Мастер-класс "Методы и приемы технологии ТРИЗ на уроках английского языка"
методическая разработка по английскому языку

Мухаметгареева Лилия Разиновна

В работе представлены методы и приемы ТРИЗ на уроках английского языка, способствующих достижению образовательных результатов. ТРИЗ -  технологию можно считать одним из эффективных средств реализации ФГОС нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx112.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Методы и приемы технологии ТРИЗ на уроках английского языка

Подготовила учитель высшей категории Мухаметгареева Лилия Разиновна

Цель мастер-класса:

Представление опыта своей работы с применением инновационных технологий. Представление методов и приемов ТРИЗ на уроках английского языка, способствующих достижению образовательных результатов.

Задачи мастер-класса:

Познакомить с методами ТРИЗ; мотивировать к осознанной деятельности всех участников, принимающих участие в работе  мастер-класса; совместно отработать приемы и методы ТРИЗ во время презентации мастер-класса; способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки участников;

Целевая аудитория:

Мастер-класс разработан для взрослой аудитории, для учителей школ

План

  1. Вступление
  2. Что такое ТРИЗ?
  3. Методы и приемы ТРИЗ
  4. Практическое применение ТРИЗ на уроках английского языка
  5. Заключение

Вступление.

В процессе модернизации российского образования поставлены приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Поэтому одним из важных направлений в системе образования в школе становится внедрение современных технологий, которые соответствуют требованиям времени. На своем мастер-классе я хочу поделиться с вами опытом работы использования технологии ТРИЗ на уроках английского языка.

(Здесь можно попросить гостей придумать любое предложение со словом «мастер-класс»).

Что такое ТРИЗ?

Во-первых, остановимся на слове ТРИЗ. Что это такое? Это теория решения изобретательских задач. С этой технологией я познакомилась еще в далекие 90-ые годы.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – не является самостоятельной наукой. Это методика и алгоритмы решения креативных задач в любой сфере знаний, которые способствуют развитию творческого (изобретательского) мышления и качества творческой личности.

Современное технологическое общество развивается  по пути передачи функций рутинного мышления машинам, компьютерам, в это же время, ожидая от человека мышления творческого и продуктивного. Быть ходячей энциклопедией никому не запрещено, но делать это совершенно не обязательно, поскольку любая интересующая нас информация может быть получена за весьма короткий срок благодаря компьютеру. От человека всё больше ожидается совсем другое, а именно – умение придумывать и создавать, одним словом, творить.

ТРИЗ, теория, разработанная Генрихом Альтшуллером еще в середине прошлого века, изначально не имела отношения к детям. Но со временем, развиваясь, ТРИЗ успешно «перекочевала» в другие сферы жизни, в том числе и в педагогику. Сущность ТРИЗ – решение так называемых «открытых задач», то есть задач, не имеющих единственно правильного решения. 

Методы и приемы ТРИЗ

Чтобы стимулировать творческую активность детей  и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:

Применение на уроках иностранного языка методов ТРИЗ становится все более  актуальным. Эти методы и приемы позволяют учитывать природную индивидуальность ученика, развивать и совершенствовать ее, а значит, привносят в него элемент новизны. Таким образом, цель моей работы складывается из трех взаимосвязанных составляющих единиц –  обучение, развитие и самореализация личности ребенка.

При применении методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД,  что и требуется по условиям ФГОС.

Важно помнить, что для того чтобы учитель смог раскрыть творческий потенциал своих учеников, ему надо усилить креативное начало в самом себе. Например:

  • быть примером для подражания;
  • поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям;
  • разрешать делать ошибки;
  • поощрять разумный риск;
  • поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности;
  • подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности;
  • стимулировать дальнейшее развитие;

Давайте, перейдем от теории к практическому применению приемов и методов ТРИЗ на уроках английского языка, которые помогают развивать творческое мышление, применять нестандартные решения в решении поставленных задач. Безусловно, при изучении иностранного языка необходимо овладевать исходной языковой базой (обучать лексико-грамматической и фонетической стороне речи, формировать навыки чтения и письма), т.е. в этом случае «решать закрытые задачи».

Практическое применение ТРИЗ на уроках английского языка

Необходимо отметить, что развитие творческих и изобретательных способностей многократно увеличивает эффективность урока, создаёт условия для раскрытия личности учащихся, развивает их в интеллектуальном плане.

  1. Мозговой штурм.

Применяется на различных этапах урока. Обычно проводится в группе 7-15 человек, когда требуется найти нетривиальное решение в какой-нибудь проблемной ситуации. Можно выдвигать самые невероятные решения, кажущиеся бредовыми. Необходимо, чтобы все смогли высказаться, так как, услышав ответы одноклассников, ученики с удовольствием в духе соперничества выдвигают все больше и больше вариантов решения.

  1.  Синектика.

Этот метод можно назвать методом аналогий. В основе - прием эмпатии – личностного уподобления способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.

Можно предложить разыграть короткий диалог. Идеи и роли можно подсказать ребятам, часто они сами придумывают оригинальные варианты.

  • Excuse me
  • Yes
  • Can you tell me the time, please?
  • Certainly, it’s 6 o’clock
  • Thanks
  • Not at all

1 вариант: – две школьницы торопятся в школу, бегут, сталкиваются, произносят диалог, смотрят на часы и разбегаются.

2 вариант: – Мальчик знакомится с девочкой, звучит диалог. Мальчик дарит цветок, и они уходят вместе.

3 вариант: – Кукольный театр. Ребята произносят диалог, спрятавшись за ширму. Говорят куклы.

4 вариант: – Представить себе разговор двух деловых людей по телефону. Разыграть диалог.

Для сильных учащихся задание: расширить диалог, добавив 5-6 своих реплик.

  1. Экспертиза.

Технология экспертизы имеет несколько признаков творческой новизны:

  1. аналогичная замена или копирование. Например, сохранив сюжет, внести изменения в описания, диалоги героев.
  2. Гомологичная замена: замена одного или нескольких элементов на элементы, отличающиеся по  строению, но выполняющие такие же функции. Например, изменение внешнего вида героя, жилища и т.д.
  3. Элементная новизна: создание нового элемента, но при этом сам сюжет остается без изменений. Например, создание нового акта действия в произведении.
  4. Системная новизна: создание нового сюжета из известных или с добавлением новых героев.
  5. Пионерская новизна: создание нового произведения в новом направлении, т.е. фантазирование

Технологию экспертизы можно с успехом применять на уроках домашнего чтения, при работе над художественными текстами, где присутствуют описания и диалоги, а так же при работе над полилогами, где реплики героев могут быть заменены или созданы новые полилоги на заданную тему.

Вариант работы с письмом. Можно применить на уроках 9-11 классах. Правила написания неформального письма уже известны. Ученикам дается задание из официального письма-поздравления написать неформальное поздравление другу. Такое задание активизирует творческое мышление в решении проблемы в процессе создания нового продукта.

Пример письма-поздравления на английском

Перевод на русский

Howard Stanley 
9034 Canyon Street 
San Francisco, California 
USA, 90345 
October 01, 2015 

Dear Mr Stanley, 
October, 02 will be a remarkable day of your 10th anniversary as a member of Hoverny Ltd. During these years of work you proved to be a loyal and qualified worker with great potential. We recognize the contribution you make in our company success and wish to congratulate you upon your 10th anniversary. 
With respect, 
John Lewis, 
General Manager

Кому: Ховард Стенли 
9034 Каньон стрит, 
Сан Франциско, Калифорния, 
США 90345 
01 октября 2015 года 

Уважаемый г-н Стенли, 
02 октября будет 10 лет Вашей работы в Ховерни Лтд. За период своей работы Вы показали себя верным и квалифицированным сотрудником с высоким потенциалом. Мы признательны Вам за Ваш вклад в успех нашей компании и хотим поздравить Вас с 10-летней годовщиной. 
С уважением, 
Джон Льюис, 
Генеральный директор.

Dear Horward,
I congratulate you on your 10
th anniversary of you working in our company! 
It had been a long time since we met, but I want you to know that you are a great friend and the best worker. I really appreciate it. I want to wish you all the best: a lot of happiness, good luck in everything, success in your life in whatever you do.
May all your wishes come true. 
Your friend,

John

  1. Метод фокальных объектов

Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес. Например:  

Стол  - TABLE

Метеорит- METEORITE

Круглый- ROUND

Искрящийся- SCINTILLATING

Кухонный - KITCHEN

Горячий - HOT

Пластмассовый- PLASTIC

Стремительный - SWIFT

Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства.

Например, машина:

стремительная - быстро едет;

горячая - везет горячий хлеб;

искрящаяся - летающая тарелка;

   кухонная - с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т.д.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

5.Метод INSERT

Это прием такой маркировки текста, при которой обучающиеся значками  подробно («?»). На стадии осмысления содержания, для того чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, обучающимся предлагается текст, в котором они делают соответствующие пометки на полях.

Black Holes

Черные Дыры

Black holes are areas in the universe where gravity pulls in everything, even light. Nothing can get out and all objects are squeezed into a tiny space. Because there is no light in black holes we cannot see them. But scientists can detect the immense gravity and radiation around them. They are the most mysterious objects in astronomy. Scientists think that the first black holes were formed when the universe began about 13 billion of years ago. Albert Einstein was the first scientist to predict that black holes existed. But it was in 1971 that the first black hole was actually discovered.
Black holes can have various sizes, some may be even as small as an atom. But they all have one thing in common – a very large mass.

Черные дыры — это области во Вселенной, где гравитация притягивает все, даже свет. Ничто не может уйти, и все объекты сжимаются в крошечное пространство. Поскольку в черных дырах нет света, мы не можем их видеть. Но ученые могут обнаружить огромную гравитацию и радиацию вокруг них. Это самые загадочные объекты в астрономии. Ученые считают, что первые черные дыры были сформированы, когда зародилась вселенная около 13 миллиардов лет назад. Альберт Эйнштейн был первым ученым, который предсказал, что черные дыры существуют. Но первая черная дыра была обнаружена только в 1971 году.
Черные дыры могут иметь различные размеры, некоторые могут быть даже малыми, как атом. Но все они имеют одну общую черту — очень большую массу.

После прочтения текста ученики завершают фразы, которые помогают сделать вывод о том, что они прочитали, например:

- It was interesting to know that…. (I was shocked to know that…..)

- I have known that…..  before.

- I want to know more about…

  • Мне интересно было узнать, что….
  • Я  уже слышал о  …… раньше.
  • Я хочу знать больше о  …..

6.Морфологический анализ

Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси.

Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа при описании какого-нибудь персонажа. Например, необходимо создать новый образ супергероя. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Попробуем собрать образ из данных в таблице.

Возраст

AGE

Место жительства PLACE OF LIVING

Средство передвиженияMEANS OF TRANSPORTATION

Одежда

CLOTHES

Характер

CHARACTER

Ребёнок

A CHILD

Дворец

A PALACE

Конь

A HORSE

Спортивный костюм

A TRACKSUIT

Добрый

KIND

Подросток

A TEENAGER

Многоэтажный дом

A BLOCK OF FLATS

Автомобиль

ROLLS-ROYCE

Джинсы и свитер

JEANS AND A SWEATER

Вредный

HARMFUL

Юноша

A YOUNG MAN

Лес

A FOREST

Ролики

SKATERS

Пиджак и брюки

A JACKET AND TROUSERS

Нытик

WHINER

Старик

AN OLD MAN

Детский сад

A KINDERGARTEN

Вертолет

A HELICOPTER

Шорты и футболка, кроссовки

SHORTS, A T-SHIRT, TRAINERS

Весельчак

HILARIOUS

Once upon a time there was an old man. He was a real superhero. He lived in the kindergarten. Sometimes he rode the horse. He was wearing a tracksuit. In spite of being a hero, he was a real whiner.

Сколько простора для воображения!

7.Круги Луллия

На этапе рефлексии можно прибегнуть к методу Круги Луллия. С помощью этого приема закрепляются лексические единицы и систематизируются знания детей из различных областей жизни: истории, окружающего мира, географии, астрономии, музыки, математики и т. п.

C:\Users\Лилия Разиновна\Desktop\IMG-20181005-WA0047.jpg

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

Заканчиваю свой мастер-класс словами: ТРИЗ -  технологию можно считать одним из эффективных средств реализации ФГОС нового поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приемы и стратегии на уроках английского языка

описание приемов и стратегий для лучшего понимания иностранного языка...

Методическая разработка "Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка".

Статья методах и приемах обучения лексике на уроках английского языка....

Использование технологии ТРИЗ на уроках русского языка.

Использование технологии ТРИЗ на уроках русского языка как основа повышения качества обслуживания по предметам....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

В статье представлен ряд заданий для развития умения видеть проблему и определять понятия.  В основе их приёмы технологии ТРИЗ, направленные на развитие исследовательских умений обучающихся, овла...

«Использование приемов ТРИЗ на уроках английского языка »

Презентация «Использование приемов ТРИЗ на уроках английского языка »...

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка. Урок "Weekends" Учебник "Spotlight-5"Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка с анкетами и критериями оценивания....