Доклад по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка»
материал по английскому языку на тему

Доклад по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Открытая (сменная) школа»

Доклад по теме

«Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка»

Выполнила :

учитель английского языка

Коломейцева Е.А.

г.Рославль

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Ещё великийГенрих Гейне  сказал: «Я не знаю большей красоты, чем здоровье».Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой и вызывает тревогу специалистов.

Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Но как помочь учащимся освоить весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать востребованными и успешными членами социума, и при этом максимально сохранить физическое и психическое здоровье молодого поколения.

Поэтому необходимо создать оптимальныеусловиядля участников учебного процесса:

  • гуманизация содержания урока,
  • целесообразные формы организации учебного процесса,
  • эффективные методы обучения,
  • разнообразные виды поддержки ученика,
  • право свободного выбора,
  • комфортная вещно-пространственная среда.

Сам термин «Здоровьесберегающие технологии» можно определить как педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.

Существует множество определений ЗСТ. Один из известных авторов работ по здоровьесберегающим технологиям в школе, профессор Смирнов Никита Константинович, дает следующее определение здоровьеформирующим образовательным технологиям - все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Другой не менее популярный автор, Валентин Дмитриевич Сонькин, приводит еще более обширное определение. Здоровьесберегающая  технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);  рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;  необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Известный автор работ по здоровьесберегающим технологиям в школе Петров О.В. отмечает, что не стоит все внимание акцентировать только на учениках, надо подумать и об учителях. Петров под ЗСТ понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Таким образом, здоровьесберегающие технологии - тема популярная в педагогической среде, особенно если учесть тот факт, что она даже включена в программы повышения квалификаций учителей. И это не случайно, ведь большую часть дня школьники проводят либо в школе, либо в подготовке к ней. И от школы напрямую зависит здоровье учеников. В стенах школы дети проходят основной период взросления и трудно себепредставить место, которое бы также сильно влияло на физическое и психическое здоровье, как школа. Поэтому логично, что сохранение здоровья школьников такая же важная составляющая педагогической деятельности, как и сам процесс образования.

Здоровьесберегающие образовательные технологии включают в себя:

-технологии проблемного обучения,

-игровые технологии,

-технологии критического мышления,

-групповые способы обучения,

-методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, т.е. активные - методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, семинар),

-применение ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами),

-включение в урок вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

А сейчас позвольте перейти непосредственно к  «Здоровьесберегающим технологиям на уроках английского языка». Ввиду того что иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока, уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий на уроках чрезвычайно  важно

В рамках технологии здоровьесбережения я

1. Используючастую смену видов учебной деятельности (опрос, письмо, аудирование, чтение, рассказ, составление диалогов, просмотр наглядных материалов, работу с компьютером, ответы на вопросы, рисование, работу с интерактивной доской).

2. Применяюне менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповую, парную, индивидуальную, самостоятельную работу), чередую их не позже чем через 10–15 минут; 
3. Использую
методы, способствующие активизации и творческому самовыражению учащихся, – непринужденную беседу, выбор действия, способа действия, взаимодействия, свободу творчества; активный метод – ученик в роли учителя, исследователя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевую игру, дискуссию, семинар.

4. Применяюдинамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за занятие, через 15–20 мин. урока по 1 мин. из трех упражнений). 
5. Обязательно стимулирую
внешнюю мотивацию (оценка, поддержка, соревновательный момент).

6. Стимулирую внутреннюю мотивацию – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к материалу, удовольствие от полученных знаний. 
7. Поддерживаю у детей
веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе.

8. Создаюситуацию успеха (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей ребят).

9. Справедливо оцениваю ответы школьников (использую вариативную систему оценивания: за один урок ставлю баллы за каждый вид деятельности, суммируя их в конце; тогда понятие «двойка» просто исчезнет). Оценка должна помогать, а не отбивать охоту учиться.

Подробнее хотелось бы остановиться на организации и проведении физкультминуток.

Физкультминутки,  кратковременные перерывы для проведения упражнений, являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление.
Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Основные виды физкультминуток: 
1) упражнения для снятия общего или локального утомления; 
2) упражнения для кистей рук; 
3) гимнастика для глаз; 
4) гимнастика для слуха; 
5) упражнения, корректирующие осанку; 
6) дыхательная гимнастика; 
7) артикуляционно-мимическая гимнастика.

Говоря об иных методах технологииздоровьесбережения, следует отметить, что она реализуется главным образом через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока иностранного языка.  Во-первых, урок должен быть зоной психологического комфорта. Здесь невольно вспоминается высказывание Константина Дмитриевича Ушинского: «Учитель!  Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов». В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроках.

Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения ИЯ и для межличностного общения.

С этой целью используются методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.

Упражнение «Комплименты».

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова на английском языке, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

Упражнение «Покажи мне свое настроение».

Упражнение «Деревянная кукла» в формате физминутки.

Кукла падает.

Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается.

Упражнения для снятия общего мышечного утомления

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата являетсяпохвала ученика.

Онаможетбытьвербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» ит.д.

Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.

Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках.

На уроках ИЯ я широко практикуюсамооценивание и взаимооценку. Например, оцени свою работу на уроке, используя смайлики:

Данная система может быть использована и на начальном этапе урока, например, как способ благоприятного психологического настроя

И, наконец, на уроках я стараюсь уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Ученики проходят долгий путь усвоения чужого языка, заучивания новых слов, работы со словарем.

Но чтобы учащиеся получали подлинное удовольствие от общения с иной языковой культурой, самостоятельно могли прочесть по-английски занимательный текст, оценить знаменитый английский тонкий юмор, пополнить свой лексический запас, необходимо широко практиковать обучение через развлечение и игру, особенно на младшем и среднем этапах обучения. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал.

С целью повышения интереса к английскому языку в урок вводятся занимательные элементы

Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов.

Метод проектов является составной частью обучения английскому языку и поддерживает мотивацию к учению – в проектной работе она всегда положительная – и личный интерес: проект отражает интерес учащихся, их собственный мир.

Заключение 
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка базируется на учете физиологических и психологических особенностей детей и приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастанию удовлетворенности ребят полученными знаниями, повышению качества знаний по предмету, укреплению и сохранению здоровья школьников.
 
В заключение хотелось бы привести слова академика, хирурга Н.М. Амосова:“Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье.Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю.… Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.Ещё великий Генрих Гейне  сказал: «Я не знаю большей красоты, ч...

Доклад на тему Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...

Доклад нас тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...

Доклад на МО учителей иностранного языка на тему:Здоровьесберегающие технологии при обучении иностранному языку

Данный доклад рассказывает о том,что такое здоровьесберегающие технологии,о формах и способах применениях на уроках иностранного языка....

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка"

Доклад освещает причины ухудшения здоровья обучающихся и технологии сохранения здоровья в рамках занятий иностранным языком....

Доклад на ШМО по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы" был представлен на школьном методическом объединении. В докладе говорится о том, что необходимо учитывать педаго...