Выступление на педсовете "Интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы"
материал

Головкова Ольга Николаевна

Выступление на педсовете "Интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_3_ot_03.11.2022.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кромского района  Орловской области

«Кривчиковская средняя общеобразовательная школа»

Интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы

Подготовила

учитель русского языка и литературы

 Головкова О.Н.

Кривчиково, 2023 г.


21 век даёт заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.

При изучении предметов, особенно гуманитарного цикла, надо обращать внимание на такие разнообразные формы работ, которые должны способствовать формированию личности с креативным мышлением, умеющего обсуждать проблемные вопросы, решать лингвистические задачи и разные языковые задания, совместно и индивидуально выполнять творческие работы, анализировать тексты, учитывая их стилистические и жанровые особенности. 

Для личности всегда нужна педагогическая помощь и поддержка. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. Амонашвили: 

1) любить ученика; 

2) очеловечить среду, в которой он живет; 

3) прожить в ученике свое детство. 

Понятие языковая личность в научный лексикон впервые ввел около двадцати лет назад Юрий Николаевич Караулов. Сейчас в современном образовании чаще применяют другой термин — коммуникативная личность. 

Для формирования коммуникативной личности необходимо обратить внимание на организацию урока, её содержание, а также особое значение имеет формы проведения современных уроков. Мы считаем, для того чтобы повысить качество образования необходимо постоянное совершенствование методики преподавания предметов, использование новых технологий обучения.

 На основе интерактивного метода роль педагога радикально меняется: он является не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы учащихся. 

Организуя уроки русского языка и литературы с использованием интерактивных методов, можно добиться перехода от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли учеников к познавательной активности с формированием собственного мнения. 

Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым. 

Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. 

Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. 

Интерактивные методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полёта творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы. Интерактивность обретает в наши дни особое значение.

Интерактивные формы обучения нацелены на стимулирование учебно- познавательной мотивации, развитие самостоятельности и активности, воспитание аналитического мышления, формирование коммуникативных навыков, саморазвитие обучающихся.

Система работы основана на следующих принципах:

1.Личностно - развивающий принцип - каждый урок должен воспитывать нравственно.

2.Принцип деятельностного подхода к творческому развитию личности - на каждом уроке должны быть разнообразные виды работ.

3.Принцип сотрудничества и взаимопомощи - использовать различные формы работы.

4 Принцип проблемности обучения - каждый урок решение личностно-значимой проблемы

Цель: высокая положительная мотивация и высокий познавательный интерес к предмету; повышение качества знаний и уровня освоения предмета через включение ученика в активную познавательную и творческую деятельность.


Программные средства обучения:

- «Электронный Образовательный Комплекс «Русский язык (орфография и пунктуация) 5-11 классы»,

- компьютерные сборники «Уроки Кирилла и Мефодия»,

- электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»,

- электронное издание «Интерактивные плакаты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи»,

- Интернет-ресурсы


Наиболее эффективными педагогическими условиями подготовки и проведения нетрадиционных уроков для оптимизации процесса обучения русскому языку и литературе школе для себя считаю:

1. Использование игровых технологий.

2. Использование исследовательских технологий.

3. Решение нестандартных лингвистических задач.

4. Использование информационных технологий.

5. Метод проектов.

6. Межпредметная интеграция.

7. Использование блок-схем, схем-опор.

8.Использование кейс технологий.

9.Использование технологий критического мышления .

.

В своей практике активно использую различные формы интерактивного обучения:

1. Работа в парах.

2. Ротационные (сменные) тройки.

3. Карусель.

4. Работа в малых группах.

6. Незаконченное предложение.

7. Мозговой штурм.

10. Суд от своего имени.

12. Ролевая (деловая) игра.

13. Метод пресс.

15. Дискуссия.

16. Дебаты

Приёмы интерактивного обучения:

  • Сходства/различия
  • Ранжирование
  • Поиск соответствий
  • Рейтинг
  • Классификация
  • Обобщение
  • Верно/неверно
  • Правильно или требует изменений
  • Преимущества и недостатки

Применяю средства обучения: электронные наглядные пособия, фонохрестоматии, фильмы по произведениям и биографии писателей , тренажёры с тестовыми упражнениями по русскому языку для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы

Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы...

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы. Презентация на тему....

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

«Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

Использование игровой формы обучения на уроках русского языка и литературы.

Статья о пользе использования игровых технологий на урочных и внеурочных занятий...