Доклад на педсовете по теме "Разноуровневое обучение на уроках английского языка"
методическая разработка по английскому языку на тему

 

Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен. 
Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении.

     Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является разноуровневое обучение.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разноуровневое обучение на уроках английского языка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 125 с углублённым изучением математики» Снежинск 2016 г. Автор презентации : Злоказова Лариса Евгеньевна, учитель английского языка высшей категории

Слайд 2

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Слайд 3

Цель технологии уровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного

Слайд 4

Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей; В структуре уровневой дифференциации по обученности (а именно она чаще всего и лежит в основе уровневого обучения) выделяют, как правило, три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный (продвинутый в формулировке некоторых авторов). Разноуровневое обучение строится на 2х аспектах педагогического процесса: Дифференциация и Индивидуализация.

Слайд 5

Дифференциация – это учет личностных интересов учащихся, тип мышления, уровень обученности, уровень индивидуального развития учащихся. Индивидуализация предполагает создание условий, в которых каждый учащийся сможет проявить свои способности и таланты. Идея учета индивидуальных особенностей обучения ребенка и дифференцированного подхода к нему в процессе воспитания и обучения зародилась давно. Еще великий чешский педагог Я.А. Коменский, высоко оценивая возможности каждого ребенка, писал, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса он может взойти на самую высокую ступень «лестницы образования».

Слайд 6

В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии нашей школы – её дифференцированное обучение. Понятие "Дифференцированное обучение” в переводе с латинского "different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени. Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.

Слайд 7

Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, учитель дифференцирует по: степени самостоятельности учащихся; характеру помощи учащимся; форме учебных действий.

Слайд 8

В настоящее время заметно повысилась планка требований к знаниям, умениям и практическим навыкам владения языком международного общения. Запросы общества к качеству обучения английскому языку растут. Одни учащиеся не испытывают проблем при изучении иностранного языка, материал усваивается ими легко, следовательно изучение иностранного языка доставляет им удовольствие, что и стимулирует их к дальнейшему изучению иностранного языка. Другая группа учащихся испытывает явные трудности в изучении иностранного языка, следствием этого является то, что у ученика не возникает внутренней необходимости к успешному овладению иностранного языка. Поэтому осуществляются попытки внедрения разноуровнего обучения в систему школьного образования. Одновременно с этим, естественно, меняются требования к методам, технологиям и приемам, которыми пользуются преподаватели.

Слайд 9

Дифференциация в обучении иностранному языку основывается на индивидуальных особенностях личности ученика и на индивидуальных пробелах в его знаниях. Для разноуровневого обучения используем: Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи Альтернативные задания для добровольного выполнения Задания, содержание которых найдено учеником Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Слайд 10

По результатам диагностирования класс делим по уровням: 1-ая группа А ― ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

Слайд 11

2-ая группа Б ― учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

Слайд 12

3-я группа С ― учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд “слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.

Слайд 13

1. Этап изложения новых знаний, умений. На этом этапе нужно провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А затем после первичного фронтального объяснения нужно его повторить. При объяснении нового материала ставятся проблемные вопросы , чтобы на них отвечали сильные дети, детям с низкой мотивацией можно предложить ответить на вопросы известные из ранее изученного. Дети с высокой мотивацией могут подготовить дополнительный материал в виде сообщений, подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.). При введении новых ЛЕ на уроках английского языка, можно сделать карточки разных уровней: переведи с русского языка на английский язык; переведи с английского языка на русский; соедини картинку и слово; подпиши картинку; Заполни кроссворд, чайнворд; Разгадай ребусы.

Слайд 14

2. Этап закрепления и применения знаний и умений. Здесь основой индивидуального и дифференцированного подходов является организация самостоятельной работы . Индивидуальный и дифференцированный подходы осуществляются преимущественно в виде заданий различной трудности и характера. Например: карточки со слогами, из которых составляются слова по изученной теме, затем словосочетания и предложения с этими словами. Мотивированным учащимся можно задать на дом составить рассказ, загадку с этими словами. При закреплении нового материала дифференцируются вопросы на закрепление. Для детей мотивированных можно сразу же предложить выполнить практическое задание. Для детей с низкой мотивацией предлагается работа с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторить основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. При закреплении нового материала проводятся самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп - различное. Если материал сложный, то формируются пары, куда входит один из сильных учеников, и проводится работа в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.

Слайд 15

3.Домашнее задание: Детей с высокой мотивацией нужно учить работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера, а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Средним и слабым тоже предлагается выступить, но для подготовки дается литература или указывается источник. Объем материала для изложения регламентируется. Для преодоления пробелов в знаниях детям даются небольшие дополнительные упражнения .

Слайд 16

4. Контроль и самоконтроль. Этап проверки и оценки знаний и умений. На этом этапе должны осуществляться следующие условия осуществления индивидуального и дифференцированного подходов: знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся; умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся; составление развернутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся; умение “спрограммировать” обучение разных групп учащихся; осуществление оперативной обратной связи.

Слайд 17

Например: На этапе проверки и оценки знаний и умений, можно использовать тестовые задания, составленные с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Можно использовать перфокарты, задания на подстановку и т.д. При письменном опросе используются карточки различной степени сложности, тесты разных уровней. Используются для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Устная проверка знаний: первыми вызываются учащихся с низкой мотивацией, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даются задания высокомотивированным учащимся найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). В конце изучения раздела проводятся контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по разным уровням. Итак, реализация поэтапной организации учебной деятельности с учетом уровня знаний, умений повышает эффективность индивидуального и дифференцированного подходов.

Слайд 18

Формы индивидуализации и дифференциации обучения. Индивидуализация учебной работы может происходить в трех формах : фронтальной, групповой, самостоятельной.

Слайд 19

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей: 1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями. 2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях. 3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу. 4. Развивать устойчивый интерес к предмету. 5. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия. 6. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала. 7. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом. 8. Развивать устойчивый интерес к предмету. 9. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности. 10. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся. Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разноуровневое обучение на уроках английского языка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 125 с углублённым изучением математики» Снежинск 8 февраля 2016 г. Автор презентации : Злоказова Лариса Евгеньевна, учитель английского языка высшей категории

Слайд 2

Говоря о разноуровневом обучении, мы выделяем два основных подхода: дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в обучении.

Слайд 3

Дифференцированный подход в обучении английскому языку . Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся.

Слайд 4

Эффективность дифференцированного подхода находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества в воспитательной организации и демократического управления ею. С целью реализации дифференцированного подхода используется технология разноуровневого обучения и прием учебно-речевых ситуаций на уроках иностранного языка, содержания обучения, а также четкие требования к знаниям, умениям и навыкам по каждому разделу и теме программы с тем, чтобы достигаемый учащимися конечный результат соответствовал требованиям.

Слайд 5

Необходимо разработать критерии оценки эффективности достигаемых результатов на всех промежуточных этапах и итоговых результатов, систему тестов. Разноуровневое обучение дает возможность сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся. При таком обучении учащиеся приобретают и большую свободу действий. В настоящее время дифференцированный подход понимается несколько шире: не только дифференцирование знаний по степени сложности, но и дифференцирование условий выполнения этих заданий, а также форм контроля за его выполнением.

Слайд 6

Например, применение дифференцированного обучения иностранному языку при изучении грамматического материала Present Simple и освоение структур осуществляется первоначально с опорой на наглядность (действие, картинка). Учитель задает вопросы. Работают и сильные и слабые учащиеся. Сильные помогают более слабым, исправляют сделанные ими ошибки. Успешно осуществляется овладение грамматическим материалом с помощью раздаточного материала, карточек. Предлагаются задания трех степеней сложности: Для обучающихся с высокой степенью подготовленности – описать картинку. Обучающийся показывает классу картинку и описывает ее. Менее подготовленные воспитанники должны посмотреть на картинку и ответить на вопросы или вставить пропущенные слова в тексте. Обучающимся с низким уровнем обученности предлагаются карточки с глаголами в Present Simple , с которыми нужно составить предложения, перевести, соотнести с переводом, подобрать к картинкам, и т.п.. Наиболее сложным моментом в изучении этой грамматической темы является умение различать Present Simple и Present Continuous . Слабые учащиеся успешнее преодолевают трудности в различии этих грамматических времен, если использовать в качестве опоры пару хорошо известных слов now и usually , эти слова помогают учащимся быстро сориентироваться.

Слайд 7

Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый обучающийся работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность.

Слайд 8

Личностно – ориентированный подход в обучении английскому языку. Для получения положительного результата на своих уроках учителю целесообразно выполнять следующие требования: создать положительный эмоциональный настрой на работу; применять знания, позволяющие учащемуся самому выбрать тип, вид и форму материала ( словесную, графическую, условно-символическую); обсуждать с учениками в конце урока не только то, что «мы узнали», но и то, что понравилось / не понравилось и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому; при задании на дом называть не только тему и объем его домашнего задания, но и подробно разъяснять, как рационально организовать свою учебную работу при выполнении задания дома.

Слайд 9

Используя, обеспечивая, применяя, создавая условия для учебного процесса, необходимо учитывать неодинаковые возможности и способности обучаемых, их различные планы на будущее, соответственно, и разные профессиональные устремления. Допускаются разные уровни обученности: общеобразовательный и профильный, ориентированный на выбранную профессию и продолжение обучения в ВУЗе. Таким образом, личностно-ориентированный подход создает предпосылки для большей результативности обучения.

Слайд 10

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам влияет на выбор технологий обучения. Все меньше места занимают в учебном процессе такие учебные речевые действия, которые не характеризуются хотя бы условной коммуникативностью, например, чтение всеми учениками одного и того же текста и пересказ его друг другу. Все больше используется групповая работа над разными текстами, позволяющая, каждому учащемуся выполнять посильные функции. Например , при изучающем чтении: один ученик вполголоса читает текст, другой – выделяет незнакомые слова, третий – ищет их значение в словаре, четвертый – переводит предложение, вызывающее трудности для понимания, и т.д.

Слайд 11

Большую практическую направленность при изучении иностранного языка имеет проектная методика, которая не только обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности, но и за страницы учебника, а также учитывает возможности и потребности учащихся в неподготовленной речи на иностранном языке, дает возможность выбора ими образовательных услуг по интересам и потребностям.

Слайд 12

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку позволяет обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности ребенка, формирование его неповторимой индивидуальности в условиях успешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по самообразованию «Система работы по дифференциации обучения на уроках английского языка».

Одной из актуальных проблем  преподавания иностранных языков в школе, как и всего образования, является дифференцированный подход в обучении...

Презентация к выступлению на педсовете "Активные методы обучения на уроках иностранного языка"

Активные методы обучения позволяют в несколько раз повысить эффективность уроков и внеклассной деятельности....

Доклад на тему: «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках английского языка в начальной школе»

Доклад для выступления на методическом объединении, с заданиями для использования на уроке...

Доклад: «Технологии коммуникативного обучения на уроках английского языка»

Материал содержит  доклад на тему: «Технологии коммуникативного обучения на уроках английского языка»...

Выступление на педсовете "Интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педсовете "Интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы"...