Актуализация языковых умений и навыков посредством внеурочной деятельности
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Максимова Юлия Валерьевна

Использование разнообразных форм работы с учащимися во внеурочной деятельности в рамках международного межшкольного проекта (Россия и Сербия)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуализация языков умений и навыков посредством внеурочной деятельности

Максимова Юлия Валерьевна, учитель английского языка

В связи с изменением образовательной парадигмы на первое место в процессе обучения выходит сама личность ребенка и важным результатом обучения становится личностный результат, а не просто сумма накопленных знаний по предмету. Одним из инструментов достижения личностных результатов является внеурочная деятельность. Данный вид деятельности помогает педагогу решать задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Если предметные результаты по английскому языку достигаются в большей степени в классно-урочной деятельности,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов учащихся, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Когда деятельность для ребенка приобретает личностный смысл, то это позволяет ему максимально раскрыть творческий потенциал и показать свою языковую компетенцию. Важно создать педагогические условия, образовательную среду, в которой учащиеся смогут актуализировать свои приобретенные языковые умения и навыки.

 По моемуу мнению, технология проектов во внеурочной деятельности позволяет в полной мере использовать воспитательный, образовательный и развивающий потенциал иностранного языка, усилить мотивацию у учащихся в его изучении, научить детей работать самостоятельно, а также гибко использовать личностно-ориентированный и системно-деятельностные подходы в обучении.

Организация проектной деятельности с учащимися во внеурочное время проводится в рамках ежегодного межшкольного фестиваля проектов на английском языке  «EFLS 490» с 10 по 13 марта. Фестиваль - это праздник, к которому дети готовятся в течение учебного года: написание сценария и составление буклетов программы, репетиции ведущих фестиваля, приготовление подарков и творческих сюрпризов, в некоторых случаях продумывание костюмов выступающими и т.д., но, безусловно, ведущим является презентация учащимися своего проекта.  Детские проекты оцениваются по следующим критериям: актуальность темы и полнота ее раскрытия, уровень речевой и языковой компетенции, соблюдение регламента при защите, ответы на вопросы, убедительность презентации, использование наглядных материалов, технических средств, творческая составляющая, оригинальность решения проблемы, реализация исследовательского подхода. Победители в фестивале проектов получают шанс быть освобожденными от итоговой аттестации по английскому языку в переводных классах (на основании Положения о проектной деятельности в школе).

Процесс подготовки начинается с объявления условий участия в фестивале, сроков его проведения, требований к проектам и критериев оценивания. Учащиеся подают заявки об участии.

Следующий шаг – это формулировка темы. Многие учащиеся сталкивается с проблемой выбора темы, потому что у детей не хватает умений проанализировать зону своих интересов, приоритетов и сопоставить это со своими возможностями. На этом этапе учитель английского языка помогает учащимся в определении направления исследования и постановке проблемы.

В целом этапы подготовки к фестивалю совпадают с этапами организации проектной деятельности учащихся:

1. Подготовительный этап – формулировка темы, организация и планирование проекта (октябрь)

2. Основной этап – непосредственная работа над темой проекта: сбор материала, систематизация, выбор и анализ, оформление данных               (ноябрь-январь)

3. Заключительный этап – презентация и защита проекта, оценивание и подведение итогов (февраль-март)

За текущий и предыдущий учебные годы можно выделить следующие направления, по которым дети выполняли проекты:

  • страноведение («Чаепитие в Англии», «Английская кухня», «Города- курорты Сочи и Ницца», Азербайджан: культура и традиции», «Великий модельер Коко Шанель», «День Благодарения», «Рождество в Великобритании»);
  • история («Северные конвои», «Индейцы Северной Америки», «Атлантида: миф или реальность?», «Загадки Стоунхенджа», «Катерина де Медичи»);
  • литература и искусство («Кто написал Шекспира?», «Волшебный мир книг Гарри Поттера», «Садово-парковое искусство Англии» «Маленькие памятники Санкт-Петербурга», «Японская анимация»);
  • экология, спорт и здоровый образ жизни («Эта чудесная вода» «Как быть здоровым», «Создатель каратэ»);
  • Дом («Дома мира», «Дом моей мечты»);
  • жизнь подростков («Как найти работу», «Проблемы миграции в нашей школе», «Наша школа», «Переписка с зарубежными друзьями», «Как стать блогером»).

Формы презентации проектов были творческими и разнообразными. Презентация каждого проекта включала творческий сюрприз. Так проект «Кто написал Шекспира?» был представлен в виде дискуссию между «стратфордианцами» и их противниками, в процессе презентации учащиеся прочли наизусть два его сонета. Форма представления доклада «Индейцы Северной Америки» имитировала историческую телепрограмму «Час истины», в которой участвуют два «историка» и ведущий. Чтение докладов «Азербайджан: культура, религия, традиции», «История шоколада», «Мультфильмы студии Уолта Диснея» сопровождалось показом видеороликов. Автор докладов «Японские праздники» и «Японская анимация» исполнила песни на японском языке и в переводе на английский.

Учащимися было подготовлено несколько практико-ориентированных проектов. Проект «Как устроиться на работу?» содержал практические рекомендации по поиску работы, написанию резюме и поведению на собеседовании при устройстве на работу. Правила рационального использования воды в быту содержались в проекте «Эта чудесная вода».  Автор проекта «Как стать блогером» разработал практические рекомендации по созданию канала в интернете. В проекте об английской кухне были рекомендованы для приготовления из доступных продуктов вкусные и полезные английские блюда, рецепты которых получили слушатели. Проект закончился дегустацией английских блюд, приготовленных учащимися совместно с мамами. Учащимися было разработано несколько межпредметных проектов, например, «Северные конвои», «Индейцы Северной Америки (английский и история), «Садово-парковое искусство  Англии» (английский и МХК).  В проекте о традициях чаепития в Англии был произведен химический опыт по выделению танина.

 С целью повышения интереса аудитории к проектам докладчики придумывали различные формы взаимодействия со слушателями.

 Подготовка и презентация проектов превратилась в творческий дискуссионный клуб, создала условия для самореализации учащихся и учителей, взаимопонимания и сотрудничества между ними, что способствовало повышению эффективности обучения в дальнейшем. 

        В этом учебном году в дни проведения фестиваля был представлен коллективный on-line проект учащихся 5-6 классов «Давайте познакомимся!» с использованием сети интернет (сервиса skype). Российские школьники подготовили интервью для школьников из Сербии (г.Ниш) такого же возраста и  также отвечали на их вопросы. Дети узнали друг у друга немного интересной информации о незнакомой стране и  городе, о хобби, о любимых предметах, об известных личностях в науке, культуре в этой стране и т.п. Учащиеся были максимально вовлечены в процесс общения с зарубежными друзьями, стремились проявить себя и свои языковые умения и навыки.

Учащиеся также могут представить свой проект за рамками фестиваля:  

  1. участие в региональной конференции «Мы – будущее» на базе лицея                            № 329 Невского района Санкт-Петербурга;
  2. презентация проектов в рамках проведения в школе «Дня здоровья», «Недели правовых знаний», международного экологического проекта эко-школа «Зеленый флаг» и т.д;
  3. презентация лучших проектов для учащихся других классов как фрагмент урока.

В 2014-2015 учебном году был организован клуб по переписке с ребятами 11-13 лет из Испании.  Учащиеся 5-7 классов вели переписку соблюдая правила написания личного письма.

Заранее совместно с испанскими школьниками были отобраны темы для писем «О себе», «Моя школа», «Свободное время и увлечения», «Мой город»,  «Мои каникулы» и др. Соответственно учащиеся развивали и совершенствовали навыки письменной речи.

В 2015-2016 учебном году (23 сентября по 30 сентября) в школе был реализован мега-проект «Международный обмен между школьниками из России и Сербии (г.Ниш)». В феврале 2015 года школа бизнеса и права г.Ниш (Сербия) стала нашим официальным партнером, участвующий в программе обмена.  Проект в основном был ориентирован на учащихся возрастной категории 15-17 лет (9-11 классы), однако российские школьники меньшего возраста смогли также принять участие в разнообразных мероприятиях.

Программа обмена состояла из двух этапов:

Предварительный этап был организован в период с февраля 2015 по сентябрь 2015 года. На данном этапе были проведены следующие мероприятия:  

-  организация электронной переписки между школьниками России и Сербии;

- создание видеороликов о школе и городе;

- проведение тематических дискуссий в онлайн режиме;

- разработка учащимися совместно с учителем английского языка и учителем истории и культуры Санкт-Петербурга маршрутов пешеходной экскурсии по центру города на английском языке;

- разработка учащимися экскурсии по школе и ближайшим окрестностям Малой Охты;

- подготовка ребят к конференции «Сербия. Культура и традиции»;

- разработка учащимися совместно с учителями английского языка буклетов по программе международного обмена;

- составление учащимися инструкций по правилам безопасного пребывания;

- подготовка учащихся к тематическим мастер-классам и многое другое.

Основной этап включал в себя программу социализации, языковую программу и кульутрно-развлекательную.

Целью языковой программы - стимулировать учащихся в изучении английского языка как иностранного и использовании его в международной коммуникации; совершенствование речевых умений и навыков английского языка (мероприятия на сплочение и знакомство, тематические мастер-классы, экскурсии, интервью учащихся в мэрии г.Ниш и муниципалитете округа Медиана, интервью для радио и др.).

Учащиеся получили возможность расширить свое образовательное пространство посредством культурно-развлекательной программы.  Ребята постигали особенности культуры и традиций русских и сербов, знакомились с историей народов (экскурсии, концерты и т.д.).

В принимающих русских и сербских семьях дети погрузились в атмосферу повседневной жизни и обычаев  народов.

Спецификой программы международного обмена с Сербией стало патриотическое воспитание: посещение памятных  мест воинской славы, музеев; посещение российско-сербского гуманитарного центра, посещение кафедры русского языка в государственной университете г.Ниш и др.).

Таким образом, в результате реализованного международного сотрудничества, учащиеся обеих школ получили интересный и незабываемый опыт межкультурного взаимодействия, а также позитивный стимул для дальнейшего изучения и совершенствования английского языка как средства общения. Наша школа и школа права и бизнеса г.Ниша теперь не только деловые партнеры, но и наши друзья, с которыми мы планируем дружить долгие годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

Исследовательская работа "Театр как средство непосредственного применения языковых умений и навыков по немецкому языку"

В работе автор предлагает описание истории становления театра, раскрывает сущность школьного театра на практике, а также доказывает, что школьный театр является одним из способов мотивации учащихся к ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА».

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.Технология классно-урочной системы эффе...

Пути развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в урочной деятельности на содержании отдельных предметных тем.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД). УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения н...

Статья "Особенности обучения иностранному языку на современном этапе, направленные на формирование умений и навыков иноязычной речевой деятельности учащихся."

В статье рассматриваются основные направления и подходы в обучении иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции учащихся....

Пути развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в урочной деятельности на содержании отдельных предметных областей

Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить.Д.Г. ЛевитасВведение.В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифициров...

Обучение навыкам здорового и безопасного образа жизни посредством внеурочной деятельности обучающихся

В докладе содержится материал, раскрывающий отдельные аспекты обучения по программе здоровьесбережения....