Целеполагание в логике ФГОС
статья по английскому языку на тему
Целеполагание является важной отправной точкой урока. ФГОС предьявляет особые требования к этому этапу урока. В даннойй статье автор делится личным опытом постановки целей урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tselepolaganie.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Целеполагание урока в логике ФГОС
Несовершенство существующей парадигмы и модели школы привели к введению федерального государственного образовательного стандарта, который представляет собой определенные требования и правила, которые должны реализовывать учебные заведения,
Важнейшая задача современного школьного образования — это формировать у ребенка желание и умение овладевать новыми знаниями и видами деятельности, а так же способность строить своё дальнейшее направление собственного образования, то есть строить свою образовательную траекторию.
Требования фГОС заставляют учителя пересмотреть свои взгяды на весь образовательный процесс и своё место в нём Урок нужно рассматривать как нишу, где формируется и развивается личность ребенка. Соответственно, урок нужно конструировать как нишу, предоставляя учащимся различные возможности: на уроке иностранного языка это языковые, технические, эвристические, познавательные, позиционные, предметно-пространственные и др.
Что такое урок по ФГОС? Это - урок применения новой управленческой технологии, базирующейся на знании закономерностей развития и формирования личности ребенка, знания среды его обитания и образа жизни. Урок по ФГОС отличает психологическая глубина, соответствие требованиям нашего времени
Важным условием эффективности образовательного процесса является правильное определение целей. С философской точки зрения, цель является одним из элементов деятельности человека. Это – проект действия, определяющий характер и последовательность актов и операций. Госстандарт предъявляет к учителям требования, чтобы цели урока формулировались на уровне личности.
Если цели правильно определены и поставлены, то можно рассчитывать на результативность образовательного процесса..
В практике преподавания принято в начале урока знакомить учащихся с темой и задачами урока. Как правило, учитель устно сообщает это учащимся. Много лет назад я поставила под сомнение эффективность такого подхода к целеполаганию и провела микроисследование, целью которого было выяснить эффективность запоминания учащимися задач урока, объявленных учителем устно. В эксперименте участвовала группа учителей, которым была дана установка: « Продумайте и чётко сформулируйте учащимся задачи урока». В конце уроков было проведено анкетирование учащихся. Расчет эффективности запоминания устной постановки задач вёлся по формуле:
N-количество учащихся;
n-количество задач урока;
V-количество правильных ответов.
Исследование показало, что только 25-30% учащихся помнят точно какие задачи перед ними ставил учитель в начале урока.
Логичен вопрос: «Нужно ли это делать?»
Ответ однозначен: «Нужно». Но как? Много лет назад я разработала схему (Схема №1); которую ежеурочно записывала на доске.
Схема №1
№ | Задачи на урок |
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
Формулировки задач были с позиции ученика и в той последовательности, в какой они решались на уроке, т.е. по сути это были этапы урока, представленные в виде задач. Затем родилась идея создать графу, в которой знаками «плюс» (+), «минус» (-) или v (нужно продолжить работать), а иногда и отметками оценивалось качество выполнения задач.
(Схема №2)
Схема №2.
№ | Задачи на урок | Выполнение |
1 | + | |
2 | + | |
3 | - | |
4 | v |
Таким образом, если задача решалась недостаточно качественно или не решалась вообще, логично было продолжать работу над этой задачей на следующих уроках. Так добавилась ещё одна графа. (Схема №3)
Схема №3
№ | Задачи на урок | Выполнение | |
1 | + | ||
2 | + | ||
3 | - | + | |
4 | v | + |
Позднее появились творческие интерпретации этой схемы. Например, мне и учащимся нравятся «ступеньки» где, выполняя задачи, мы поднимаемся к вершине (или конечной цели урока) . Чтобы восхождение было наглядным, по ступенькам вверх передвигается человечек. Такое восхождение мы совершаем под девизом «Per aspera ad astra»
5 _____ | ||||
4 ___________ | ||||
3 _______________ | ||||
2 ___________________ | ||||
1 _______________________ |
Умелой постановкой вопросов, предварительными записями на доске, применением необходимой наглядности и т.п. я привлекаю учащихся к совместному, а дальнейшем к самостоятельному планированию задач.
В чём преимущество такого целеполагания?
- Уже с самого начала урока создаются стихии коллективной работы, поиска, увлеченности.
- Совместное планирование задач делает обе стороны ( и учителя, и учащихся) равноценными партнёрами
- Ученики чётко знают (видят), что уже сделано, как это сделано и что ещё предстоит сделать.
- Ученики берут на себя ответственность за выполнение задач, учатся самоанализу и
самооценке.
Такая схема позволяет качественно подводить итог каждого этапа урока и всего урока в целом и она полностью соответствует требования ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология разработки в логике ФГОС
На основе изучения нормативных документах учебно-методической литературы была разработана рограмма изучения темы "Степень с натуральным показателем" с учетом требований ФГОС....
Проект"Диагностика УУД в обучении разным стратегиям чтения на примере 5 класса (немецкий, французский языки) в логике ФГОС второго поколения ".
С сентября 2011г. произошел переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Стандарты налагают особую ответственность на учи...
Педагогический совет по теме: «Освоение логики ФГОС второго поколения педагогическим сообществом как ресурс развития образовательного пространства школы»
Каковы ключевые особенности ФГОС?Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ.Человек XXI векаОриентированность на знания и использование...
Технология разработки в логике ФГОС рабочей программы по теме "Решение уравнений"
Проблема: "Конструирование процесса обучения математике, ориентированного на ребёнка, в логике ФГОС"...
Технология разработки в логике ФГОС рабочей программы по теме «Решение уравнений»
Не всегда структура и содержание работы отвечают цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе: формированию у всех учащихся базовой математической подготовки.Контроль...
Развёрнутый конспект урока в логике ФГОС в 11 классе по теме: "Общие методы решения уравнения".
Развёрнутый конспект урока в логике ФГОС в 11 классе по теме: "Общие методы решения уравнения".Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.УМК: ,Алгебра и начала математического анализа. 10 -11 класс...
«Гуманизация и демократизация образовательных отношений на уроках математики в логике ФГОС»
Модель системы педагогической деятельности учителя математики по проблеме«Гуманизация и демократизация образовательных отношенийна уроках математики в логике ФГОС»Автор: Л.В. Зевина,зав.ка...