Формирование грамматически правильной речи на иврите и английском языке у младших школьников посредством дидактической игры
статья по английскому языку на тему
Формирование грамматически правильной речи на уроках иностранного языка чрезвачайно важно уже н начальном этапе в начале. Дл яэффективного формирования на уроках мы предлагаем использовать игровые технологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование грамматически правильной речи на иврите и английском языке у младших школьников посредством дидактической игры (на примере индивидуальной и групповой работы с учащимися МБОУ «СОШ №12» Вахитовского района г. Казани)
Магер Марина Олеговна
МБОУ «СОШ №12»,
учитель иврита,
I квалификационная категория
Крутякова Ксения Андреевна
МБОУ «СОШ №12»,
учитель английского языка
Философ Йохан Хёйзинга в своем трактате «Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры», посвященном феномену игры, предлагает следующее её определение: «Мы можем назвать игру с точки зрения формы некоей свободной деятельностью, которая осознается как ненастоящая, она не связана с обыденной жизнью и, тем не менее, она может полностью захватить играющего…». По мнению нидерландского исследователя, игра позволяет изменить естественный порядок вещей и дает возможность развивать фантазию ребенка.
Может, именно в этом заключается причина того, что дети так любят играть. Дошкольники и младшие школьники отдаются игре с упоением. Игра на уроке дает возможность “погружения" в языковую среду, что позволяет достичь положительного эмоционального фона на уроке. Она мотивирует учащихся к раскрытию их потенциала.
В связи с этим учителя иврита и английского языка в МБОУ «СОШ №12» Вахитовского района г. Казани стараются включить в свои уроки как можно больше игр. Играя, дети не успевают устать, их внимание не рассеивается, а уроки проходят живо и весело.
В этой статье нам хотелось бы остановиться на нескольких играх, часто используемых при изучении грамматических тем на уроках иностранных языков в нашей школе.
В качестве примера одной из таких игр можно привести работу с магнитами и блоками лего на уроках по закреплению изученного материала по теме “Определенный артикль в иврите”.
Артикль - служебная часть речи, которая необходима для выражения категории определенности и неопределенности предметов и их свойств. В отличие от русского языка, в котором эта часть речи отсутствует, в иврите существует артикль ה. Пишут его слитно с существительным, которое упоминалось ранее или является конкретным, а также с прилагательным, относящимся к данному существительному. Например, выражение האישה היפה (“аиша аяфа”) можно перевести на русский язык “именно эта красивая женщина”. К глаголам, именам собственным, наречиям, предлогам и некоторым другим частям речи этот артикль не прикрепляется.
Для закрепления знаний об артиклях учитель предлагает ученикам большие блоки лего с прикрепленными к ним словами, а также несколько небольших блоков с артиклем ה. К каждому блоку при помощи клеящих подушечек UHU прикреплены магниты. Ученики должны соединить слова с артиклем и прочитать их. Небольшой подсказкой учителя ученикам является то, что к словам, не требующим использования артикля, прикреплены магниты, имеющие противоположное блоку с артиклем ה направление магнитного поля. В таком случае эти магниты отталкиваются друг от друга.
Фото 1,2. Игра по закреплению изученного материала по теме “Определенный артикль в иврите”.
При изучении английского языка обучающиеся школы №12 также сталкиваются с грамматической темой “Артикль”, которая всегда вызывает большой резонанс среди школьников младшего возраста, ведь выполнить перевод на русский язык артиклей “a” и “the” невозможно. Именно поэтому игра является неотъемлемой частью уроков английского языка. Её используют для более эффективного формирования языковой компетенции. Нижеприведенные игры могут служить примерами для использования при изучении этой темы.
Игра в кубики. Ученики составляют предложения, используя кубики разных размеров и цветов. На этих кубиках изображены артикли, глаголы и существительные. Задача ученика разложить кубики в правильной последовательности так, чтобы получилось грамматически верное предложение. Например, ребенок получает четыре кубика со словами «It», «octopus», «an», «is». Расположив слова в правильном порядке, ученик получит предложение “It is an octopus”.
При прохождении этой игры ученики не только отрабатывают тему “Определенный и неопределенный артикли”, но и формируют грамматически правильную письменную и устную речь. После составления предложения обучающимся также необходимо прочитать полученное предложение без фонетических и грамматических ошибок.
Фото 3. Игра в кубики по закреплению темы “ Неопределенный и определенный артикль в английском языке”.
Еще одно упражнение, помогающее отработать тему “Артикль”, называется «hide and seek» (прятки). Оно помогает ребенку преодолеть сложности при изучении и отработке использования служебной части речи. Благодаря майблс - стеклянным прозрачным камешкам немного приплюснутой формы – изучение темы «Артикль» становится намного проще. Майблс используются в основном для декорации аквариумов с рыбками, но на уроках иностранного языка данное украшение может служить отличным помощником ученику при тренировке постановки артиклей в предложениях.
Учитель ставит перед учеником задачу заполнить пропуски в предложениях на полученной им карточке камешком, на котором написан подходящий артикль.
Фото 4.Упражнение «hide and seek» по отработке использования артикля в предложениях.
Одним из вариантов дидактических игр на уроках иврита, посвященных теме “Пространственные предлоги”, является игра “מַחבּוֹאִים” (“махбоним” - прятки). Игра помогает закрепить правильное употребление в речи простых и сложных предлогов с опорой на их схематичное изображение и без нее, способствует развитию памяти, мышления и внимания. Данная игра подходит для работы в парах, а также при индивидуальной работе учителя с учеником.
Ученики получают набор цветных прищепок и 2 игровых поля: на первом - картинки с изображением льва Ариёта (так зовут главного героя учебного пособия по ивриту для 1-2 классов), а на втором - схемы, разрезанные на сегменты и лежащие обратной стороной к детям. Игрок берет любой сегмент со схемой, переворачивает на лицевую сторону и называет предлог. Затем прикрепляет прищепкой схему к игровому полю с соответствующей картинкой и называет, где находится лев Ариёт по отношению к кубику.
В случае, если ребенок переворачивает карточку с предлогом “על יד”(“аль яд” - рядом), он должен прикрепить ее к подходящей по смыслу схеме.
Фото 5,6. Игра “מַחבּוֹאִים” (“махбоим” - прятки) для знакомства и закрепления полученных знаний по теме “Пространственные предлоги в иврите”.
В английском языке предлоги также активно используются. Сложность заключается в том , что младшие школьники часто переводят услышанные предложения с русского языка на английский и при выборе предлога часто совершают ошибку, калькируя предлоги по аналогии с русским языком. Единственный верный способ разобраться с предлогами - это запомнить, в каких случаях и ситуациях они употребляются. Например, выражение «в выходные» будет звучать «at tweekend», а не «in weekend», хотя по- русски мы используем предлог «в».
Следующее упражнение направлено на отработку правописания предлогов. Учитель предлагает ученикам собрать пазлы, которые соединятся только при условии правильно подобранного к существительному. Предлог «in» (в) соединится с существительным «winter» (зима), а к предлогу «on» (в, на) к слову Monday (понедельник) и т.д.
Фото 7. Игра “пазл для закрепления темы «Предлоги» по английскому языку.
Слово “משחק”(“мисхак” - игра) не раз упоминается в Торе. У этого слова в святой еврейской книге можно найти несколько значений - игра, радость, смех, забава и потеха. Действительно, игра должна приносить удовольствие ребенку. Ведь испытывая радость от познания чего-то нового, ребенок проявляет активность, причем во всех смыслах – не только в интеллектуальном, но также в эмоциональном и творческом.
В задачу учителя входит такая организация урока, при которой игра органически подходит ребенку, является удобной для его восприятия. Это позволит школьнику получать знания в игре в более простой и приятной форме.
Примеры игр, приведенные в нашей статье, могут быть успешно использованы как в групповой и парной, так и в индивидуальной формах работы с учениками. Также стоит отметить, что упражнения могут видоизменяться в соответствии с изучаемой темой на любом иностранном языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматических навыков с помощью игры.(на материале английского языка для младших школьников)
В данной разработке дана подборка довольно известных грамматических игр, которые помогут молодому учителю английского языка в формировании и совершенствовании грамматических навыков устной...
Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры.
Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры....
Доклад «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка у младших школьников на основе деятельностного подхода»
Деятельностный подход вносит существенные изменения в процесс обучения иностранному языку. Он является внутренним условием движения личности к цели, выступает как готовность и способность личности к о...
Конспект открытого занятия по формированию грамматически правильной речи в средней группе ОНР
Тема: Закрепление еречи предлогов “на”, “под”, “в ”и их дифференциация.Обучение рассказыванию - составление рассказа из5-6 предложений по картинкам.Цели:1. Закрепление предлогов и их различение;2. Отр...
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....
«Игра как способ формирования моти-вации к изучению английского языка у младших школьников»
Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенст...
"Развитие познавательных способностей младших школьников, посредством дидактических игр на занятиях с педагогом психологом"
Работы педагога - психолога в общеобразовательном учреждении состоит в том, что он должен владеть большим количеством различных игровых технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать.Игровые те...