Программа по внеурочной деятельности "Учусь общению"
рабочая программа на тему
Данная программа внеурочной деятельности "Учусь общению"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_7.6._rp_kruzhka_uchus_obshcheniyu.docx | 43.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка «Учусь общению» для 4 в класса
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Учусь общению» реализует общекультурное направление, составлена на основе авторской программы Ладыженской Т.А. «Риторика».
Программа предназначена для реализации в 4 в классе.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме игр, игровых ситуаций, конкурсов, заочных путешествий, занятий с использованием ИКТ. Итоги подводятся в форме занятия – диагностики, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
Программа дополняет очень важную область школьного образования: учит речи, общению учащихся друг с другом и со взрослыми в разных ситуациях (в школе и вне школы), решению различных коммуникативных задач.
Ее актуальность в том, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависят его дальнейшие успехи в учебной, трудовой деятельности. А также программа обеспечивает преемственность в целях, содержании, подходах и методах работы с программой предмета «Риторика» во 2-3 классах, но разными являются формы образовательного процесса.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы «Учусь общению» – развитие речи, коммуникативных умений, навыка эффективного общения в разных ситуациях, решения различных коммуникативных задач, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Планируемые личностные результаты
- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
- отличать истинную вежливость от показной;
- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
- учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
- осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
- поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
- формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
- оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД
- классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
- реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
- различать описания разных стилей – делового и художественного;
- продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
- анализировать словарные статьи;
- реализовывать словарные статьи к новым словам;
- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного; анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
- воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
- анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
- редактировать текст с недочётами.
Коммуникативные УУД
- признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
- осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета
- слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы.
Предметные результаты
- различать общение для контакта и для получения информации;
- учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
- уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
- определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
- называть основные признаки текста, приводить их примеры;
- называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
- продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
- вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
- анализировать типичную структуру рассказа;
- рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
- знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
- продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
- объяснять значение фотографии в газетном тексте;
- реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной.
Тематическое планирование
№. | Тема | всего | теория | практика |
Общение. | 8 | |||
1 | Разнообразие речевых ситуаций | 2 | 1 | 1 |
2 | Виды общения | 1 | 1 | |
3 | Особенности говорения. | 4 | 2 | 2 |
4 | Слушание. | 1 | 1 | |
Текст. | 14 | |||
5 | Типы текстов | 7 | 3 | 4 |
6 | Опорные конспекты | 2 | 1 | 1 |
7 | Описание деловое (научное) | 2 | 1 | 1 |
8 | Рассуждение | 3 | 1 | 2 |
Речевые жанры. | 8 | |||
9 | Словарные статьи | 2 | 1 | 1 |
10 | Рассказ | 2 | 1 | 1 |
11 | Служба новостей | 4 | 2 | 2 |
Обобщение | 4 | 1 | 3 | |
Итого | 34 | 14 | 20 |
Содержание программы
Общение - 8 ч
Разнообразие речевых ситуаций (2 ч) В теоретической части: объяснение важности учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.) В практической части: определение вида общения по его основной задаче: сообщение, запрос информации, обмен информацией.
Виды общения (1 ч) В практической части: Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств.
Особенности говорения (4 ч) В теоретической части: называть основные виды речевой деятельности. Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении. Объяснять роль пауз, логических ударений. В практической части: демонстрация уместного употребления несловесных средств общения. Называть этикетные формулы утешения. Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом.
Слушание (2 ч) В практической части: оценивание себя как слушателя. Оценивание себя как читателя.
Текст – 14 ч
Типы текстов (6 ч) В теоретической части: основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста. В практической части: подбирать завершающие абзацы к незавершенным текстам. Называть языковые знаки.
Опорные конспекты (2 ч) В теоретической части: сравнение исходного текста с опорным конспектом. В практической части: воспроизведение по опорному конспекту исходного текста. Составление опорного конспекта в форме таблицы, схемы.
Описание деловое (научное) (2 ч) В теоретической части: описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. В практической части: различение описания разных стилей.
Рассуждение (3 ч) В теоретической части: выделение вступления, тезиса, доказательства, вывода, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. В практической части: анализ фактов и выводов в рассуждении. Реализация рассуждения с несколькими доказательствами.
Речевые жанры – 8 ч
Словарные статьи (2 ч) В теоретической части: особенности словарных статей как разновидностей текста. В практической части: составление словарных статей к новым словам.
Рассказ (2 ч) В теоретической части: рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. В практической части: рассказ о памятных событиях своей жизни.
Служба новостей (4 ч) В теоретической части: газетные информационные жанры. Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии. В практической части: составление информационной заметки.
Обобщение (4 ч) В теоретической части: виды речевой деятельности. В практической части: использование речевых жанров в практике, выставка достижений учащихся – письменные работы (альбомы, газеты, фотовыставка).
Календарно-тематическое планирование в 4 классе
№ | Дата | Тема | Содержание (теория, практика) | Теория | Практика | |
Общение – 8 ч | ||||||
1 | Речевая ситуация. | Называть компоненты речевой ситуации. Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. | 1 | |||
2 | С кем, почему, для чего… Улыбнись. | Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. | 1 | |||
3 | С кем, почему, для чего… Улыбнись. | Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику. Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения. | 1 | |||
4 | Особенности говорения. | Называть словесные и несловесные средства устной речи. | 1 | |||
5 | Речевые ситуации и паузы. | Объяснять роль пауз, логических ударений. Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении. | 1 | |||
6 | Утешение словом. | Демонстрировать уместное употребление несловесных средств. Называть этикетные формулы утешения. Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации. | 1 | |||
7 | Утешение – помощь, поддержка. | Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом. | 1 | |||
8 | Какой я слушатель. | Оценивать себя как слушателя. | 1 | |||
Текст - 14 ч | ||||||
9 | Типы текстов. Яркие темы текстов. | Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев. Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев. | 1 | |||
10 | Типы текстов. Яркие темы текстов.
| 1 | ||||
11 | Я – читатель. | Оценивать себя как читателя. | 1 | |||
12 | Абзацные отступы, завершающий абзац. | Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам. | 1 | |||
13 | Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий. | Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации . Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения. | 1 | |||
14 | Знаки вокруг нас, дорожные знаки. | Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни. Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки. | 1 | |||
15 | Знаки-символы и знаки-копии. | Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки. | 1 | |||
16 | Опорные конспекты. | Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков. | 1 | |||
17 | Составляем опорный конспект. | Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное. | 1 | |||
18 | Описание деловое (научное) и художественное. | Различать описания разных стилей. Реализовывать описания двух разных стилей. | 1 | |||
19 | Вежливая оценка. | Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости .Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д. | 1 | |||
20 | Рассуждение | Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении. | 1 | |||
21 | Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение). | Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств. | 1 | |||
22 | Во-первых, во-вторых, в-третьих … Вступление и заключение. | Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами. | 1 | |||
Речевые жанры – 8 ч | ||||||
23 | Словарная статья. | Анализировать словарную статью. | 1 | |||
24 | Словарная статья. | Реализовывать словарную статью к новым словам. | 1 | |||
25 | Рассказ. | Анализировать типичную структуру рассказа. Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни. | 1 | |||
26 | Хочу рассказать. | Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни. | 1 | |||
27 | Служба новостей, что такое информация. | Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию. | 1 | |||
28 | Газетная информация, факты, события и отношение к ним. | Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров. | 1 | |||
29 | Информационные жанры: хроника, заметка. | Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям. | 1 | |||
30 | Подпись под фотографией. | Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д. | 1 | |||
Обобщение – 4 ч | ||||||
31 | Говорю, пишу, читаю, слушаю. | Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности. Формулировать правила эффективного общения. | 1 | |||
32 | Речевые жанры. | Называть изученные речевые жанры. Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются. | 1 | |||
33 | Этикетные жанры и слова вежливости. | Называть этикетные речевые жанры. Оценивать свои речевые привычки. Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач. | ||||
34 | Этикетные диалоги, речевые привычки. | Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам, выставка достижений учащихся. |
Описание материально-технического обеспечения
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Учебники, учебные пособия | |
Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 4 класса, М.:Ювента; Баллас, 2012 год. | К |
Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках Методические рекомендации для учителя 4 класс, М.: Ювента; Баласс, 2007 год. | |
Словари по русскому языку: толковый, орфоэпический словари, словарь фразеологизмов | Ф/Д |
Детские книги разных типов из круга детского чтения | Д/К |
Экранно-звуковые пособия | |
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению | |
Видеофильмы (цифровые), соответствующие тематике программы по литературному чтению. | |
Технические средства обучения | |
Мультимедийный проектор. | Д |
Интерактивная доска SMART или проекционный экран. | Д |
Ноутбук или компьютер. | Д |
Сканер. (3 в 1-м) | Д |
Принтер лазерный. | Д |
Фотокамера цифровая. | Д |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. | Д |
Цифровые образовательные ресурсы | |
Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов –Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ Справочно-информационный Интернет-портал. – Режим доступа:http://www.gramota.ru Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». – Режим доступа:http://school2100.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука общения" для 5 класса
Программа внеурочной деятельности «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 класса, воспитание личности подростков посредством межличностного ...
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Английский для общения» для 8 класса
Данная программа разработана для внеурочной деятельности в 8 классах ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс
Цель данного курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и лбщения обучающихся...
Программа по внеурочной деятельности " Культура общения"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Культура общения» (начального образования). Направление: духовно-нравственное 1 – 4 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура общения»
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.Культура речи - особый раздел на...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...
- Мне нравится (1)