Воспитательный аспект обучения иностранному языку
статья по английскому языку (5, 9, 10 класс) на тему

Камынина Галина Васильевна

Очень важно учитывать воспитательный аспект при обучении иностранному языку. Иностранный язык представляет нам множество возможностей, для того, чтобы мы могли воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей.     

 Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, формирует у ученика широкий взгляд на мир. Процесс овладения иностранным языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития учеников.

Воспитательный аспект является одним из главных  аспектов обучения иностранному языку. Поэтому главная ценность  иностранного языка заключается в его воспитательном потенциале. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_aspekt_obucheniya_angl_yaz.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

            Воспитательный аспект обучения иностранному языку

Мы,учителя английского языка, понимаем насколько важно учитывать воспитательный аспект при обучении иностранному языку. Иностранный язык представляет нам множество возможностей, для того, чтобы мы могли воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей.    

 Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, формирует у ученика широкий взгляд на мир. Процесс овладения иностранным языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития учеников. Ведь помимо обучения непосредственно языку, необходимо привить учащимся интерес к стране, где говорят на нем, воспитать любовь к традициям и культурным ценностям носителей языка, научить определенным правилам поведения, передать ученикам формулы вежливости, которые используются в англоязычных странах и их речевые клише (воспитание культуры общения). Кроме того, на уроках английского языка можно провести сравнение с культурой и традициями нашей страны, тем самым создавая условия для воспитания чувства патриотизма.

Таким образом, воспитательный аспект является одним из главных  аспектов обучения иностранному языку. Поэтому главная ценность  иностранного языка заключается в его воспитательном потенциале.

Воспитательный потенциал заложен в системе обучения .

Учебная деятельность по иностранному языку осуществляется через:  

-урочную деятельность

- внеурочную деятельность

Воспитательный потенциал является специфической чертой любого урока иностранного языка. Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности учителя и его поведении.

         Внеурочная деятельность (внеклассная работа) по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

        В своей работе я придерживаюсь  принципа:  

«Скажи мне- и я забуду,

  Покажи мне- и я запомню,

 Вовлеки меня – и научусь» (Китайская мудрость)

На самом деле, это принцип системно-деятельностного подхода в обучении  в соответствии со стандартами ФГОС  (как на уроках , так и при проведении внеклассных мероприятий).

Рассмотрим более подробно воспитательный аспект во внеурочной деятельности.

      Внеклассная работа по иностранному языку необходима для развития и поддержания интереса к изучению иностранного языка, для развития творческих способностей учащихся

Одной из форм внеурочной деятельности по ин. языку является проведение предметных недель в школе.

  В рамках методической недели английского языка  проводится много разнообразных мероприятий (заранее планируется  каждый день/ разные формы)- слайд.

         Неделя английского языка дает ребятам возможность на практике применить свои знания, независимо от их уровня, и дает возможность поверить в свои силы в изучении английского языка.

       Главным принципом Недели английского языка является вовлечение как можно больше учащихся школы в события Недели, предлагая им задания и мероприятия посильного уровня.

     Так, проведение Недели иностранного языка в школе имеет следующий

 Воспитательный аспект:

• воспитание толерантного отношению к чужой культуре, традициям и обычаям, к чужому мнению;

• воспитание гармонично развитой  личности.  

•повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка;

•способствует  сплоченности коллектива

Неделя английского языка начиналась с развешанных по школе плакатов( объявлений): « The week of English. Participate and win!»- «Участвуй и побеждай!»

С целью развития интереса к изучению английского языка, расширения кругозора, страноведческих знаний в 1-й день на всех параллелях школы в 3-11 классах прошли тематические уроки по страноведению, демонстрация видеороликов и фильмов о Великобритании, обычаях и традициях страны.

Мы украсили кабинеты  детскими новогодними рисунками с рождественской символикой. Была организована выставка газет, плакатов и листовок на стендах школы. Дети познакомились с традициями и обычаями празднования Рождества в Великобритании в форме красочных презентаций, участвовали в игровых программах.

Следующие дни мы разучили рождественские песни «Jingle Bells”, “We wish you a merry Christmas”, “Happy New Year”, читали стихи (3- 6 классы). Дети проявляли творчество и мастерство, сами подготавливали себе для выступления в классе костюмы. Лучшие были награждены сладкими призами- конфетами с рождественской символикой ( буква «J»= Jesus)

В старших классах  был проведен конкурс сочинений “Why is it important to learn English” («Почему важно изучать английский язык?») (7-11 классы). Победители и участники награждены грамотами.

  Неделя английского языка планировалась таким образом, чтобы помимо уроков иностранного языка проводились мероприятия, формирующие познавательные интересы учеников и направленных на применение полученных знаний, умений и навыков.

     В течение недели учителя-предметники выступали с сообщениями по своим предметам. Были показаны страноведческие фильмы и видеоролики: “English-speaking countries” («Англо-говорящие страны») (9-11классы); “Symbols of the United Kingdom” («Символы Соединённого королевства») (6,7,9 классы) и т.д.

Учащиеся 7-9 классов подготовили собственные презентации о стране изучаемого языка и выступили с ними на уроках: “Great Britain”.,  «Лондон моими глазами» 7кл, «Достопримечательности Лондона» 7кл, “Christmas” («Рождество») 9кл. Провели конкурс- интервью «Что ты знаешь о Великобритании».

   В школе был оформлен стенд газетами, рисунками учащихся, листовками с пословицами и поговорками.  Ребята особенно в этом конкурсе проявили большую активность и фантазию. А учащиеся 7 классов составляли новогодние ребусы и кроссворды и также вывешивали их на школьном стенде для других учеников.

      Также в кабинетах английского языка была представлена выставка детской художественной литературы англоязычных писателей.

В течение недели английского языка учащиеся разучивали стихи, песни, готовили инсценировки (5-9 классы).

Итоговым мероприятием было празднование Рождества «Christmas» .Учащиеся 9 класса рассказали о праздновании Рождества, традициях и обычаях, самостоятельно приготовили презентацию, загадки для учащихся. Ученики 7 класса выступили с рождественскими песнями под гитару “Christmas time” и “Jingle bells”, с песней “Cinderella” и стихотворением “Alice in Wonderland” выступили мои учащиеся 3-6 классов.

   Так же был проведен урок ВКС по теме «Развитие социокультурной компетенции учащихся на примере празднования Рождества «Christmas»(внеурочная деятельность)

    При подведении итогов все учащиеся получили сертификаты участников недели английского языка, грамоты победителей и благодарности за участие в неделе английского языка, а также отмечены сладкими призами.

   Данное мероприятие направлено на повышение интереса к иностранным языкам, мотивацию учащихся и вовлечение всех ступеней обучения – от младших классов до выпускников. Неделя английского языка в школе активизирует познавательную и творческую деятельность учеников и учителей, привносит яркие краски и праздничное настроение в школьные будни, требует и формирует не только языковые, но и предметные знания , воспитывает уважительное отношения к обычаям и традициям других стран.

  В ходе подготовки к недели иностранного языка использовался проектный метод (ребята собирали  всевозможную информацию о стране изучаемого языка и затем было проведено итоговое заключительное мероприятие). Метод проектов  постоянно используется мной на уроках английского языка.

 Воспитательный аспект хорошо прослеживается в проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности:

Основные направления воспитания

Темы проектов

Ценности

Воспитание гражданственности, патриотизма

«Достопримечательности нашего города»

«Сувениры из России»

Любовь к своей малой родине

любовь к России

Воспитание нравственных чувств

«Моя семья»

«Человек, которым я восхищаюсь»

«Мой любимый персонаж»

«Мой лучший друг»

уважительное отношение к родителям и другим членам своей семьи, семейным ценностям и традициям;

нравственный выбор (различение хороших и плохих поступков, умение анализировать нравственную сторону поступков людей и персонажей литературных произведений, анимационных фильмов)

Представление о дружбе и друзьях, внимательное отношение к друзьям, их интересам и увлечениям

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

«Моё любимое время года»

«Моё любимое животное»

«Мой питомец»

Интерес к природе и природным явлениям

бережное отношение к животным, домашним питомцам

Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран

«Англоговорящие страны»

«Достопримечательности Великобритании»

«Праздники и традиции»

«Сhristmas»

интерес и уважительное отношение к иностранному языку и культуре народов англоязычных стран

 На своих уроках я стараюсь прививать  учащимся интерес к английскому языку, воспитывать в них стремление узнавать  что-то новое о различных странах, их особенностях, обычаях и традициях, воспитывать культуру общения.

  Знание чего бы то ни было, само по себе мало обогащает человека. Не менее важно то , что это знание вносит в формирование человека как личности.

 Поэтому главная ценность иностранного языка заключается в его воспитательном потенциале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной работы для усиления воспитательного потенциала обучения иностранному языку

Материал включает следующие разделы: Роль проектной работы при обучении иностранному языку. Признаки проектно-ориентированного обучения. Типология проектов. Рекомендации по организации проектной деяте...

«Лингвострановедческий аспект как фактор содержания коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку.»

Лингвострановедческий аспект как фактор содержания коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку.»...

Воспитательный аспект обучения иностранному языку

Воспитательный потенциал является специфической чертой любого урока иностранного языка. Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в ли...

Развитие субъекта учебно-воспитательного процесса средствами иностранного языка как цель обучения иностранному языку

Обучение в современной школе направлено на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями основ наук; во-вторых, она обязана подготовить своих выпускников &laq...

Психологические аспекты обучения иностранным языкам.

Личностно-деятельностный подход к обучению ИЯ определяет и выбор ключевых проблем.- взаимодействие учителя и учащихся как равнопартнёрское учебное сотрудничество.- психологическая характеристика учите...

Статья «Прагматические и общеобразовательные аспекты обучения иностранным языкам»

Прагматические  и общеобразовательные аспекты обучения иностранным языкам...

Статья "СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ"

В статье рассматривается роль социокультурного компонента в структуре иноязычной коммуникативной компетенции и межкультурной компетенции при обучении иностранному языку. Приводится обзор подходов в об...