Выступление на ШМО
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Юлом Марина Николаевна

«Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках иностранного языка в условиях перехода на ФГОС нового поколения»

Выступление

на секции иностранных языков

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на ШМО21.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках иностранного языка в условиях перехода на ФГОС нового поколения»

Выступление

на секции иностранных языков

учителя иностранного языка МАОУ СОШ № 18

 Юлом М. Н.

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда, самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Рассмотрение результата образования не как наращивание предметной информации, а как комплекс умений, позволяющих добиваться требуемого результата, причем часто в неопределенных, проблемных ситуациях, ставят новые ориентиры для современной школы, что требует изменения задач, решаемых учителем в современном образовательном процессе. Учитель не только передает объективные знания учащимся, а способствует развитию их инициативы и самостоятельности, организует деятельность учащихся таким образом, чтобы каждый мог реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает условия, в которых становится возможным для учащихся развитие их интеллектуальных и других способностей, опыта применения полученных знаний в различных ситуациях (познавательных, социальных), т.е. развитие их компетентности.

В сложившейся ситуации становится актуальным вопрос, касающийся изменений требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Методологическую основу ФГОС нового поколения составляет Программа формирования универсальных учебных действий, основывающаяся на положениях системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики и на ступени основного общего образования должна быть направлена на:

- реализацию требований Стандарта к личностным , метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, осуществлении учебной деятельности;

- формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно или социально значимой проблемы.

Программа развития универсальных учебных действий должна обеспечивать:

- развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

- формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

- формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

- повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т.д.);

- овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.

УУД – это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции УУД:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, социальной и профессиональной мобильности;

- обеспечение успешного усвоения ЗУН и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Виды УУД:

1. Личностные УУД (Самоопределение – внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Смыслообразование – мотивация, границы собственного знания и незнания. Морально- этическая ориентация – ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков).

Результатом усвоения личностных УУД является 1). овладение ИЯ как средством глубокого понимания своей культуры и культуры страны изучаемого языка, постижение менталитета других народов; 2). Воспитание личностных качеств - активности, умения сотрудничать, личной взаимоответственности; 3) приобщение к общечеловеческим ценностям – патриотизм, нравственность, экологическая и этическая культура).

Работа в этом направлении может осуществляться в следующих формах: праздники, видео-уроки, уроки-экскурсии, уроки-сказки, а также при выполнении заданий типа : написать письмо Санта-Клаусу, создать слайды памятников сказочным героям, выпуск постеров, путешествие по сайтам стран изучаемого языка, оформление открыток к праздникам, обмен мнениями, выражение своей точки зрения и т.д.

2. Регулятивные УУД (управление своей деятельностью, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, инициативность и самостоятельность).

Результатом усвоения регулятивных УУД является 1). формирование навыков овладения ИЯ, 2). способность к самоизучению, привитие навыка самостоятельной работы над изучением ИЯ, 3). развитие языковых способностей, адекватного восприятия грамматических явлений в речи, 4). развитие памяти, мышления, воображения. Для достижения указанных результатов можно использовать такие задания: прочитать начало рассказа, придумать продолжение, подготовить презентацию о прочитанной книге, о фильме, составить тестовые задания по определенной теме, выполнить задания по алгоритму, действия по предложенному плану и т.д.

3. Познавательные УУД (работа с информацией, учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций – сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогии, подведение под понятие). Познавательными результатами по ИЯ является умение осуществлять межкультурное общение в различных видах деятельности, выявление языковых закономерностей , способность к логическому изложению. Формированию познавательных УУД могут служить следующие задания: прочитать отрывки и соединить их в логической последовательности, сравнить тексты, указать их различия, составить кроссворд, озаглавить прочитанный текст, задания на информационный поиск, проектная и исследовательская деятельность, составление схем, таблиц, самостоятельное выведение правил и т.д.

4. Коммуникативные УУД (речевая деятельность, навыки сотрудничества).Планируемыми коммуникативными результатами по ИЯ должны стать 1). Развитие умения общаться, вести дискуссии, эффективно сотрудничать, используя различные виды деятельности; 2). Приобретение знаний о строе языка, его системе, особенностях, сходстве и различиях с родным языком. Для достижения данных результатов используются следующие задания: подготовить диалог по теме, найти материал в Интернете, подготовить коллаж, дать литературный перевод стихотворений , нарисовать рисунок к тексту, выполнение проектных работ, презентаций, театрализованные постановки, ролевые игры и т.д.

Таким образом, в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Сегодня в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основная цель современного  учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...