Доклад по самообразованию «Система работы по дифференциации обучения на уроках английского языка».
статья по английскому языку по теме
Одной из актуальных проблем преподавания иностранных языков в школе, как и всего образования, является дифференцированный подход в обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad.docx | 33.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования: «Система работы по дифференциации обучения на уроках английского языка».
Одной из актуальных проблем преподавания иностранных языков в школе, как и всего образования, является дифференцированный подход в обучении.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ — (франц. differentiation - от лат. differentia - разность, различие), разделение целого на различные части, формы и ступени.…
Дифференциация обучения - особая форма организации обучения с учетом типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особой организации коммуникации учителя – учеников, связывается с такой организацией учебного процесса, которая характеризуется вариативностью содержания, методов и интенсивности обучения (С.И. Зубов, Л.Н. Калашникова, Т.П. Михиевич, А.А. Попова и др.).
Цели дифференцированного обучения:
1. Психолого-педагогическая - индивидуализация обучения, которая основана на создании оптимальных условий для каждого обучаемого.
2. Социальная - целенаправленное воздействие на процесс формирования творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества.
3. Дидактическая - решение проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения.
Основные принципы дифференциации:
1. Всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.
2. Взаимное превосходство — если у кого-то получается хуже, чем у других, значит, что-то может получаться лучше; это что-то нужно искать.
3. Неизбежность перемен — ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Эффективность обучения иностранному языку зависит от четкой и гибкой организации учебного процесса на уроке, от умения педагога учитывать реальное усвоение учащимися конкретного программного материала, а также от индивидуальных особенностей каждого ученика, так как способности к изучению иностранного языка не одинаковы: одним язык даётся легко, другим – с большим трудом. Следует отметить и тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного и того же класса по-разному: одни легче усваивают лексику, в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию и т. д.
Изучение интересов и склонностей учащихся, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в дифференцированном подходе к обучению иностранному языку.
Дифференциация не может рассматриваться как одноразовое средство, используемое на каком-либо этапе усвоения материала, она должна пронизывать весь процесс обучения иноязычному говорению, затрагивать все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение). Для того чтобы эффективно использовать дифференцированный подход в обучении английскому языку учителю необходимо продумать систему работы, тщательно планировать каждый урок и даже каждый его этап.
После изучения теоретической литературы по данному вопросу, я попыталась в своей работе создать систему по дифференциации обучения на уроках. Хочу привести примеры использования дифференцированной работы в 5-том классе.
В пятом классе 13 учеников с разноуровневыми знаниями по английскому языку. Первоначальной моей задачей было определение уровня знаний незнакомых мне учеников. Для этого в течение нескольких уроков я проводила упражнения по разным видам речевой деятельности на этапе актуализации знаний на карточках. В результате анализа этих работ, я примерно составила портрет класса. К одаренным детям я отнесла Куюкову А, Павлушову А., к среднему ученику я отнесла 8 учеников, и к слабым и немотивированным детям я отнесла Галкина Н., Арчимаева А., Бейчан В.
Затем я стала использовать на каждом уроке дифференцированные задания в соответствии с задачами.
Например,
- При развитии аудитивных навыков я использовала следующие задания:
- Для работы с одаренными детьми: Прослушайте текст, составьте вопрос к тексту.
- Для среднего ученика: (задание в УМК) Прослушайте текст и ответьте на вопрос.
- Для слабых учеников: (дается зрительная опора с пропущенными словами) Прослушай текст и вставь пропущенные слова.
- При развитии навыков чтения текстов:
- Для работы с одаренными детьми: Прочитай, выскажи свое мнение по данному вопросу.
- Для среднего ученика: задание УМК.
- Для слабых учеников: (карточки) Прочитай, найди в тексте слова из карточки, переведи эти предложения.
- При развитии грамматических навыков:
Например, при изучении структуры повествовательного предложения в Present Continuous Tense мною было предложены следующие упражнения:
- Для одаренных детей: Опиши картинку
- Для среднего ученика: Поставь глагол в правильную форму
- Для слабых учеников: Поставь слова в правильном порядке.
Таким образом, организация учебного процесса с использованием дифференцированного подхода привели к повышению интереса учащихся 5-го класса к изучению английского языка. В частности, у таких учеников, как Галкин Никита, Арчимаев Андрей повысилась результативность усвоения учебного материала.
Так же в своей работе я использую уровневую дифференциацию с целью контроля усвоения знаний.
Например:
При контроле заучивания лексических единиц, я разрабатываю карточки с уровневой дифференциацией.
I уровень на «3»: Написать переводы всех слов
II уровень на «4»: Написать переводы и вставить пропущенные буквы в словах.
III уровень на «5»: Написать предложения с этими словами.
При заучивании стихотворений так же предлагаются уровни выполнения этого задания.
Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод:
организация учебной деятельности с использованием дифференцированного подхода способствует тому, что учащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дифференциация как условие как условие индивидуализации обучения на уроках английского языка
дифференциация как условие как условие индивидуализации обучения на уроках английского языка...
Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...
Педагогическая система "Единство воспитания и обучения на уроках английского языка как необходимое условие введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры"
Педагогическая система опробирована и внедрена в образовательный процесс с 2010 года, по настоящий момент является актуальной, соответствует ФГОС и дает видимые результаты.Уровень воспитанности учащих...
Доклад на тему: «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках английского языка в начальной школе»
Доклад для выступления на методическом объединении, с заданиями для использования на уроке...
Выступление на ШМО учителей иностранного языка на тему "Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности" 2022
В данном выступлении говорится о проблеме выявления одаренности детей...
Система работы с одарёнными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
Система работы с одарёнными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности...