Проектная деятельность как способ организации образовательного процесса
статья по английскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность как способ организации образовательного процесса | 311.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как способ организации образовательного пространства.
Автор:Терехова Ирина Петровна- учитель высшей категории
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя обшеобразовательная школа №3», г.о. Электросталь, Московской области, ул. Карла Маркса, 44.
Контактные телефоны- 8 -964-634-43-26; i.terekhova2013@yandex.ru
Организация проектной и исследовательской деятельности по иностранному языку учащихся старших классов.
1. Каковы психолого-педагогические особенности организации проектной и исследовательской деятельности в начальной школе?
Образованный человек в современном обществе –это человек, не столько вооруженный знаниями,сколько умеющий добывать знания, применять их напрактике и делать это целенаправленно. Возникаетнеобходимость выйти за рамки сложившихсятрадиционных подходов, работать в режиме,побуждающем к поиску новой информации,самостоятельной продуктивной деятельности,направленной на развитие творческого мышленияшкольника.
В настоящее время произошли глобальныеизменения в системе образования: пересмотреныпрежние ценности, приоритеты, целевые установкии педагогические средства.
Современная школа ориентирована наформирование у обучающихся широкого научногокругозора, общекультурных интересов,утверждение в сознании приоритетовобщечеловеческих ценностей. Поэтому одна изглавных задач современной начальной школы -создание необходимых условий для личностногоразвития каждого ребёнка и формирование егоактивной позиции. В связи с этим возникаетнеобходимость подготовки учащихся начальнойшколы к такой деятельности, которая учитразмышлять, прогнозировать и планировать своидействия, развивает познавательную иэмоционально-волевую сферу, создаёт условия длясамостоятельной активности и сотрудничества ипозволяет адекватно оценивать свою работу.
Необходимость решать эту проблему в своейпедагогической деятельности подвигла меня киспользованию проектного метода обучения какновой современной педагогической технологии. Напервое место выходят формы самостоятельнойработы учащихся, основанные не только наприменении полученных знаний и умений, но и наполучение на их основе новых.
Основная цель моей педагогическойдеятельности – проявлять и развивать личнуюзаинтересованность детей в приобретении знаний . В связи с этим значительную роль в работе яуделяю проектной деятельности , котораяпозволяет:
выявить творческие способности ребёнка;
улучшить контакт с учащимися, родителями;
развить исследовательские и коммуникативные умения, навыки сотрудничества;
дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.
Теоретические основы метода проекта вначальных классах.
Путей развития интеллектуально-творческогопотенциала личности ребёнка существует много, нособственная проектно- исследовательскаяпрактика, бесспорно, - один из самых эффективных.
Дети уже рождаются с врождённым поисковымрефлексом: что это? Где это? Зачем это? Какое это?Как стимулировать природную потребность ребенкак новизне? Как развить способность искать новое?Как научить видеть проблемы, конструировать,задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать,делать умозаключения и выводы? Как правильноизлагать и защищать свои идеи? Эти вопросы оченьактуальны для современной школы.
Младший школьный возраст является начальнымэтапом вхождения в проектную деятельность,закладывающим фундамент дальнейшего овладенияею. Включение младших школьников в проектнуюдеятельность учит размышлять, прогнозировать,предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, чтоименно в младшем школьном возрастезакладывается ряд ценностных установок,личностных качеств и отношений. Если этообстоятельство не учитывается, если этот возрастрассматривать как малозначительный,“проходной” для методов проектов, то нарушаетсяпреемственность между этапами развитияучебно-познавательной деятельности обучающихсяи значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов впроектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
2. Как учитываются психолого-педагогические особенности организации проектной и исследовательской деятельности в начальной школе при обучении иностранным языкам?
У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Поэтому специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов:
Выбор темы.
1.Постановка цели и задач.
2.Гипотеза исследования.
3.Организация исследования.
4.Подготовка к защите и защита работы.
5. Рефлексия
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома.
3.Какие формы организации исследовательской и проектной деятельности наиболее подходят для начального этапа обучения?
В начальной школе продолжительность проекта целесообразно ограничить
1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или сдвоенными уроками.
Формы проектной работы с детьми начального образования:
1.Групповая форма (информационные проекты, совместные исследовательские проектами).
2. Массовые формы. (Сюда можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, ролевые игры.)
3.Индивидуальная работа отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий
Предпочтение отдается групповой и массовой формам работы
Учитывая особенности развития младших школьников, необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».
4.Каковы психолого-педагогические особенности организации проектной и исследовательской деятельности в основной школе?
Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе:
1) проектная деятельность направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность организуется таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Подростки овладеют нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Особенности построения учебно-исследовательского процесса:
• тема исследования должна быть на самом деле интересна для обучающегося и совпадать с кругом интереса учителя;
• необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно;
• организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и обучающегося друг перед другом и взаимопомощи;
• раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое обучающемуся, а уже потом науке.
5.Как учитываются психолого-педагогические особенности организации проектной и исследовательской деятельности в основной школе при обучении иностранным языкам?
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения.
В обучении английскому языку метод проектов:
- необходимо использовать в тесном контакте с учебной программой;
- тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся;
- задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта;
- необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты
Именно здесь происходит основная работа учителя английского языка со своими учениками:
1)обсуждаются промежуточные результаты,
2)корректируются ошибки в употреблении языковых единиц.
3) исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему.
4)появляется множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры.
5) грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.
Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
6.Какие формы организации исследовательской и проектной деятельности наиболее подходят для среднего этапа обучения?
групповые, парные
В среднем звене, на этапе 5-6-х классов:
- проектная деятельность является долгосрочной и обязательной;
- впервые по-настоящему сталкиваются с ситуацией свободного выбора;
- постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению замысла;
- учатся различать виды работ и виды ответственности за них.
Формы проектной работы для среднего этапа образования:
1.Групповая форма (информационные проекты, совместные исследовательские проектами)
2. Парная форма (выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога)
7.Каковы психолого-педагогические особенности организации проектной и исследовательской деятельности в старших классах?
У ребят старшего возраста, в соответствие с возрастной спецификой, на первый план выходят цели освоения коммуникативных навыков:
- темы проектов могут выбираться из любой содержательной области: предметной, межпредметной, внепредметной;
- темы проектов должны быть близкими и волнующими подростков в личном плане, социальных или коллективных взаимоотношениях;
- на первый план выходят исследовательские, практико-ориентированные, творческие проекты;
- работа над такими проектами занимает более длительное время;
- ученики приобретают необходимые навыки –планирования, целесообразного действия, оформления проектов, их презента ции и т.п.
Подростки могут предпочесть групповую или парную форму организации деятельности, постепенно переходят к индивидуальной форме работы.
8.Как учитываются психолого-педагогические особенности организации проектной и исследовательской деятельности в старших классах при обучении иностранным языкам на базовом уровне?
- Проект по английскому языку чаще всего межтематический и требует знаний из различных образовательных областей.
- Происходит включение английского языка в другие виды деятельности.
-Работа над проектом – это сочетание самостоятельной работы с парной или групповой формой проектной деятельности.
- В результате проектной деятельности происходит формирование языковых и страноведческих знаний.
- Работа над проектом не только даёт возможность использовать иностранный язык на уровне реальной коммуникации при обсуждении, но и позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету. Учащиеся берут интервью, делают аудиозаписи, видеозаписи, собирают печатный материал.
- При таком подходе используются и развиваются все четыре вида речевой деятельности: чтение, говорении, письмо и аудирование.
- В условиях реализации и выполнения проекта ученик определяет как содержание самого проекта, так и его англоязычное содержание.
- Учитывая специфику метода проектов, в обучении английскому языку проекты реализуются комплексно, так как язык, в любом случае, лишь часть всего проекта.
- Проводя анализ проектной работы оценивается:
• уровень английского языка учащегося;
• содержание проекта;
• уровень творческой деятельности ученика;
• его способность представить проект.
- Проектная работа в обучении английскому языку представляет собой особый вид совместной деятельности учителя и учеников, результатом которой является комплексное развитие способностей учеников в овладении английским языком, а также навыков исследовательской деятельности.
9.Какие цели и задачи организации проектной и исследовательской деятельности в старших классах при обучении иностранным языкам на профильном уровне?
Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией. В это понятие входят:
Речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтении.
Социокультурная компетенция – формирование представления о социокультурной специфике стран изучаемого языка.
Языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по темам в качестве необходимой основы для оформления речевых умений.
Учебно-познавательная компетенция – совершенствование учебной деятельности по овладению английским языком.
Компенсаторная компетенция – формирование умения выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств.
Информационная компетенция – умение самостоятельно работать со справочной литературой, находить необходимую информацию по разным отраслям знаний.
Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:
достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,
имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,
понимают необходимость междисциплинарных связей.
Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:
повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,
наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,
простор для творческой и созидательной деятельности.
10.Какие формы организации исследовательской и проектной деятельности наиболее подходят для старшего этапа обучения?
В старшей школе проектная деятельность (долгосрочная) осуществляется в форме индивидуального проектирования.
Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека. При выполнении групповых проектов в 8-10 классах школьники совместно проходят все этапы проектной работы. Коллективно отвечая за результат проекта, учащиеся имеют возможность распределять работу в группе, используя сильные стороны участников. К 11-му классу перед каждым учеником стоит задача продемонстрировать уже не отдельные навыки, а умение выполнить работу самостоятельно от начала и до конца. Одиннадцатиклассник, естественно, не остается один на один со своим проектом, - он работает в тесной связке с учителем, которого выбирает в качестве куратора.
11. Назовите и охарактеризуйте теоретические методы исследования, принятые в педагогике?
Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогической действительности. Существует несколько подходов к классификации методов педагогического исследования. Согласно одному из них [2], методы педагогического исследования подразделяются на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические (методы теоретического исследования) и математические (статистические).
Основные методы педагогического исследования представлены на следующей схеме
Методы педагогического исследования
Любой метод педагогического исследования не является универсальным, каждый их них эффективен лишь при правильном использовании. Правильность применения метода подразумевает два аспекта:
- владение данным методом;
- умение исследователя выбрать наиболее эффективный метод исходя из существующих условий исследования, конкретной исследовательской задачи.
При выборе методов педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими принципами:
· совокупность методов (для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов исследования);
· адекватность методов существу изучаемого явления, предполагаемым результатам, возможностям исследователя;
· ненанесение вреда (запрет использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных навредить испытуемым, педагогическому процессу).
Характеристика некоторых методов педагогического исследования представлена далее.
12. Назовите эмпирические методы исследования в педагогике.
К эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы. Эмпирический характер познания, присущий методам этой группы является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.
Наблюдение является наиболее распространенным эмпирическим методом, с помощью которого объект изучается в различных условиях без вмешательства в его существование. Наблюдение широко применяется и на бытовом уровне, обеспечивая информацией стихийно протекающий процесс познания. Однако при стихийном наблюдении в силу особенностей человеческого внимания многие детали от наблюдателя ускользают, а другие детали быстро забываются, не образуя целостной системы знаний об объекте. Наблюдение как метод педагогического исследования имеет целенаправленный характер, оно осуществляется по определённому плану, его результаты фиксируются, а в конце наблюдения собранные данные обобщаются.
К достоинствам наблюдения относятся его доступность и возможность самому исследователю непосредственно ознакомиться с изучаемым предметом.
Недостатки наблюдения в педагогическом исследовании состоят в том, что...
- на достоверность результатов сильно влияют личностные особенности наблюдателя, его интересы, убеждения и стереотипы;
- достоверность полученных результатов прямо пропорциональна длительности наблюдения (чем дольше проводилось наблюдение, тем статистически достоверней данные, полученные с его помощью);
- личным наблюдением физически невозможно охватить все моменты исследуемого процесса, а это значит, что многие факты всё равно останутся неустановленными.
Анкетирование – метод сбора информации с помощью анкет – специально разработанных вопросников, на которые требуется дать письменные ответы.
Основные виды анкет:
- открытые (опрашиваемые должны сформулировать ответ самостоятельно);
- закрытые (опрашиваемым надо выбрать наиболее подходящий ответ из нескольких готовых вариантов);
- смешанные (комбинированные), предусматривающие возможность как выбора из готовых вариантов, так и самостоятельной формулировки ответа.
Анкетирование наиболее эффективно, если требуется выявить коллективное мнение по каким-либо вопросам и потребности значительного количества людей. В зависимости от цели анкетированию могут подвергаться педагоги, учащиеся, их родители, представители ближайшего социального окружения. Применяя этот метод, следует помнить, что результаты анкетирования, даже полученные на больших выборках, отражают мнения, установки, стереотипы мышления и восприятия респондентов, особенности данной социальной группы, а поэтому они могут значительно расходиться с установленными научными фактами.
С помощью анкетирования можно за относительно малый отрезок времени охватить опросом большое количество людей, а стандартные формулировки вопросов в анкетах позволяют сравнительно легко обрабатывать полученные данные. Однако при анкетировании исключается возможность корректирования формулировок вопросов. Поэтому важным условием эффективности этого метода является достаточное качество используемого вопросника (ясность для опрашиваемого сути вопросов, возможность дать на них однозначные ответы или выбрать приемлемый вариант ответа из предложенных альтернатив, а также избегание вопросов, провоцирующих заведомо лживые ответы). При проведении массовых анкетирований фактором, снижающим правдивость ответов, становится мнение других людей (например, заполняя анкету одновременно с другими людьми, человек может списать ответ у соседа, чтобы «не выделяться», или наоборот: ответить по-другому из желания отличиться, а вовсе не потому, что он действительно считает иначе).
Беседа (диагностическая беседа) – метод, при котором получение информации происходит в режиме индивидуализированного диалога. Как и любой метод, беседа преследует определённую цель, а её результаты анализируются. Как и анкетирование, она проводится на основе предварительно разработанных вопросов, однако формулировки и последовательность вопросов задаются не жёстко, они могут варьироваться. К условиям успешности беседы относятся её индивидуальный характер («с глазу на глаз»), сосредоточенность исследователя на собеседнике, создание доверительной обстановки, умение исследователя стимулировать речевую активность опрашиваемого, не отвлекаясь при этом от поставленной исследовательской цели.
Беседа как метод исследования, по сравнению с анкетированием, имеет ряд преимуществ, обусловленных наличием непосредственного контакта с опрашиваемым человеком. К ним относятся возможности:
- управлять влиянием на ответы опрашиваемого внешних раздражающих факторов (избежать присутствия третьих лиц; выбрать наиболее подходящие обстановку, освещение, время; изменять интонацию при формулировании вопросов и т.д.);
- менять формулировку вопросов по ходу опроса, делая их более «удобными» для отвечающего;
- задавать уточняющие вопросы, добиваясь более конкретных ответов;
- использовать невербальные каналы общения для создания установки на искренние ответы;
- отслеживать информацию, которая транслируется опрашиваемым по невербальным каналам общения (например, по характерным жестам, взгляду, позе человека в ходе беседы можно выявить его эмоциональное состояние, распознать неискренние ответы);
- ситуативно расширять или сужать круг вопросов, в зависимости от характера и объёма информации, которой владеет опрашиваемый и которой он готов в данный момент поделиться.
Недостатки диагностической беседы связаны с индивидуальным характером осуществляемого с её помощью опроса. В отличие от анкетирования, беседа не подходит для массовых опросов. Для проведения беседы необходим определённый психологический настрой, что предполагает специальный выбор места и времени, а также нежелательность открытого фиксирования получаемых ответов. Кроме того, успех этого метода зависит от уровня коммуникативных умений обоих участников беседы. Наконец, значительная вариативность формулировок вопросов и ответов затрудняет обработку результатов беседы.
Изучение школьной документации (устава школы, личных дел учащихся, дневников, медицинских карт, планов работы, классных журналов, отчётов, аналитических справок и т.д., а также финансово-хозяйственной документации) позволяет охватить изучением значительный объём данных. Это достоинство дополняется удобством поиска и обработки необходимой информации, которая в документах представлена в уже систематизированном виде и, как правило, в стандартных формах. Ещё одно достоинство метода изучения школьной документации обусловлено достаточно длительными сроками архивного хранения ряда школьных документов: возможность обращения к прошлому документально зафиксированному опыту и поиск в нём причин сегодняшних проблем и путей их разрешения.
Недостатки метода изучения школьной документации проявляются, в основном, в двух аспектах:
- стандартизация и деловой стиль документов вводят жёсткие ограничения на характер и количество документально фиксируемых фактов, вследствие чего не фигурирующие в документе факты остаются вне поля зрения исследователя, а именно они могут оказаться особенно важными для познания новых свойств и явлений в исследуемом объекте;
- в документе могут присутствовать искажения фактов, которые вводят в заблуждение человека, изучающего документ (фактическая достоверность документов может пострадать, например, из-за стремления «казаться лучше, чем на самом деле» или из-за элементарной небрежности в ведении документации).
Изучение продуктов деятельности – метод, при котором предметом изучения являются сочинения, рисунки, стенгазеты, поделки и другие ученические работы, а также продукты деятельности взрослых участников образовательного процесса. Так, помимо разнообразных ученических работ предметами изучения могут быть: элементы эстетического оформления класса-кабинета, изготовленные учителем лично или при его участии, под его руководством; продукты деятельности, отражающие увлечения педагогов, увлечения родителей и семейные увлечения, а также различного рода достижения и т.д.
Продукты деятельности материальны, их наличие и количество легко проверить, в отличие от их зафиксированных документальных отражений, в которых описания предметов вполне могут не отражать некоторые важные в данный момент параметры, а количественные показатели могут быть случайно или намеренно искажены. Необходимость этого метода в педагогическом исследовании определяется ещё и тем, что с его помощью можно не только установить наличие и количество продуктов деятельности, но и выявить специфические свойства, характеризующие личность субъекта, создавшего тот или иной продукт.
Педагогическое тестирование – метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию проверяющего. В настоящее время для школы разработано множество тестовых методик, позволяющих выявить уровень обученности по различным предметам, уровень личностного развития учащихся и педагогов, изучить и оценить способности, интересы и потребности участников образовательного процесса. Всё более широкое распространение получает компьютерное тестирование, позволяющее существенно облегчить и ускорить проверку и первичную обработку результатов.
Педагогический эксперимент – особый метод эмпирического исследования, состоящий в том, что исследователь вмешивается в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения педагогических явлений. Выделяется два вида педагогического эксперимента: констатирующий и формирующий (преобразующий). При констатирующем эксперименте специально созданные условия позволяют выявить новые факты. При формирующем – изменить ход и результат педагогического процесса.
13.Какие методы исследования относятся к общетеоретическим?
К теоретическим методам исследования относятся изучение литературных источников, теоретический анализ, методы логических обобщений и моделирования.
Изучение литературных источников в педагогическом исследовании позволяет находить и отбирать необходимую информацию. Предметами изучения при использовании этого метода являются научно-методическая литература, нормативно-правовые акты в сфере образования, образовательные стандарты, типовые учебные планы и программы, а также разнообразные электронные документы. В реализации этого метода используются традиционные приёмы работы с литературой: конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование, составление логических схем текста. Кроме того, при изучении электронных документов возможно полное копирование и сохранение источника на доступном носителе, сжатие и архивация документа, распечатка всего документа либо его фрагмента (например, оглавления, электронного адреса или прилагаемой аннотации), поиск данных по ключевым словам и т.д.
Теоретический анализ как метод познания предполагает осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.
При теоретическом анализе полученные эмпирическим путём данные могут:
- сопоставляться с научно обоснованными и многократно подтверждёнными на практике фактами;
- сравниваться с данными того же класса, полученными ранее в этой же или подобной системе;
- соотноситься с целями и задачами управляемого процесса;
- осмысливаться как конечные или промежуточные результаты некоторой деятельности;
- обобщаться в виде кратких выводов.
Результатами теоретического анализа могут быть:
- установление степени достоверности полученных данных;
- выявление сходств и отличий, соответствий и несоответствий в анализируемой информации;
- выявление тенденций;
- прогнозирование дальнейшего развития управляемого объекта;
- определение наиболее эффективных методов познания и преобразования тех или иных объектов управления, частей управляемого процесса;
- обоснование существующих противоречий, проблем и возможных путей их разрешения.
14.Назовите и охарактеризуйте социологические методы исследования.
Социологические исследования в настоящее время применяются очень широко. Ими все чаще пользуются управленческие кадры. Публицисты обращаются к ним в своих материалах. Итоги социологических опросов и экспериментов звучат с экранов телевизоров. Порой телевидение само организует социологические опросы. С каждым годом увеличивается число проводимых социологических исследований, расширяется круг профессиональных социологов и их актива из числа добровольцев, с интересом осваивающих премудрости прикладной социологии.
Что это, дань моде или насущное требование времени? Бесспорно, современное общество, ученые, его изучающие, люди, живущие в нем, хотят больше знать о действительном положении вещей, о процессах и изменениях, ожидающих их в ближайшем будущем. Разобраться в этом им помогает прикладная социология. Применение методов прикладной социологии способствует:
отражению реального состояния социальных явлений и определению факторов, воздействующих на их изменение;
выяснению тенденций развития общественных отношений и нахождению путей и средств их совершенствования;
обоснованию управленческих решений и оценке их эффективности;
обобщению опыта инноваций и прогнозированию социальных ситуаций;
изучению социальных противоречий, конфликтов и выработке рекомендаций по их преодолению;
действенному контролю за состоянием дел в различных сферах общества.
Таким образом, использование социологических исследований способствует глубокому изучению социальных процессов и явлений, позволяет избегать умозрительных и поверхностных заключений и оценок в работе самых различных организаций и индивидов.
Практика показывает, что ощутимую помощь способно дать лишь такое социологическое исследование, проведение которого строго подчинено научным требованиям, которое опирается на опыт, накопленный прикладной социологией. Чтобы провести методически грамотное исследование, необходимо овладеть определенной суммой знаний о правилах его подготовки и осуществления, уяснить, что оно в состоянии дать, а чего от него ожидать не следует.
15.Назовите и охарактеризуйте социально-психологические методы исследования.
Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике. Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к так называемой «психологии воздействия». Методы исследования, в свою очередь, различаются на методы сбора информации и методы ее обработки.
Существует и много других классификаций методов социально-психологического исследования. Например, различают три группы методов:
1) методы эмпирического исследования;
2) методы моделирования;
3) управленческо-воспитательные методы.
Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). В большинстве случаев эти методы идентичны тем, что применяются в социологии и психологии.
Наблюдение является самым «старым» методом социальной психологии и представляет собой преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, которые непосредственно не даны. В случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы.
Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает здесь в связи с тем, что интерпретирует документ — исследователь, т. е. человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста.
Для преодоления «субъективности» в интерпретации исследователем документа вводится особый прием, получивший название «контент-анализ» (буквально: «анализ содержания»). Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты.
Опрос — представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение в социальной психологии получают интервьюирование и анкетирование (особенно при исследованиях больших групп).
Метод анкетирования — письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой.
Интервьюирование — метод сбора информации, предусматривающий устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения.
Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь — логика его построения, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной.
Тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты. Тестов, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест, который будет рассмотрен особо в разделе, посвященном малой группе.
Особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь.
Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Другими словами в эксперименте создается имитация повседневных процессов. Варьируя одним—двумя факторами — называемыми независимыми переменными — экспериментатор выясняет, как их изменение влияет на людей. Полемика вокруг возможностей и ограниченностей экспериментального метода в этой области является одной из самых острых полемик по методологическим проблемам в настоящее время.
Ставя эксперименты, социальные психологи иногда создают ситуации, которые затрагивают эмоции людей. В этом случае ученые обязаны следовать профессиональным этическим правилам: получить согласие от испытуемых, следовать принципу «не навреди», после завершения эксперимента полностью раскрывать участникам любой временный обман.
В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами.
16.Назовите и охарактеризуйте математические способы исследования.
Математические методы наиболее широко используются при проведении системных исследований. При этом решение практических задач математическими методами последовательно осуществляется по следующему алгоритму:
- математическая формулировка задачи (разработки математической модели);
- выбор метода проведения исследования полученной математической модели;
- анализ полученного математического результата.
Математическая формулировка задачи обычно представляется в виде чисел, геометрических образов, функций, систем уравнений и т. п. Описание объекта (явления) может быть представлено с помощью непрерывной или дискретной, детерминированной или стохастической и другими математическими формами.
Математическая модель представляет собой систему математических соотношений (формул, функций, уравнений, систем уравнений), описывающих те или иные стороны изучаемого объекта, явления, процесса или объект (процесс) в целом.
Первым этапом математического моделирования является постановка задачи, определение объекта и целей исследования, задание критериев (признаков) изучения объектов и управления ими. Неправильная или неполная постановка задачи может свести на нет результаты всех последующих этапов.
Модель является результатом компромисса между двумя противоположными целями:
- модель должна быть подробной, учитывать все реально существующие связи и участвующие в его работе факторы и параметры;
- в то же время модель должна быть достаточно простой, чтобы можно было получить приемлемые решения или результаты в приемлемые сроки при определенных ограничениях на ресурсы.
Моделирование можно назвать приближенным научным исследованием. А степень его точности зависит от исследователя, его опыта, целей, ресурсов.
Допущения, принимаемые при разработке модели, являются следствием целей моделирования и возможностей (ресурсов) исследователя. Они определяются требованиями точности результатов, и как сама модель, являются результатом компромисса. Ведь именно допущения отличают одну модель одного и того же процесса от другой.
Обычно при разработке модели отбрасываются (не принимаются во внимание) несущественные факторы. Константы в физических уравнениях считаются постоянными. Иногда усредняются некоторые величины, изменяющиеся в процессе (например, температура воздуха может считаться неизменной за какой-то промежуток времени).
17.Какие существуют виды педагогического эксперимента? В чем их суть и отличия?
В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.
Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Определяющая роль при эксперименте принадлежит научной гипотезе. Исследование гипотезы — это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития. Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.
Виды педагогических экспериментов в зависимости от цели:
- констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;
- проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;
- созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.
По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперименты.
Естественный педагогический эксперимент представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного процесса.
Лабораторный педагогический эксперимент используется тогда, когда надо проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым, при этом эксперимент переносится в специальные исследовательские условия.
18.Как обеспечивается достоверность данных при проведении педагогического эксперимента?
Педагогический эксперимент является таким методом исследования, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий, соответствующих цели исследования.
Педагогический эксперимент - это своеобразно (соответственно задачам исследования) сконструированный и осуществленный педагогический процесс, включающий принципиально новые его элементы и поставлен таким образом, что дает возможность глубже, чем обычно, видеть связи между различными его сторонами и точно учитывать результаты внесенных изменений.
В широком понимании объектом педагогического эксперимента является весь педагогический процесс с его условиями, связанными с организацией специальных воздействий, идущими от преднамеренной и целенаправленной деятельности в процессе обучения и воспитания.
Педагогический эксперимент следует рассматривать как своеобразный комплекс методов, который обеспечивает убедительное подтверждение обоснованной в начале исследования гипотезы. Поэтому педагогический эксперимент должен опираться на весь арсенал методов, реализующих экспериментальный научный поиск (беседа, анкетирование, различные виды наблюдения, опросы, массовые исследования и др.). Каждый из методов в соответствии с исследовательской задачи приводит к накоплению специфического фактического материала, что обеспечивает переход от наблюдения к глубокому познанию сущности явлений и выработки практических рекомендаций. Вместе с тем эксперимент дает возможность основательнее, чем другие методы, проверить эффективность педагогических новшеств.
Предметом исследования педагогики как науки являются закономерности воспитания, обучения и образования, обеспечивающих передачу общественно-исторического опыта одним поколением другому. Эти закономерности осознаются только тогда, когда становятся известными форма, направленность и сила факторов, действующих на конечный результат воспитания и обучения. В решении этих вопросов важная роль принадлежит педагогическому эксперименту. Подготовка и разработка эксперимента требуют прежде всего осознания его целей и места в общем ходе исследования, формулирование гипотезы, с позиции которой затем ведется научный поиск.
Педагогический эксперимент чаще всего проводится в условиях реального учебного процесса, в привычной для учащихся обстановке. Доказательством правильности установленных исследователем зависимостей является, как известно, практика обучения и воспитания.
Значение педагогического эксперимента в исследовании объясняется тем, что он обеспечивает установление взаимосвязей между различными элементами и компонентами предмета исследования, приводит к накоплению данных, которые затем подвергаются анализу с помощью теоретических методов .
19.Какие методы исследования могут применять обучающиеся в ходе исследовательской деятельности в предметной области «Иностранный язык»?
Методы исследования представляют собой научно разработанные способы получения фактического материала и теоретических знаний об объекте, они являются своего рода правилами действия в познании (Е.И. Пассов).
Методы исследования имеют своей целью получение научных данных о закономерностях изучения иностранных языков, об эффективности используемых учебных материалов, способов и форм учебно-воспитательного процесса.
Отправным моментом любого научного исследования является четкое определение проблемы, целей и задач изучения. Правильно поставленная проблема предопределяет направление и границы исследования. В основе решения проблемы лежит определенная гипотеза. Под гипотезой понимается научное предположение, требующее проверки, и доказательства для того, чтобы стать достоверной теорией или законом.
Методы исследования подразделяются на теоретические и опытные в зависимости от того, каким путем приобретаются знания в процессе обучения: непосредственно или же опосредованно. К теоретическим методам в методике обучения ИЯ относят анализ и синтез, построение гипотез, моделирование; к опытным – эксперимент в строгом смысле этого слова, опытную работу, наблюдение. Перечисленные методы являются основными (или общими); имеются еще вспомогательные (или частные) методы. К вспомогательным методам относятся анкетирование, тестирование (или метод срезов), хронометраж, метод интервью и метод компетентных судей, а также наблюдение. Методы используются в исследованиях не изолированно, а в сочетании друг с другом. Выбор методов исследования и их сочетание зависят в значительной мере от типа исследований. (Е.И. Пассов).
Познакомимся с некоторыми методами исследования.
Чтение и анализ литературы. Данный способ включает три основных вопроса: составление библиографии, чтение источников и анализ прочитанной литературы. Составление библиографии может идти двумя путями: эмпирическим и научным. В первом случае составляется список на основе прочитанной литературы. Второй путь представляется более экономным по времени и более надежным в смысле полноты охвата литературы по изучаемому вопросу. Составление библиографии начинается с изучения предметных каталогов наиболее крупных библиотек. Литература по методике обучения ИЯ нередко особо не выделяется. Ее надо искать в картотеках по ряду других наук: по языкознанию, психологии, педагогике и др. отраслям знаний. После составления библиографии наступает второй этап – чтение литературы и выписка необходимых фактов, цитат. Выписку рекомендуется делать на отдельных карточках, куда заносятся основные данные: название источника, год и место издания, страница. Собранный материал по той или иной теме подлежит всестороннему анализу. Исследователи в области теории методики, заканчивая анализ основных источников по теме, формулируют гипотезу, т.е. новые положения, которые требуется доказать, а затем приступают к изучению современного состояния практики обучения ИЯ с помощью наблюдения, эксперимента и др. методов.
Метод наблюдения. Рассматриваемый метод исследования может дать научные сведения лишь в том случае, если он используется относительно длительно, а наблюдаемое явление подвергается всестороннему изучению. Наблюдение может носить активный и пассивный характер. С помощью пассивного наблюдения обычно изучается деятельность учителя и учащихся. Активное наблюдение предполагает вмешательство исследователя в учебный процесс по ходу ведения урока или его непосредственную работу в школе в качестве учителя ИЯ.
Анкетирование дополняет наблюдение, ибо выявляет то, что наблюдению недоступно. Основным способом реализации этого метода является анкета, содержание и форма которой определяются спецификой исследования. Анкета характеризуется тем, что:
— точно отвечает цели и характеру исследования;
— соответствует возрастным особенностям и возможностям испытуемых;
— вопрос предполагает выбор из нескольких вариантов ответов, а иногда испытуемый должен сам конструировать ответ;
— каждый из вариантов ответа оценивается соответствующим количеством баллов, чтобы облегчить статистико-математическую обработку данных.
Преимущество анкетирования состоит в том, что данные, полученные в результате применения этого метода, легко поддаются количественной обработке и имеют определенную научную ценность. Однако следует помнить, что анкетирование характеризуется субъективностью подхода к решению поставленной задачи, так как в основе такого решения всегда лежит мнение отдельного индивида. Отождествление объективной научной истины с мнением большинства методологически ошибочно.
Эксперимент – научно поставленный опыт, основанный на изучении состояния и динамики только одного изучаемого явления при условной нейтрализации всех других факторов.
В технике проведения эксперимента выделяются две группы испытуемых. Одна – экспериментальная, другая – контрольная. В экспериментальной группе реализуется инновационное решение. В контрольной – те же дидактические задачи решаются в рамках традиционных условий.
Условия, в которых проводится эксперимент, должны быть одинаковы в экспериментальных и контрольных классах — так называемые невapьируeмыe условия. Отдельные компоненты, которые имеют отличия, называются варьируемыми условиями. Неварьируемыми условиями могут быть: одинаковое количество учащихся, уровень знаний в иностранном и родном языках, предлагаемый языковой материал, квалификация учителя, ведущего уроки. Варьируемые условия зависят от цели эксперимента. Варьируемые условия — это все то, что в ходе эксперимента преднамеренно подвергается изменению.
В проведении эксперимента можно выделить четыре фазы. Первая фаза – организация. Наиболее значимым компонентом этой фазы является разработка гипотезы. Вторая – реализация – предусматривает проведение запланированного эксперимента, который может состоять из нескольких этапов. Третья – констатация – имеет своей задачей выявить количественные и качественные характеристики результатов исследования, что служит основой для формулирования определенной закономерности. Четвертая – интерпретация – представляет собой объяснение причины полученных результатов, доказательство их представительности и надежности. После осуществления отмеченных фаз проводится проверка результатов эксперимента в практике обучения иностранному языку, что означает внедрение достигнутого в учебный процесс.
Проведение методического эксперимента предполагает использование тестов (срезов). Различают предэкспериментальный, текущий, завершающий и отсроченный срезы. Цель этих срезов — выявление исходного, текущего или конечного уровней обученности, т.е. владение навыками или умениями в том или ином виде речевой деятельности. Результаты срезов подвергаются анализу, на основании чего делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотезы.
Статистические методы. Математическая статистика подтверждает
или опровергает достоверность выявленных закономерностей. Данные могут быть представлены в форме таблицы, диаграммы, гистограммы и т.д. Обработка данных методом математической статистики показывает, насколько вероятно проявление выявленной закономерности.
Беседа хотя и близка к анкетированию, она все же имеет свою специфику. Она не должна превращаться в устную анкету, т.к. беседа – живой контакт с испытуемым. В этом контакте часто выявляется истинное отношение испытуемых к предмету исследования, выраженное не только в словах, но и в мимике, поведении. Очень многое зависит от экспериментатора, от его умения грамотно, научно построить беседу. Беседа, как и анкетирование, дополняет данные, полученные в эксперименте или с помощью других методов.
Тестирование. Слово test означает в переводе с английского «испытание, проверка, проба». Тесты – это вид анкетирования учебного локатора, который посылает обратные сигналы учителю и позволяет перестраивать работу так, чтобы преодолеть трудности (Э.Стэк). В исследовании тесты замеряют количественно определенные качественные изменения, происходящие в процессе эксперимента или опытного обучения.
Обобщение передового опыта предполагает изучение опыта ряда творчески работающих учителей и выделение в нем общих, наиболее существенных для методики положений, реализация которых приводит к значительному повышению эффективности учебного процесса. Обобщение передового опыта не следует смешивать с описанием опыта отдельных учителей. Обобщение опыта – более высокий этап познания, чем описание опыта отдельных учителей, т. к. цель любого методического исследования – вскрыть закономерности обучения, ибо только на них можно строить эффективную систему обучения. А эти общие закономерности можно обнаружить лишь в том случае, если наблюдать и анализировать многократные случаи зависимости результатов обучения от используемых приемов. Причем, решающим является то, что эти зависимости прослеживаются у ряда учителей, в разных условиях. Не случайно говорят, что опыт передать нельзя, можно передать лишь идею, заложенную в нем. А идея – это и есть отражение закономерности, — считает Пассов Е.И.
В заключение следует сказать, что методы эмпирического уровня могут дать ценную информацию только в том случае, если они используются в комплексе, грамотно, умело и адекватно поставленной цели.
- Как цели и задачи учебного исследования школьников определяют выбор методов исследования? Покажите на конкретном примере.
Понятие исследования
Решение части задач школьного курса предполагает сформированными у учеников такие качества как владение правилами и алгоритмами действий в соответствии с действующими программами, умение проводить элементарное исследование, что неразрывно связано с исследовательским методом обучения. Выделяют два исследовательских метода: научный и учебный.
Под учебным исследованием понимается поисковая, познавательная деятельность учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого мышления. Итогом исследования должно стать получение учеником субъективно новых знаний.
Исследовательская деятельность
К факторам, способствующим формированию учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести следующие:
личностно ориентированный подход к обучению;
ориентация на продуктивное достижение результата;
проблемное обучение как инструмент развития опыта творческой деятельности;
оптимальное сочетание логических и эвристических методов решения задач;
креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями;
создание ситуации совместной поисковой деятельности;
детализация учебного процесса;
создание психологической атмосферы, оптимальных условий для творческой деятельности.
Условиями, способствующими активизации учебно-исследовательской деятельности учащихся, являются:
доброжелательная атмосфера в коллективе;
сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения;
структурирование учебного материала по принципу нарастания познавательной трудности учебной работы;
вооружение учащихся рациональными приемами познавательной деятельности;
формирование внутренних стимулов к учению, самообразованию и др.
К общим принципам организации учебного процесса, обеспечивающим развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести:
педагогическое руководство в создании мотивов и стимулов к учению;
привитие интереса к изучаемому объекту;
вооружение учащихся необходимыми приемами познавательно-поисковой деятельности;
систематическое осуществление принципа индивидуализации в обучении;
широкое использование технических и наглядных средств обучения;
внедрение в практику работы и систематическое использование компьютерных технологий;
разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска источников информации;
сочетание и соединение дидактически и методически обоснованных методов, способствующих развитию познавательной деятельности и творческих способностей учащихся.
Учебно-исследовательскую деятельность учащихся целесообразно организовывать при:
выявлении существенных свойств понятий или отношений между ними;
установлении связей данного понятия с другими;
ознакомлении с фактом, отраженным в формулировке теоремы, в доказательстве теоремы;
обобщении теоремы;
составлении обратной теоремы и проверке ее истинности;
выделении частных случаев некоторого факта в математике;
обобщении различных вопросов;
классификации математических объектов, отношений между ними, основных фактов данного раздела математики;
решении задач различными способами;
составлении новых задач, вытекающих из решения данных;
построении контрпримеров и т.д.
Учебное исследование
К основным компонентам учебного исследования мы относим:
Постановку проблемы исследования;
Осознание целей исследования;
Предварительный анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу;
Условия и методы решения задач, близких к проблеме исследования;
Выдвижение и формулировку исходной гипотезы;
Анализ и обобщение полученных в ходе исследования результатов;
Проверку исходной гипотезы на основе полученных фактов;
Окончательную формулировку новых результатов, закономерностей, фактов;
Определение места найденного решения поставленной проблемы в системе имеющихся знаний.
Основными признаками учебного исследования являются:
а) постановка познавательной проблемы и цели исследования;
б) самостоятельное выполнение обучающимися поисковой работы;
в) направленность учебного исследования обучающихся на получение новых для себя знаний;
г) направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных целей обучения.
Для раскрытия сущности понятия учебного исследования можно выделить его характерные признаки:
1) учебное исследование – это процесс поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т.д.);
2) учебное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое;
3) учебное исследование предполагает самостоятельность учащихся при выполнении задания;
4) учебное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических целей обучения.
Сущность исследовательского метода сводится к тому, что
Учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени.
Знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов.
Деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач, лабораторных и практических работ исследовательского характера.
Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
Итогом учебного исследования служат субъективно новые знания о свойствах рассматриваемого объекта (отношения), об их практических приложениях.
Итак, под учебным исследованием мы будем понимать такой вид познавательной деятельности учащихся, который способствует формированию следующих умений:
добывать новые предметные знания, приемы и способы действий;
самостоятельно организовывать поиск;
достигать поставленных целей обучения;
формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т.п.
Как сформулировать цель и задачи исследования?
Цель - это будущий предполагаемый результат, который мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Цель – отвечает на вопрос:
Что мы хотим узнать? Это то, что мы хотим получить при проведении исследования, образ будущего, предполагаемый результат
Пример:
Гипотеза: английский менталитет отличается от русского менталитета.
Цель исследования: изучить знание английского менталитета при изучении английского языка.
Объект исследования: англичане и русские.
Предмет исследования: психоэмоциональное и физиологическое состояние англичан и русских.
В работе использованы:
1.Интернет- ресурсы
2.Конспекты записей курсов повышения квалификации педагогов по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ развития творческого потенциала личности ученика
В статье отображены теоретические аспекты проектной технологии и практическое применение в деятельности учителя иностранного языка (французского)....
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики
Выступление на педсовете...
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики...
Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся
Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает со...
Сборник «Организация стратегического управления через проектную деятельность как способ развития образовательного процесса»
Наша школа является площадкой для проведения педагогических экспериментов, направленных на поиск оптимальных форм и методов личностно-ориентированного обучения в преподавании. Метод проектов яв...
Проектная деятельность как способ формирования научно-исследовательских навыков одаренных детей в процессе изучения географии.
Педагогический опыт...
Проектная деятельность как способ формирования УУД во внеурочной деятельности
Информация о проектной деятельности, как о способе формирования УУД во внеурочной деятельности...