Статья "Метод проектов в диалоге культур на уроках английского языка"
статья по английскому языку

Хейнонен Ольга Викторовна

В статье описан опыт работы учителя английского языка с применением метода проектов, имеющих социокультурную направленность, способствующих включению учащихся в диалог культур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектов в диалоге культур на уроках английского языка

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В последние годы эта технология все более широкое распространение находит и в обучении иностранным языкам.

В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС. Проектная методика дает возможность учащимся выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме, например, разработка и подготовка мультимедиа презентаций, плакатов, стенгазет, открыток.

Популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать следующие задачи:

– развитие творческих возможностей учащихся,
– развитие умений:

  • самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач,
  • ориентироваться в информационном пространстве,
  • анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.

В курсе иностранный язык метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, но поскольку социокультурная направленность, способствующая включению учащихся в диалог культур, является одним из важных приоритетов в современном обучении, то для меня, как для учителя иностранного языка, важно

  • учитывать интересы и потребности современных школьников;
  • приобщать их к культурному наследию, как своей страны, так и других стран;
  • формировать у учащихся целостной картины мира;
  • обращаться к личному опыту школьников, к их чувствам и эмоциям;
  • побуждать к сравнению и выражению собственного мнения и оценки;
  • воспитывать патриота своей страны и гражданина мира

Именно метод проектов позволяет лучше всего решать эти выше поставленные задачи и дать понять учащимся, что в центре находится не только культура лингвистического большинства, но и культура различных групп людей. Это как раз позволит учащимся сформировать представление о культурном разнообразии как о норме сосуществования культур в современном поликультурном мире. В свою очередь это будет способствовать формированию непредвзятости и толерантности к представителям других культур.

Исходя из собственного опыта работы, самыми интересными темами таких проектов для учащихся были:

  • "The Greenest Day of the Year"
  • «Make tea, not war»

  • «Англоязычная лексика в слоганах рекламных сообщений российских СМИ»

  • «Традиции празднования Рождества в России и Великобритании»

  • «Государственное устройство стран»
  • «Сфера социального обеспечения»
  • «Географическое положение и его влияние на образ жизни и формирование некоторых черт национального характера»
  • «Положение и права молодежи в современном мире»

  • Новые информационные технологии, Интернет – ресурсы в гуманитарном образовании.
  • Языки международного общения и их роль в многоязычном мире.

В заключение хотелось бы сказать, что подводя некоторые итоги работы по методу проектов, я предложила своим ученикам принять участие в опросе.

Цель опроса — выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении.
Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны на компьютере и представлены статистически.

  1. Какими источниками информации Вы обычно пользовались при подготовке проекта?

61% выбрали вариант «книги».

  1. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов?

88% выбрали вариант «да».

  1. Подготовка проектов оторвала у вас время от более важных и интересных дел?

 90% ответили «нет».

  1. Будет ли интересна работа над проектами следующим за вами школьникам?

Вариант «да» выбрали все участники анкетирования.

Анализируя представленный выше практический опыт разработки проектов, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе воспитания учащихся средствами английского языка интегрировало школьников в различные среды: социальные, языковые и т.д., ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата.

Хотелось бы дать совет учителям: для того чтобы учение было эффективным, оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самого учителя, который должен получать удовольствие от изучения своего предмета и от его преподавания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

материал предназначен для учителей иностранного языка средних школ...

Формирование российской гражданской идентичности через диалог культур на уроках английского языка

Тезисы выступление учителя на областной научно-практической конференции в г. Тула в 2012 году по теме "Формирование российской гражданской идентичности через организацию диалога культур на уроках англ...

Диалог культур на уроках английского языка

Данный материал полезен для учителей,работающих над проблемой обучения и воспитания в контексте диалога культур....

Статья "Диалог культур на уроках русского языка и литературы"

В нашей гимназии обучаются представители 10 национальностей. С учётом задач развития национальной культуры строится и методика отбора и подачи языкового материала на уроках русского языка и литературы...

Методическая разработка "Формирование страноведческой компетенции в диалоге культур на уроках английского языка в старших классах"

Образование в настоящее время становится более интернациональным, многоязычным, поликультурным. И именно проблема поликультурного образования, в центре которого находится личность, обладающая социокул...

ДИАЛОГ КУЛЬТУР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

ДИАЛОГ КУЛЬТУР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ...