Формирование у учащихся коммуникативных УУД на уроке английского языка (из опыта работы)
статья по английскому языку (5 класс)
Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса, так и успешности обучения школьников.
На уроках английского языка ведущая роль принадлежит коммуникативным учебным действиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_molot_v_i.v.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Молот И.В.
Учитель английского языка
ГБОУ гимназия №586 Василеостровского района
Формирование у учащихся коммуникативных УУД на уроке английского языка (из опыта работы)
Следует отметить особую важность формирования в современной школе коммуникативной компетенции как одной из основных «ключевых» компетенций. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года" Правительства Российской Федерации в качестве одного из факторов, приобретающих особую важность, названа коммуникативность, способность к сотрудничеству. Нет сомнения, что одной из характеристик личности становится коммуникабельность, предполагающая владение культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных сферах применения языка. Коммуникативные универсальные действия призваны обеспечить социокультурную компетентность и умение учитывать позицию другого человека, партнера по общению или деятельности, умение выслушать и принять участие в диалоге, в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят: 1) умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками - определять цель, функцию каждого участника, способы взаимодействия; 2) умение поставить вопрос - проявлять инициативу в сотрудничестве по поиску и сбору информации; з) умение разрешить конфликт - выявить, идентифицировать проблему, найти и оценить альтернативный способ разрешения конфликта, принять решение и его реализовать; 4) умение управлять поведением собеседника - контролировать, осуществлять коррекцию, оценку деятельности партнера; 5) умение полно и точно выражать свои мысли, соотнося способ выражения с целью, задачами и условиями акта общения; 6) владение монологом и диалогом как видами речи, руководствуясь нормами родного языка, прежде всего стилистическими.
Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса, так и успешности обучения школьников. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают: - социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; - умение слушать и вступать в диалог; - участвовать в коллективном обсуждении проблем; - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Составляющими коммуникативных умений являются: • умение слушать; • формирует умения и навыки работы в группах и парах; • умение улаживать конфликт; • умение адекватно оценивать себя и других • действовать в парах, учитывать мировоззрение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к всеобщему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; К моменту перехода на основную ступень обучающийся обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения с взрослыми. В этот период у детей появляется интерес к интенсивному установлению дружеских контактов, поэтому учить школьников сотрудничеству (помогать друг другу, осуществлять взаимоконтроль и т. д.) необходимо опираясь на это их стремление. Кроме того, формирование коммуникативных УУД (как и других видов УУД) невозможно без учёта индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка.
Для формирования УУД используются различные педагогические технологии:
- технология интеграции учебных предметов,
- технология проектной деятельности,
- технология развития критического мышления
- эвристическое обучение
- проблемное обучение.
На уроках английского языка ведущая роль принадлежит коммуникативным учебным действиям, так как именно они способствуют формированию у учащихся социальной компетентности и сознательной ориентации на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и взрослыми, доказывать свою точку зрения. Для коммуникативной деятельности важно владеть монологической и диалогической формами речи. Рассмотрим как выбранный нами УМК “Rainbow English” Афанасьевой О.В. способствует формированию данных видов речевой деятельности.
Наибольшее внимание в УМК данной серии уделяется развитию коммуникативных УУД, а именно формированию умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, овладению монологической и диалогической формами речи, инициативному сотрудничеству речевых партнеров при сборе и обсуждении информации, управлению своим речевым поведением.
Содержание учебно-методического комплекса “Rainbow English” позволяет заложить основы коммуникативной культуры. Школьники приобретают умение самостоятельно ставить и решать личностно-значимые коммуникативные задачи, при этом они в состоянии адекватно использовать имеющиеся в их распоряжении речевые и неречевые средства, соблюдая правила этикета общения.
В учебниках “Rainbow English”, начиная с 6 класса вводится рубрика “Social English”. В данной рубрике даются особенности речевого этикета английского языка. Например, в учебнике 7 класса даются фразы школьного обихода. Далее дается задание на закрепление новых фраз и клише в разных ситуациях, ну и конечно же дальнейшее использование данного материала в дальнейшем на уроках английского языка. (Приложение 1).
Еще одним примером данной рубрике является знакомство учащихся с выражениями, помогающими сказать, что на м нравится и или нет. Далее можно выразить свое отношение к некоторым из данных действий и затем в парах разыграть небольшой диалог по образцу (Приложение 2).
Обучение монологической речи происходит поэтапно от более простых заданий к более сложным. На формирование умений составления письменных и устных высказываний даются соответственно разные задания.
В начале 5 класса устные монологические высказывания составляются по опоре, где учащимся необходимо только выбрать вариант окончания предложения, который подходит именно им. Подобное задание будет по силам даже слабым ученикам, а более сильным учащимся можно усложнить задание: не выбрать данный в учебнике вариант, а придумать свой (Приложение 3).
К концу 5 класса задания на составление монологического высказывания даются в виде плана по теме, которая была изучена на предыдущих уроках. Подобные задания также развивают умение пересказывать текст, т.к. чаще всего данные упражнения приводятся после прочтения тематических текстов.
Следующее задание можно использовать как для развития навыков составления как письменного, так и устного высказывания. Это зависит от уровня знаний учащихся. Например, дается текст с описанием города, учащимся, прочитав данный текст, необходимо составить собственное высказывание о своем городе, с опорой на исходный текст .
Заданий на составление диалогов не так много в самом учебнике, а если и есть то они играют репродуктивный характер. Дается диалог с выделенной лексикой, учащимся необходимо заменить данные слова, выбрав из предложенных вариантов . Но даются задания, которые могут помочь учащимся развить навыки диалогической речи и подготовиться к самостоятельному составлению диалога. Одним из таких заданий является составление вопросов к предложенным ответам, что вызывает наибольшие трудности у учащихся.Или наоборот, необходимо ответить на вопросы по пройденной теме. Результатом подобных заданий, может быть составление и разыгрывание диалогов.
В рабочей же тетради, которая предназначена для работы с учащимися после прохождения юнита, даются задания на развитие диалогической речи, носящие продуктивный характер. Например, при прохождении темы город, дается задание, где необходимо объяснить путь по данной карте.
В конце каждого юнита дается проектное задание, которое может выполняться в парах или группах. Для выполнения проектных заданий, учащимся необходимо найти информацию в сети Интернет или других источниках, т.к. информации в учебнике не достаточно для выполнения данных заданий.После подбора информации учащимся необходимо договориться как будет выглядеть их работа (коллаж, презентация, газета и т.д.) и какой материал будет содержаться в ней, что развивает умение договариваться, приходить к единому мнению.
УМК Афанасьевой О.В. “Rainbow English” насыщен страноведческой информацией, которую также можно использовать в качестве содержания для формирования и развития коммуникативных УУД. Здесь можно предложить такие ситуации для диалогической речи как:
- экскурсия по достопримечательностям;
- разговор туриста и жителя города или страны;
- интервью с жителями англоязычных стран и т.д.
Можно предложить и творческие задания, например, найти дополнительную информацию о данных достопримечательностях и найти другие места, интересные для туристов. После можно составить подробную карту достопримечательностей Лондона или Нью Йорка, Москвы или Санкт Петербурга и работу строить уже по этой карте.
Таким образом, изучив содержание УМК с точки зрения формирования и развития коммуникативных УУД, можно сделать вывод, что использование заданий из учебника может быть разным, в зависимости от цели и задач учителя на конкретном уроке.
В заключении, хотелось бы отметить, что применение современных технологий, использование интегративных методов позволяет эффективно решать задачи по формированию коммуникативной компетенции учащихся, и именно она помогает грамотно и эффективно устроится в жизни. Поэтому наша задача - обучать и воспитывать современную молодёжь так, чтобы на выходе из школы она могла бы быть конкурентоспособной, коммуникабельной, могла сотрудничать и взаимодействовать в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка ( из опыта работы)."
В статье рассматриваются практические приемы, напрвленные на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся помогает развитию познават...
Активизация учащихся на уроках английского языка (из опыта работы).
Как сделать свой урок интересным и увлекательным? Игра - один из приемов организации учебной деятельности. В игре развививаются творческие, мыслительные способности ребят. В ней предлагается принять р...
Развитие коммуникативной культуры школьников на уроке английского языка (из опыта работы)
В настоящее время недостаточно просто владеть иностранным языком. Необходимо понимать и чувствовать культуру, которую данный язык представляет, знать об особенностях мировосприятия и миропонимания нос...
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Современная жизнь и общество предъявляют высокие требования к выпускникам средней общеобразовательной школы, что естественным образом нашло свое отражение в социальном заказе и воплотилось в виде целе...
Методическая разработка \'\'Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа на уроке английского языка\'\' (из опыта работы)
Преимущественной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Отличительной особенностью урока рефлексии ...
Формирование функциональной грамотности в области чтения на уроках английского языка (из опыта работы)
Материал полезен для начинающих учителей в планеподготовки уроков чтения ....
Исследовательская работа в 9 классах по теме «История средств массовой информации» на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Александровой Ирины Владимировны.
Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, ...