МЕТОД ПРОЕКТОВ: УРОЧНАЯ И ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
статья по английскому языку по теме

 

В статье рассматриваются цель, содержание, результаты инновационного проекта "Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся". Приводятся примеры применения метода проектов в урочной и внеклассной работе по английскому языку – одного из наиболее эффективных способов формирования иноязычной компетенции, а также самовыражения и развития творческих способностей школьников. Даны методические рекомендации по внедрению метода проектов в учебную деятельность по английскому языку в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vatoropina.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ваторопина Елена Васильевна,

учитель английского языка,

МБОУ СОШ № 67 с углубленным изучением

отдельных предметов, г. Екатеринбург

МЕТОД ПРОЕКТОВ: УРОЧНАЯ И ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются цель, содержание, результаты инновационного проекта "Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся". Приводятся примеры применения метода проектов в урочной и внеклассной работе по английскому языку – одного из наиболее эффективных способов формирования иноязычной компетенции, а также самовыражения и развития творческих способностей школьников. Даны методические рекомендации по внедрению метода проектов в учебную деятельность по английскому языку в основной школе.

Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь.  Конфуций

Цель инновационного проекта "Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся": внедрение метода проектов в учебную деятельность; развитие коммуникативной и информационно-коммуникационной компетенций обучающихся в процессе проектной деятельности; использование результатов проектной работы учащихся на уроках английского языка. Данный проект, автором и руководителем которого я являюсь,  предполагает выявление и поддержку талантливых детей; использование проектной методики в обучении иностранному языку; внедрение системы непрерывного образования в условиях общеобразовательной школы.

Практическая значимость проекта определяется тем, что он имеет четко выраженный практико-ориентированный характер. Проект нацелен на развитие у обучающихся навыков и умений работы с ИКТ, развитие коммуникативных навыков, формирование познавательных стратегий и функциональной грамотности, а также развитие культуры презентации и публичного выступления. Материалы исследования, педагогические технологии, их элементы могут быть перенесены в новые условия, использованы в учебно-воспитательном процессе другими школами. Имеется банк творческих работ обучающихся, методические разработки педагогов, публикации по теме проекта.

В рамках инновационного проекта был разработан план проекта, проведены обучающие занятия, семинары, факультативы для учащихся и педагогов с целью изучить теорию, практику метода проектов, его возможности и способы применения в процессе изучения и преподавания иностранного языка. Проведены занятия по обучению основам исследовательской работы, с подробным объяснением и описанием стадий, этапов, способов реализации, типов проектов, их структуры, критериев оценивания и т.д. Велись факультативы "Что такое учебный проект?", "Как сделать хорошую презентацию?", "Как сделать успешный журнал?", "Верстка журнала" и др. Для учителей проводились обучающие семинары и мастер-классы "Проект на уроке английского языка" и "Использование результатов проектной деятельности на уроках иностранного языка".

Одним из наиболее значимых результатов своей работы считаю создание в нашей школе журнала  на английском языке "TeenLife", который пользуется большой популярностью среди участников образовательного процесса. В работу над журналом вовлечены учащиеся всех параллелей школы, и число желающих принять участие в создании журнала выросло за этот учебный год в несколько раз. Вышли 5 номеров журнала, готовится 6-й. Работа над журналом помогает учащимся  развить навыки и умения работы с ИКТ, расширить кругозор, научиться основам журналистики, развить исследовательские навыки, умение работать в команде и т.д. В результате реализации данной программы достигнута главная цель создания журнала – повысилась мотивация учащихся к изучению английского языка; созданы дополнительные условия для формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.

Проект "Школьный журнал "TeenLife" стал победителем городского конкурса "Я – талант!", обладателем гран-при, а также победителем очных региональных конкурсов исследовательских и творческих проектов "Молодежь в меняющемся мире" и "Живинка в деле" (УрГПУ), лауреатом межрегиональной интернет-конференции исследовательских и проектных работ учащихся ИПИМО, награжден специальным призом "За социальную значимость проекта". Проект "School Magazine "TeenLife" стал победителем районной открытой защиты проектов и участником городской НПК, а также лауреатом всероссийского конкурса "Учебный проект – 2012". Данные об участии моих учеников в олимпиадах, НПК, конкурсах разного уровня, публикации школьников на сайте ИД "Первое сентября" свидетельствуют о существенном росте активности обучающихся в исследовательской и творческой проектной деятельности и их стремлении продемонстрировать свои достижения.

Внедрение метода проектов в урочную деятельность, а также использование результатов проектной деятельности учащихся на уроках английского языка считаю одной из главных задач урока и эффективным способом обучения. Проектные работы школьников (или их фрагменты) часто использую на разных этапах урока, во время дискуссий, в качестве иллюстративного материала и т.д. Это могут быть результаты опросов, проведенных ребятами среди одноклассников на важные для молодежи темы, исследования злободневных проблем, а также творческие проекты – создание диалогов, сценок по теме урока, выступления с песнями и стихами на английском языке. Фрагменты урока-дискуссии в 9 классе "Подростки и конфликты" можно увидеть на сайте школы  в разделе «Школа сегодня. Инновации. Использование метода проекта»  http://67школа.рф/index/ispolzovanie_metoda_proekta_pri_obuchenii_anglijskomu_jazyku/0-60, а также на моем персональном сайте http://vt-l.ru в разделе "Видео". Здесь же – фрагменты из видеофильма к уроку по теме "Здоровый образ жизни". Хочу отметить, что это не подготовленные заранее задания, не домашняя заготовка, а экспромт. Возможны грамматические ошибки. Но в данном случае грамматика, на наш взгляд, вторична. Учитель не должен акцентировать внимание говорящих на их возможных ошибках, тем более прерывать их. Для нас важнее решение коммуникативных задач. А диалог, как мы можем видеть, состоялся. Это – главное. Также здесь можно увидеть выступления учащихся на региональном музыкальном конкурсе "English For Arts".

Со свежим номером журнала "TeenLife" всегда можно ознакомиться на школьном стенде, что дает возможность прочитать его не только учащимся, но и их родителям и всем заинтересованным посетителям, владеющим английским языком, в школьной библиотеке. Кроме этого, частью тиража в обязательном порядке обеспечиваются кабинеты иностранного языка, что позволяет использовать журнал в качестве дополнительного (очень интересного, красочного, с примерами из жизни родной школы, одноклассников, своих учителей! – Это, на мой взгляд, один из наиболее эффективных способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка) пособия на уроках, расширяет кругозор учащихся, предоставляет им дополнительную необходимую на занятиях информацию.

Проектная работа нравится школьникам, потому что она дает им возможность проявить себя, позволяет им выбрать ту форму деятельности, которая им по душе. Она объединяет ребят, так как чаще всего они работают группами, помогая друг другу, во время выбора и обсуждения темы проекта, подбора литературы и материалов, составления плана проекта, проведения опроса, подбора оформления, написания работы, создания презентации или видеофильма.

Таким образом, по моему мнению, проект может успешно интегрироваться в традиционную систему обучения языку, разнообразя и обогащая ее. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает у ребят воображение, творческое мышление, самостоятельность. Проекты своих учеников я использую на уроках на темы: "ТВ в жизни общества", "Проблемы молодежи", "Молодежь и конфликты", "Молодежная субкультура", "Образование в России и за рубежом", "Путешествие", "Знаменитые люди" и др.

Методические разработки моих уроков, одной из главных задач которых стало использование проектной методики, имеются в школьной библиотеке, опубликованы на сайте ИД "Первое сентября" (http://festival.1september.ru/articles/603580/, http://festival.1september.ru/articles/561625/, http://festival.1september.ru/articles/586170/ и др.), а также в периодических изданиях, методических сборниках.

В качестве рекомендаций по внедрению метода проектов в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку считаю необходимым отметить следующее. Очень важно на первом этапе проекта провести диагностику исходного уровня развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся с тем, чтобы составить план дальнейшей работы с учетом особенностей и уровня обученности учащихся, а также подготовленности педагогов к данному виду деятельности. Обязательно проведение занятий по обучению участников проекта методу проектов, с подробным объяснением и описанием основных стадий, этапов, способов реализации, типов проектов, их структуры, критериев оценивания и т.д., а также проведение уроков-факультативов "Что такое учебный проект?", "Как сделать хорошую презентацию?" и др. В кабинете английского языка необходимо создать банк методических разработок и работ учащихся и педагогов по теме проекта.

Эффективно использование проектных работ (или их фрагментов) в урочной деятельности. Это разнообразит урок, делает его более наглядным, насыщенным и информативным. Важна индивидуальная работа с каждым учеником, когда есть возможность исправить, посоветовать, придти к совместному решению сложного вопроса. При работе над проектами очень важен психологический контакт с обучающимися. Мой принцип: подбадривать за малейший успех, одобрять за  победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим.  Своевременно поощрять и документально оформлять успехи и достижения учеников во всех видах деятельности (грамотами, дипломами, и т.п.). Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика. Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащие творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями к языкам, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т.д. Использовать на уроках групповые формы работы, когда оценка за выполнение задания выставляется группе в целом, способствуя возможности взаимопомощи. В такие группы нужно включать ребят с разными способностями, чтобы слабоуспевающие могли выполнить работу, ориентируясь на сильных и с их же помощью.

Необходимо информировать учащихся о мероприятиях в школе, районе, городе. Как правило, недостаток информированности является часто причиной того, что дети не принимают в участие в конкурсах. Очень важно мотивировать детей: их успехи должны стать известны в школе. Целесообразно использование методической литературы и публикаций по теме проекта.

Материалы по проекту (инновационная разработка, паспорт, пояснительная записка, основные показатели проекта, публикации по теме проекта), электронный вариант журнала "TeenLife", видео и фотоматериалы с уроков и внеклассных мероприятий, выступления учащихся на конкурсах разного уровня, мои публикации и публикации  учащихся по теме проекта, достижения – см. на сайтах:

http://vt-l.ru ; http://vatoropinaelena.ucoz.ru ;

http://67школа.рф/  Разделы – Школа сегодня. Инновационный проект; Школьная пресса.

http://portfolio.1september.ru/work.php?id=595623 – School Magazine "TeenLife".

http://pedsovet.org/forum/member68175.html Раздел – Материалы.

http://www.proshkolu.ru/user/vatoropina62/folder/  Раздел – Файлы.

http://portfolio.1september.ru/person.php?id=106-036-293 – Публикации учащихся.

http://vt-l.ru/index.php?page=proekty-uchaschihsya – Проекты учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

Полат Е.С. Курс дистанционного обучения для учителей. Обучение в сотрудничестве. Метод проектов.   [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/  (дата обращения: 02.10.2011 г.).

Ваторопина Е.В. Внедрение метода проектов в учебную деятельность по английскому языку // Языковое образование – векторы развития. Материалы III международной научно-практической конференции-форума. Екатеринбург, 2012. – 232 с.

Ваторопина Е.В. Использование метода проекта при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся. Инновационный проект [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/603650/ (дата обращения 25.09.2012 г.).

Ваторопина Е.В. План открытого урока в 8-м классе «Путешествие по Уралу» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/561625/  (дата обращения: 07.10.2012 г.).

Ваторопина Е.В. People we admire. Famous Russians. Урок-конференция в 8 классе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/586170/  (дата обращения 07.10.2012 г.).

Ваторопина Е.В. Conflicts and Youth. Дискуссия-конференция в 9 классе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/603580/    (дата обращения 25.09.2012 г.).

Ваторопина Е.В. Метод проектов в работе над школьным журналом на английском языке. // Современные тенденции лингводидактики и методики преподавания иностранных языков  : сборник научных трудов. Выпуск № 1, Екатеринбург, / ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2011. —  181 с.

Журнал «TeenLife». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://vt-l.ru/index.php?page=perevody  (дата обращения: 3.10.2012 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в основной школе"

Цель: представить  здоровьесберегающие технологии как неотъемлемую часть современного урока....

Формирование навыков и умений чтения на английском языке учащихся основной школы.

Работа содержит информацию о видах чтения и способах формирования навыков  и умений чтения.Система упражнений на материале УМК Английский в фокусе для 8 класса...

Использование технологии развития критического мышления для саморазвития интеллекта учащихся на уроках английского языка в основной школе.

Опыт основан на идеях технологии критического мышления, использование которой позволяет учителю формировать у учащихся умения ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передав...

"Организация внеурочной деятельности по английскому языку в основной школе"

В текущем 2014-2015 учебном году апробирую программу по внеурочной деятельности для 5 классов "Cartoon English" (Английский через мультфильмы). В основе занятий лежит системно-деятельностный подход. Д...

Рабочая программа по предпрофильной подготовке элективный учебный предмет «Деловой английский» для изучения английского языка в основной школе

Программа курса расширяет и углубляет знания, представляющие профессиональный и познавательный интерес для учащихся. Этот курс построен на равноценном обучении уст­ным и письменным формам общения ...

"Технология сотрудничества как метод повышения учебной мотивации к изучению английского языка в основной школе"

Статья по методике применения технологии сотрудничества на уроках английского языка в 7-8 классах основной школы....