Использование ТРКМ на уроках английского языка
статья по теме

Чукаева Инна Александровна

Использование ТРКМ на уроках английского языка

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках английского языка через применение технологии развития критического мышления Выполнили: Идрисова Н.Е., Чукаева И.А., учителя английского языка г. Надым 2017 г.

Слайд 2

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал? Приём «Бортовой журнал»

Слайд 3

Чарльз Темпл Джинни Стил Курт Мередит Авторы технологии

Слайд 4

развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Цель технологии развития критического мышления:

Слайд 5

это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путём наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения. Национальный Совет по развитию критического мышления Что такое «критическое мышление»?

Слайд 6

Что я знаю? Что я узнал? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать? Критически мыслящий человек задаёт вопросы:

Слайд 7

Базовая модель технологии

Слайд 8

актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащихся к учебной деятельности; обнаружить и осознать недостаточность наличных знаний; побудить учащихся к активной деятельности. Задачи стадии «ВЫЗОВ»

Слайд 9

Информационная Мотивационная Систематизации Целеполагания Функции стадии «ВЫЗОВ»

Слайд 10

Прогнозирование по иллюстрации Ключевые слова Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» Таблица «Верные – неверные утверждения» Приёмы стадии «ВЫЗОВ»

Слайд 11

Приём «Прогнозирование по иллюстрации»

Слайд 12

decorate (украшать) a present (подарок) a firework (фейерверк) a stocking ( носок ) a candle (свеча) midnight (полночь) make a wish (загадать желание) congratulate (поздравлять) a fireplace (камин) a bagpipe (волынка) thistle (чертополох) Nessie ( Лох-несское чудовище ) tartan ( шотландка, клетчатая шерстяная ткань ) kilt ( килт, юбка шотландского горца ) Приём «Ключевые слова»

Слайд 13

Знаю Хочу узнать Узнал Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»

Слайд 14

Приём «Верные – неверные утверждения» Утверждения Верите ли вы , что …. До После чтения текста …. Новый год в Шотландии называется “ Hogmanay ” ( Хогмани )? + … у названия “ Hogmanay ” шотландское происхождение? - … Новый год “ Hogmanay ” связан с днём зимнего солнцестояния? … важной частью праздника является музыкальная составляющая? и т.д.

Слайд 15

Задачи стадии «Осмысление» п олучить новую информацию; к орректировать поставленные цели обучения; с охранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией.

Слайд 16

и нформационная; м отивационная; ц елеполагания; к оммуникационная. Функции стадии «Осмысление »:

Слайд 17

Прием « Инсерт » Прием «Тонкие» и «толстые» вопросы Составление «Кластера» Приёмы стадии «Осмысление»

Слайд 18

Приём «Инсерт» (чтение с пометками) V + - ? « V » - уже знал « + » - новое « - » - думал иначе (удивило) « ? » - не понял, есть вопросы

Слайд 19

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Где? Когда? Кем? Кто? Что? Как? Почему? С какой целью? Как ты считаешь? Объясни, почему ты так думаешь? Чем отличаются..? Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы

Слайд 20

Прием «Кластер»

Слайд 21

формировать самостоятельность мышления; формировать умение работать с понятиями; интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденному; оценивать свою работу в группе, команде. Задачи стадии «РЕФЛЕКСИЯ»:

Слайд 22

развитие метакогнитивных умений учащихся Функция стадии «РЕФЛЕКСИЯ»

Слайд 23

Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал » Приём «Верные – неверные утверждения» Прием «Синквейн» Прием «Общее - уникальное » Приёмы стадии «РЕФЛЕКСИЯ»

Слайд 24

Знаю Хочу узнать Узнал Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»

Слайд 25

Приём «Верные – неверные утверждения» Утверждения Верите ли вы , что …. До После чтения текста …. Новый год в Шотландии называется “ Hogmanay ” ( Хогмани )? + … у названия “ Hogmanay ” шотландское происхождение? - … Новый год “ Hogmanay ” связан с днём зимнего солнцестояния? … важной частью праздника является музыкальная составляющая? и т.д.

Слайд 26

Прием «Синквейн»

Слайд 28

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал? Приём «Бортовой журнал»

Слайд 30

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады Вас приветствовать на нашем мастер-классе, тема которого «Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка».

Мы считаем, что Технология развития критического мышления – является одной из технологий, которая отвечает требованиям ФГОС и способствует формированию универсальных учебных действий.

Но прежде, чем мы перейдём к основной части нашего занятия, я бы хотела попросить Вас, уважаемые коллеги, поработать с таблицей, которая лежит на Ваших столах. Заполните 1-ую колонку «Что мне известно по данной теме?». На выполнение этого задания - 1 минута.

Ответы коллег

Кстати, данный приём называется «Бортовой журнал». Это один из приёмов технологии развития критического мышления, который можно использовать на любых уроках. Учащиеся записывают свои размышления до начала изучения темы и после знакомства с материалом.

Поэтому 2-ую колонку таблицы «Что нового я узнал?» Вам необходимо будет заполнить по ходу нашего мастер-класса и поделиться с нами в конце занятия.

 Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.

Целью Технологии развития критического мышления является развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

Что же такое «критическое мышление»?

Критическое мышление – это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путём наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения. Такое определение дает Национальный Совет по развитию критического мышления.

Критически мыслящий человек задаёт следующие вопросы:

  •  Что я знаю?
  •  Что я узнал?
  •  Как изменились мои знания?
  •  Что я буду с этим делать?

Технология развития критического мышления формирует следующие результаты:

- личностные

- познавательные

- коммуникативные

- регулятивные

Урок с применением ТРКМ состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Каждая стадия имеет свои задачи и приёмы, направленные сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретённых знаний.

В качестве примера мы предлагаем Вашему вниманию модель урока английского языка в 9 классе с применением данной технологии.

А Вы, уважаемые коллеги, поможете нам, выполняя роль учеников.

 Задачами на стадии «вызова» являются:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащихся к учебной деятельности;
  • обнаружить и осознать недостаточность наличных знаний;
  • побудить учащихся к активной деятельности.

Соответственно стадия вызова выполняет следующие функции: информационная, мотивационная, систематизации и целеполагания.

 На данной стадии я буду использовать следующие приёмы: прогнозирование по иллюстрации, ключевые слова, таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и таблица «Верные – неверные утверждения»

В чем же заключается каждый из этих приёмов и для чего он нужен?

Приём «Прогнозирование по иллюстрации»

Предлагается рисунок или иллюстрация, по которой учащиеся выдвигают свои теории и предложения о том, что изображено и как это связано с темой урока.

 Коллеги, что изображено на картинках и как это может быть связано с темой урока?

Для того чтобы помочь детям сформулировать тему урока, можно использовать также приём «Ключевые слова».

Учитель предлагает ключевые слова, относящиеся к новой теме. Учащиеся высказывают свои мнения о том, как эти слова могут быть связаны с темой урока.

На этапе «вызова» определяется также цель урока, которую формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания.

С этой целью можно использовать приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Это работа с таблицей. Учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить первые 2 столбика таблицы. После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цель урока: что я хочу узнать?

Коллеги, я Вам тоже предлагаю объединиться в пары, чтобы заполнить первые 2 столбика таблицы.

Что Вам известно по теме урока?

Что бы Вы хотели узнать?

У вас 2 минуты на выполнение данного задания.

В случае, если в опыте учащихся информации по изучаемой теме нет, то можно использовать приём «Верные – неверные утверждения». Работа с этим приёмом может быть оформлена в таблицу.

Задача учащихся установить, верны ли данные утверждения. Если ученик согласен с предложенным утверждением, мы просим его поставить в графе «До чтения текста» знак «+», если не согласен  - «-». После знакомства с основной информацией возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию, и заполнить графу таблицы «После чтения текста».

Вот такие приёмы могут быть использованы на стадии «вызов». Следующая стадия урока – стадия «осмысление». И я передаю слово своей коллеге …

Стадия осмысления:

На этой стадии необходимо сохранить интерес учащихся к теме при непосредственной работе с текстом. Стадия осмысления выполняет следующие функции: информационную, мотивационную, целеполагания и коммуникационную. Использую:

        1. Прием «Инсерт» - индивидуальная работа с текстом «Hogmanay» с пометками.

Задание для индивидуальной работы с текстом: прием «Инсерт» (чтение с пометками)

Описание приема «ИНСЕРТ»

В процессе чтения текста очень важно не упустить существенные детали, позволяющие достаточно полно раскрыть его смысл, а так же сформировать свою точку зрения на ту информацию, которая в нем содержится. Внимательно читая, можно использовать следующую систему пометок.

ИНСЕРТ

I - interactive       самоактивизирующая                     « V » - уже знал

N - noting            системная разметка                 « + » - новое

S - system            для эффективного                          « - » - думал  иначе

E - effective         чтения и размышления            « ? » - не понял, есть

R - reading and                                                                      вопросы

T - thinking

При работе с текстом старайтесь следовать следующим правилам:

1. Делайте пометки, используя либо два значка «+» и «v» или четыре – «+» ,  «v», «-», «?».

2. Ставьте значки по ходу чтения текста.

3. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше.

4. Обязательно прочтите текст еще раз, поскольку количество значков может увеличиться.

        После прочтения текста и расстановки пометок на его полях можно заполнить таблицу ИНСЕРТ. В нее лучше записывать ключевые слова или фразы.

Таблица 1

ИНСЕРТ

V

+

-

?

        После заполнения таблицы, информация, представленная в ней может стать предметом обсуждения на занятии, а сама таблица может пополниться новыми фактами, которые не были занесены в нее первоначально

2. Учащиеся расходятся по группам и составляют кластеры «Hogmanay», готовят презентации к ответам у доски. Цель систематизировать полученные знания.

Описание метода «Кластеры»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична: 

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Пример кластера

3.Прием «Бортовой журнал» (озвучивание).

Рефлексия

Стадия рефлексии выполняет функции развития метакогнитивных умений учащихся.

  1. Озвучивание презентаций в группах (эксперт комментирует составленный кластер, помощники дополняют).
  2. Возвращение к вопросам «Верите ли вы?».

Верите ли вы?

До прочтения текста

После прочтения текста

…что Новый год в Шотландии называется «Hogmanay» (Хогманэй)?

…что у названия “Hogmanay”  шотландское происхождение?

… что Новый год “Hogmanay” связан с днем зимнего солнцестояния?

…. что одной из ключевых особенностей новогодних празднеств являются всевозможные огненные ритуалы?

… что слова главной Новогодней баллады написал шотландский поэт Роберт Бернс

… что важной частью праздника является музыкальная составляющая

3.Составление Синквейна по теме.

«Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И. Викентьева). Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке  приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету;  в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения.

На первых порах предложите учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны,  облегчит процесс подбора слов, с другой – поможет выбрать  наиболее точные.

Схема синквейна:

Название (обычно существительное)

Описание темы (обычно два прилагательных)

Описание действия в рамках этой темы (обычно три глагола)

Фраза из четырех слово, показывающая отношение к теме.

Одно слово – повторение сути- синоним или чувство.

Пример синквейна (составлен учащимися)

Hogmanay

Interesting, ancient

Sing, celebrate, perform

It is an ancient tradition

Holiday

  1. Прием «Общее - уникальное».

Подводя итог такого урока, мы может отметить, что основной на уроке была деятельность учащихся, в то время как основной функцией учителя являлась координация деятельности учащихся. Используя ТРКМ, мы способствуем развитию у учащихся способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

Выступление на ШМО учителей английского языка «Использование ИКТ на уроках английского языка»

В докладе  отражены основные положения по использованию ИКТ на уроках английского языка...

Опыт использования ТРКМ на уроках английского языка

Опыт использования ТРКМ на уроках английского языка...

Использование игры на уроках английского языка в целях повышения интереса к изучению языка

Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка.Мотивация — это основной элемент структуры учебной деятельности. Под мотивацией след...

Использование игры на уроках английского языка в целях повышения интереса к изучению языка

Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка. Мотивация — это основной элемент структуры учебной деятельности. Под мотивацие...

Использование приемов ТРКМ на уроках английского языка в начальной школе

Доклад по теме: Использование приемов ТРКМ на уроках английского языка в начальной школе...