Развитие диалогической речи на уроках английского языка.
учебно-методический материал по английскому языку
Развитие диалогиеской речи на уроках английского языка. Главная задача на уроках разговаривать на англ.яз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи | 32.62 КБ |
razvitie_rechi.docx | 32.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыков диалогической речи
на уроке английского языка
Главная цель обучения учащихся иностранному языку – научиться общаться, то есть научиться услышать другого участника общения, правильно реагировать на его высказывание и уметь предоставить свою информацию. Поэтому диалогическое общение должно присутствовать на каждом уроке, давая школьникам больше времени на практику устной речи, вовлекая учащихся в тематику урока и, таким образом, делая их активными участниками процесса обучения, что решает проблему мотивации к изучению иностранного языка.
Диалогическая речь может быть помощником на всех этапах урока. На этапе введения в тему короткие диалоги могут быть направленны на порождение заинтересованности учащихся в данной теме. Примеры таких заданий мы рассмотрим ниже.
Диалог-обмен мнениями прекрасно справляется с задачей введения в тематику текста для чтения или аудирования, задания по письму, особенно при подготовке к написанию эссе.
Диалоги-дискуссии после прочитанного текста, прослушанного аудио файла также решают сразу несколько образовательных и воспитательных задач, таких как, пополнение лексического запаса, обучение диалогической речи, расширение кругозора, воспитывают толерантность к мнению других участников беседы. Все этим навыкам, а также умению работать в группе учат диалоги совместного выбора.
Диалогическая речь – это эффективный вид учебной деятельности для закрепления и отработки грамматических структур, лексики, культурологических реалий.
Диалог может помочь на этапе проверки любого задания на развитие речевых навыков. Совместное обсуждение учащимися выбранных или созданных ими вариантов ответов к заданиям по чтению, лексике, грамматике, аудированию решает не только проблему проверки, мотивации, застенчивости, боязни сделать ошибку, но и дает время на уроке для развития навыков говорения.
Пути преодоления трудностей при обучении диалогической речи
При организации учебной деятельности, направленной на развитие навыков говорения, в том числе, диалогического общения, учитель должен руководствоваться современными подходами к обучению. Некоторые традиционные подходы к обучению говорению уделяют слишком большое внимание грамматической правильности речи, в результате чего возникают проблемы, трудности при изучении английского языка, нежелание говорить из-за боязни сделать ошибку.
Основные причины трудностей, возникающих при выполнении заданий по говорению это: слишком пристальное внимание учителя к ошибкам, отсутствие мотивации, отсутствие необходимой поддержки (лингвистической и психологической). Рассмотрим, как эти сложности можно преодолеть.
Современный подход к обучению говорению предусматривает следующие ключевые моменты, которые помогают преодолеть трудности при обучении диалогической речи:
- персонализация, то есть учащиеся охотнее и успешнее выполняют задания, которые предполагают описать свой жизненный опыт, представить себя на месте действующего лица;
- построение диалогов, в которых возможна вариативность, создание собственной сюжетной линии, проявить свою индивидуальность;
- больше работать в парах, группах, так как это снимает проблемы стеснительности и дает возможность увеличить время практики разговорной речи на уроке;
- соблюдать баланс между правильностью речи и свободным владением языком, учитель должен осознавать, что при спонтанной речи и на этапе обучения нельзя концентрировать внимание на грамматической правильности речи;
- задача учителя обеспечить учащегося инструментарием для успешного ведения беседы, дать время на подготовку, если задание предполагает использование новых лексико-грамматических или речевых единиц, что непременно скажется на лексико-грамматической наполняемости и скорости речи при разыгрывании диалога;
- учитель должен предоставить учащимся возможность больше говорить на уроке, сведя к минимуму время, когда говорит учитель, тем более на старшей ступени обучения. Урок должен быть спланирован для обучения школьников, а не для практики учителя.
- Для свободного владения языком и умения вести беседу на английском учащимся, прежде всего, должны научиться владеть «лексикой собеседника», уметь правильно согласиться, не согласиться, использовать различные фразы для выражения своего мнения, предлагать и запрашивать идеи.
С целью обучения учащихся данной лексики желательно использовать наглядный материал. Он может быть представлен на стенде в классе, либо в качестве раздаточного материала, который учащиеся используют каждый раз, выполняя задания на построение диалогического высказывания, пока не смогут использовать эту лексику в речи свободно.
Примеры наглядного материала на использование «лексики-собеседника»:
Expressing your personal attitude Personally I … As far as I’m concerned … As far as I know/I can see … It occurs to me that … I’m quite /absolutely sure … From my point of view … I’m convinced that …
Giving and asking for ideas We could start by talking about … Shall we first …? What’s your opinion? How do you see that? Would you share my point of view… Deciding what to do To sum it all up … To cut a long story short …/In brief … In other words … Shall we make a decision? I’ve come to the conclusion that …
Agreeing I couldn’t agree more It’s a brilliant/amazing/astonishing idea… I can’t say anything against Disagreeing I see what you mean but I’m not convinced that True, but I’m afraid I disagree (with) … Perhaps, but I can’t help thinking that … I take your point, but that’s not the way I see it. I’m not sure it’s a wonderful idea.
Диалог - это двустороннее действие и важно объяснить учащимся, что собеседника нужно слушать, реагировать на его реплики, идеи, показывать свою заинтересованность в беседе. Чтобы показать заинтересованность можно воспользоваться приемом переспроса услышанной реплики или повторения ее с усилением стресса, то есть использовать восклицательные предложения.
Даже в старших классах на разминку можно дать следующее упражнение на формирование умения реагировать на слова собеседника.
Use the phrases in the box to respond to the following.
- They won the match.
- The match was fixed.
- He scored the winning goal.
- I saw the match live.
- It was a record-breaking jump.
- She just seemed to go to pieces.
Questions | exclamations | ||
positive | negative | ||
Has he really? | Are they really? | Wow! That’s great! | Oh, no! That’s awful! |
Did he really? | Did you really? | That’s brilliant! | How embarrassing! |
Was it really? | Can she really? | How exciting! | How unlucky! |
Для успешной коммуникации собеседников часто важным является умение высказать догадку, предположение. Особенно помогает такая лексика справиться с заданиями по картинкам, когда проблема неочевидна. В помощь учащимся могут быть предложены следующие фразы с их последующей отработкой на мини-диалогах.
Expressing certainty and possibility
Expressing possibility | Expressing certainty | Expressing uncertainty |
It may be … | It can’t be… | I’m not really sure … |
It might be … | It must be … | It’s not clear … |
Probably | Definitely |
|
Maybe |
|
|
I suppose … |
|
|
Учащиеся должны быть также психологически готовы к тому, что спонтанная речь может требовать пауз для обдумывания, формулирования идей. Эти паузы помогают заполнить слова “fillers”, с которыми учеников тоже нужно ознакомить, отрабатывать на практике.
Buying time Well… Let me see … What else (can I say)? Is there anything I can add to that?
Gathering your thoughts I’m not quite sure, but I think … I haven’t thought about it before, but perhaps … I don’t really know, but I imagine …
Особенность упражнений на отработку указанной лексики в том, что они направлены на установление вербальных связей, то есть учат реагировать на услышанное высказывание.
How to join the conversation By the way,… That reminds me… Excuse me, I’d just like to say… That’s right, but I don’t think that…
Responses Marvelous! Great! Absolutely fabulous! I see your point. What a surprise! You must be joking. I can’t believe it! I am totally confused.
Все вышеуказанные фразы и выражения требуют регулярной отработки на практике, в диалогах, беседах, дискуссиях на уроках.
Диалог на этапе урока «Введение в тему»
С целью усвоения и выработки автоматизма в использовании фраз-клише, как указывалось выше, можно использовать различные речевые упражнения на уроках. Простыми, короткими по времени и поэтому чаще всего используемыми являются мини-диалоги. Они могут использоваться для введения в тему урока, введения в тему аудирования или чтения. Речевые ситуации должны постоянно возникать на основе этих упражнений, сопровождая развитие других речевых умений и навыков и выполняя главную цель - научиться общаться.
Цель таких упражнений Lead-in не точное использование языковых форм (без ошибок), а помимо введения в тему, развитие навыка реагировать на высказывание собеседника, то есть свободного владения клише для диалогов, расширение практики разговорной речи непродолжительное время, что облегчает задачу и, следовательно, делает задание несложным.
Примеров таких вводных диалогов много:
Пример 1 – задание на введение в тему рока.
Put these holidays in order of preference. Discuss in pairs why have you chosen that order.
- An activity holiday
- A beach holiday
- A self-catering holiday
- A camping holiday
- A package holiday
Пример 2 – задание на введение текста для чтения.
Discuss in pairs:
- What means of communication can you think of?
- How do they affect our lives?
- How do you think they will develop in the future?
Пример 3 – задание на введение текста для чтения. You are going to read a written account by a woman whose job once was to “care for and protect” teenage models.
- What do you imaging the lifestyle of teenage fashion models like?
- How do you think they spend a typical week?
- What do they need protection from?
Темы таких коротких диалогов могут быть заданы схемами, картинками, что делает создание коммуникативной ситуации более привлекательной и готовит учащихся к более сложной работе – составлению диалогов по картинкам.
Пример 4 – задание на введение темы «Отдых. Каникулы»
Ask each other in pairs questions on the board:
- Have you travelled much?
- Do you like to be active when you are on holiday?
- What can tourists do in your area?
- Have you ever been camping?
- Where would you like to go on holiday if you had the chance?
- Where did you go on your last holiday? Did you enjoy it?
Можно представленные вопросы по заданным темам «Отдых», «Спорт» распределить между парами учащихся в классе, попросив обменяться мнениями, что сократит время диалогического высказывания и будет хорошим введением в тему, например «Здоровый образ жизни».
Пример 5 - задание на введение в тему «Спорт»
Discuss in pairs questions on the board.
- Would you describe yourself as a sporty person?
- What’s your favourite sport? Why?
- Have you ever been on an adventure holiday?
- Would you like to try any extreme sports? Why?
- What is more important: winning or taking part?
- How important is sport to you?
- Do you think children should have to do PE at school? Why? Why not?
Пример 6 - задание на введение в тему «Здоровый образ жизни»
Discuss in pairs questions on the board.
- What are the best ways to stay fit and healthy?
- Do you try to have a healthy diet?
- Do you exercise regularly?
- What is the healthy system like in your country?
- Can you think of any ways to improve the health system in your country?
- Would you like to work in the medical profession?
Обмениваясь мнениями по всем предложенным вопросам, учащиеся используют фразы-клише для выражения своего мнения, фразы реагирования на высказывания собеседника, фразы для заполнения пауз для обдумывания, с которыми они уже знакомы, видят их на доске или имеют в качестве раздаточного материала, как говорилось выше.
Диалоги для отработки изученной лексики и грамматики
В качестве упражнения на активизацию лексики может использоваться игра “Mill/Onion”. Учащиеся охотно играют по правилам этой игры на уроках английского языка.
“Mill/Onion” - мельница или луковица, учащиеся делятся на две группы, одна группа образует внутренний круг, другая – внешний. Внешний круг по команде преподавателя двигается, учащиеся выполняют задание на обсуждение вопросов в паре.
- Учащиеся набирают карточки из предложенного банка лексических единиц по теме.
- Затем учащиеся делятся на пары и берут один из предложенных вопросов для обсуждения по теме урока.
- По команде учителя учащиеся должны начать диалог по заданному вопросу с использованием слов на своих карточка. Тот ученик, кто использовал слово на карточке, передает эту карточку своему собеседнику. Таким образом, более активные ученики имеют меньше карточек.
- Через две минуты все учащиеся меняются собеседниками. Появляется возможность проявить себя активным в паре с другим учеником.
Такое упражнение-игра снимает многие трудности, возникающие в процессе обучения диалогической речи: низкая степень или отсутствие мотивации, стеснительность, боязнь сделать ошибку и даже медлительность. Учащиеся используют клише и говорят бегло.
В 10 классе на уроке по теме «Путешествия» учащимся можно предложить обсудить по приведенной технологии следующие вопросы:
- At what age should teenagers be allowed to go on holiday with their friends?
- Is it better to travel with parents or with friends?
- What are benefits and drawbacks of travelling alone?
- Which holiday is more enjoyable, a beach or sightseeing holiday?
- Where is it better to spend winter holiday?
- What destinations can be suitable for a winter holiday?
- What activities are popular on winter holidays?
Речевые ситуации с использованием картинок
Задания на составление диалогов с использованием картинок считаются более сложной формой диалогической речи, чем составление диалога по заданному письменному тексту, так как в этом типе задания часто присутствует догадка. Кроме того, визуальный образ порой мешает учащимся сосредоточиться на теме, они начинают описывать все, что видят на картинке, не уделив должного внимания заданию. Поэтому такой тип заданий требует отдельного внимания и понимания стратегии выполнения.
В качестве несложных заданий подобного типа можно взять картинки, вводящие тему урока, чтение, аудирование.
Пример задания на введение в тему «Защита окружающей среды»:
The pictures present environmental issues.
Такие задания хорошо задать на обсуждение в парах, с просьбой обязательно использовать клише для выражения своего мнения, согласия/несогласия, догадки, предположения. На таких простых примерах учащиеся учатся обсуждать проблему, а не все что изображено на фото.
Для отработки речевых клише-приглашения, согласия/несогласия в диалогической речи можно пользоваться заданиями-схемами, как в примере ниже «Приглашение на концерт».
Act out a dialogue:
Student 1 | Student 2 |
Say hello. | Say hello. Invite your partner to go and see a local group tonight. |
You can’t say why not. Suggest another night or another concert. | You can’t. Say why not. Suggest doing something different next week. |
Agree. Suggest a time and a place to meet. | Agree. Say goodbye. |
Say goodbye. |
|
Другая схема диалога по теме «Здоровье».
Work in pairs. Take the roles of the mother and the daughter. Act out the dialogue they had while her mother was trying to persuade her to see a doctor.
Mother | daughter |
Suggest seeing a doctor (Why don’t you …?) | Refuse strongly (No way …) |
Give reasons why (In my opinion you should because … | Reject suggestion (I just don’t see …) |
Give another reason (But don’t you …) | Agree hesitantly (Well, …) |
Задание на составление диалога-совета также может быть представлено таблицей. Work in pairs. Use the table and the plan below to act out dialogues for following situations:
- Your friend wants to lose some weight.
- Your friend can’t afford to join a gym.
- Your friend wants to cut down on junk food.
The plan
Student A | Student B |
Explain problem, ask for advice (I want … What …?) | Give advice (If I were you, …) |
Reject suggestion (I’m not sure …) | Give other advice (Maybe you could …) |
Accept suggestion (That’s not a bad idea.) | Express hope things work out (I hope …) |
Asking and giving advice
Asking for advice | Reacting | Giving advice |
What should I do? | Mmm, I’m not sure. | You’d better … |
What’s the best way ..? | That’s easier said than done. | If I were you, I would … |
What do you think I should do? | Yes. I suppose so. | I’m sure it’s a good idea to … |
| That’s not a bad idea. | Have you thought of …? |
| That’s a great idea. | One thing to do … |
|
| The best way to …is … |
|
| Perhaps you should … |
После выполнения таких заданий по заданным схемам можно переходить к более сложным типам диалогов, диалог-принятие совместного решения.
Диалог на этапе подготовки к написанию эссе
При подготовке написания эссе важно обсудить две противоположные точки зрения на заданную проблему, дать четкие аргументы и контраргументы к этим точкам зрения. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходит диалог собеседников с противоположными точками зрения. На уроках подготовки к эссе учащиеся делятся на пары или группы, делают краткие записи в таблицу с аргументами в поддержку своей точки зрения и возможными контраргументами. Далее в парах или группах учащиеся составляют диалог по следующему алгоритму:
S1 - Выражение своего мнения с аргументом в поддержку этого мнения;
S2 – Вежливое несогласие с мнением оппонента с аргументом почему не
согласен. Высказывание своего мнения с аргументом в поддержку этого мнения.
S1 - Вежливое несогласие с мнением оппонента с аргументом почему не
согласен. Второй аргумент в пользу своего мнения и т.д.
Для успешной работы необходима не только владение фразами-клише для выражения своего мнения, согласия/несогласия, но и лексическая поддержка или даже «банк идей» по теме. Примеры таких таблиц «за и против» на тему различных видов отдыха представлены в Приложении 6.
После таких диалогов эссе на сравнение разных видов отдыха даются учащимся легче.
Диалог на этапе проверки заданий на развитие речевых навыков
Диалогическую форму работы можно использовать и на этапе урока – проверка выполненного задания по грамматике, лексике, чтению, что увеличивает время разговорной практики на уроке, дает возможность еще раз использовать фразы-клише, снимает психологические дискомфорт при проверке, делает учащихся активными участниками урока и повышает мотивацию.
Алгоритм такого диалога по проверке задания может быть либо, разработан самими учениками, либо предложен учителем. Главное, чтобы учащиеся владели стратегией выполнения такого задания.
Схема построения диалога-проверки:
- What have you got in № 1?
- I’ve written/chosen … because …
- I totally agree/disagree because …
I’m not sure on this point. Let’s ask the teacher.
Заключение
Коммуникативный подход в обучении иностранному языку означает, что для успешного овладения этим языком учащиеся должны знать не только языковые формы (грамматику, лексику, произношение), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.
Главным компонентом коммуникативного подхода является коммуникативная компетенция, под которой следует понимать способность реализовывать обучающимися лингвистические знания и умения, выбирая коммуникативное поведение в соответствии с целями и ситуацией общения.
Диалог является коммуникативной формой устного общения, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Учебный диалог должен отражать реальные жизненные ситуации, т.е. быть ситуативным, учитывать интересы подростков, давать им возможность применить свой жизненный опыт, т.е. быть личностно-ориентированным.
Диалогическая речь при обучении иностранному языку является одновременно и целью и средством этого обучения. Поэтому использовать диалог нужно на всех этапах урока иностранного языка, что увеличивает объем речевой практики, вовлекает учащихся в ход урока, помогает решить некоторые трудности при обучении иностранному языку, повышает мотивацию к обучению.
Предварительный просмотр:
Развитие навыков диалогической речи
на уроке английского языка
Главная цель обучения учащихся иностранному языку – научиться общаться, то есть научиться услышать другого участника общения, правильно реагировать на его высказывание и уметь предоставить свою информацию. Поэтому диалогическое общение должно присутствовать на каждом уроке, давая школьникам больше времени на практику устной речи, вовлекая учащихся в тематику урока и, таким образом, делая их активными участниками процесса обучения, что решает проблему мотивации к изучению иностранного языка.
Диалогическая речь может быть помощником на всех этапах урока. На этапе введения в тему короткие диалоги могут быть направленны на порождение заинтересованности учащихся в данной теме. Примеры таких заданий мы рассмотрим ниже.
Диалог-обмен мнениями прекрасно справляется с задачей введения в тематику текста для чтения или аудирования, задания по письму, особенно при подготовке к написанию эссе.
Диалоги-дискуссии после прочитанного текста, прослушанного аудио файла также решают сразу несколько образовательных и воспитательных задач, таких как, пополнение лексического запаса, обучение диалогической речи, расширение кругозора, воспитывают толерантность к мнению других участников беседы. Все этим навыкам, а также умению работать в группе учат диалоги совместного выбора.
Диалогическая речь – это эффективный вид учебной деятельности для закрепления и отработки грамматических структур, лексики, культурологических реалий.
Диалог может помочь на этапе проверки любого задания на развитие речевых навыков. Совместное обсуждение учащимися выбранных или созданных ими вариантов ответов к заданиям по чтению, лексике, грамматике, аудированию решает не только проблему проверки, мотивации, застенчивости, боязни сделать ошибку, но и дает время на уроке для развития навыков говорения.
Пути преодоления трудностей при обучении диалогической речи
При организации учебной деятельности, направленной на развитие навыков говорения, в том числе, диалогического общения, учитель должен руководствоваться современными подходами к обучению. Некоторые традиционные подходы к обучению говорению уделяют слишком большое внимание грамматической правильности речи, в результате чего возникают проблемы, трудности при изучении английского языка, нежелание говорить из-за боязни сделать ошибку.
Основные причины трудностей, возникающих при выполнении заданий по говорению это: слишком пристальное внимание учителя к ошибкам, отсутствие мотивации, отсутствие необходимой поддержки (лингвистической и психологической). Рассмотрим, как эти сложности можно преодолеть.
Современный подход к обучению говорению предусматривает следующие ключевые моменты, которые помогают преодолеть трудности при обучении диалогической речи:
- персонализация, то есть учащиеся охотнее и успешнее выполняют задания, которые предполагают описать свой жизненный опыт, представить себя на месте действующего лица;
- построение диалогов, в которых возможна вариативность, создание собственной сюжетной линии, проявить свою индивидуальность;
- больше работать в парах, группах, так как это снимает проблемы стеснительности и дает возможность увеличить время практики разговорной речи на уроке;
- соблюдать баланс между правильностью речи и свободным владением языком, учитель должен осознавать, что при спонтанной речи и на этапе обучения нельзя концентрировать внимание на грамматической правильности речи;
- задача учителя обеспечить учащегося инструментарием для успешного ведения беседы, дать время на подготовку, если задание предполагает использование новых лексико-грамматических или речевых единиц, что непременно скажется на лексико-грамматической наполняемости и скорости речи при разыгрывании диалога;
- учитель должен предоставить учащимся возможность больше говорить на уроке, сведя к минимуму время, когда говорит учитель, тем более на старшей ступени обучения. Урок должен быть спланирован для обучения школьников, а не для практики учителя.
- Для свободного владения языком и умения вести беседу на английском учащимся, прежде всего, должны научиться владеть «лексикой собеседника», уметь правильно согласиться, не согласиться, использовать различные фразы для выражения своего мнения, предлагать и запрашивать идеи.
С целью обучения учащихся данной лексики желательно использовать наглядный материал. Он может быть представлен на стенде в классе, либо в качестве раздаточного материала, который учащиеся используют каждый раз, выполняя задания на построение диалогического высказывания, пока не смогут использовать эту лексику в речи свободно.
Примеры наглядного материала на использование «лексики-собеседника»:
Expressing your personal attitude Personally I … As far as I’m concerned … As far as I know/I can see … It occurs to me that … I’m quite /absolutely sure … From my point of view … I’m convinced that …
Giving and asking for ideas We could start by talking about … Shall we first …? What’s your opinion? How do you see that? Would you share my point of view… Deciding what to do To sum it all up … To cut a long story short …/In brief … In other words … Shall we make a decision? I’ve come to the conclusion that …
Agreeing I couldn’t agree more It’s a brilliant/amazing/astonishing idea… I can’t say anything against Disagreeing I see what you mean but I’m not convinced that True, but I’m afraid I disagree (with) … Perhaps, but I can’t help thinking that … I take your point, but that’s not the way I see it. I’m not sure it’s a wonderful idea.
Диалог - это двустороннее действие и важно объяснить учащимся, что собеседника нужно слушать, реагировать на его реплики, идеи, показывать свою заинтересованность в беседе. Чтобы показать заинтересованность можно воспользоваться приемом переспроса услышанной реплики или повторения ее с усилением стресса, то есть использовать восклицательные предложения.
Даже в старших классах на разминку можно дать следующее упражнение на формирование умения реагировать на слова собеседника.
Use the phrases in the box to respond to the following.
- They won the match.
- The match was fixed.
- He scored the winning goal.
- I saw the match live.
- It was a record-breaking jump.
- She just seemed to go to pieces.
Questions | exclamations | ||
positive | negative | ||
Has he really? | Are they really? | Wow! That’s great! | Oh, no! That’s awful! |
Did he really? | Did you really? | That’s brilliant! | How embarrassing! |
Was it really? | Can she really? | How exciting! | How unlucky! |
Для успешной коммуникации собеседников часто важным является умение высказать догадку, предположение. Особенно помогает такая лексика справиться с заданиями по картинкам, когда проблема неочевидна. В помощь учащимся могут быть предложены следующие фразы с их последующей отработкой на мини-диалогах.
Expressing certainty and possibility
Expressing possibility | Expressing certainty | Expressing uncertainty |
It may be … | It can’t be… | I’m not really sure … |
It might be … | It must be … | It’s not clear … |
Probably | Definitely |
|
Maybe |
|
|
I suppose … |
|
|
Учащиеся должны быть также психологически готовы к тому, что спонтанная речь может требовать пауз для обдумывания, формулирования идей. Эти паузы помогают заполнить слова “fillers”, с которыми учеников тоже нужно ознакомить, отрабатывать на практике.
Buying time Well… Let me see … What else (can I say)? Is there anything I can add to that?
Gathering your thoughts I’m not quite sure, but I think … I haven’t thought about it before, but perhaps … I don’t really know, but I imagine …
Особенность упражнений на отработку указанной лексики в том, что они направлены на установление вербальных связей, то есть учат реагировать на услышанное высказывание.
How to join the conversation By the way,… That reminds me… Excuse me, I’d just like to say… That’s right, but I don’t think that…
Responses Marvelous! Great! Absolutely fabulous! I see your point. What a surprise! You must be joking. I can’t believe it! I am totally confused.
Все вышеуказанные фразы и выражения требуют регулярной отработки на практике, в диалогах, беседах, дискуссиях на уроках.
Диалог на этапе урока «Введение в тему»
С целью усвоения и выработки автоматизма в использовании фраз-клише, как указывалось выше, можно использовать различные речевые упражнения на уроках. Простыми, короткими по времени и поэтому чаще всего используемыми являются мини-диалоги. Они могут использоваться для введения в тему урока, введения в тему аудирования или чтения. Речевые ситуации должны постоянно возникать на основе этих упражнений, сопровождая развитие других речевых умений и навыков и выполняя главную цель - научиться общаться.
Цель таких упражнений Lead-in не точное использование языковых форм (без ошибок), а помимо введения в тему, развитие навыка реагировать на высказывание собеседника, то есть свободного владения клише для диалогов, расширение практики разговорной речи непродолжительное время, что облегчает задачу и, следовательно, делает задание несложным.
Примеров таких вводных диалогов много:
Пример 1 – задание на введение в тему рока.
Put these holidays in order of preference. Discuss in pairs why have you chosen that order.
- An activity holiday
- A beach holiday
- A self-catering holiday
- A camping holiday
- A package holiday
Пример 2 – задание на введение текста для чтения.
Discuss in pairs:
- What means of communication can you think of?
- How do they affect our lives?
- How do you think they will develop in the future?
Пример 3 – задание на введение текста для чтения. You are going to read a written account by a woman whose job once was to “care for and protect” teenage models.
- What do you imaging the lifestyle of teenage fashion models like?
- How do you think they spend a typical week?
- What do they need protection from?
Темы таких коротких диалогов могут быть заданы схемами, картинками, что делает создание коммуникативной ситуации более привлекательной и готовит учащихся к более сложной работе – составлению диалогов по картинкам.
Пример 4 – задание на введение темы «Отдых. Каникулы»
Ask each other in pairs questions on the board:
- Have you travelled much?
- Do you like to be active when you are on holiday?
- What can tourists do in your area?
- Have you ever been camping?
- Where would you like to go on holiday if you had the chance?
- Where did you go on your last holiday? Did you enjoy it?
Можно представленные вопросы по заданным темам «Отдых», «Спорт» распределить между парами учащихся в классе, попросив обменяться мнениями, что сократит время диалогического высказывания и будет хорошим введением в тему, например «Здоровый образ жизни».
Пример 5 - задание на введение в тему «Спорт»
Discuss in pairs questions on the board.
- Would you describe yourself as a sporty person?
- What’s your favourite sport? Why?
- Have you ever been on an adventure holiday?
- Would you like to try any extreme sports? Why?
- What is more important: winning or taking part?
- How important is sport to you?
- Do you think children should have to do PE at school? Why? Why not?
Пример 6 - задание на введение в тему «Здоровый образ жизни»
Discuss in pairs questions on the board.
- What are the best ways to stay fit and healthy?
- Do you try to have a healthy diet?
- Do you exercise regularly?
- What is the healthy system like in your country?
- Can you think of any ways to improve the health system in your country?
- Would you like to work in the medical profession?
Обмениваясь мнениями по всем предложенным вопросам, учащиеся используют фразы-клише для выражения своего мнения, фразы реагирования на высказывания собеседника, фразы для заполнения пауз для обдумывания, с которыми они уже знакомы, видят их на доске или имеют в качестве раздаточного материала, как говорилось выше.
Диалоги для отработки изученной лексики и грамматики
В качестве упражнения на активизацию лексики может использоваться игра “Mill/Onion”. Учащиеся охотно играют по правилам этой игры на уроках английского языка.
“Mill/Onion” - мельница или луковица, учащиеся делятся на две группы, одна группа образует внутренний круг, другая – внешний. Внешний круг по команде преподавателя двигается, учащиеся выполняют задание на обсуждение вопросов в паре.
- Учащиеся набирают карточки из предложенного банка лексических единиц по теме.
- Затем учащиеся делятся на пары и берут один из предложенных вопросов для обсуждения по теме урока.
- По команде учителя учащиеся должны начать диалог по заданному вопросу с использованием слов на своих карточка. Тот ученик, кто использовал слово на карточке, передает эту карточку своему собеседнику. Таким образом, более активные ученики имеют меньше карточек.
- Через две минуты все учащиеся меняются собеседниками. Появляется возможность проявить себя активным в паре с другим учеником.
Такое упражнение-игра снимает многие трудности, возникающие в процессе обучения диалогической речи: низкая степень или отсутствие мотивации, стеснительность, боязнь сделать ошибку и даже медлительность. Учащиеся используют клише и говорят бегло.
В 10 классе на уроке по теме «Путешествия» учащимся можно предложить обсудить по приведенной технологии следующие вопросы:
- At what age should teenagers be allowed to go on holiday with their friends?
- Is it better to travel with parents or with friends?
- What are benefits and drawbacks of travelling alone?
- Which holiday is more enjoyable, a beach or sightseeing holiday?
- Where is it better to spend winter holiday?
- What destinations can be suitable for a winter holiday?
- What activities are popular on winter holidays?
Речевые ситуации с использованием картинок
Задания на составление диалогов с использованием картинок считаются более сложной формой диалогической речи, чем составление диалога по заданному письменному тексту, так как в этом типе задания часто присутствует догадка. Кроме того, визуальный образ порой мешает учащимся сосредоточиться на теме, они начинают описывать все, что видят на картинке, не уделив должного внимания заданию. Поэтому такой тип заданий требует отдельного внимания и понимания стратегии выполнения.
В качестве несложных заданий подобного типа можно взять картинки, вводящие тему урока, чтение, аудирование.
Пример задания на введение в тему «Защита окружающей среды»:
The pictures present environmental issues.
Такие задания хорошо задать на обсуждение в парах, с просьбой обязательно использовать клише для выражения своего мнения, согласия/несогласия, догадки, предположения. На таких простых примерах учащиеся учатся обсуждать проблему, а не все что изображено на фото.
Для отработки речевых клише-приглашения, согласия/несогласия в диалогической речи можно пользоваться заданиями-схемами, как в примере ниже «Приглашение на концерт».
Act out a dialogue:
Student 1 | Student 2 |
Say hello. | Say hello. Invite your partner to go and see a local group tonight. |
You can’t say why not. Suggest another night or another concert. | You can’t. Say why not. Suggest doing something different next week. |
Agree. Suggest a time and a place to meet. | Agree. Say goodbye. |
Say goodbye. |
|
Другая схема диалога по теме «Здоровье».
Work in pairs. Take the roles of the mother and the daughter. Act out the dialogue they had while her mother was trying to persuade her to see a doctor.
Mother | daughter |
Suggest seeing a doctor (Why don’t you …?) | Refuse strongly (No way …) |
Give reasons why (In my opinion you should because … | Reject suggestion (I just don’t see …) |
Give another reason (But don’t you …) | Agree hesitantly (Well, …) |
Задание на составление диалога-совета также может быть представлено таблицей. Work in pairs. Use the table and the plan below to act out dialogues for following situations:
- Your friend wants to lose some weight.
- Your friend can’t afford to join a gym.
- Your friend wants to cut down on junk food.
The plan
Student A | Student B |
Explain problem, ask for advice (I want … What …?) | Give advice (If I were you, …) |
Reject suggestion (I’m not sure …) | Give other advice (Maybe you could …) |
Accept suggestion (That’s not a bad idea.) | Express hope things work out (I hope …) |
Asking and giving advice
Asking for advice | Reacting | Giving advice |
What should I do? | Mmm, I’m not sure. | You’d better … |
What’s the best way ..? | That’s easier said than done. | If I were you, I would … |
What do you think I should do? | Yes. I suppose so. | I’m sure it’s a good idea to … |
| That’s not a bad idea. | Have you thought of …? |
| That’s a great idea. | One thing to do … |
|
| The best way to …is … |
|
| Perhaps you should … |
После выполнения таких заданий по заданным схемам можно переходить к более сложным типам диалогов, диалог-принятие совместного решения.
Диалог на этапе подготовки к написанию эссе
При подготовке написания эссе важно обсудить две противоположные точки зрения на заданную проблему, дать четкие аргументы и контраргументы к этим точкам зрения. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходит диалог собеседников с противоположными точками зрения. На уроках подготовки к эссе учащиеся делятся на пары или группы, делают краткие записи в таблицу с аргументами в поддержку своей точки зрения и возможными контраргументами. Далее в парах или группах учащиеся составляют диалог по следующему алгоритму:
S1 - Выражение своего мнения с аргументом в поддержку этого мнения;
S2 – Вежливое несогласие с мнением оппонента с аргументом почему не
согласен. Высказывание своего мнения с аргументом в поддержку этого мнения.
S1 - Вежливое несогласие с мнением оппонента с аргументом почему не
согласен. Второй аргумент в пользу своего мнения и т.д.
Для успешной работы необходима не только владение фразами-клише для выражения своего мнения, согласия/несогласия, но и лексическая поддержка или даже «банк идей» по теме. Примеры таких таблиц «за и против» на тему различных видов отдыха представлены в Приложении 6.
После таких диалогов эссе на сравнение разных видов отдыха даются учащимся легче.
Диалог на этапе проверки заданий на развитие речевых навыков
Диалогическую форму работы можно использовать и на этапе урока – проверка выполненного задания по грамматике, лексике, чтению, что увеличивает время разговорной практики на уроке, дает возможность еще раз использовать фразы-клише, снимает психологические дискомфорт при проверке, делает учащихся активными участниками урока и повышает мотивацию.
Алгоритм такого диалога по проверке задания может быть либо, разработан самими учениками, либо предложен учителем. Главное, чтобы учащиеся владели стратегией выполнения такого задания.
Схема построения диалога-проверки:
- What have you got in № 1?
- I’ve written/chosen … because …
- I totally agree/disagree because …
I’m not sure on this point. Let’s ask the teacher.
Заключение
Коммуникативный подход в обучении иностранному языку означает, что для успешного овладения этим языком учащиеся должны знать не только языковые формы (грамматику, лексику, произношение), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.
Главным компонентом коммуникативного подхода является коммуникативная компетенция, под которой следует понимать способность реализовывать обучающимися лингвистические знания и умения, выбирая коммуникативное поведение в соответствии с целями и ситуацией общения.
Диалог является коммуникативной формой устного общения, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Учебный диалог должен отражать реальные жизненные ситуации, т.е. быть ситуативным, учитывать интересы подростков, давать им возможность применить свой жизненный опыт, т.е. быть личностно-ориентированным.
Диалогическая речь при обучении иностранному языку является одновременно и целью и средством этого обучения. Поэтому использовать диалог нужно на всех этапах урока иностранного языка, что увеличивает объем речевой практики, вовлекает учащихся в ход урока, помогает решить некоторые трудности при обучении иностранному языку, повышает мотивацию к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативный метод обучения. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи.
Коммуникативная тежнология обучения английскому языку. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи. Зна...
Ролевая игра как средство развития диалогической речи на уроках английского языка
Содержание Введение.......................................................................................................... 31. Теоретические основы развития навыков диалогической речи............
«Ролевая игра как средство развития мотивации студентов при обучении диалогической речи на уроках английского языка»
В данной статье изложен теоретический материал по вопросу использования ролевых игр для совершенствования иноязычной диалогической речи обучаемых, создания атмосферы сотрудничества и личной заинтересо...
Развитие диалогической речи на уроках английского языка.
Диалогическая речь и монологическая речь явлются разновидностями такой речевой деятельности как говорение. И сегодня на уроках английского языка этому виду деятельности уделяется огромное внима...
Развитие навыков диалогической речи на уроке английского языка
Развитие навыков диалогической речи на уроке английского языка Главная цель обучения учащихся иностранному языку – научиться общаться, то есть научиться у...