Развёрнутый конспект урока в логике ФГОС в 11 классе по теме: "Общие методы решения уравнения".
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Развёрнутый конспект урока в логике ФГОС в 11 классе по теме: "Общие методы решения уравнения".

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

УМК: ,Алгебра и начала математического анализа. 10 -11 класс"

Авторы УМК: А.Г. Мордкович, Л.О. Денищева  и др.

Цели урока: организация продуктивной деятельности учащихся, направленной на достижение ими личностных,  метапредметных  и предметных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработала:  Франк Марина Владимировна

учитель математики

Государственного бюджетного образовательного 

учреждения   ростовской области

«Неклиновская школа-интернат  с первоначальной 

 лётной подготовкой  им. 4-ой  Краснознамённой Воздушной Армии».

Развёрнутый конспект урока в логике ФГОС  

по теме «Общие методы решения уравнений»

Предмет: алгебра и начала анализа.

Класс: 11.

УМК: «Алгебра и начала математического анализа.  10-11 класс»

Авторы УМК:  А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева и др.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Оборудование: УМК  «Алгебра и начала математического анализа. 10 - 11 класс» автор А. Г. Мордкович, интерактивная доска, ноутбук, проектор

Тип урока:  урок отработки умений и рефлексии.

Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся, направленной на достижение ими следующих результатов:

•        Личностных:

1)        умение ставить перед собой цель, планировать деятельность;

2)        умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

•        Метапредметных: освоение способов деятельности:

        - познавательной:

1)  осуществление переноса знаний в изменённую ситуацию, умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации;

2) овладение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

        - информационно – коммуникативной:

1)  умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, признавать право на иное мнение;

2) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы;

3) умение предвидеть возможные последствия своих действий.

        - рефлексивной:        

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) овладение навыками самоконтроля и оценки своей деятельности;

3) умение ставить личностные цели и оценивать степень их достижения.

•        Предметных:  

     1) понимание смысла понятий «уравнение», «корень уравнения»,  «вид уравнения», «методы решения уравнений» и умение их употреблять  в устной и письменной речи;

2) Приобретение опыта по применению полученных знаний и умений в практической деятельности:  решение уравнений.

Ход занятия:

I. Организационно – мотивационный этап.

Приветствие. Отсутствующие на уроке (докладывает зам. командира взвода). Готовность учащихся к уроку.

Давайте начнём урок со слов Российского математика Михаила Васильевича Остроградского:  «Многое из математики  не остается в памяти, но когда поймешь её, тогда легко при случае вспомнить забытое».

II. Этап постановки личностных целей.

Учитель:   Ребята, а задумывался ли каждый из вас над тем,  с какой целью он сегодня пришёл на урок? (выслушиваются ответы учащихся,  записываются на доске).

Сегодня постараюсь вам помочь найти свою цель. Пожалуйста, выберите личную цель из списка на экране, зафиксируйте номер на полях в тетради (можете записать свою цель), и  поработайте на неё в течение урока. В конце урока проанализируем, достигли  цели или нет, и почему.

Личностные цели:

   -  обретение веры в себя, в свои потенциальные возможности;

   -  умение  точно и грамотно излагать свои мысли;

   - умение легко выполнять математические операции, контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

   - умение учиться самостоятельно;

   - получить хорошую отметку;

   - подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ.

III.      Этап актуализации знаний.

 - Уважаемые воспитанники, сегодня вам предоставляется возможность многое делать самостоятельно, в том числе, попытаться  сформулировать тему и поставить цель урока.

Обратите внимание на интерактивную доску.

Задание 1. (устная работа).

Вычислите:  ;     ;    ;   2016*   

(Ответы учащихся учитель последовательно записывает на доске, отделяя точкой).

Посмотрите, что получилось, на что похоже 16.02.2016? (дата урока)

Запишите в тетрадях число.

Задание 2.

Как можно назвать объекты, которые вы видите на доске?

1. log(14-x)=-2         2.                   3. =4              

  4.  2x2-13x+15=0       5.           6.  cos              

      7.   -5x = 3        8. =11    9. 3x2+4x- 207 = 0      

    10 . 9x-24 = 729                     11. log5(2x+8) = -1    

Задание 3.

Разбейте эти объекты на группы по каким-либо признакам как можно большим количеством способов.

Учащиеся предлагают свои способы разбиения (учитель записывает номера объектов по номерам групп), указывая  признак, использованный при выполнении задания.

Предполагаемые ответы:

По виду уравнения разбить на 6 групп: линейное, квадратное, показательное, логарифмическое, иррациональное, тригонометрическое.

На две группы:  алгебраическое уравнение и неалгебраическое (трансцендентное)

По методу решения.

  IV.  Этап постановки темы и цели урока.

Учитель предлагает воспитанникам вернуться к только что выполненному заданию и попытаться сформулировать тему урока.  

Обобщив предложения учащихся, учитель делает уточнения темы урока,  записывает на доске: «Общие методы решения уравнений»,  учащиеся – в тетради.

Ребята, поясните, пожалуйста, смысл словосочетаний «методы решения уравнений», «общие методы решения уравнений».

(Ответы учащихся:  методы решения уравнений – это способы, приемы, с помощью которых можно решить то или иное уравнение;  общие методы решения уравнений – это такие способы, приемы, с помощью которых можно решить  уравнения разного типа).

-  Какие цели поставите перед собой?

         На интерактивной доске в помощь учащимся  предлагаются глаголы:

                                  - продолжить… (решать уравнения разных типов)

                                  -  вспомнить…  (методы решения уравнений)

                                  -  повторить…   (основные типы уравнений)

                                  -  закрепить…    (знания об общих методах решения уравнений)

                                   -  развивать…    (навыки и умения решения уравнений)

                                   -  применить…    (полученные знания и умения в практической деятельности:  решение уравнений.)

V.  Этап обобщения и систематизации знаний по проблеме решения уравнений.

Учитель предлагает учащимся вернуться ещё раз к  заданию 2 и поработать в группах.

Класс разбит на три группы:

1 группа – линейные и  иррациональные уравнения;

2 группа - квадратные уравнения  и тригонометрические уравнения;

3 группа  - показательные и логарифмические уравнения.

Каждая группа готовит информацию о двух видах уравнений (работа с учебником, стр. 152), ответы учащиеся записывают на заранее подготовленных листах А4:

1)  используя имеющиеся у вас знания, запишите общий вид каждого из названных уравнений;

2)  используя имеющиеся у вас знания, запишите формулы для нахождения корней каждого из уравнений;

                        3) Какую «полезную» информацию нужно помнить при решении каждого из этих уравнений?

(учащиеся обсуждают ответы и принимают решение,  кто будет отвечать на вопросы от группы).

Полезная информация:

           1. Для линейного уравнения ax+b=0  ,  если а = 0, то уравнение корней не имеет.  Например,    0х = 7.      

  1. Для квадратного уравнения  ax2 + bx + c = 0,  a  0: 

если http://ic3.static.km.ru/img/16284189.gif, то уравнение имеет два различных действительных корня;

если http://ic3.static.km.ru/img/16284191.gif, то уравнение имеет один действительный корень кратности 2;

если http://ic3.static.km.ru/img/16284193.gif, то уравнение действительных корней не имеет.  

3. Для иррационального уравнения  :

Метод решения иррациональных уравнений - освобождения от радикалов путем возведения обеих частей уравнения в соответствующую натуральную степень. При возведении обеих частей уравнения в нечетную степень полученное уравнение, равносильно исходному, а при возведении обеих частей уравнения в четную степень полученное уравнение будет неравносильно  исходному уравнению, при этом могут появиться «лишние» корни.   Поэтому при решении иррациональных  уравнений  нужно указывать ОДЗ или делать проверку.

  4. Для показательного уравнения  , (a>0, а≠1):

Одним из самых простых приёмов решения показательных уравнений является метод сведения обеих частей уравнения к одному основанию  (a>0, а≠1).

5. Для логарифмических уравнений :

Одним из самых простых приёмов решения логарифмических уравнений является использование определения логарифма: logaf(x) = с, (f(x) >0, a>0, а≠1), где f(x)= ас. При решении логарифмических уравнений  нужно указывать ОДЗ или делать проверку.

6. Для тригонометрических уравнений:

 = m, если        -1 ≤  m ≤1, то  решения уравнения имеют вид:   x = arc + πn, n€Z;

  = m, если  -1 ≤  m ≤1,   то  решения уравнения имеют вид:   x = ±arccosm + 2πn, n€Z;

tgx = m,   то  решения уравнения имеют вид:   x = ±arctgm + πn, n€Z

VI. Этап применения знания:

Задание.

(Работа в группах.  Каждой группе  предлагается решить по порядку четыре уравнения).

Решите уравнение и назовите метод,  которым вы его решили:  

1 группа                                     2 группа                                                  3 группа

           1) 25х – 7 = 23;                 1)   log 7 (x + 6) = log 7 (x2 - 5x -10);              1)  =;  

           2) 2log22x-3log2x-1=0;          2) 25x-3∙5x+10=0                                     2)   tg2x+tgx-2=0

           3) ;    3)   3х х – 3х+1 + 27 = 9х.                               3) ;

4)    2х = 6-х;                     4)   =IхI                                                  4) (х-1)2 = ;  

 (Учащиеся обсуждают решение, определяют метод решения и принимают решение,  кто будет отвечать у доски от группы).

На доске записывают решения первого уравнения представители каждой группы, предлагают прослушать всем свой способ решения.

Задание:

Посмотрите на доску и постарайтесь, используя имеющиеся  у вас знания, описать на математическом языке метод решения этих уравнений  (ответы учащихся).

Устанавливается в ходе рассуждений  метод решения уравнений и его описание на математическом языке.

Слайд.

Замена уравнения   h(f(x)) = h(g(x))     уравнением f(x) = g(x)

Этот метод используется:

а) при решении показательных уравнений  переходим от    уравнений аf(x) = ag(x) (a>0, а≠1) к уравнению f(x) = g(x)

б) при решении логарифмических уравнений переходим от  уравнения logaf(x) = logag(x) (a>0, а≠1) к уравнению   f(x) = g(x) ( f(x)>0, g(x) >0)    

в) при решении иррациональных уравнений переходим от уравнения  =  уравнению f(x) = g(x).

На доске записывают решения второго уравнения представители каждой группы.

Задание:

Посмотрите на доску и постарайтесь, используя имеющиеся  у вас знания, описать на математическом языке метод решения этих уравнений  (ответы учащихся).

Устанавливается в ходе рассуждений  метод решения уравнений и его описание на математическом языке.

Слайд.

Метод введения новой переменной. 

Суть метода: если уравнение f(x)=0  удалось преобразовать  к виду p(g(x))=0,то нужно ввести новую переменную    u=g(x). Решить уравнение p(u) = 0, а затем решить совокупность уравнений u1=g(x),   u2=g(x)…

На доске записывают решения третьего уравнения представители каждой группы.

Задание:

Посмотрите на доску и постарайтесь, используя имеющиеся  у вас знания, описать на математическом языке метод решения этих уравнений  (ответы учащихся).

Устанавливается в ходе рассуждений  метод решения уравнений и его описание на математическом языке.

Слайд.

Метод разложения на множители. 

Суть этого метода заключается в следующем:  уравнение h(х)=0 можно заменить совокупностью  уравнений:  =0,   =0,  h(х)=0.

На доске записывают решения четвёртого  уравнения представители каждой группы.

Задание:

Посмотрите на доску и постарайтесь, используя имеющиеся  у вас знания, описать на математическом языке метод решения этих уравнений  (ответы учащихся).

Устанавливается в ходе рассуждений  метод решения уравнений и его описание на математическом языке.

Слайд.

Функционально-графический метод.

Суть метода решения уравнений  вида  = :  построить графики функций у =   и у = , найти точки их пересечения. Корнями уравнения  служат абсциссы этих точек.

Учитель: Молодцы, ребята! Теперь попробуйте обобщить всё, что вы смогли сделать, и высказать кратко   одним - двумя предложениями

VII.  Этап актуализация опыта.

Самостоятельная работа (взаимопроверка).

Определить методы решения уравнений:

   

VIII. Домашнее задание (обязательная часть и вариативная).

  1. Обязательная часть:

- изучить теорию в учебнике §56 с. 352-359, выделить моменты, вызвавшие затруднения.

- выполнить письменно задание из учебника №56.12(а). 56.20(а,в)

            2)  Вариативная часть (по желанию):  подготовить сообщение на тему: «Применение уравнений в военном деле», продумать форму его представления в классе.

VIII. Этап подведения итога урока. Рефлексия.

  1. Достижение предметных и метапредметных результатов:

Вопросы к учащимся:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему вы научились?

- Что вызвало затруднение и почему?

- Что вам понравилось на уроке?

  1. Достижение личностных целей:

В начале урока  вы поставили личную цель.  Достигли вы её или нет?  Кто хочет поделиться мыслями вслух?

На следующем уроке мы продолжим работу, познакомимся с решением уравнений части 2 из КИМ  ЕГЭ.

Ребята, вы все сегодня хорошо поработали!  Наиболее успешно  работали  на уроке следующие учащиеся…   Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добро пожаловать! Неклиновская лётная школа Выполнила: учитель математики Франк М.В. 2016

Слайд 2

«Многое из математики не остается в памяти, но когда поймешь её, тогда легко при случае вспомнить забытое». М. В. Остроградский

Слайд 3

Личностные цели: 1. обретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; 2. умение точно и грамотно излагать свои мысли; 3. умение легко выполнять математические операции, контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 4. умение учиться самостоятельно; 5. получить хорошую отметку; 6. подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ.

Слайд 4

Задание 1. (устная работа). Вычислите : 2 016*22 0

Слайд 5

Задание 2. Как можно назвать объекты, которые вы видите на доске?

Слайд 6

Классная работа 16. 02. 2016 «Общие методы решения уравнений »

Слайд 7

Методы решения уравнений – это способы, приемы, с помощью которых можно решить то или иное уравнение ; Общие методы решения уравнений – это такие способы, приемы, с помощью которых можно решить уравнения разного типа

Слайд 8

- продолжить … - вспомнить… - повторить… - закрепить … - развивать… - применить …

Слайд 9

Цели: - продолжить … (решать уравнения разных типов) - вспомнить… ( основные типы уравнений) - повторить… (методы решения уравнений) - закрепить… (знания об общих методах решения уравнений) - развивать… (навыки и умения решения уравнений ) - применить… (полученные знания и умения в практической деятельности: решение уравнений.)

Слайд 11

1. Замена уравнения h(f(x)) = h(g(x)) уравнением f(x) = g(x) Этот метод используется : а ) при решении показательных уравнений переходим от уравнений а f (x) = a g (x) (a>0, а≠1) к уравнению f(x) = g(x ) б ) при решении логарифмических уравнений переходим от уравнения log a f (x) = log a g (x) (a>0, а≠1) к уравнению f(x) = g(x) ( f(x)>0, g(x) >0 ) в ) при решении иррациональных уравнений переходим от уравнения = уравнению f(x) = g(x).

Слайд 12

2. Метод введения новой переменной. Суть метода: если уравнение f ( x )=0 удалось преобразовать к виду p ( g ( x ))=0,то нужно ввести новую переменную u = g ( x ). Решить уравнение p ( u ) = 0, а затем решить совокупность уравнений u 1 = g ( x ), u 2 = g ( x )…

Слайд 13

3. Метод разложения на множители. Суть этого метода заключается в следующем: уравнение h (х)=0 можно заменить совокупностью уравнений: =0, =0, h (х)= 0.

Слайд 14

4. Функционально-графический метод . Суть метода решения уравнений вида = : построить графики функций у = и у = , найти точки их пересечения. Корнями уравнения служат абсциссы этих точек.

Слайд 15

Самостоятельная работа 1. log 3 ( x 2 – 3 x – 5) = log 3 (7 – 2 x ). 6 . 4 х+1 + 4 х = 320 3. 2. 4 х = х + 1 5. x - 10 = 0

Слайд 16

8. 9. 4 х – 5 • 2 х + 4 = 0 . 11 . 12.

Слайд 17

Ответы: 1 ) Замена уравнения h ( f ( x )) = h ( g ( x ), уравнением f ( x ) = g ( x ). 2) Функционально-графический. 3) Замена уравнения h ( f ( x )) = h ( g ( x )), уравнением f ( x ) = g ( x ). 4) Замена уравнения h ( f ( x )) = h ( g ( x )), уравнением f ( x ) = g ( x ). 5) Метод введения новой переменной. 6) Метод разложения на множители. 7) Замена уравнения h ( f ( x )) = h ( g ( x )), уравнением f ( x ) = g ( x ). 8) Метод разложения на множители. 9) Метод введения новой переменной. 10) Метод введения новой переменной. 11) Функционально-графический. 12) Замена уравнения h ( f ( x )) = h ( g ( x ), уравнением f ( x ) = g ( x ).

Слайд 18

Домашнее задание 1. Обязательная часть : - изучить теорию в учебнике §56 с. 352-359, выделить моменты, вызвавшие затруднения. - выполнить письменно задание из учебника № 56.12(а). 56.20(а, в) 2) Вариативная часть (по желанию): - подготовить сообщение на тему: «Применение уравнений в военном деле», продумать форму его представления в классе.

Слайд 19

Рефлексия . Достижение предметных и метапредметных результатов: -- Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Чему вы научились? - Что вызвало затруднение и почему? - Что вам понравилось на уроке? Достижение личностных целей: В начале урока вы поставили личную цель. Достигли вы её или нет? Кто хочет поделиться мыслями вслух?

Слайд 20

У меня всё получилось!!! Надо решить ещё пару примеров. Ну, кто придумал эту математику !

Слайд 21

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-экскурсии в 4-5 классах по теме: Закрепление темы "Решение уравнений"

Пригодится для работы учителей математики в режиме внеклассного мероприятияМАТЕМАТИКА 4-5 класс Урок-экскурсия по теме"Закрепление темы «Решение уравнений".  Тема:  Закрепление.Цел...

Развёрнутый конспект урока по теме "Спорт", 6 класс

Урок создан для 6 класса (углублённое изучение). Основной учебник - "Мозаика" 6 класс Гальскова Н.Д. , дополнительный материал - учебник "Немецкий язык"6 класс Е.И. Пассов. На уроке...

Конспект урока и презентация для 8 класса по теме: "Формулы корней квадратных уравнений"

Урок алгебры. Тема: «Формулы корней квадратных уравнений».   Урок «открытия» детьми нового знания. Цели урока: Деятельностные: формирование способности к построению нового метода решения ква...

План-конспект урока по физике в 7 классе на тему «Сообщающиеся сосуды. Решение задач на сообщающие сосуды».

План-конспект открытого урока по физике в 7 классе на тему «Сообщающиеся сосуды. Решение задач на сообщающие сосуды». Цели урока: Образовательные:Сформировать представление о сообщающ...

план-конспект урока по биологии за 9 класс на тему: «Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Цитоплазма»

Цели урока: Сформировать знания о цитоплазме, ее составе, клеточной мембране, ее строении.Развивать у учащихся память, мышление и внимание, способностей к анализу и синтезу, учить работать в заданном ...

Конспект урока по алгебре в 10 классе "Развитие функциональной грамотности через решение задач по математике"

Тема урокаРазвитие функциональной грамотности через решение задач по математикеЦель урокаформирование у учащихся логического мышления,  общих учебных умений и навыков: осмысливать задачу, выдвига...