Развитие диалогической речи на уроках английского языка.
методическая разработка по английскому языку (7 класс) на тему

  Диалогическая речь и монологическая речь явлются разновидностями такой речевой деятельности как говорение. И сегодня на уроках английского языка этому виду деятельности уделяется огромное внимание. Но даже детям с развитым интеллектом и хорошим здоровьем нужна специальная подготовка, чтобы научиться свободно общаться друг с другом на английском языке в рамках соответствующей программы по предмету. Гораздо более трудным это представляется  детям  с речевыми, психологическими  и другими проблемами. Усугубляет положение известная увлеченность современных детей всевозможными техническими средствами: телефонами, планшетами, компьютерами и т.д.  Погруженность в такого рода занятия снижает саму потребность общения с другими людьми. Еще одной проблемой является и то,что дети мало читают, часто не умеют выстроить связную речь, оформить грамотно какое-то высказывание. Как преодолеть все эти трудности, как привить детям культуру общения, развить их речевые навыки? Вот задачи, которые стоят перед учителем как русского языка, так и английского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Развитие диалогической речи на уроках

                         английского языка.                                                

    С первых уроков английского языка очень важно донести до учащихся мысль о том, что успех всей группы зависит от каждого участника. Задача приучить учеников к ответственности за самого себя и за весь коллектив. Диалог возможен только тогда, когда все настроены на этот диалог, когда есть потребность поделиться своими мыслями, услышать в ответ, возможно, иную точку зрения и отнестись к ней с уважением. Большая проблема в том, что к диалогу, к нормальному общению даже на родном языке далеко не все готовы. Налицо большая разобщенность, проявление индивидуализма, часто агрессии по отношению друг к другу. Причины всего этого очень глубокие. Дети часто приходят в школу с уже отрицательным опытом общения в семье, не видят ничего хорошего в других людях. Поэтому либо уходят в себя, либо наоборот, создают конфликтные ситуации по любому поводу, вымещают свои недетские обиды на других. Научить их общаться хотя бы просто вежливо бывает очень трудно, почти невозможно. Есть примеры, когда в течение целого ряда лет в классе так и не рождается коллектив, дети постоянно ссорятся, что-то делят, обижают друг друга. Одноклассники не обмениваются номерами телефонов, не звонят друг другу даже в необходимых случаях: узнать домашнее задание, справиться о здоровье заболевшего, передать нужную информацию. Все погружены в себя, в свои проблемы. И здесь очень важна, как никогда, коммуникативная направленность иностранного языка. Если дети научатся общаться хотя бы формально вежливо в рамках учебного материала, полученные навыки общения помогут им выстраивать диалог с другими людьми и в реальных ситуациях.

     Для того, чтобы речь была речью по сути, а не только по форме, надо помнить о том, что в основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, то есть намерение говорящего участвовать в общении. Для того, чтобы появился такой мотив, на уроке надо создать речевую ситуацию.  Обучение говорению как раз и происходит через создание учебных ситуаций общения. Их содержание определяется сферами общения.

     Нужно сказать, что обучение учащихся диалогической речи начинается буквально с первых уроков английского языка, когда дети учатся представлять себя, приветствовать учителя и друг друга. И на первых порах делают это они с большим удовольствием!   Дети включаются в ситуацию общения в игровой   форме. Они приучаются к определенным правилам поведения, речевого этикета, взаимоуважения, учатся слушать и слышать друг друга, что немаловажно в современном мире разобщения и индивидуализации, когда практически каждый ребенок погружен в себя, постоянно использует современные технические средства (телефоны, планшеты и т. д.).  Поэтому основной целью диалога является развитие коммуникативных навыков уже с первых уроков.

  Помимо учебных ситуаций к диалогу на английском языке подталкивает сама жизнь.  Мы живем в Санкт-Петербурге, городе, в который ежедневно приезжают тысячи гостей из разных стран. Часто наши дети приходят в школу и рассказывают о том, что они встретили иностранцев, общались с ними и даже смогли им чем-то помочь. Некоторые дети бывают за границей и там сталкиваются с реальной потребностью знать английский язык хотя бы на бытовом уровне.

  В связи с этим очень актуальна ситуация “Getting about  town”. В 7-м классе в рамках изучения темы “Visiting Britain” (учебник «Английский язык» из серии «Новый курс английского языка для российских школ», 3-ий год обучения, 7 класс, авторы О.В.Афанасьева и И.В.Михеева) есть четыре диалога, посвященные путешествию по городу. Поскольку детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности со слабой памятью, речевыми проблемами, ограниченным кругозором и т.д., довольно трудно обучать иностранному языку, а тем более свободной диалогической речи, необходима тщательная подготовительная  работа, требующая терпения и внимания. Поэтому представляется возможным поделиться некоторыми результатами полученного опыта. Некоторые методические приемы, с помощью которых удается «разговорить» учеников, вполне вероятно, смогут кого-то заинтересовать.

   Итак, учебная ситуация, связанная с путешествием по городу.

                                                 Dialogues

    1)

  • Excuse me. How can I get to Trafalgar Square?
  • Walk strait on and turn left near the bank. You can`t miss it.
  • Is it far from here?
  • No, it isn`t.
  • Thank you very much.
  • You`re welcome

   

    2)

    -    Excuse me?

    -    Can I help you?

    -    How do I get to the nearest post office?

    -   The post office is in High Street. Turn left at the bridge, walk strait on and            

    -    turn right. You can`t miss it.

    -    Thanks a lot.

    -    You`re welcome.

    3)

  • Can you help me, please?
  • What can I do for you?
  • How can I get to Central Underground Station?
  • Take bus 71. It drives past Central Station.
  • Thank you very much.
  • You`re welcome.

4)

  • Excuse me.
  • Yes?
  • How can I get to the Odeon Cinema in Garden Road?
  • Turn right near the post office and walk straight on as far as the church. At the church turn right again. You can`t miss it.
  • Thank you very much for your help.
  • You`re welcome.

   Для начала анализируем все четыре диалога. Рассматриваем структуру диалогов и находим общие закономерности их построения. Три диалога начинаются с фразы “Excuse me.” Это привлечение внимания и просьба о помощи. Фразы “Can I help you?” и  “What can I help for you?”, а также ответ “Yes?” показывают вежливость человека, готового помочь, готового вступить в диалог. Обязательно обращаем на это внимание.

   Все диалоги заканчиваются фразами благодарности и фразой “You`re welcome”.  Рассматриваем все варианты выражения благодарности: “Thank you very much.”  “Thanks a lot.”  “Thank you very much for your help.”

   Далее. Во всех диалогах есть ключевая фраза “How can I get to…?” или “How do I get to…?” Как раз с вопросами подобного рода наши учащиеся могут столкнуться на улицах нашего города.

   Затем находим все точки, до которых должен добраться спрашивающий: это Trafalgar Square, the nearest post office, Central Underground Station, the Odeon Cinema. Обращаем внимание на фразу в трех диалогах  “You can`t miss it”.

   Отрабатываем следующие выражения: “Walk strait on…”, “Turn left...”, “Turn right...”, “Take bus 71.”  А затем отрабатываем эти же выражения в более расширенных вариантах, как в диалогах: “Turn left near the bank.” “Turn left at the bridge.’’ “Turn right near the post office.” “Walk strait on as far as the church.”  “Take bus 71. It drives past Central Station.”

   После детального анализа  и отработки читаем диалоги вслух: девочки – одну роль, мальчики – другую роль. Затем наоборот. После этого  каждый диалог читаем парами по очереди. И, наконец, после всей проделанной работы дается задание выучить наизусть первый диалог, затем второй прямо на уроке, затем дети парами по очереди рассказывают эти диалоги. И выясняется, что это совсем не трудно и не страшно! Два других диалога задаются в качестве домашнего задания: очень полезно выучить диалоги не по ролям, а целиком, так как сохраняется логика построения разговора двух собеседников. На следующем уроке дети также парами проговаривают эти диалоги, меняясь ролями.

  Главная задача – преодолеть психологический барьер, который мешал детям, создавал непреодолимое препятствие. Запомнить связный английский текст оказывается вполне решаемой задачей даже для самых слабых учеников, которым практически невозможно было  выучить что-то наизусть.

  Дальнейшим  шагом в этой работе является задание составить самостоятельно диалог, посвященный путешествию по Санкт-Петербургу, с опорой на все выученные клише. Предварительно учим наиболее известные достопримечательности Санкт-Петербурга:

   the Admiralty, the Winter Palace, the Hermitage, Palace Square, the Alexander Column, the Bronze Horseman, St. Isaac`s Cathedral, the Kazan Cathedral, the Russian Museum, the Peter and Paul Fortress, the Alexander Nevsky Lavra, Nevsky Prospect, the Summer Garderns ,the Mariinsky Opera and Ballet House, the Neva и т.д.

  Затем читаем и учим наизусть следующие вопросы и ответы:

  What bus (tram, trolley-bus) must (should, do) I take to get to the Europe hotel?             На какой автобус (трамвай, троллейбус) мне сесть, чтобы доехать до Европейской гостиницы?

 Take bus (tram, trolley-bus) number 5 and get off at the third stop.

Сядьте на автобус (трамвай, троллейбус) номер 5 и сойдите на третьей остановке.

 Take bus (tram, trolley-bus) number 15 as far as Nevsky Prospect, and then change to the underground (metro).

Поезжайте на пятнадцатом автобусе (трамвае, троллейбусе) до Невского проспекта и там пересядьте на метро.

  Методом подстановки учащиеся тренируют подобные вопросы и ответы. После такой предварительной работы составить самостоятельно аналогичный  диалог, который может состояться в реальной ситуации, уже не представляется непосильной задачей для учеников.

   Основные трудности, испытываемые учащимися в процессе говорения на чужом языке:

   - неуверенность в себе;

   - боязнь допустить ошибку;

   - недостаток информации;

   - ограниченность языковых знаний;

   - недостаток владения интерактивными навыками;

   - формальная сторона учебных диалогов: зная, например, как зовут собеседника, зачем спрашивать его по-английски об этом?  

   В связи с этим необходимо подчеркнуть  важность развития у учащихся навыков диалогической речи как способа преодоления трудностей личностного развития, поиска и определения своего места в этом мире. Очень важно выработать навыки общения с другими, очень разными, людьми. Ведь, как сказал Антуан де Сент Экзюпери, единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. «Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческого общения – общение с другими людьми.»  А это слова великого педагога В.А.Сухомлинского, которые внушают уверенность в необходимости развития у учащихся всех  навыков разговорной речи.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный метод обучения. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи.

Коммуникативная тежнология  обучения английскому языку. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи.     Зна...

Ролевая игра как средство развития диалогической речи на уроках английского языка

Содержание Введение.......................................................................................................... 31. Теоретические основы развития навыков диалогической речи............

«Ролевая игра как средство развития мотивации студентов при обучении диалогической речи на уроках английского языка»

В данной статье изложен теоретический материал по вопросу использования ролевых игр для совершенствования иноязычной диалогической речи обучаемых, создания атмосферы сотрудничества и личной заинтересо...

Развитие навыков диалогической речи на уроке английского языка

Развитие навыков диалогической речи на уроке английского языка      Главная цель обучения учащихся иностранному языку – научиться общаться, то есть научиться у...

Развитие диалогической речи на уроках английского языка.

Развитие диалогиеской речи на уроках английского языка. Главная задача на уроках разговаривать на англ.яз....