ПРОЕКТНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
методическая разработка по английскому языку
Новые педагогические технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся.Проектная методика позволяет не просто передавать готовые знания, а выявлять и развивать творческие интересы и способности каждого ребенка, стимулировать его самостоятельную и продуктивную учебную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_proektnoy_metodiki_na_uroke_angliyskogo_yazyka_-_kopiya.docx | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
« ПРОЕКТНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА».
Автры: Нестерова Вера Викторовна, учитель английского языка
Марьянская Наталья Владимировна учитель английского г.Энгельс, Саратовской области
Аннотация: Новые педагогические технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Проектная методика позволяет не просто передавать готовые знания, а выявлять и развивать творческие интересы и способности каждого ребенка, стимулировать его самостоятельную продуктивную учебную деятельность.
Актуальность методической разработки состоит в том, что в связи со стремительным измменением жизни и требований к обучению учащихся, проект — это новая современная образовательная технология, позволяющая решать задачи личностно- ориентированного подхода в обучении и отвечающая запросам современного обществ
Метод проектов был разработан американским педагогом У.Килпатриком в 20-е годы ХХ века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством педагога С.Т.Шацкого в 1905 г. была организована небольшая группа, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания.
Что такое метод проектов
«Метод проектов это определенным образом организованная, поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата». ( Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе – 2000. - № 2. С. 3-10.)
Главная идея метода проектов состоит в следующем:
1. С большим увлечением выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана им самим свободно.
2. Деятельность строиться в русле учебного предмета.
3. Лозунг этой деятельности: " Все из жизни, все для жизни".
Основные цели обучения метода проектов.
Современная система образования направлена не только на передачу определенного набора знаний, умений и навыков, но и на интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Основные цели обучения – формирование креативного и критического мышления, умения оперировать полученной информацией и применять знания на практике в различных ситуациях. Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
Работа над проектами дает возможность учащимся размышлять, самостоятельно искать, анализировать, обобщать, обрабатывать необходимую информацию. Во время проектной деятельности обучающиеся реализовывают свои творческие способности. Они самостоятельно переносят полученные ранее знания, умения, навыки в новую ситуацию, у них появляются новые идеи. Учащиеся составляют различные точки зрения, объясняют и отстаивают свое мнение, опираясь на научные, доказанные факты, на свой и чужой опыт. Проектная деятельность помогает воспитывать в учащихся толерантное отношение к собеседникам, учит слушать и слышать, а также взаимодействовать друг с другом.
Метод проектов и лично-ориентированное обучение.
Личностно-ориентированное обучение и воспитание средствами иностранного языка предполагает активную творческую деятельность учащихся и сотрудничество.
Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, интерес представляет проектное обучение, которое отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим и ориентированным на развитие личности учащегося.
Сущность проектной методики состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения должны определяться самими учащимися на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей. Вследствие этого личностно-ориентированное обучение, лежащее в основе проектной методики, предполагает изменение традиционной схемы взаимодействия учитель-ученик, субъект-объект на схему партнерского учебного сотрудничества субъект-субъект.
У учителя иностранного языка возникает не только педагогическая, но и психологическая проблема первоначального создания, формирования и сохранения потребности школьника общения на иностранном языке. Таким образом, общий принцип, на котором базируется метод проектов, заключается в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом.
Личностно-ориентированное обучение - обучение в сотрудничестве. Проектные методики в определенной степени позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка.
Метод проектов может использоваться при обучении английскому языку в рамках программного материала практической значимости для школьника.
Психологический аспект при обучении методу проектов.
Отправной точкой при выборе именно этого вида работы являются особенности возрастной психологии. Для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно - ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят. Проекты предполагают активизацию их деятельности: учащиеся подбирают информацию в справочниках, ищут фотографии и рисунки и даже самостоятельно делают аудио - и видеозаписи. В этом случае повышенная познавательная и творческая активность обусловлена стремлением школьников проявить инициативу, что-то сделать самим. Посредством своих работ ребята учатся концентрировать усилия, управлять своей деятельностью и добиваться результатов.
В этом возрасте учащимся важно получить оценку не только учителя, но и со стороны своих сверстников. Поэтому очень важно, что учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможности. И это очень важно!
У подростков центр физической и духовной жизнедеятельности перемещается во внешний мир. Общаясь по-английски, учащиеся открывают для себя ценность языка в международном общении.
Проектные виды деятельности.
Английские специалисты в области методики преподавания языков Т.Блур и М.Дж. Сент-Джон различают три вида проектов:
1. Групповой проект, в котором «исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы».
2. Мини-исследование, состоящее в проведении «индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью».
3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий «выборочное чтение по интересующей студента теме» и подходящий для индивидуальной работы.
Исследователи считают последний тип самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако описанная ими структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами и т.д. В связи с этим кажется справедливой точка зрения Р.Джордана, который считает, что проект на основе работы с литературой подходит в основном для изучения иностранного языка для специальных целей. В то же время «мини-исследование» и «работу с литературой» можно рассматривать как разновидности группового проекта, который является наиболее важным для методики преподавания иностранных языков.В ходе школьного курса иностранного языка учащиеся выполняют проектные задания: исследовательские, творческие, ролевые, информационные, прикладные, учебно-познавательные.
Исследовательские проекты Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.
Творческие проекты Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника.
Ролево-игровые проекты В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации; способы информации; результат информационного поиска; презентация.
Практико-ориентированные проекты.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участиекаждого в оформлении конечного продукта.
Межпредметные проекты.
Межпредметные проекты, как правило, выполняют во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.
Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, например, одновременно,практико-ориентированные и исследовательские.
Работу над организацией самоопределения учащихся следует проводить на всех ступенях школы (начальной, средней, старшей). Первые два-три года изучения английского языка учащиеся выполняют микро-проекты, составляют тематические альбомы, коллажи, рисуют постеры и открытки. В среднем звене метод проектов реализуется посредством переводов стихотворений, сочинений (тематических и на свободную тему), газетами, докладами и рефератами.
Особая ценность метода проектов заключается в том, что он предоставляет старшеклассникам возможность на практике проявить свои личностные качества, взгляды и убеждения. Основное требование к проекту в старшем звене – его актуальность и социальная значимость. На данном этапе следует выбирать острые проблемные темы, касающиеся каждого: экология, кризис, войны, терроризм, субкультуры, проблемы современного общества и другие. Острота обеспечивается тем, что проблема актуальна для современных учащихся. Главная задача проекта на данном этапе заключается в том, чтобы никого не оставить равнодушным. Чем острее проект, с точки зрения проблематики, тем эмоциональнее работа учащихся.
Итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей малой родины, участие в благоустройстве двора, написанием письма зарубежному сверстнику, созданием газеты), графика, диаграмма, плакат, листовка, буклет, рекламный проспект и т.д. – который можно увидеть и потрогать.
Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее плотно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение как речевого партнера и старшего помощника.
Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем уроке. Важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала участников.
Особое внимание следует уделить презентации проекта, которая должна осуществляться, как правило, на уроке на английском языке. При работе над первым проектом желательно, чтобы сам учитель представил свой проект в качестве примера. Если в параллели несколько классов, можно организовать выставку лучших проектов, чтобы их могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители.
Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту. Необходимо убедить их использовать разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а по необходимости – аудио или музыкальное оформление.
Роль учителя в подготовке проекта
При использовании метода проектов меняется роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главной задачей учителя становится не передача конкретных знаний, а передача способов работы. Свою работу учащиеся предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю.
Совместная работа над проектом позволяет каждому не только выполнять посильное для него задание, но и учиться навыкам совместного труда в коллективе, когда необходимо выслушать партнера, принять или не принять его точку зрения, аргументировать свой выбор. То есть каждому проявить свое “я”, рассказать о себе, о своих мыслях, оценить, что твоя точка зрения кому-то интересна и интересен ты сам как личность.
Применяя метод проекта, я заметила, что чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектирования, т.к. они имеют признаки исследовательской и творческой деятельности. Хочу заметить, данная педагогическая технология требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, информационных источников, консультантов и пр.), не всегда предсказуем ожидаемый результат, и, обнаружив объективные причины затруднений, следует подумать о том, как избежать их в будущем, при удачной реализации целенаправленно поработать на успешный конечный результат.
Результат мы можем увидеть и на “малоуспешных” учащихся. Пусть защита и не блестящая, но для ребёнка индивидуальное продвижение к успеху, который, я считаю, надо обязательно поддерживать.
В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя.
Применение проектной технологии позволяет получить следующие результаты:
- прочное и глубокое усвоение знаний;
- высокий уровень самостоятельной работы учащихся;
- высокий уровень научности в знаниях у учащихся;
- умение работать в группе, вести групповое обсуждение;
- сплочение детского коллектива.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бухаркина М. Ю. Метод проектов в обучении английскому языку// Иностранные языки в школе. – М., 2005.- № 3. - 112 с.
2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ: Глосса, 2000. – 165 с.
3. Гуленко Т. Н. Проблемы внедрения метода проектов в школе//Образование в современной школе.- М., 2004. - №12. – С. 15-21
4. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам сегодня. - М.: Школа Китайгородской, 2002. – 176 с.
5. Корнеева Л. П. Применение метода проектов на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. – М., 2006. - №5. – 112 с.
6. Мильруд Р. П. Актуальные проблемы методики обучения иностранным языкам за рубежом//Иностранные языки в школе. – М., 2004. - №3 – 112 с.
7. Пассов Е. И., Кузовлев В, П., Коростелев В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества// Иностранные языки в школе. – М., 1997. - №6. – 112 с.
8. ГалиулинаТ.Н. «Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа – Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.
9. Душеина Т.В. «Проектная методика на уроках иностранного языка». ИЯШ, 2003, №5.
10. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. – 2003. – №3.
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
12. Павленко И.Н. «Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста». ИЯШ, 2003, №5.
13. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.
14. Уляшкина Г.В. Опыт организации внеклассной работы по созданию мультимедийного шоу // Иностранные языки в школе. – 2000. – №4.
15. Haines S. Projects. Resource Material for Teachers. - Harlow: Longman, 1989.
16. Hutchinson T. Introduction to Project Work. - Oxford: Oxford University Press, 1991.
17. Ribe R., Vidal N. Project Work. Step by Step. - Oxford: Heinemann, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка в классах младшей и средней школы»
•Цель данной работы: раскрыть значимость метода проектов и проектной деятельности на уроке английского языка для более глубокого усвоения материала, повышения уровня ответственности учащихся в процесс...
Загорская М.В."Проектно -исследовательская деятельность на уроках английского языка"(статья)
Презентация "Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка" на примере освоения темы "Британские и американские праздники".Предназначено в первую для учеников ...
Загорская М.В."Проектно -исследовательская деятельность на уроках английского языка"(статья и презентация)
Презентация "Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка" на примере освоения темы "Британские и американские праздники".Предназначено в первую для учеников ...
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка
Метод проектов, этапы организации в работе над проектом...
Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.
Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка и внеурочное время
Проектно-исследовательская деятельность - это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, выявлению талантливого ребёнка, осознанию себя как члена группы, ра...