Целеполагание в логике ФГОС
статья по английскому языку на тему

Глазунова Лариса Энгельсовна

Целеполагание является важной отправной точкой урока. ФГОС предьявляет особые требования к этому этапу урока. В даннойй статье автор делится личным опытом постановки целей урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselepolaganie.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

                       Целеполагание  урока  в  логике  ФГОС

              Несовершенство существующей парадигмы и модели школы привели к введению федерального  государственного образовательного  стандарта, который представляет собой определенные требования и правила, которые должны реализовывать учебные заведения, 

Важнейшая задача современного школьного образования — это формировать у ребенка желание и умение овладевать новыми знаниями и видами деятельности, а так же способность строить своё  дальнейшее    направление собственного  образования, то есть строить свою образовательную траекторию.                                                              

      Требования фГОС заставляют учителя пересмотреть  свои взгяды на весь образовательный процесс и своё место в нём  Урок  нужно  рассматривать как нишу, где формируется и развивается личность ребенка. Соответственно, урок нужно конструировать как нишу, предоставляя учащимся различные возможности: на уроке иностранного языка это языковые, технические, эвристические, познавательные, позиционные, предметно-пространственные и др. 

  Что такое урок по ФГОС? Это - урок применения новой управленческой технологии,  базирующейся на знании закономерностей развития  и формирования личности ребенка, знания среды его обитания и образа жизни. Урок  по ФГОС отличает психологическая глубина, соответствие требованиям нашего времени

            Важным условием эффективности образовательного процесса является  правильное определение целей. С философской точки зрения, цель является одним из элементов деятельности человека. Это – проект действия, определяющий характер и последовательность актов и операций.  Госстандарт предъявляет к учителям требования, чтобы  цели урока формулировались  на уровне личности.

Если цели правильно определены и поставлены, то можно рассчитывать на результативность образовательного процесса..

В практике преподавания принято в начале урока знакомить учащихся с темой и задачами урока. Как правило, учитель устно сообщает это учащимся. Много лет назад я поставила под сомнение эффективность такого подхода к целеполаганию и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        провела микроисследование, целью которого было выяснить  эффективность  запоминания учащимися задач урока, объявленных учителем устно. В эксперименте участвовала группа учителей, которым была дана установка: « Продумайте и чётко сформулируйте учащимся задачи урока». В конце уроков было проведено анкетирование учащихся. Расчет эффективности запоминания устной постановки задач вёлся по формуле:

                                                  N-количество учащихся;

                                                                                   n-количество задач урока;

                                                                       V-количество правильных ответов.

Исследование показало, что только 25-30% учащихся помнят точно какие задачи перед ними ставил учитель в начале урока.

Логичен вопрос: «Нужно ли это делать?»

Ответ однозначен: «Нужно». Но как? Много лет назад я разработала схему (Схема №1); которую ежеурочно записывала на доске.

               Схема №1

Задачи на урок

1

2

3

4

       Формулировки задач были с позиции ученика  и в той последовательности, в какой они решались на уроке, т.е. по сути это были этапы  урока, представленные в виде задач. Затем родилась идея создать графу, в которой  знаками «плюс» (+), «минус» (-) или v (нужно продолжить работать), а иногда  и отметками оценивалось качество выполнения задач.

                                                   (Схема  №2)

                                                     

                       Схема №2.

Задачи на урок

Выполнение

1

+

2

+

3

-

4

v

Таким образом, если задача решалась недостаточно качественно или  не решалась вообще, логично было продолжать работу над этой задачей на следующих уроках. Так добавилась ещё одна графа. (Схема №3)

                       Схема №3

Задачи на урок

Выполнение

1

+

2

+

3

-

+

4

v

+

         Позднее появились творческие интерпретации этой схемы. Например, мне и учащимся нравятся «ступеньки» где, выполняя задачи, мы поднимаемся  к вершине (или конечной цели урока) . Чтобы восхождение было наглядным, по ступенькам  вверх передвигается человечек. Такое восхождение мы совершаем под девизом «Per aspera ad astra»

5 _____

4 ___________

 3 _______________

2 ___________________

1 _______________________

         

        Умелой постановкой вопросов, предварительными записями на доске, применением необходимой наглядности и т.п. я привлекаю учащихся к совместному, а дальнейшем к самостоятельному планированию задач.  

                                 

                                  В чём преимущество такого целеполагания?

  1. Уже с самого начала урока создаются стихии коллективной работы, поиска, увлеченности.
  2. Совместное планирование задач делает обе стороны ( и учителя, и учащихся) равноценными партнёрами
  3. Ученики чётко знают (видят), что уже сделано, как это сделано и что ещё предстоит сделать.
  4. Ученики берут на себя ответственность  за выполнение задач, учатся самоанализу и                      

      самооценке.

Такая схема позволяет качественно подводить итог каждого этапа урока и всего урока                              в целом и она полностью соответствует требования ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология разработки в логике ФГОС

На основе изучения нормативных документах учебно-методической литературы была разработана рограмма изучения темы "Степень с натуральным показателем" с учетом требований ФГОС....

Проект"Диагностика УУД в обучении разным стратегиям чтения на примере 5 класса (немецкий, французский языки) в логике ФГОС второго поколения ".

С сентября 2011г. произошел переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Стандарты налагают особую ответственность на учи...

Педагогический совет по теме: «Освоение логики ФГОС второго поколения педагогическим сообществом как ресурс развития образовательного пространства школы»

Каковы ключевые особенности ФГОС?Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ.Человек XXI векаОриентированность на знания и использование...

Технология разработки в логике ФГОС рабочей программы по теме "Решение уравнений"

Проблема: "Конструирование процесса обучения математике, ориентированного на ребёнка, в логике ФГОС"...

Технология разработки в логике ФГОС рабочей программы по теме «Решение уравнений»

Не всегда структура и содержание работы  отвечают цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе: формированию у всех учащихся базовой математической подготовки.Контроль...

Развёрнутый конспект урока в логике ФГОС в 11 классе по теме: "Общие методы решения уравнения".

Развёрнутый конспект урока в логике ФГОС в 11 классе по теме: "Общие методы решения уравнения".Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.УМК: ,Алгебра и начала математического анализа. 10 -11 класс...

«Гуманизация и демократизация образовательных отношений на уроках математики в логике ФГОС»

Модель системы педагогической деятельности учителя математики по проблеме«Гуманизация и демократизация образовательных отношенийна уроках математики в логике ФГОС»Автор: Л.В. Зевина,зав.ка...