Доклад «Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка».
материал по английскому языку
выступление на ШМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_teme_zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_inostrannogo_yazyka.docx | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка».
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Ещё великийГенрих Гейне сказал: «Я не знаю большей красоты, чем здоровье».Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой и вызывает тревогу специалистов.
Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Но как помочь учащимся освоить весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать востребованными и успешными членами социума, и при этом максимально сохранить физическое и психическое здоровье молодого поколения.
Поэтому необходимо создать оптимальныеусловиядля участников учебного процесса:
- гуманизация содержания урока,
- целесообразные формы организации учебного процесса,
- эффективные методы обучения,
- разнообразные виды поддержки ученика,
- право свободного выбора,
- комфортная вещно-пространственная среда.
Сам термин «Здоровьесберегающие технологии» можно определить как педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.
Существует множество определений ЗСТ. Один из известных авторов работ по здоровьесберегающим технологиям в школе, профессор Смирнов Никита Константинович, дает следующее определение здоровьеформирующим образовательным технологиям - все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Другой не менее популярный автор, Валентин Дмитриевич Сонькин, приводит еще более обширное определение. Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Известный автор работ по здоровьесберегающим технологиям в школе Петров О.В. отмечает, что не стоит все внимание акцентировать только на учениках, надо подумать и об учителях. Петров под ЗСТ понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Таким образом, здоровьесберегающие технологии - тема популярная в педагогической среде, особенно если учесть тот факт, что она даже включена в программы повышения квалификаций учителей. И это не случайно, ведь большую часть дня школьники проводят либо в школе, либо в подготовке к ней. И от школы напрямую зависит здоровье учеников. В стенах школы дети проходят основной период взросления и трудно себепредставить место, которое бы также сильно влияло на физическое и психическое здоровье, как школа. Поэтому логично, что сохранение здоровья школьников такая же важная составляющая педагогической деятельности, как и сам процесс образования.
Здоровьесберегающие образовательные технологии включают в себя:
-технологии проблемного обучения,
-игровые технологии,
-технологии критического мышления,
-групповые способы обучения,
-методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, т.е. активные - методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, семинар),
-применение ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами),
-включение в урок вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
А сейчас позвольте перейти непосредственно к «Здоровьесберегающим технологиям на уроках английского языка». Ввиду того что иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока, уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий на уроках чрезвычайно важно
В рамках технологии здоровьесбережения я
1. Используючастую смену видов учебной деятельности (опрос, письмо, аудирование, чтение, рассказ, составление диалогов, просмотр наглядных материалов, работу с компьютером, ответы на вопросы, рисование, работу с интерактивной доской).
2. Применяюне менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповую, парную, индивидуальную, самостоятельную работу), чередую их не позже чем через 10–15 минут;
3. Используюметоды, способствующие активизации и творческому самовыражению учащихся, – непринужденную беседу, выбор действия, способа действия, взаимодействия, свободу творчества; активный метод – ученик в роли учителя, исследователя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевую игру, дискуссию, семинар.
4. Применяюдинамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за занятие, через 15–20 мин. урока по 1 мин. из трех упражнений).
5. Обязательно стимулируювнешнюю мотивацию (оценка, поддержка, соревновательный момент).
6. Стимулирую внутреннюю мотивацию – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к материалу, удовольствие от полученных знаний.
7. Поддерживаю у детей веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе.
8. Создаюситуацию успеха (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей ребят).
9. Справедливо оцениваю ответы школьников (использую вариативную систему оценивания: за один урок ставлю баллы за каждый вид деятельности, суммируя их в конце; тогда понятие «двойка» просто исчезнет). Оценка должна помогать, а не отбивать охоту учиться.
Подробнее хотелось бы остановиться на организации и проведении физкультминуток.
Физкультминутки, кратковременные перерывы для проведения упражнений, являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление.
Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.
Основные виды физкультминуток:
1) упражнения для снятия общего или локального утомления;
2) упражнения для кистей рук;
3) гимнастика для глаз;
4) гимнастика для слуха;
5) упражнения, корректирующие осанку;
6) дыхательная гимнастика;
7) артикуляционно-мимическая гимнастика.
Говоря об иных методах технологииздоровьесбережения, следует отметить, что она реализуется главным образом через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока иностранного языка. Во-первых, урок должен быть зоной психологического комфорта. Здесь невольно вспоминается высказывание Константина Дмитриевича Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов». В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроках.
Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения ИЯ и для межличностного общения.
С этой целью используются методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.
Упражнение «Комплименты».
Дети по очереди говорят друг другу добрые слова на английском языке, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
Упражнение «Покажи мне свое настроение».
Упражнение «Деревянная кукла» в формате физминутки.
Кукла падает.
Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается.
Упражнения для снятия общего мышечного утомления
Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата являетсяпохвала ученика.
Онаможетбытьвербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» ит.д.
Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.
Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках.
На уроках ИЯ я широко практикуюсамооценивание и взаимооценку. Например, оцени свою работу на уроке, используя смайлики:
Данная система может быть использована и на начальном этапе урока, например, как способ благоприятного психологического настроя
И, наконец, на уроках я стараюсь уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Ученики проходят долгий путь усвоения чужого языка, заучивания новых слов, работы со словарем.
Но чтобы учащиеся получали подлинное удовольствие от общения с иной языковой культурой, самостоятельно могли прочесть по-английски занимательный текст, оценить знаменитый английский тонкий юмор, пополнить свой лексический запас, необходимо широко практиковать обучение через развлечение и игру, особенно на младшем и среднем этапах обучения. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал.
С целью повышения интереса к английскому языку в урок вводятся занимательные элементы
Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов.
Метод проектов является составной частью обучения английскому языку и поддерживает мотивацию к учению – в проектной работе она всегда положительная – и личный интерес: проект отражает интерес учащихся, их собственный мир.
Заключение
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка базируется на учете физиологических и психологических особенностей детей и приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастанию удовлетворенности ребят полученными знаниями, повышению качества знаний по предмету, укреплению и сохранению здоровья школьников.
В заключение хотелось бы привести слова академика, хирурга Н.М. Амосова:“Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье.Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю.… Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В данном материале рассматриваются разные способы применения данной технологии на уроках иностранного языка....
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка. Здоровье человека — достаточно актуальная тема для разговора для всех времен и народов, а в XXI веке он...
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому, одной из приоритетных задач образован...
Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка"
Сегодня очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения. Мно...
Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка"
Доклад освещает причины ухудшения здоровья обучающихся и технологии сохранения здоровья в рамках занятий иностранным языком....
Доклад по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка»
Доклад по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка»...