Примерные задания на несколько минут для выполнения на уроке:
- кратко изложить основные события/действия/мысли;
- составить краткую схему содержания текста в виде ответов на вопросы: Who? What? When? Where? Why?;
- описать одного из героев (имя, возраст, род деятельности, его социальное и семейное положение, особенности характера и т.д.);
- придумать какое-то важное событие из жизни этого человека (опираясь на материал текста или просто придумать, исходя из сведений о нем в тексте);
- придумать на основе изученного текста личный дневник главного персонажа, составить список целей и задач на ближайшее будущее и т.д.);
- составить список цветов, продуктов, подарков, достопримечательностей городов, на основе материала текста с добавлением своих идей);
- написать рекламу ресторану, гостинице, парку, туристическому маршруту, прибору, изобретению, которые фигурируют в тексте;
- придумать свое начало или неожиданное окончание;
- составить подобный документ, если мы имеем дело с меню, рекламным объявлением, туристическим проспектом;
- написать письмо герою или героини со словами утешением, поддержки, совета, осуждения и т.д.;
- ответить на письмо;
- составить и провести анкетирование о затронутой проблеме с последующим обсуждением на уроке;
- составить вопросы для интервью с героями текста, которые можно задать на следующем уроке в форме ролевой игры.
Говоря о чтении как о рецептивном виде речевой деятельности, нельзя ассоциировать его со словом пассивный. Чтение становится основой для работы по совершенствованию речевых навыков в форме монологов и диалогов, предоставляет широкие возможности для обучения письменной речи, основанной на интересе учащихся к материалу, дает учащимся шанс проявить свою выдумку, фантазию, актерские способности. Работа с текстом вызывает соревновательный дух, помогает учащимся работать коллективно, поддерживая друг друга ради общего успеха.
Список литературы:
- Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие [Текст] / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.С. Будько, С.И. Петрова. - Москва: Высшая школа, 1999.
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Под ред. Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - Москва: Просвещение, 1991.
- Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. Вузов и учителей [Текст] / Е.Н. Соловова. - Москва: Просвещение, 2003, с 150-163
- Кузовлев В.П. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / В.П. Кузовлев. –Москва: Просвещение, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.
Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание о...
Технологическая карта по теме Контроль чтения. Обучение письменной речи на уроке английского языка
Цель: развить умения работать с текстом, научить учащихся написанию личного письмаРезультаты:Личностные: формировать интерес к культуре страны изучаемого языка.Предметные: закрепить навыки...
Речевые ошибки в письменной речи как отражение устной речи.
Занятие элективного курса "Практическая стилистика"...
Обучение чтению как средство формирования смежных речевых навыков и умений
Обучение чтению как средство формирования смежных речевых навыков и умений...
Обучение письменной речи на уроках английского языка как средство формирования коммуникативно-речевой компетенции обучающихся
Статья будет полезна учителям английского языка, работающим в 10-11 классах, особенно молодым специалистам, при обучении письменной речи на уроках по УМК Spotlight....
Разработка элективного курса «Практика письменной речи» как средство формирования коммуникативной компетенции в обучении письменной речи старшеклассников
Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлось целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и сложностью овладения данным умением (при ограни...