Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся проектировать».
рабочая программа по английскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для педагогов 5 классов. Потребность в данной программе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Основная идея программы направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
Цель рабочей программы: создание условий для формирования самостоятельной, ответственной, социально-мобильной личности, способной к успешной социализации и адаптации в обществе, личностному самоопределению и саморазвитию.
Задачи:
- учить детей планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
- учить выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- учить ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_proektirovat_programma.doc | 353 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка
Глава I. Особенности проектной и учебно – исследовательской деятельности………………………………………………………………………………….4
1.1. Специфические черты проектной и учебно – исследовательской деятельности………………………………………………………………………………….4
1.2. Этапы учебно – исследовательской деятельности и их оценка…………….5-8
1.3. Оценка сформированности ключевых компетентностей в рамках оценивания проектной деятельности ………………………………………………...............................9-12
Глава II.
2.1. Содержание программы «Учимся проектировать»…………………………..13
2.2. Календарно-тематическое планирование……………………………………..15
Список литературы……………………………………………………………......... 20
Пояснительная записка
Статус рабочей программы
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе программы «Организация проектной деятельности школьников «Я и проекты», программы курса практических занятий «Учимся проектировать» (Авторы С. Г. Щербакова, Л.А. Выткалова, Н.В. Кобченко, Т.В. Хуртова, Волгоград, 2009) и учебного пособия «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2006).
Общая характеристика программы
Программа призвана обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данной программе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
Планируемые результаты обучения определяются на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.
Глава I. Особенности проектной и учебно – исследовательской деятельности.
1.1. Специфические черты проектной и учебно – исследовательской деятельности.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты.
К общим характеристикам следует отнести:
• практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности;
• структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;
• компетенцию в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию;
• итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности:
Проектная деятельность | Учебно-исследовательская деятельность |
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. | В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат. |
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. | Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. |
1.2. Этапы учебно – исследовательской деятельности и их оценка.
Этапы учебно-исследовательской деятельности и возможные направления работы с учащимися на каждом из них.
Этапы учебно-исследовательской деятельности | Ведущие умения учащихся |
1. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы. | Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств; Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему; Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования; Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций; Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина. |
2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования. | Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации. |
3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария | Выделение материала, который будет использован в исследовании; Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные); Вопросы, предлагаемые для обсуждения. |
4. Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают: | Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать. |
5. Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают. | Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям. |
В оценке результата проекта (исследования) учитывается:
1) участие в проектировании (исследовании): активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности;
2) выполнение проекта (исследования): объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели;
3) также могут оцениваться: корректность применяемых методов исследования и методов представления результатов; глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; эстетика оформления проекта (исследования).
Процесс проектирования и исследований на протяжении всей основной школы проходит несколько стадий:
На переходном этапе (5-6 классы) в учебной деятельности используется специальный тип задач – проектная задача. Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или наоборот заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения.
Педагогические эффекты от проектных задач:
- задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачам. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе;
- учит способу проектирования через специально разработанные задания;
- дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию;
В ходе решения системы проектных задач у младших подростков (5-6 классы) формируются следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач являются экспертные карты и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов». Как итог учебного года для учителя важна динамика в становлении класса (группы) как учебного сообщества, в развитии способностей детей ставить задачи, искать пути их решения. На этапе решения проектных задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса предъявления результата) и только потом оценка самого результата.
Проектные задачи на образовательном переходе (5-6 классы) являются шагом к проектной деятельности в подростковой школе (7-9 классы).
Проект характеризуется:
- ориентацией на получение конкретного результата;
- предварительной фиксацией (описанием) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;
- относительно жесткой регламентацией срока достижения (предъявления) результата;
- предварительным планированием действий по достижении результата;
- программированием – планированием во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;
- выполнением действий и их одновременным мониторингом и коррекцией;
- получением продукта проектной деятельности, его соотнесением с исходной ситуацией проектирования, анализом новой ситуации.
Основные требования к использованию проектной формы обучения:
- наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
- практическая, теоретическая, социальная значимость предполагаемых результатов;
- возможность самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) работы учащихся;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
- выдвижение гипотезы, пути ее решения решения;
- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и т.п.);
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
- Представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (видеофильм, альбом, компьютерная программа, альманах, доклад, стендовый доклад и т.п.)
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя могут определять тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету (монопроекты) с учетом интересов и способностей учащихся. В других - тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и прикладные.
1.3. Оценка сформированности ключевых компетентностей в рамках оценивания проектной деятельности.
В процессе проектной деятельности учащегося с помощью специальных оценочных процедур предоставляется возможность оценки уровня сформированности ключевых компетентностей.
Оценка результата:
Предлагаются две линии оценки: оценка полученного продукта и оценка собственного продвижения в проекте.
1. Оценка полученного продукта
1-2 балла: 1 балл допускает предельно простое высказывание: нравится - не нравится, хорошо - плохо и т.п.; если учащийся объяснил свое отношение к полученному продукту, он претендует на 2 балла.
3 балла: учащийся может провести сравнение без предварительного выделения критериев.
4 балла: проводя сопоставление, учащийся работает на основании тех характеристик, которые он подробно описал на этапе планирования, и делает вывод («то, что я хотел получить, потому что…», «в целом то, но…» и т.п.).
5 баллов: критерии для оценки предлагает учитель.
Оценка продвижения в проекте
7 баллов: учащийся проявляет способность к рефлексии, выделяя не только отдельную новую информацию, полученную в рамках проекта, или конкретный позитивный и негативный опыт, но и обобщает способ решения разнообразных проблем, которым воспользовался в ходе деятельности по проекту, и переносит его на другие области своей деятельности.
8 баллов: учащийся демонстрирует способность соотносить свой опыт и свои жизненные планы.
2. Другая линия критериев оценки связана с умением делать выводы на основе полученной информации.
1 балл: важным является умение учащегося воспроизвести готовый вывод и аргументацию, заимствованные из изученного источника информации.
2 балла: вывод, заимствованный из источника информации, понят учеником, свидетельствует то, что он смог привести пример, подтверждающий вывод.
3 балла: ученик предлагает свою идею, основываясь на полученной информации. Под идеей подразумеваются любые предложения ученика, связанные с работой над проектом, а не научная идея.
4-5 баллов: ученик делает вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел хотя бы один новый аргумент в его поддержку.
6 баллов: ученик выстраивает совокупность аргументов (заимствованных из источника информации или приведенных самостоятельно), подтверждающих вывод в собственной логике,
7 баллов: ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной информации (то есть самостоятельно полученных или необработанных результатов опросов, экспериментов и т.п.) и вторичной информации.
8 баллов: ученик подтвердил свой вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
3. Письменная презентация
1-2 балла: при работе учащихся над проектом задачей учителя является экспертное удержание культурных норм;
3-4 балла: нарастание баллов связано с усложнением темы изложения, которая может включать несколько вопросов.
5 баллов: оценивается грамотное использование вспомогательных средств (графики, диаграммы, сноски, цитаты и т.п.).
6 баллов: ученик понимает цель письменной коммуникации и в соответствии с ней определяет жанр текста.
7 баллов: ученик самостоятельно предлагает структуру текста, соответствующую избранному жанру.
8 баллов: носитель информации и форма представления адекватны цели коммуникации.
4. Устная презентация.
Объектом оценки является презентация проекта (публичное выступление учащегося), основанием – результаты наблюдения руководителя проекта.
Монологическая речь.
Для всех уровней обязательным является соблюдение норм русского языка в монологической речи.
1 балл: учащийся с помощью учителя заранее составляет текст своего выступления, во время презентации обращается к нему.
2 балла: ученик предварительно с помощью учителя составляет план выступления, которым пользуется в момент презентации.
3 балла: ученик самостоятельно готовит выступление.
4-8 баллов: форма публичного выступления предполагает, что ученик использует различные средства воздействия на аудиторию.
4 балла: в монологе ученик использует для выделения смысловых блоков своего выступления вербальные средства (например, обращение к аудитории) или паузы и интонирование.
5 баллов: ученик либо использовал жестикуляцию, либо подготовленные наглядные материалы, при этом инициатива использования их исходит от учителя - руководителя проекта.
6 баллов: ученик самостоятельно подготовил наглядные материалы для презентации или использовал невербальные средства.
7 баллов: ученик самостоятельно реализовал логические или риторические приемы.
5. Продуктивная коммуникация (работа в группе)
Объектом оценки является продуктивная коммуникация в группе, основанием – результаты наблюдения руководителя проекта.
В проекте, в котором участвуют несколько учеников, групповая работа является основной формой работы. В случае, когда реализуются индивидуальные проекты учащихся, учителю необходимо специально организовать ситуацию группового взаимодействия авторов индивидуальных проектов. Это может быть, например, обсуждение презентаций проектов, которые будут происходить в одном месте и в одно и то же отведенное время. Тогда предметом обсуждения может быть порядок выступлений, распределение пространства для размещения наглядных материалов, способы организации обратной связи со зрителями и т.п.
Первая линия критериев оценки связана с умением соблюдать / выстраивать процедуру группового обсуждения.
1-2 балла: для I и II уровней сформированности коммуникативных компетентностей необходимо, чтобы процедуру обсуждения устанавливал учитель. При этом на I уровне учитель выступает в роли организатора и координатора дискуссии, а на II ученики самостоятельно следуют установленной процедуре обсуждения.
3-4 балла: ученики самостоятельно договариваются об основных вопросах и правилах обсуждения. Однако для III уровня допустимо обращение к помощи учителя перед началом обсуждения.
5 баллов: ученики могут обобщить не только окончательные, но и промежуточные результаты обсуждения.
6 баллов: ученики могут зафиксировать полученные ответы и мнения как письменно, так и устно. По завершении обсуждения предлагаются дальнейшие шаги, план действий.
6. Вторая линии критериев оценки связана с содержанием коммуникации. Ситуация групповой коммуникации предполагает, что ученики будут обмениваться идеями.
1 балл: коммуникация предполагает, что ученики будут высказывать идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или свое отношение к идеям других членов группы, если к этому их стимулировал учитель.
2 балла: ученики на II уровне самостоятельно работают в группе, учитель при этом не руководит дискуссией, все усилия и внимание учеников сосредоточены на соблюдении процедуры обсуждения. Поэтому допустимо, чтобы они заранее готовили идеи, которые будут вынесены на общее обсуждение.
3 балла: возможны 2 варианта самоопределения учащихся по отношению к содержанию коммуникации. Либо ученики предлагают свои собственные идеи и при этом разъясняют ее другим членам группы, либо высказывают свое отношение к идеям других членов группы и аргументируют его.
4 баллов: чтобы сформировать свою позицию по отношению к идеям других членов группы, ученики задают вопросы на уточнение или понимание идей друг друга.
5-6 баллов: ученики высказывают собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими участниками, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга.
7-8 баллов: понимание высказанных в группе идей всеми участниками, преодоление тупиковых ситуаций в обсуждении обеспечивается процессами рефлексии, при этом ученики могут определять области совпадения и расхождения позиций, согласовывать критерии, давать сравнительную оценку предложений.
Занимаясь учебно-исследовательской и проектной деятельностью:
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
|
|
Глава II.
2.1. Содержание программы «Учимся проектировать»
Учащиеся 5 классов должны уметь различать (но еще не реализовывать самостоятельно) разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.
Программа «Учимся проектировать» – 5 класс решает задачу приобщения пятиклассников к общественной жизни своей местности, классного коллектива. В основе занятий – наблюдения, элементы исследования, полезные практические дела. Итогом реализации программы является выявление и формирование устойчивых мотивов, интересов и потребностей школьников в жизненном самоопределении.
Содержание программы
Тема 1. Введение (4часа)
- Основы самоопределения.
- Планирование деятельности.
- Познавательные интересы, склонности и способности.
- Сфера жизненных интересов.
Тема 2. Ценностные ориентиры в жизненном самоопределении (6 часов)
- Человек стоит того, что он может.
- Проблемы и противоречия.
- Мы ими гордимся.
- Воспитание и воспитанность.
- Ценностные ориентиры.
- Социальные роли.
Тема 3. Научная организация труда (НОТ) юного исследователя в освоении информационно-образовательной среды (10 часов)
- Информационно-образовательная среда.
- Информационные ресурсы.
- Электронные средства учебного назначения.
- Копирайт, авторское право, торговая марка.
- Работа с ЭСУН.
- Организация информации.
- Способы первичной обработки информации.
- Поиск и преобразование информации.
- Компьютерная презентация.
- Мои интересы.
Тема 4. Мои первые исследования (14 часов)
- Структура проекта.
- Этапы работы над проектом.
- Ресурсы.
- Исследование, методы исследования. Этапы исследования.
- Выбор темы исследования.
- Разработка путей решения проблемы.
- Составление плана исследования.
- Реализация плана.
- Общественное мнение.
- Обработка данных исследования.
- Анализ полученных данных.
- Оформление исследования.
- Подготовка защиты.
- Презентация результата
2.2. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Содержание | Результат деятельности | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
Введение (4 ч) | |||||
1 | Основы самоопределения | Интересы, мотивы, потребности. Определение проекта, типы проектов. Примеры проектов. | Сочинение «Мои любимые занятия» | ||
2 | Планирование деятельности | Этапы реализации проекта. Планируемый результат. | Привести пример успешного проекта | ||
3 | Познавательные интересы, склонности и способности | Диагностика и самодиагностика уровня познавательных интересов и склонностей. Анкета интересов. | Ответить на вопросы анкет. | * | |
4 | Сфера жизненных интересов | Личностные характеристики. Опросник Айзенка, определение типа личности, темперамента. ПР1. | Эссе «Мои любимые предметы» | * | |
Ценностные ориентиры в жизненном самоопределении (6 ч) | |||||
5 | Человек стоит того, что он может. | Важные жизненные умения. Коллективное составление списка. | Отметить, что умеет, выбрать 5, что хотел бы уметь. | * | |
6 | Ценностные ориентиры | «Ценность», «ценностные ориентиры» как нравственно-этические категории. | Установить свои приоритеты | ||
7 | Социальные роли | Человек как социальный субъект и его роли. Нравственные основы личности с позиции: я – гражданин, я – житель, я – работник, я – исследователь и т.п. Ролевая игра. | Составить схему своих социальных ролей | * | |
8 | Проблемы и противоречия | Взаимоотношения человека с природой, обществом. Пути решения проблем. Составление списка проблем (личных или общественных). | Практика полезных дел | * | |
9 | Мы ими гордимся. | Известные люди Оренбургского края, их вклад в историю, культуру, развитие области, России. | Известные люди г. Бугуруслана | ||
10 | Воспитание и воспитанность. | Вежливость, тактичность, деликатность, интеллигентность. Диагностика и самодиагностика уровня воспитанности. ПР2. | Практика полезных дел (отзыв) | * | |
Научная организация труда (НОТ) юного исследователя в освоении информационно-образовательной среды (10 ч) | |||||
11 | Информационно-образовательная среда | Информационно-образовательная среда, её компоненты. Семья. Школа. Социум. | |||
12 | Информационные ресурсы | Библиотеки, каталоги. Энциклопедии, словари, справочники. СМИ (газеты, радио телевидение, Интернет). | Сочинение «Моё информационное пространство» | ||
13 | Электронные средства учебного назначения | Электронные энциклопедии, справочники, учебные пособия. | Подобрать диск по интересующей теме | ||
14 | Работа с электронными пособиями | Возможности электронного пособия. | Презентация «Электронные пособия – наши помощники» | * | |
15 | Копирайт, авторское право, торговая марка. | Требования к работе с различными источниками информационных ресурсов. Правила цитирования. | Привести примеры | ||
16 | Организация информации | План, опорный конспект, логические схемы, таблицы, каталог, аннотация, компьютерная презентация, буклет, web-страница и.т.п. | Подобрать примеры в учебнике | ||
17 | Способы первичной обработки информации | Представление и структурирование информации различными способами. Ключевые слова, лестница сужения и расширения понятий, коллаж. | Коллаж «Моя семья» | * | |
18 | Поиск и преобразование информации | Поиск и преобразование информации на основе бумажных и электронных носителей по заданному параметру. ПР3 | * | ||
19 | Компьютерная презентация | Правила представления информации в презентации. Оформление слайда. | Написание плана презентации | * | |
20 | Мои интересы | Разработка тематической презентации | |||
Мои первые исследования (14 ч) | |||||
21 | Структура проекта | Название, логотип, идея, характеристика, цели и задачи, участники, сроки реализации, этапы, условия, виды деятельности, формы взаимодействия, критерии оценки, результаты, развитие (жизнеспособность) проекта. | Придумать личный логотип, эмблему | ||
22 | Этапы работы над проектом | Выбор темы, формулировка проблемы, исследование проблемы, генерирование и отбор идей, разработка технического решения, планирование, реализация, оформление, презентация. | Составить список проблем (личных или общественных) | ||
23 | Ресурсы | Нормативы и правила, мотивы, кадры, методики, организация, информация, управление, время, материалы и техника, финансы. | Оценка личных ресурсов | ||
24 | Исследование, методы исследования | Проблема, проблемный вопрос, теоретические и эмпирические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, классификация, изучение литературы; опыт, эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, измерение). | Провести мини-исследование (опыт, наблюдение, эксперимент) | ||
25 | Этапы исследования | Выбор темы исследования, актуальность, проблема, предмет, объект, цель, задачи, методы, источники информации, гипотеза, пути решения, проведение исследования, обработка и интерпретация результатов, выводы, оформление. | Продумать темы исследования (согласно личностным интересам, общественным потребностям) | ||
26 | Выбор темы исследования | Обсуждение предложений, создание микрогрупп, постановка проблем, выдвижение гипотез, определение объекта и предмета исследования. | Оценка и описание состояния объекта | * | |
27 | Разработка путей решения проблемы | Формулировка целей и задач, определение методов, путей решения, подбор источников информации, выявление недостающих знаний. | Изучение необходимых источников | * | |
28 | Составление плана исследования | Определение сроков, видов деятельности, ответственных, контрольных точек, форм представления результата, необходимых ресурсов. | Подбор ресурсов | * | |
29 | Реализация плана | Работа с литературными и другими источниками (архивы, устные), проведение наблюдений, экспериментов, опытов, фиксация результатов | Выполнение индивидуальных заданий | * | |
30 | Общественное мнение | Составление анкет, опросников, проведение интервью, опроса | Проведение опросов, анкетирование | * | |
31 | Обработка данных исследования | Составление таблиц, схем, диаграмм, построение графиков, обработка анкетных данных | Обработка данных | * | |
32 | Анализ полученных данных | Структурирование данных, систематизация, соответствие гипотезе, формулировка выводов, заключений, предложений, дальнейших направлений исследования | Оформление данных | * | |
33 | Оформление исследования | Написание исследовательской работы | Оформление работы | * | |
34 | Подготовка защиты | Подготовка буклета, презентации, статьи | Подготовка выступления | * | |
35 | Презентация результата | Выступление на конференции, защита работы, вопросы оппонентов |
Исследования проводятся как группой (общее), так и мини-исследования по выбранным темам (если учащийся способен выполнить такое исследование индивидуально).
Список литературы
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
- Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.
- Организация проектной деятельности в школе: система работы/ авт. – сост. С.Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009
Электронные пособия
- Intel. Обучение для будущего. – Intel, 2004.
- Join Multimedia 2005. Winning projects. – Siemens AG, 2005.
- Join Multimedia 2006. Winning projects. – Siemens AG, 2006.
Тарханова Юлия Александровна, учитель иностранного языка муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» муниципального образования «город Бугуруслан»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Учусь рисовать".
Актуальность данной программы определяется возрастными потребностями в самовыражении и необходимостью определиться в приоритетном виде деятельности.Новизна программы заключает...
КТП для 5-6 классов к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Учимся мыслить»
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов ...
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Учимся работать на компьютере»
Основной целью изучения предлагаемого курса является формирование у обучающихся начальной школы основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценнос...
Программа по внеурочной деятельности "Учусь общению"
Данная программа внеурочной деятельности "Учусь общению"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Учимся говорить по-немецки»
Дополнительная образовательная программа по второму иностранному языку (немецкий) для 5-8 классов составлена на основе:федерального государственного образовательного стандарта основного об...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся понимать себя» (по социальной адаптации пятиклассников)
направленность – социальная возраст участников - с 11-12 лет срок реализации – 1 годПланируемые результатыЛичностные результаты:У обучающегося будут сформированы:- обучаю...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся владеть собой и сотрудничать»
Программа «Учимся владеть собой и сотрудничать» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 6 классах (6,5 - 11...