Педагогическое Эссе "Учитель - это и профессия, и призвание"
материал
Я бы хотела поделиться своими размышлениями о профессии учителя, кратко описывая свой путь в педагогике. Конкретные примеры личного характера я предлагаю для общего представления о моем опыте в профессии. Буду рада если вы, уважаемые коллеги, согласитесь с некоторыми моими высказываниями и будете рассматривать мое эссе частично как обмен опытом с вами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_esse_dlya_ns_portala.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ
«Учитель – это и профессия, и призвание»
МОАУ СОШ №6, г. Нефтекамск Республики Башкортостан.
Автор: Коренькова Наталья Матвеевна – учитель английского языка
«Учитель – не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель – не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми…»
(С. Соловейчик)
Я – Учитель! И это не только моя профессия, это моя жизнь: трудная, с радостями и огорчениями, не всегда с победами и часто с проблемами, с которыми надо бороться и преодолевать их. Такая профессия накладывает на человека особую печать. Во мне всегда узнают учителя за пределами школы по каким-то особым признакам и свойствам, которые, несомненно, во мне есть. У меня как, наверное, и у многих моих коллег, есть активная и позитивная позиция педагога - не проходить мимо несправедливости, какие случаются между детьми и в отношении детей, которые часто происходят на улице или в любом другом месте. Мое участие, конечно же, происходит во благо добра…
Я работаю в школе более 22 лет. Много лет назад я выбрала эту профессию. Я ее выбрала – или она меня?..
Несколько строк о себе. Я закончила Бирский государственный педагогический институт, факультет иностранных языков (английский и немецкий). После получения диплома начала свою педагогическую деятельность в сельской школе учителем немецкого языка. Затем – в средней школе была воспитателем ГПД. Я отработала несколько лет учителем английского языка в одной из школ Краснодарского края. Эти годы были очень плодотворными и для меня, и для моих учеников. Там, параллельно с работой учителя, я проучилась на курсах резерва школьных руководителей. И меня уже рекомендовали на должность директора школы, но я осталась верна своей профессии учителя!
С самого начала мое общение с учениками выходило за рамки предмета. Я старалась быть интересным, чутким, внимательным и знающим учителем, быть современным и принимать непосредственное участие в жизни школьников – т.е. быть наставником во многом. Я стараюсь оставаться такой и по настоящее время.
Я часто размышляю об этом, подвожу маленькие и большие итоги в своей работе. У всех нас бывают свои проблемы, огорчения, у всех своя жизнь. Но как только захожу в школу я на время забываю про все личное. Я вижу своих учеников на уроках, мы вместе шаг за шагом познаем новое, интересное из жизни другой страны, других детей и событий. И им нужен от меня не только процесс обучения, им необходимо живое, теплое общение со мной. Ведь учащиеся считают меня частью своей жизни и ждут того же от меня. Такую возможность дает профессия учителя, это правда.
Правда и то, что она, моя профессия, имеет и множество минусов. Всем известны такие как: очень большая ответственность, часто возникающие стрессовые ситуации, психологическое давление, большой объем всевозможной отчетности, нехватка времени и, к сожалению, невысокая заработная плата. Часто не хватает времени на собственную семью, средств для улучшения жилищных условий и полноценного и качественного отдыха, да и самочувствие не всегда бывает хорошим, увы! К тому же всем известно сейчас такое понятие как «эмоциональное выгорание» в профессии. В процессе многолетней работы случаются моменты в работе, неприемлимые для понимания в обществе. Психологи, конечно, объясняют это квалифицированно и дают свои рекомендации… И взаимоотношения «учитель – ученик», «учитель - родитель», «учитель – ученик – родитель» не всегда бывают, к сожалению, безоблачными в процессе учебы. Очень много сил уходит на то, чтобы «разрулить» ситуацию безболезненно для всех сторон. Но мы, учителя, стараемся! Это трудно и сложно. И все-таки… И все же…
Несмотря на отрицательные моменты, есть масса сторон положительных. К ним можно отнести: интересное общение с детьми, успехи учеников по предмету и во внеурочной деятельности, признание со стороны родителей, общественности, возможность участия в профессиональных мероприятиях, непрерывное самообразование учителя, без которого немыслимо движение вперед (по - моему мнению), стабильность в работе – каждый может добавить и что-то свое в этот список.
Я работаю в начальной школе. Работа с учениками младшего школьного возраста требует особого подхода и внимания к каждому ребенку. Первоочередной обязанностью учителя считается умение подобрать личностный подход к любому ученику. Здесь важен каждый добрый взгляд, похвала, замечание и настроение. Бесспорно, что на уроке должен быть благоприятный эмоциональный настрой. Лично я – очень эмоциональный человек. Это проявляется целиком и полностью как в жизни, так и в работе. Помогает это или мешает? Однозначно ответить не могу. Есть такое понятие как «эмоциональная компетентность учителя». Это значит, что нужно уметь управлять своими собственными эмоциями и безошибочно определять характер эмоциональных состояний ученика, сопереживать ему, чувствовать его и управлять им - т.е. снижать отрицательные эмоции, стимулировать и поддерживать положительные (это необходимо и для жизни, и для работы). Как мне кажется, я владею этим умением. И мои ученики получают удовольствие от учебы, когда (по мнению австрийского профессора Г. Астляйтнера): прежде всего принимаются во внимание их интересы; - когда занятия проводятся с юмором, что поднимает у всех настроение; - когда применяются игровые методы обучения. Моя методическая статья на тему «Игровые технологии в обучении английскому языку младших школьников» была опубликована на сайте old.prosv.ru http:// old.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=42980,
где я делюсь своим опытом.
Когда я рассказываю и показываю своим ученикам сайты, на которых есть их фотографии /работы и мои работы, я вижу их любопытные глаза и радостные улыбки; когда я вручаю им дипломы и сертификаты за участие в конкурсах – я вижу, как они счастливы! Мне очень приятно это видеть – это наш общий успех!
Учитель – великая профессия! Многие дети, когда учатся в школе и смотрят на своих учителей, хотят быть похожими на них. У меня лично тоже есть такие примеры из моей педагогической деятельности. Конечно, меня это радует. Потому что я не просто учу своему предмету, я стараюсь воспитывать в детях умственные, нравственные качества, пробуждаю в них интерес к знаниям, учу думать и чувствовать по-новому, прививаю им навыки и умения в учебе и желание совершенствовать их. Для этого нужно приложить неимоверные усилия, упорство и волю. И я всегда помню, что я не только «источник знаний и умений», но и советчик, помощник, друг и наставник в одном лице.
В своей работе я стараюсь придумывать новые интересные находки; после уроков мы участвуем в разных конкурсах по английскому языку, а в декадах проводим конкурсы чтецов и «Веселые развлечения», викторины, «музыкальные минутки», разгадываем ребусы и кроссворды, оформляем замечательные стенгазеты, играем в игры, делаем тематические поделки по предмету. Я пою вместе с детьми английские песни и рифмовки, ставлю кассеты с красивыми детскими песенками – шутливыми, лирическими и другими. Мои ученики участвуют в самых разных дистанционных международных конкурсах по языку, занимают призовые места, получают дипломы и сертификаты. Это замечательно! Моя непростая задача – увлечь каждого ученика!
И, конечно же, я счастлива, что мой ежедневный, кропотливый труд находит признание у детей и их родителей. Встречаться каждый день со своими учениками, учить их любви, добру, терпимости и справедливости, уважению, порядочности и честности в разных ситуациях, «прививать» их от равнодушия – это не профессия, это потребность, состояние моей души, это честное и неформальное служение своему делу. Это не профессия, это – призвание!
И еще мне думается, что у учителя должно быть творческое начало, педагогическое чутье, методические наработки, хорошее знание своего предмета, постоянное стремление к достижению результатов. Умение соединить все это в каждодневном педагогическом труде является, бесспорно, талантом. И если это есть у меня, то можно сказать, что это и есть мое призвание. Теперь я могу с уверенностью сказать, что это у меня есть.
Изменилось многое за эти годы в моей жизни, мировоззрении, представлениях и привычках… Осталось главное – любовь к работе с детьми. А это значит, что мое предназначение - учить и воспитывать детей, извините за высокий слог. Спасибо им за то, что они верят в меня и верят мне. Я бы хотела, чтобы меня помнили пусть не все ученики, которых я учу, но многие из них. Мне важно знать, что частички моего сердца и души будут согревать их и дальше, в других классах и во взрослой жизни тоже. Это, конечно же, высокая мечта для меня.
Я начала свое эссе словами выдающегося педагога С.Л. Соловейчика и хочу закончить его же высказыванием. Он очень точно и метко написал об учителе: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит… Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».
Смею надеяться, что это относится в какой-то мере и ко мне. Ведь мы – профессия и я – взаимно выбрали друг друга давно, 22 года назад. И мы верны друг другу. Мы вместе с детьми стремимся улучшить мир, в котором живем, который вокруг нас.
Наступает новый учебный год. Он будет, наверное, нелегким – предстоит решать новые задачи с «множеством неизвестных в предлагаемых обстоятельствах.» Я верю, что у меня хватит сил и умения, опыта и педагогического мастерства решать эти задачи успешно. Я верю!.. И вам, уважаемые коллеги, я желаю того же!
Я иду на урок,
И мне кажется, точно не знаю
Что за день предстоит,
Где начало его, где итог…
Но за счастьем иду!
Это я уж давно понимаю-
Я иду на урок
Удивительный, школьный урок…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Учитель профессия или призвание"
Для участия в конкурсе "Учитель года"...
Предприниматель – профессия или призвание?
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 10 КЛАССЕУчитель технологии Колташева М.В.Учитель обществознания Асадченко О.В.Предприниматель – профессия или призвание?...
Круглый стол "Защитник Отечества-профессия или призвание?"
Круглый стол: обсуждение кинофильма «Офицеры» 1971 года.Цель: формирование гражданского самосознания, чувства любви к Родине, патриотизма, воспитание уважения к традициям военнослужащих, к Российской ...
Эссе "Я - учитель: профессия или призвание?"
Эссе "Я - учитель: профессия или призвание?"...
"Профессия учителя светла, профессия учителя - призванье" - внеклассное мероприятие профориентационной направленности по рассказу В. П. Распутина «Уроки французского».
Внеклассное мероприятие профориентационной направленности выстроено по методике Эдварда де Боно....
Самоанализ внеклассного мероприятия "Профессия учителя светла, профессия учителя - призванье"
Внеклассное мероприятие по литературе «Профессия учителя светла, профессия учителя – призванье» является профориентационным занятием и проводится после изучения рассказа В.П.Распутин...