Речевые ошибки в письменной речи как отражение устной речи.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Занятие элективного курса "Практическая стилистика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элективный курс по русскому языку «Практическая стилистика». 10А класс.

Практикум. Речевые ошибки в письменной речи как отражение устной речи. Редактирование текста.

Цель урока:

Познакомить учащихся с типами речевых ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.

Технологии:

  1. Компьютерная технология.
  2. Технологии деловой игры: лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция-провокация.

Формируемые компетенции:

  1. Умение слушать.
  2. Способность компьютерной презентации.
  3. Способность применять знания на практике.
  4. Способность переносить знания в реальность.

Оборудование урока:

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран.

4. Пакет материалов к уроку у каждого ученика на парте: памятка “Типы речевых ошибок”, упражнения на закрепление изученного материала, индивидуальные карточки для домашнего задания.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Компьютерная презентация по теме урока с исправлением речевых ошибок в приводимых примерах.
  3. Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.
  4. Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.
  5. Итоги урока.
  6. Домашнее задание.

1. Вступительное слово учителя.

Вспомните предыдущий урок и назовите основные признаки хорошей речи. Все ошибки в письменной речи распадаются на несколько групп: фактические, логические, речевые.

Речевые ошибки нарушают правильность речи, ее точность, выразительность, чистоту, образность.

2. Презентация “Речевые ошибки”.

Презентация комментируется учащимися с коллективным исправлением речевых ошибок в приведенных примерах. (Презентация и памятки для учащихся прилагаются)

3. Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.

(Ученикам материал предлагается в виде компьютерной презентации, ошибки исправляются устно с коллективным обсуждением вариантов исправления. Можно 1-2 примера обсудить устно, а остальные предложить учащимся выполнить письменно самостоятельно с последующей проверкой)

I. Употребление слова в несвойственном ему значении.

1. Он упал навзничь (ничком) и уткнулся лицом в землю.

2. Он пристально (внимательно) слушал мой рассказ.

3. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами (размерами).

II. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.

  1. В таких случаях я взглядываю (заглядываю) в “Орфографический словарь”.
  2. Соперники ревностно (ревниво) относились к успехам друг друга.
  3. Люди начали радостно и хлопотно (хлопотливо) выполнять приказание.
  4. Сначала о Манилове складывается двойное (двойственное) впечатление.

III. Неразличение синонимичных слов.

  1. Имя этого поэта знакомо (известно) во многих странах.
  2. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство (место) рекламе, и это нам неимпонирует (нравится).

IV. Употребление слов иной стилевой окраски.

1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы (расположены) очень удачно.

2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного (прекрасного) вальса.

3. В преддверии собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки (документы, бумаги).

4. Ввиду отсутствия красной розы сердце принца будет разбито.

ПРИМЕЧАНИЕ. Известный писатель В.Солоухин не принимал названия Дворец бракосочетания; это “…все равно, - считал он, - что к нитке жемчуга на женской шее прицепить канцелярскую булавку”.

V. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.

  1. Этому, безусловно, талантливому писателю М.Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
  2. Сизифовым трудом (напрасным трудом) было начать постройку дома в этом месте: через два года здесь будет водохранилище.
  3. Солнце светило во всю Ивановскую.

ПРИМЕЧАНИЕ. А.П.Чехов намеренно заменил компонент устойчивого словосочетания кричать во всю Ивановскую, обновив фразеологизм и сделав речь более выразительной.

VI. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов.

  1. На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки (свеклу).
  2. Не могла и не схотела (захотела) Катерина жить в “темном царстве”.
  3. Неожиданно на подмогу (помощь) Чичикову пришел капитан-исправник.

VII. Нарушение лексической сочетаемости.

  1. Родилась (Сохраняется) традиция широко праздновать День города. (Традиция - это обычай, установившийся порядок, унаследованный от предшествующих поколений; традиция родиться не может: она может сохраняться, быть унаследованной.)
  2. Уже будучи преклонным человеком (человеком преклонного возраста), писатель создал один из лучших своих романов.
  3. Помещики присваивали львиную часть (львиную долю) доходов крестьян.

VIII. Употребление лишних слов (плеоназм - от греческого “излишество”).

  1. Он рассказал автобиографию своей жизни (автобиографию, свою биографию).
  2. Поэт испытывал сильную ностальгию по родине (ностальгию). Ностальгия в переводе с греческого – это тоска по родине.
  3. Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы подарили им памятные сувениры (сувениры). Сувенир – это подарок, сделанный на память.
  4. Мы дорожим каждой минутой времени (минутой). Минута – единица времени.

IX. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология – от греческого “то же самое слово”).

1. Этот необыкновенный случай случился (произошел) со мной в молодости.

2. В поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь запечатлел (отразил) свои впечатления о русской деревне.

3. Поэтически описывает поэт (А.С.Пушкин) наш город.

X. Неоправданное повторение слов.

1. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны. Он посылает эти главыкниги своим друзьям.

2. Недавно я прочитала одну книгу. Эта книга называется “Молодая гвардия”. В этой

книге рассказывается…

XI. Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопанСапоги были почти новыеНоски были изъедены молью. (Мужчина был одет в прожженный ватник, грубо заштопанный. Сапоги на нем были почти новые, а носки изъедены молью.)

2. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны.

Он посылает эти главы книги своим друзьям. (Павел упорно работает над задуманной книгой и, когда он заканчивает три главы ее, посылает их своим друзьям.)

XII. Неудачное употребление местоимений.

1. Я вынула книгу из сумки и положила ее (книгу или сумку?) на стол.

2  После своего (совершенного) убийства им овладевает страх.

4. Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.

(Упражнения в распечатанном виде лежат на парте у каждого ученика. Первое упражнение выполняют на доске 2 ученика по 5 предложений. Остальные упражнения выполняются всеми самостоятельно с последующей проверкой)

Упражнение № 1

Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

Упражнение № 2

Прочитайте и найдите речевые ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления.

1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.

Упражнение № 3

Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки допущены, исправьте и перепишите.

1. Повесть написана калорийным языком. 2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология. 4. Большое значение в романе играют женские образы. 5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

Упражнение № 4

Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 8. Им овладела ностальгия по родине.

5. Итоги урока.

Полученные сегодня знания очень важны для вас в жизни, а не только при написании сочинения. Любая неправильность затрудняет понимание и мешает вашему общению.

6. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания учащимся предлагаются индивидуальные карточки с их речевыми ошибками, выписанными из тетрадей по развитию речи. Задание: классифицировать допущенные речевые ошибки и исправить их.

Пример (карточка ученицы 11-го класса “Б” Халилуллиной Алины):

  1. Так и Н.В.Гоголь раскрывает перед читателями проблему умения общаться. В этом тексте автор сравнивает умение общаться русского и иностранца.
  2. А русский человек, как показывает Гоголь, к начальству проявляет свое угодничество, если кто-то выше него по чину, он ему угождает во всем…
  3. Позиция автора состоит в том, что человек не должен быть чинопочитателем, не должен проявлять высокомерие, а должен всегда помнить о человеческом достоинстве.
  4. Чацкий вел себя достойно всегда, не боясь относиться к людям так, как они такового заслуживают.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Специфические ошибки в письменной речи учащихся младших классов"

Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематическо...

методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи.

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи....

Обучение чтению как содержательной основе для речевых высказываний и письменной речи

Представленный материал предлагает пошаговый план работы с материалом любого текста как средства для совершенствования устной и письменной речи на иностранном языке. В статье указываются ряд условий д...

ОЗВУЧЕННАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ: СПОСОБЫ «ПЕРЕВОДА» ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В УСТНУЮ

Статья посвящена озвученной письменной речи, имеющей предварительную письменную подготовленность. В работе рассматриваются способы и приемы перевода письменной речи в устную. По мнению автора, устное ...