Проектно - исследовательская деятельность на уроках английского языка
учебно-методический материал

Васильева Нина Сергеевна

Использование проектно-исследовательской деятельности повышает качество знаний, степень обученности по предмету, мотивацию к изучению языка и культуры другой страны, развивает коммуникативные навыки и самостоятельность мышления, укрепляет межличностные отношения и создает комфортный психологический климат в ученическом коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка Васильева Н.С., учитель английского языка

1. Теоретические аспекты применения проектно – исследовательской деятельности

    Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

   Рассмотрим основные теоретические аспекты проектной деятельности. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Все это можно реализовать в процессе  проектно-исследовательской деятельности. Именно проектная деятельность создает все условия для достижения цели современного образования, а именно предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

         Проектно-исследовательская деятельность  способна обеспечить формирование иноязычной компетенции и развитие таких качеств  личности школьника, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способность и готовность к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания. Центральной фигурой в процессе данной деятельности  является личность ученика, которая имеет возможности взаимодействовать с другими участниками учебного процесса, разносторонне и свободно творчески развиваться, овладевать необходимыми компетенциями.

      Проектно-исследовательская деятельность позволяет обеспечить перевод обучения на субъект-субъектную основу, обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Другими словами, научит его добывать необходимые знания самостоятельно  использовать их по назначению. Эта черта личности и поможет молодому человеку стать компетентным во всех отношениях, а значит легко  самореализоваться.

    Таким образом, проектная деятельность:

  • сочетает новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока.
  • предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик  не просто оперирует  учебным содержанием,  но и самостоятельно открывает для себя новое знание, что ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.
  • имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития личности;
  •  применение   проектно - исследовательской деятельности приводит к росту компетентности  у учащихся.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Положительная мотивация использования данной деятельности заключается в том, что она соединяет обучение и воспитание в целостный процесс развития творческой личности и делает возможным интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.

     Проектно-исследовательская деятельность  является личностно - ориентированной деятельностью, где в центре образовательной системы стоит личность ребенка, она же и является основной целью образовательной системы. Прочность и осознанность усвоения материала, развитие интеллекта также зависит от степени самостоятельности ученика в оперировании учебным материалом.

    В процессе проектно - исследовательской деятельности у учащихся развиваются следующие качества: умения организовать свою работу, умения и знания исследовательского характера, умения работать с информацией, умения представить результат своей работы.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность не ограничивается приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходит на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся к предмету, развиваются их интеллектуальные и личностные качества. А так как ученик совершает самостоятельную образовательную деятельность, он саморазвивается, самовыражается как личность, что имеет огромное значение в повышении его самооценки.

    Концепцию “учения через деятельность” предложил американский ученый Д. Дьюи. Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество. Л. С. Выготский считает, что “в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…Научная школа есть непременно “школа действий”. Наши действия, движения - суть наши учителя”.

   Изучив исследования большинства авторов, чьи работы посвящены данному вопросу,  я сделала вывод, что проектирование рассматривается как осознанная и целенаправленная поэтапная деятельность, заканчивающаяся созданием определенного продукта как результата реализации этой деятельности, как деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления. Проектирование сегодня, предполагающее создание проекта, замысла, идеи, с реализацией которых связана жизнь обучающегося, – важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна.      

   Таким образом, весь процесс проектирования предполагает следующие этапы: от проблемной ситуации через социальную (совместно с другими участниками проекта) коррекцию своих действий и далее к критической рефлексии собственной деятельности. Способность к проектированию своей деятельности учащимися (при консультирующей роли учителя) будет способствовать соблюдению важнейшего принципа современного образования: связи теории с практикой. Можно сделать вывод о том, что в процессе  проектно-исследовательской деятельности у учащихся развиваются следующие качества:

- Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

- Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, цель и целеполагание как универсальное учебное действие, объект и предмет исследования, гипотеза исследования, задачи исследования, методы исследования, исследовательские подходы, поиск информации). Сначала продумывается весь проект исследования, затем вместе с учеником он оформляется письменно. Уточняется календарный план выполнения исследования.

- Умения работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план определения, вывод, формулирование выводов, логика изложения, конспект, приемы конспектирования, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, вступление и заключение).

- Умения представить результат своей работы (формы представления результатов, требования к докладу, речи докладчика).

Следует отметить, что проектно - исследовательская деятельность учащихся это  творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.      Кроме того проектно - исследовательская деятельность успешно сочетает в себе принципы трех основных подходов:

1)    компетентностно - деятельный подход к обучению;

  1. личностно-ориентированное обучение;
  2.   развивающее обучение.  

    Проектно-исследовательская деятельность позволяет формировать ключевые  компетенции, т.к. учащиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий, общению и деятельности в целом. В процессе работы с проектами формируются:

       - ценностно-смысловая компетенция (определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир).

        - общекультурная компетенция (отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен). Например, фундаментальные достижения в области английского языка их практическое значение.

       - учебно-познавательная компетенция (включает в себя элементы логической, общеучебной деятельности.).

        - информационная компетенция (формирует умения самостоятельно искать и анализировать необходимую информацию)

          - коммуникативная компетенция (включают знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).

Учителю отводится  управленческая роль в организации учебного процесса.

   Итак, с точки зрения модернизации образования, проектно-исследовательская  деятельность учащихся как технология, базирующаяся на процессах проектирования, выступает важным компонентом системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении – знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании. К концу такого обучения дети оказываются способны выбрать наиболее адекватную форму продолжения образования. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира, что отражает гуманистическое направление в педагогике.

    Новизна опыта работы с проектно – исследовательской деятельностью заключается в том, что: 1) Проектно-исследовательская деятельность развивает метапредметные связи  и способствует интеграции знаний, полученных на уроке английского языка  с другими предметами. В процессе проектно-исследовательской деятельности  учащиеся овладевают метапредметными связями, способствующими не только переносу учебных действий и знаний, но и формированию личностно-значимых качеств для будущей социализации.

2) Проектно-исследовательская деятельность позволила  увидеть высоко мотивированных  детей, которые стали опорой в подготовке к научно-практической конференции. Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию мотивации и активности учащихся.

3) На уроке проектно-исследовательская деятельность создает условия для заинтересованности, поиска, творчества, а также доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнеров. В современном обществе приходится работать с большим объемом информации, использовать информационные технологии, быть способным к самообразованию. Поэтому учебный процесс должен быть так построен, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика

4) Меняется роль учителя:

        - управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;

        -  мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;

        - использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;

        - организует помощь ученику в процессе деятельности, проявляет внимание к результатам его самостоятельной деятельности;

        - создает ситуацию успеха, предлагает задания, посильные каждому ученику;

        - создает положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;

        - организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку.

5). Большая роль отводится самостоятельной работе при изучении нового материала в учебной деятельности учащихся. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознавать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

    Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что применение проектно-исследовательской деятельности делает процесс обучения особенным и интересным для учащихся.

2. Практические аспекты применения проектно-исследовательской деятельности

Из опыта работы

Я начала свою работу по данной теме с изучения публикаций методических и педагогических изданий, анализ опыта работы по данной проблеме. Подробно изучала статьи журнала «Иностранные языки в школе» по личностно-ориентированному обучению. Изучив литературу по данной теме, (Полат Е.С.- основоположник  проектного метода, Леонтович А.В., передовой опыт учителей, внедряющих проектно - исследовательскую деятельность), познакомилась с методическими задачами, которые необходимо решать,  внедряя эту деятельность. Также прошла обучение на курсах по теме «Методика и содержание исследовательского образования школьников: требование стандартов нового поколения» при НП Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис» под руководством Е. О. Федоровской. В практике своей работы я использую проектно-исследовательскую деятельность  более 10 лет.  Работа ведется по двум направлениям:

1) Урочная деятельность -  проблемные уроки; семинары; практические занятия, урочные проекты, творческие проекты.

2) Внеурочная деятельность – проекты; исследовательские работы; олимпиады; конкурсы; научно-практические конференции; предметная неделя; интернет – конкурсы и другие.

Рассмотрим подробнее каждое направление.

Урочная деятельность. Сначала попыталась организовать самостоятельную работу школьников на уроке. В основном это были краткосрочные проекты, укладывающиеся в урок. На начальном этапе  дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. В начальной школе дети составляют тематические словари, рисуют рисунки, творческие работы, альбомы. Тематика проектных работ в начальной школе по УМК М. З. Биболетовой:

2 класс: «Алфавит», «Смешная закладка», «Мой любимый питомец», «Книга о друге».

3 класс: «Меню лесной школы», «Новогодняя игрушка/открытка», «Портрет любимого ученика лесной школы», «Открытка для Тайни», «Письмо и портрет любимого героя».

4 класс: «Рассказ «Предстоящие каникулы», «Сказка», «Журнал звезд», «Создание диплома».

В 5-6 классах использую следующие задания: составление сказок по теме урока, стихов, рассказов, выражение темы через фотографию, рисунок.  Учащимися 5-6  классов были выполнены проекты по темам: «Письмо английскому другу»,  «Моя семья», «Мой друг»,  «Новогодняя открытка»,  «Здоровый образ жизни», «Распорядок дня», «Мое хобби», «Путешествия», «Твое любимое времяпровождение», «Мой дом»,  «Чудовище Несси», «Ночь Гая Фокса», «Американские штаты», «Опиши себя».

7 класс: «Школа. Обучение в школе», «Язык мира»,   «Основные факты об англо-говорящем мире»,  «Живой мир вокруг нас», «Основы экологии»,  «Здоровый образ жизни»                                        

8 класс: «Спорт», «Театр», «Кино», «Выдающиеся люди».

9 класс: «Нью-Йорк. Мои первые впечатления», «Мое родное село», «Биография знаменитого российского политика», «Москва – столица России», «Клуб любителей кино».

10-11 классы: «Международный аэропорт», «Друзья на всю жизнь», «Я расскажу тебе о…», «Сохраним для будущего поколения», «Моя прекрасная леди», «Мир возможностей», «Мой блог», «В суде», «Полет к звездам».

Алгоритм составления урока с использованием проектно-исследовательской деятельности:

1. Определение места данного  урока в теме;
2. Формулировка темы урока;
3. Определение и формулировка интегрирующей цели урока и конечных результатов обучения;
4. Подбор необходимого фактического материала;
5. Отбор методов и форм преподавания и контроля;
6. Определение способов учебной деятельности;
7. Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них.

         Каждый урок по проектно-исследовательской деятельности  целесообразно начинать с процедуры мотивации. Это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой и др.

   В конце каждого урока ученики возвращаются к его целям и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке.

На таких уроках дети могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава, а также всем классом. Если при традиционном классно-урочном обучении учитель - единственное заинтересованное в этом процессе лицо, а дети выступают как пассивные участники обучения, то в проектно-исследовательском обучении учитель - это организатор обучения, консультант и помощник учащихся, часть своих функций он передает детям, например оценивание (по разработанным учителем критериям).

 Внеурочная деятельность.

Во внеклассной работе я осуществляю проектно-исследовательскую деятельность по трем основным направлениям: I направление – индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений; б) работа с учащимися по индивидуальному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками программы, подготовка к олимпиадам (очным и заочным), конкурсам (очным и дистанционным)) возможна при высокой внутренней мотивации ребенка к учебной деятельности.
 Занимаясь внеурочной деятельностью по английскому языку, ежегодно мы с учащимися просматриваем и анализируем работы юных исследователей прошлых лет, мы определяем тематику предстоящих исследовательских работ, простраиваем план работы над исследованием и готовим работу. Итогом работы является участие детей в школьной научно-практической конференции, затем в межрайонных НПК «Шаг в будущее», «Шаг в будущее, юниор»,  районной НПК «Росток», которые проводятся ежегодно в первой и второй половине учебного года.

II направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;

III направление – массовая работа - совместная подготовка и проведение предметных недель, организация тематических мероприятий с целью изучения страноведения,  праздников и культурных традиций англоговорящих стран. Осуществляется на занятиях внеурочной деятельности по английскому языку «Занимательный английский» в начальной и основной школах.

Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по изучаемым  темам, готовые из сети  интернет, а также разработанные мною и учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Я курирую в школе  работу  с одаренными детьми по организации проектно-исследовательской деятельности. Была разработана программа ОУ «Одаренные дети». Первым этапом работы по данной программе  является проведение диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся, затем планируется дальнейшая работа. Каждый ученик создаёт портфолио, в котором находятся творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности.  Привлекаю активных родителей для сотрудничества.

Занимаясь  проектно-исследовательской деятельностью, учащиеся овладевают  следующими ключевыми компетенциями — ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенцией. Они необходимы в любой профессии и при получении дальнейшего образования. Этими ключевыми навыками являются: общение, грамотность, способность выполнения упражнений, использование информационных технологий и способность работы в группе, команде.

Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению английского языка и способствует развитию внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. Хотя следует отметить, что  наряду с преимуществами   проектно-исследовательской деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки: увеличение умственной нагрузки; увеличение объёма работы учителя;

требование более сложной системы оценивания; существование риска неудачного выполнения работы;

   Анализируя свою работу, следует отметить повышение уровня развития исследовательских способностей и познавательной мотивации учащихся, рост уровня их саморазвития и самообразования, умение находить нестандартные решения, потребность и способность выстраивать личные планы на различную временную перспективу, умение работать с любой информацией, используя знания родного и иностранных языков.

Мои ученики, начиная исследовательскую деятельность в нашей школе, продолжают ею заниматься и в дальнейшем, обучаясь в вузах, техникумах, колледжах. Участвуют в научно-исследовательских конференциях с работами на английском языке. Таким образом, создаются условия для успешной самореализации детей в школе, а потом и в их взрослой жизни.

3. Результативность участия учащихся, достижения (приложение)

 В заключение следует отметить, что использование проектно-исследовательской деятельности повышает качество знаний, степень обученности по предмету, мотивацию к изучению языка и культуры другой страны, развивает коммуникативные навыки и самостоятельность мышления, позволяет каждому участнику творчески проявить себя, укрепляет межличностные отношения и создает комфортный психологический климат в ученическом коллективе.

Список литературы

1. Белова С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся - http://image.websib.ru/05/

2. Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку -  http://www.tgl.net.ru/wiki                

 3.  Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1980.
4. Мильруд Р. П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // ИЯШ. 2000, № 4. С. 19 – 14.

5.   Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 1991, № 2. С. 3 – 10.

6.   Рогова Г. В. О повышении действенности урока иностранного языка. // ИЯШ. 2006, № 4.

7. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании//   http://www.researcher.ru/

8. Савченко Н.А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школы.-  http://www.ioso.ru/distant/library

9. Теслина О. В. Проектные формы работы на уроке английского языка. // ИЯШ. 2002, № 3.

 С. 41 – 46.

10. Туркина Н. В. Работа над проектом при обучении английскому языку. // ИЯШ. 2002,

№ 3. С. 46 – 48.

11. Федоровская Е. О. Исследовательская деятельность учащихся как методика

развития универсальных учебных действий, 2013г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка в классах младшей и средней школы»  

•Цель данной работы: раскрыть значимость метода проектов и проектной деятельности на уроке английского языка для более глубокого усвоения материала, повышения уровня ответственности учащихся в процесс...

Загорская М.В."Проектно -исследовательская деятельность на уроках английского языка"(статья)

Презентация  "Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка" на примере освоения темы "Британские и американские праздники".Предназначено в первую  для  учеников ...

Загорская М.В."Проектно -исследовательская деятельность на уроках английского языка"(статья и презентация)

Презентация  "Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка" на примере освоения темы "Британские и американские праздники".Предназначено в первую  для  учеников ...

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка

Метод проектов, этапы организации в работе над проектом...

Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.

Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка и внеурочное время

Проектно-исследовательская деятельность - это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует  развитию учащегося, выявлению талантливого ребёнка, осознанию себя как члена группы, ра...