Роль метода проектов в формировании УУД на уроках английского языка
материал по английскому языку на тему
о роли меиода пректов на уроке английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_metoda_proektov_v_formirovanii_uud_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы крадем
у наших детей завтра…
Джон Дьюи
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых федеральных образовательных стандартов и использование современных образовательных технологий.
Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иностранным языкам является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Построение учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности влечет за собой активное применение современных образовательных технологий, учитывая современные требования к уровню сформированности универсальных учебных действий, к качеству образования.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой ведущих российских психологов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. на основе системно-деятельностного подхода, основные принципы которого описаны в трудах Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова. В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Один из способов решения этой проблемы - использование проектной деятельности учащихся на уроках ИЯ и во внеурочной деятельности. Проектный метод в школьном образовании, являясь одной из форм современных образовательных технологий, входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и общественности. Метод проектов – один из интерактивных методов обучения, способствующий формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащегося в учении, развивающий общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся. На современном этапе развития образования проектная методику детально исследовали отечественные авторы: методисты И.Л. Бим, Т.Е Сахарова, О.М Моисеева, психолог И. А. Зимняя, доктор педагогических наук Е.С. Полат, а также зарубежные ученые Д.Л. Фрид-Бут, Т.Хатчинсон, Д. Филлипс и др. Проектная деятельность является составной частью учебного процесса, позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование, тем самым организовать активную коммуникативную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время, стимулировать их самостоятельную работу, то есть обеспечить формирование коммуникативной компетенции, в том числе и на начальном этапе обучения иностранному языку.
Исходя из всего выше сказанного, ставлю перед собой следующую цель: через применение метода проектов на уроках английского языка способствовать формированию у учащихся универсальных учебных действий.
Достижение поставленной цели планирую через реализацию следующих задач:
- использовать метод проектов в учебном процессе с целью формирования коммуникативной компетенции;
- вовлечь учащихся в предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность;
- направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации учению в целом и к изучению иностранного языка в частности.
1.ФОРМИРОВАНИЕ УУД СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ
В составе видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
личностный;
регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
познавательный;
коммуникативный.
Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, предоставляет прекрасную возможность для формирования УУД.
Проектная деятельность направлена на решение коммуникативных задач, ориентирована на личность ученика, развивает мотивацию и творческий потенциал учителя и учащихся. В процессе работы над проектом происходит интегрированное развитие всех видов речевой деятельности и сочетание коллективной, парной и групповой работы. Таким образом, можно утверждать, что проектная деятельность одновременно направлена на формирование всех видов универсальных учебных действий.
Усовершенствование методической работы по формированию УУД в соответствии требованиям ФГОС ООО заключается в следующем:
- включение учащихся в проектную деятельность, типичную для их возрастных особенностей (на среднем этапе это творческие и информационно-исследовательские проекты);
- разработка критериев с целью создания условий для формирования УУД через развитие коммуникативной активности учащихся.
Критерии при работе над проектом:
Ученик выбирает проблему и содержание проекта, работает в индивидуальном темпе, что обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Принцип уважения и толерантности к чужой точке зрения и результатам чужого труда.
Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует комплексному формированию и развитию УУД во взаимосвязи всех видов речевой деятельности, развитию психических и физиологических функций ученика.
Как же у детей зарождается та или иная идея создания проекта? В обучении английскому языку метод проектов используется в тесном контакте с учебной программой практически по любой теме. В конце каждого раздела учебника, у нас предусмотрен проект. И когда мы начинаем изучение новой темы я перед детьми ставлю цель, для того чтобы они накапливали материал по данной теме.
На примере создания проекта «Preparing a presentation» («Подготовка тематической презентации Праздники в Англии») предлагаю рассмотреть, какие УУД формируются в ходе работы.
Первый этап. Определение темы и конечного результата, распределение ролей в группе.
Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения. Следует отметить, что тема данного проекта была достаточно интересной для учащихся, так как, ее выбор был обусловлен не только тем, что она входит в общий контекст обучения языку, но и то, что они запланировали, нашло отражение в реальной жизни, а не осталось только на бумаге.
Ребята с увлечением начали работать над проектом. В группах они обсуждали содержание и характер проекта, его цели, наметили конечную цель и распределили роли.
На этом этапе происходило формирование таких универсальных учебных действий как:
Познавательные УУД – понимание актуальности выбранной темы, формулирование проблемы, самостоятельный поиск способов решения проблемы.
Коммуникативные УУД – умение вести диалог, высказывать свои мысли, слушать мнение других.
Регулятивные УУД – определять и формулировать цель своей деятельности.
Личностные УУД – развитие познавательных интересов, установка на общественно - полезную деятельность.
Второй этап. Выполнение проекта.
Практическая работа над проектом - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы. Учащиеся составляют план работы над проектом, обмениваются найденной информацией. Кто-то составлял план презентации, кто-то нашел в Интернете информацию о празднике, кто-то ,посетив библиотеку, прочитал и поделился традициями праздников в Росси.
На этом этапе происходило формирование таких универсальных учебных действий как:
Познавательные УУД - умение определять последовательность промежуточных целей, составлять план и планировать последовательность действий, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, умение структурировать полученную информацию: анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение.
Коммуникативные УУД – адекватное использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия, умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Регулятивные УУД – составлять план и планировать последовательность действий, принимать и сохранять цель работы, прогнозировать свою деятельность, производить коррекцию – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.
Личностные УУД – формирование мотивационной основы, умение делать выбор.
Третий этап. Оформление проекта.
На третьем этапе учащиеся работали над техническим выполнением проекта.
Форму оформления проекта (в виде компьютерной презентации) каждая группа определяла индивидуально.
Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сообщений, совершенствуя навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей.
На этом этапе происходило формирование таких универсальных учебных действий как:
Познавательные УУД - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД - умение принимать и сохранять цель работы, прогнозировать свою деятельность.
Коммуникативные УУД - критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Личностные УУД – освоение личностного смысла работы над проектом Четвертый этап. Защита и оценка проекта.
Учащиеся представляли свои проекты одноклассникам, отвечали на вопросы учителя и друг друга.
Таким образом, мы подвели итог работы над темой «Festivals and holidays in the UK»(Фестивали и праздники в Соединенном королевстве Великобритания ).
На этом этапе происходило формирование следующих универсальных учебных действий:
Познавательные УУД- умение строить логическое рассуждение, делать выводы, строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с нормами языка.
Регулятивные УУД – умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, оценка (выделение и осознание) учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, самооценивание качества и уровня усвоения материала.
Коммуникативные УУД- умение вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс.
Личностные УУД - способность выразить себя через свой проект, Умение уверенно держаться во время выступления, формирование эстетических чувств.
Для оценивания проекта учащимся предлагаются следующие критерии.
Критерии оценки мультимедийных проектов
1. Критерии оценки презентации (5 баллов):
- Объем презентации
- Наличие разнообразного наглядного материала (фото, рисунки, картинки, карты, таблицы, диаграммы)
- Техническая грамотность выполнения презентации (формат, объем текста не более 40 слов, шрифт)
- Уместность использования анимации (звуков, эффектов, музыки)
- Эстетичный вид презентации (цвет, соразмерность картинок, шрифтов)
2. Критерии оценки содержания проекта (5 баллов):
- Соответствие между темой и содержанием
- Актуальность, новизна
- Информативная насыщенность проекта
- Наличие оригинальных находок, собственных суждений
- Логичное изложение материала
3. Критерии оценки защиты проекта (5 баллов):
- Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая)
- Степень владения материалом (свободное – без опоры, несвободное – с опорой)
- Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка)
- Самостоятельное управление слайдами презентации
4. Итого:
13 - 15 баллов – “5”
10 - 12 баллов – “4”
7 - 9 баллов–“3”
Итоговая оценка:
Применение проектной технологии на уроке способствует формированию коммуникативной, информационной компетенции, которая проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно находить необходимую информацию по разным отраслям знаний. Кроме того, проектное обучение способствует повышению личной уверенности обучающихся, развитию коммуникабельности и умения сотрудничать, умения искать пути решения проблемы, исследовательских умений.
2. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получен при решении проблемы.
Внешний результат (предметные, метапредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями. Метод проектов имеет огромное значение для решения задач ФГОС ООО и формирования УУД учащихся.
Большинство проектов выполняется индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Работа над проектом дает ребятам возможность проявить таланты, например оформительские, которые не менее важны для успеха проекта, чем умение хорошо писать по-английски. Использование метода проектов на уроках помогает научить школьников понимать звучащую речь на иностранном языке, сообщать собеседнику о себе, побуждать собеседника к речевому поведению, задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие или несогласие, желание или нежелание, одобрение или неодобрение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, могу сказать, что применение метода проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности способствует вовлечению учащихся в предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность , тем самым способствуя формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка в частности путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному обучению.
МОУ «Новотроицкая СОШ»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
На ШМО гуманитарного цикла
на тему
РОЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Учитель английского языка
Лесникова Елена Васильевна
Октябрь 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОД ПРОЕКТОВ: УРОЧНАЯ И ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются цель, содержание, результаты инновационного проекта "Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активн...
Проект по теме "Формирование УУД на уроке английского языка"
Проект по английскому языку ФГОС НОО "Формирование УУД на уроке английского языка"...
Роль метода проектов в формировании метапредметных умений
Проектная деятельность ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов...
Роль метода проектов в формировании метапредметных умений
Проектная деятельность ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов...
Методы формирования УУД на уроках английского языка
В презентации представлены методы формирования УУД на уроках английского языка...
Статья "Метод проектов в диалоге культур на уроках английского языка"
В статье описан опыт работы учителя английского языка с применением метода проектов, имеющих социокультурную направленность, способствующих включению учащихся в диалог культур....
«Роль метода проектов в формировании лингвосоциокультурной компетенции при обучении английскому языку».
Для формирования лингвосоциокультурной компетенции метод проектов имеет ключевое значение. Он является комплексным обучающим методом, расширяет индивидуальную картину мира учащихся, критически усвоить...