Доклад по самообразованию «Система работы по дифференциации обучения на уроках английского языка».
статья по английскому языку по теме

Тодышева Валентина Егоровна

Одной из актуальных проблем  преподавания иностранных языков в школе, как и всего образования, является дифференцированный подход в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Система работы по дифференциации обучения на уроках английского языка».

Одной из актуальных проблем  преподавания иностранных языков в школе, как и всего образования, является дифференцированный подход в обучении.

Концепция модернизации Российского образования развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г. №273-ФЗ и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.

«Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ»

Давайте рассмотрим основные понятия:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ — (франц. differentiation - от лат. differentia - разность, различие), разделение целого на различные части, формы и ступени.…

Дифференциация обучения - особая форма организации обучения с учетом типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особой организации коммуникации учителя – учеников, связывается с такой организацией учебного процесса, которая характеризуется вариативностью содержания, методов и интенсивности обучения (С.И. Зубов, Л.Н. Калашникова, Т.П. Михиевич, А.А. Попова и др.).

Цели дифференцированного обучения:

1. Психолого-педагогическая - индивидуализация обучения, которая основана на создании оптимальных условий для каждого обучаемого.

2. Социальная - целенаправленное воздействие на процесс формирования творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества.

3. Дидактическая - решение проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения.

Основные принципы дифференциации:

1. Всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.

2. Взаимное превосходство — если у кого-то получается хуже, чем у других, значит, что-то может получаться лучше; это что-то нужно искать.

3. Неизбежность перемен — ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

 

Эффективность обучения иностранному языку зависит от четкой и гибкой организации учебного процесса на уроке, от умения педагога учитывать реальное усвоение учащимися конкретного программного материала, а также от индивидуальных особенностей каждого ученика, так как способности к изучению иностранного языка не одинаковы: одним язык даётся легко, другим – с большим трудом. Следует отметить и тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного и того же класса по-разному: одни легче усваивают лексику, в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию и т. д.  

Изучение интересов и склонностей учащихся, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в дифференцированном подходе к обучению иностранному языку.

Дифференциация не может рассматриваться как одноразовое средство, используемое на каком-либо этапе усвоения материала, она должна пронизывать весь процесс обучения иноязычному говорению, затрагивать все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение). Для того чтобы эффективно использовать дифференцированный подход в обучении английскому языку учителю необходимо продумать систему работы,  тщательно планировать каждый урок и даже каждый его этап.

После изучения теоретической литературы по данному вопросу, я попыталась в своей работе создать систему по дифференциации обучения на уроках. Хочу привести  примеры  использования  дифференцированной работы в 5-том классе.

В пятом классе 13 учеников с разноуровневыми знаниями по английскому языку. Первоначальной моей задачей было определение уровня знаний незнакомых мне учеников. Для этого в течение нескольких уроков я проводила упражнения по разным видам речевой деятельности на этапе актуализации знаний на карточках. В результате анализа этих работ, я примерно составила портрет класса. К одаренным детям я отнесла Куюкову А, Павлушову А., к среднему ученику я отнесла 8 учеников, и к слабым и немотивированным детям я отнесла Галкина Н., Арчимаева А., Бейчан В.

Затем я стала использовать на каждом уроке дифференцированные задания в соответствии с задачами.

Например,

  1. При развитии аудитивных навыков я использовала следующие задания:
  1. Для работы с одаренными детьми: Прослушайте текст, составьте вопрос к тексту.
  2. Для среднего ученика: (задание в УМК) Прослушайте текст и ответьте на вопрос.
  3. Для слабых учеников: (дается зрительная опора с пропущенными словами) Прослушай текст и вставь пропущенные слова.
  1. При развитии навыков чтения текстов:
  1. Для работы с одаренными детьми: Прочитай, выскажи свое мнение по данному вопросу.
  2. Для среднего ученика: задание УМК.
  3. Для слабых учеников: (карточки) Прочитай, найди в тексте слова из карточки, переведи эти предложения.
  1. При развитии грамматических навыков:

Например, при изучении структуры повествовательного предложения в  Present Continuous Tense мною было предложены следующие упражнения:

  1. Для одаренных детей: Опиши картинку
  2. Для среднего ученика: Поставь глагол в правильную форму
  3. Для слабых учеников: Поставь слова в правильном порядке.

Таким образом, организация учебного процесса с использованием дифференцированного подхода привели к повышению интереса учащихся 5-го класса к изучению английского языка. В частности, у таких учеников,   как Галкин Никита, Арчимаев Андрей  повысилась результативность усвоения учебного материала.

Так же в своей работе я использую уровневую дифференциацию с целью контроля усвоения знаний.

Например:

При контроле заучивания лексических единиц, я разрабатываю карточки с уровневой дифференциацией.

I уровень на «3»: Написать переводы всех слов

II уровень на «4»: Написать переводы и вставить пропущенные буквы в словах.

III уровень на «5»: Написать предложения с этими словами.

При заучивании стихотворений так же предлагаются уровни выполнения этого задания.

Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод:

 организация учебной деятельности с использованием дифференцированного подхода способствует тому, что учащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дифференциация как условие как условие индивидуализации обучения на уроках английского языка

дифференциация как условие как условие индивидуализации обучения на уроках английского языка...

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

Педагогическая система "Единство воспитания и обучения на уроках английского языка как необходимое условие введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры"

Педагогическая система опробирована и внедрена в образовательный процесс с 2010 года, по настоящий момент является актуальной, соответствует ФГОС и дает видимые результаты.Уровень воспитанности учащих...

Доклад на тему: «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках английского языка в начальной школе»

Доклад для выступления на методическом объединении, с заданиями для использования на уроке...

Система работы с одарёнными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Система работы с одарёнными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности...