Проектная деятельность как способ развития творческого потенциала личности ученика
статья по французскому языку (10 класс) на тему
В статье отображены теоретические аспекты проектной технологии и практическое применение в деятельности учителя иностранного языка (французского).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_vystuplenie.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Участие в творческом конкурсе
педагогического таланта
«Талант – 2008» (январь)
учителя французского языка
Комаровой Натальи Федоровны
Тема «Проектная деятельность как способ раскрытия (развития) творческого потенциала личности ученика».
Учителю иностранного языка нельзя отставать от времени. Современное общество требует от выпускника школы способности к участию в межкультурной коммуникации, быстрой адаптации к условиям постоянно изменяющего мира, готовности к саморазвитию и самосовершенствованию, умению решать проблемы, как на русском, так и на иностранном языке. Только с такими качествами наш выпускник не потеряется в мультикультурном пространстве, будет конкурентоспособным на рынке труда.
Слайд № 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я, Комарова Наталья Федоровна, преподаю французский язык, стаж работы 17 лет. В этом учебном году в ноябре я участвовала в мастер-классе по предмету, в прошлом я заняла 3 место в районном конкурсе «Самый классный классный».
Слайд № 2.
Я из семьи педагогов, учитель в 4-м поколении. С детского возраста видела и знаю нелегкую работу учителя, выросла в атмосфере постоянного поиска, активности, энтузиазма. С 5-го класса хотела стать учителем, и я им стала. Главным результатом своей работы считаю: успехи, любовь и уважение учеников.
Слайд № 3
Сегодня я выступаю в номинации «Талант-2008» и хочу поделиться опытом работы в преподавании французского языка по теме «Проектная деятельность как способ раскрытия (развития) творческого потенциала личности ученика»
Слайд № 4.
Не возникает никаких сомнений в том, что для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения.
Слайд № 5
Как же сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создать условия для личностного роста школьников, полного раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала, развития познавательных интересов?
Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одна из них – проектная работа. Преимущества её известны давно и широко используются в методике преподавания иностранного языка. Следует отметить положительные стороны этого вида работы:
- повышение общей мотивации учащихся;
- образовательная и воспитательная ценность;
- повышение значимости иностранного языка как средства общения.
Слайд № 6.
Отправной точкой при выборе именно этого вида работы являются особенности возрастной психологии. Для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят.
Проекты предполагают активизацию их деятельности: учащиеся подбирают информацию в справочниках, ищут фотографии и рисунки и даже самостоятельно делают аудио- и видеозаписи. В этом случае повышенная познавательная и творческая активность обусловлена стремлением школьников проявить инициативу, что-то сделать самим. Посредством своих работ ребята учатся концентрировать усилия, управлять своей деятельностью и добиваться результатов.
Разнообразные формы подачи учебного материала в рамках метода проектов стимулируют развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность учащихся.
Слайд № 7.
Я думаю, что все учителя – практики. И если говорить на чистоту, то главная единственная реальная цель учебного процесса – это пройти программу. Цель же ученика в лучшем случае – стать умнее, в ином – выучить то , что пригодится для экзамена, в худшем – перетерпеть годы школьной учёбы.
Чем же меня заинтересовала проектная деятельность как учителя-практика? Думаю тем, что, работая над проектом, мы, учителя, даём возможность нашим ученикам думать, творить, проявлять собственное «я»; быть активными, самостоятельными, самореализовываться. Ставя перед ними какую-либо проблему, мы добиваемся её решения. А «решить проблему» - значит применить на практике необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.
«Представьте себе девушку, которая сшила платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова». Так писал в 1918 году один из основоположников «метода проектов». Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик.
Слайд № 8.
Какие же общеучебные умения и навыки формируются в процессе проектной деятельности?
В первую очередь это рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнёром;
- умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнёрского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
7. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Слайд № 9.
Каковы же требования к учебному проекту?
- Наличие социально-значимой задачи (проблемы)6: исследовательской, информационной, практической.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.
- Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
- Результатом работы над проектом, иначе говоря выходом проекта – является продукт.
В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5.) Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом,
проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
- То есть проект это «пять П». Проблема – Проектирование (Планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Слайд № 10.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчёты.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Слайд № 11.
Существуют классификации проектов. Начну с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта:
Классификация по доминирующей (направленности) деятельности учащихся: практико-ориентированный проект, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.
Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Речь идёт не о единственной, а о доминирующей деятельности участников того или иного проекта.
Слайд № 12.
Классификация проектов по комплексности ( по предметно-содержательной области): монопроекты и межпредметные проекты.
Слайд № 13.
Классификация проектов по характеру контактов между участниками: внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные. Последние 2 типа проектов, как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
Слайд № 14.
Классификация по продолжительности: мини-проекты, среднесрочные, долгосрочные.
Слайд № 15, 16.
Спектр проектной деятельности разнообразен. Он включает в себя подготовку и проведение мини-исследований, викторин, опросов, экскурсий, учебных спектаклей, концертов, конференций, круглых столов, интервью и репортажей. Конечным результатом данной деятельности могут быть доклады или рефераты, упражнения и задания, составленные учащимися, стенгазеты, учебные фильмы, буклеты, анкеты, графики и карты.
Слайд № 17.
Какова же роль учителя?
Роль учителя – это роль координатора, участника и помощника. Чтобы учащиеся чувствовали себя независимыми, самостоятельными, учитель может «притвориться пассивным». «Пассивность» не означает бездеятельность. Учителю необходимо быть инициатором, предварять план действий, проявлять гибкость, быть готовым к изменениям и вариантам, предлагаемым учащимися, поддерживать их инициативу, помогать справляться с подстерегающими трудностями. Надо обозначить тему так, чтобы учащиеся сумели подхватить идею, развить тему, успешно воплотить её в проект, использовать свои знания в представившейся ситуации.
Слайды № 18, 19, 20, 21, 22.
На базе МО иностранных языков «МОУ СОШ № 12 г. Зеленокумска» в 2005-2006 учебном году была создана творческая группа, работающая по теме «Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Проектное обучение».
Перед творческой группой были поставлены:
Цель: погрузить ученика в реальную или воображаемую действительность для её изучения, для проявления собственного «я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Задачи:
- Изучить теоретические вопросы по технологии проектного обучения.
- Внедрить в практику.
- Создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников.
Работа творческой группы рассчитана на 3 года.
Кадровый состав творческой группы претерпевал определённые изменения в течение этих лет.
На заседаниях творческой группы, которые проводятся регулярно (обычно 4), рассматриваются вопросы, связанные с теорией и практикой проектного обучения. Учителями накоплен положительный опыт по внедрению метода проектов в учебную деятельность и достигнуты определённые успехи в данном направлении. Работа по применению проектной методики продолжается в 2007-2008 учебном году. Планируется подведение итогов этой работы и отчёт перед педагогическим коллективом школы. Как и в любой работе есть недостатки, которые анализируются и устраняются.
Проект – это пять «П».
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Следуя этой последовательности, продуктом деятельности творческой группы стали: выполненные проекты по темам (см. презентацию работы творческой группы) и презентации (конференция по результатам работы за 2005-2006 уч.год; круглый стол по итогам работы за 2006-2007 уч.год).
-------------------------------
1.) Я, являясь руководителем творческой группы, принимала и принимаю в её работе самое активное участие, начиная с разработки тематики до организации работы по изучению, распространению и применению метода проектов.
2.) Планируя предстоящую работу, стремлюсь разнообразить учебную деятельность учащихся на иностранном языке, включить в неё такие творческие личностно-ориентированные упражнения и задания, которые способствуют развитию творческого потенциала личности, расширению зоны активного познания, культуры мышления и порождения иноязычной речи (слайды № 23,24,25).
3.) Помимо обычных проектов, выполненных на бумаге, с которых я начинала вместе со своими учащимися, (слайды № 26,27),
я предпочитаю такие формы продуктов проектной деятельности как: газета на иностранном языке (слайд № 28), игра (например аукцион; когда ребята, выступая в роли покупателей, приобретают предметы, производя оплату знаниями), праздник, КВН, сказка, экскурсия, выставка, инсценировка песни и наконец концерт.
4.) Согласно требованиям к проектным заданиям, как тема, так и вид проекта всегда ориентированы на личность учащихся. Для того чтобы работа по проекту была успешной я учитываю их интересы и потребности, их собственный жизненный опыт, опираться на мнения и представления самих учащихся.
Форма представления результатов проекта также выбирается с учётом предпочтений, интересов, потребностей и способностей участников проекта (слайды № 29, 30, 31, 32).
5.) Исходя из моих наблюдений, наибольшее впечатление на детей произвела работа (в прошлом учебном году) над проектом «Инсценировка сказки «Красная шапочка» (слайд № 33) и театрализованное представление . Вот где по-настоящему проявляется детское творчество, активность, все хотят участвовать, все заняты и скорее важен не сам продукт этой деятельности, а его процесс, который позволяет ребятам испытать чувство прекрасного, дух сопереживания, сотрудничества, товарищества, повышает интерес к изучаемому языку. А не это ли главная цель проектной деятельности? (слайд № 34).
Конечно, эта работа трудна, занимает много времени и сил у учителя. Проводится во время уроков и во внеурочное время. Но результат стоит того!
6.) Детское творчество проявляется и при подготовке к различным конкурсам (слайды № 35,36).
7.) Детям важно получить оценку не только со стороны учителя, но и своих сверстников. Поэтому очень важно, что учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. (слайды № 37,38,39).
8.) Для учащихся же старшего звена я применяю такие виды проектирования, как: конференция (мною была проведена конференция на тему «Экологические проблемы планеты»), ролевая игра (например «Я устраиваюсь в гостинице», «Заказ билета по телефону»), компьютерные презентации (слайды № 40,41,42).
9.) Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов (слайды № 43,44).
В процессе подготовки дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.
(слайды № 45,46)
10.) Образовательная и воспитательная ценность проектов заключается в межпредметных связях, которые способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу. Выполнение проектов даёт возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей.
Вашему вниманию представляю 2 компьютерные презентации:
- «Париж и его достопримечательности» (показ презентации);
- «Страны Магреба».
Хочу подробнее остановиться на проекте, выполненном ученицей 10 класса Бабенко Еленой по теме «Страны Магреба» (показ презентации с комментариями).
Краткая характеристика проекта:
- классификация проекта по доминирующей деятельности учащегося: информационно-исследовательский;
- классификация проекта по комплексности: межпредметный;
- классификация проекта по характеру контактов между участниками: монопроект;
- классификация проекта по продолжительности: краткосрочный;
- классификация проекта по форме продуктов проектной деятельности: «Путешествие по странам Магреба».
11.) Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету.
Слайд № 47
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
И своё выступление хочу закончить словами:
Я знаю, если ты способен
Творить и за собою увлекать,
То этот путь проектный так удобен,
Что ты о большем можешь не мечтать.
Спасибо за внимание. Желаю успехов, дорогие коллеги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала педагогов и учащихся
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.И я на своих уроках стала применять проектную деятельн...
Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика
Работа над проектами помогает развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию. Научно-исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать дифференциро...
Презентация статьи: " Проект как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика"
Презентация статьи: "Проект как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика"...
Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учащихся на уроках иностранного языка
Описание опыта работы по применеию метода проектов в образрвательном процессе при обучении английскому языку....
Организация проектной деятельности, как способ раскрытия творческого потенциала учащихся
Статья об организации проектной и исследовательской деятельности в школе. Основные этапы развития данной технологии, особенности. Примеры межпредметной связи биологии и математики.Данная техноло...
«Приёмы реализации проектной деятельности, как средства развития творческого потенциала учащихся на уроках английского языка»
Ведущее место в структуре творческого потенциала личности занимают характеристики воображения, памяти, качество мышления (скорость, гибкость, оригинальность и точность), наблюдательность, логическое м...