«Игра как способ формирования моти-вации к изучению английского языка у младших школьников»
статья по английскому языку

Акопян Бела Генриковна

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения школьника и зачастую от желания учителя в начальной школе зависит и стремление к учению в средних и старших классах Сложность исследования мотивации обусловлена тем, что ученик побуждается к учению комплексом мотивов, которые не только обогащают взаимно, но и противостоят друг другу Мотивация формируется, изменяется и перестраивается в процессе деятельности Поэтому перед учителями современной начальной школы стоит довольно важная задача понимания учебных мотивов младших школьников Успешность учебной деятельности определяется мотивацией, которая оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса А если учебные мотивы отсутствуют, то это, в свою очередь приводит к снижению успеваемости, деградации личности, и в конечном счете может привести в подростковом возрасте к правонарушениям. Игровые технологии помогают учащимся пройти сложный путь адаптаии в начальной школе, учат общаться с одноклассниками,  помогает привыкнуть к учебной деятельности и делать это непринуждённо и легко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_2.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования Одно из этих требований – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. В последнее время значительно возрос интерес к английскому языку как средству международной коммуникации. На данный момент одной из главных задач является развитие мотивационной среды и поддержание интереса у детей младшего школьного возраста к изучению иностранного языка, создание нужных условий для результативного овладения иностранным языком Учитывая требования, предъявляемые ФГОС нового поколения к результатам процесса обучения, задача вуза заключается в подготовке инженера нравственного, гуманитарно-ориентированного, ответственного за свои профессиональные действия, который бы задумывался над смыслом своих профессиональных решений и наступающими по следствиями их внедрения Профессиональная направленность субъектов воспитательной деятельности, высокий образовательный уровень, научное мировоззрение, активное потребление культуры (профессиональной и молодежной субкультуры), высокий уровень познавательной мотивации, интеллектуальная и социальная зрелость, а так же партнерские отношения с преподавателя ми и относительная экономическая самостоятельность [Петрунева, 2011]. В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: 4 1. разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), 2. обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей по иностранному языку должны отражать: 1. приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; 2. освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; 3. сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы Игра является одним из способов повышения мотивации к овладению языком, она ведет за собой развитие Развивающие функции игры заложены в самой природе, так как игра – это всегда коммуникативная ситуация и заряд положительных эмоции, а там, где эмоции, там активность, внимание, заинтересованность и воображение Так развивается мышление Таким образом, одним из путей поддержания интереса к учебному процессу, повышения степени владения языком является использование языковых игр Они воздействуют на мыслительную деятельность обучающихся, предоставляя возможность сделать учебный процесс увлекательным.

Называя игру «арифметикой социальных отношений», Д Б Эльконин трактует ее как деятельность, возникающую на определенном этапе онтогенеза, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых «Игра — это особый вид человеческой деятельности (активности), в процессе которой создаются и развертываются условные формы взаимосвязи объекта и субъекта» [Эльконин, 1999]. Игра – деятельность, в которой ребенок сначала используя эмоции, а затем интеллект постигает всю систему жизни в обществе Эта характерная черта игры выполняет колоссальные возможности для регулирования процесса активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста Игры многопрофильны Они в комплексе влияют на интеллектуальную, эмоциональную, волевую, коммуникативную и другие стороны подрастающей личности [Абдрашитова, Артамонова, 2017]. Как говорил В А Сухомлинский «Без игры не может быть полноценного умственного развития Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [Сухомлинский, 1974]. О С Газман рассматривает игровую деятельность как особую сферу человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил [Газман, 1988]. Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания Это уникальное средство ненасильственного обучения детей Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а поэтому с ее помощью он будет учиться с удовольствием Многие учителя отмечают большие 30 потенциальные возможности игры в качестве средства обучения английскому языку Благодаря играм активизируются все познавательные процессы обучающихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности [Мифтакова, 1994]. Опыт показывает, что самый большой интерес для младших школьников представляют игры, которые заставляют думать, дают возможность проверять и развивать свои способности, соревноваться с другими обучающимися Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху К положительным качествам игры можно также отнести, что эмоциональная настроенность на нее обеспечивает готовность и способность детей подчинить свое поведение и все свои действия требованиям игровых правил Таким образом, возникает добровольная дисциплина, которая по внутренней мотивации принципиально отличается от дисциплины, основанной только на авторитете учителя В игре всегда присутствует элемент напряжения Таким образом, игровая ситуация создаѐт такие условия для обучающегося, при которых он должен приложить определенные, минимальные или максимальные, усилия для достижения успеха Тем самым, игра способствует развитию волевой сферы личности Нельзя также обойти вниманием тот факт, что игра объединяет людей Она способствует взаимному общению всех участников, что, в свою очередь, помогает формированию коллектива и развитию межличностных отношении внутри него И, основное, мотив игры лежит в самой игре Учителю достаточно сказать: «Давайте поиграем!», и обучающиеся сами проявляют желание принять участие в игре. Игровая деятельность в процессе обучения выполняет несколько важных функций Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком Это 31 означает, что игра как особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т д ) Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность обучающихся, т е игра таит в себе богатые обучающие возможности [Эльконин, 1999]. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки Обучающимися вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива обучающихся, установлении новых эмоциональнокоммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке. Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Мотивационно-побудительная мотивирует и стимулирует учебновоспитательную деятельность, оказывает положительное воздействие на личность обучаемого, расширяет его кругозор, развивает мышление и творческую активность. 32 Используя игру как средство обучения в учебном процессе, многие выдающиеся педагоги справедливо отмечали, что они содержат большие потенциальные возможности Игровые формы работы помогают созданию на уроке комфортного психологического климата и активизируют деятельность обучающихся В игре максимально полно и временами неожиданно проявляются способности человека Использование игр на уроках иностранного языка также наблюдается в течение многих лет. И, несмотря на то, что привлекательность использования обучающих игр очевидна, они не достаточно применяются на уроках иностранного языка, не становятся подлинным средством обучения, частью общей системы Практика показывает, что игры чаще всего служат развлекательным моментом на уроке, учителя используют их с целью снятия утомления школьников, применяют их лишь в качестве разрядки Этот факт и создаѐт условия для дальнейшего изучения некоторых аспектов озвученной проблемы С другой стороны, игра представляет собой ситуацию, которая многократно проигрывается и при этом каждый раз в новом варианте В ходе игры происходит соревнование Желание победить мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т д , имеет здесь ярко выраженную целенаправленность ("Я говорю, чтобы выиграть") Оно носит обязательный, мотивированный и естественный характер Для речи игры, несмотря на ее некоторую запрограммированность характера, а также спонтанность, т к победа во многом зависит от точной, быстрой словесной реакции, правильных и остроумных решений Таким образом, игра - это вариативно-ситуативное речевое упражнение, в ходе которого обучающиеся приобретают опыт речевого общения.

В игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребенок следует к своей цели осознанно В рамках игры дети сосредотачиваются быстрее, лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто выучить. 36 Использование игр на уроках иностранного языка не ново И, тем не менее, не смотря на очевидную привлекательность обучающих игр, они не достаточно используются на уроках иностранного языка, не стали подлинным средством обучения, частью общей системы Практика показывает, что игры чаще всего служат развлекательным моментом на уроке, учителя к ним прибегают скорее для того, чтобы снять утомление обучающихся, используя их лишь в качестве разрядки Это и побуждает нас еще раз заострить внимание учителей на некоторых аспектах данной проблемы Игра представляет собой ситуацию, которая многократно проигрывается и при этом каждый раз в новом варианте В ходе игры происходит соревнование Использовать игру на уроках младших школьников необходимо, так как еще совсем недавно игра была их основной познавательной деятельностью С помощью игры обучение становится радостным, увлекательным, жизненно-важным для детей делом Игра – часть их жизни Играя, ребенок познает мир и взаимоотношение между людьми, реализует творческие потребности и познавательный интерес Если учитель использует обучающие игры при обучении детей, английскому языку, то у них развивается логическое мышление, познавательная активность, творческое воображение, быстрее идет процесс формирования умений и навыков, повышает мотивацию к изучению предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Все берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляетс...

Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты

Познавательный интерес является важным факторов совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности поскольку он стимулирует познавательную активность, ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках программы внеурочной деятельности по изучению английского языка для младших школьников

Данная методическая разработка «Marine Championship» - «Морские соревнования» содержит теоретические и практические материалы по организации и проведению воспитательно-образовательного мероприят...

Формирование грамматических навыков с помощью игры.(на материале английского языка для младших школьников)

В данной разработке дана подборка  довольно известных грамматических игр, которые помогут молодому учителю английского языка в формировании и совершенствовании грамматических навыков  устной...

Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся начальной школы".

Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся  начальной школы"....

Формирование грамматически правильной речи на иврите и английском языке у младших школьников посредством дидактической игры

Формирование грамматически правильной речи на уроках иностранного языка чрезвачайно важно уже н начальном этапе  в начале. Дл яэффективного формирования на уроках мы предлагаем использовать игров...

Использование бумажных интерактивных книг на уроках английского языка, как игровой составляющей процесса обучения для повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.

Современный социум, взрослые, подростки и даже дети отличается от предшествующих поколений восприятием окружающей действительности, которая также претерпела свои изменения в результате электронизации ...