Использование приемов ТРКМ на уроках английского языка в начальной школе
статья по английскому языку

Успанова Орынбасар Галдылжапаровна

Доклад по теме: Использование приемов ТРКМ на уроках английского языка в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов ТРКМ на уроках английского языка в начальной школе.

    Почему тема функциональной грамотности актуальна в наши дни? Дело в том, что современное образования обозначила новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. России нужны современно образованные, нравственно воспитанные, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

   Зачем нужна функциональная грамотность?  На самом же деле  в мире происходят глобальные процессы, и он кардинально меняется. И чтобы жить в этой сложной  реальности,  школьникам потребуются новые навыки, знания и умения.

   Функциональная грамотность - это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

      Сегодня в различных научных исследованиях можно найти разное

определение термина «критическое мышление». Джуди А. Браус и Девид Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.

Критическое мышление – это поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений.

       Младший школьный возраст – это возраст интеллектуального развития. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и обобщение их, а также - формирование интеллектуальных операций. Таким образом, наиболее существенные изменения на данном этапе можно наблюдать в области мышления, которое к моменту перехода школьниками в среднее звено приобретает абстрактный и обобщённый характер. В этом возрасте происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребёнка появляются логически верные рассуждения: он начинает использовать операции. Жан Пиаже назвал такие операции конкретными, поскольку учащиеся начальной школы могут применять их только на конкретном, наглядном материале. На этой стадии дети уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую.

     В условиях современных ФГОС, в основе которых лежит необходимость формирования современной творческой личности, требуется не просто дать знания и выработать умения ими пользоваться, но и сформировать универсальные учебные действия (УУД). На мой взгляд, технология развития критического мышления (ТРКМ) учит детей активно мыслить, вырабатывает умение обсуждать , взаимодействовать с другими людьми.

Технология развитие критического мышления через чтение и письмо имеет совершенно чёткую структуру, которая имеет в своей основе развивающие и воспитательные цели. В её основе лежит базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов. Восприятие информации происходит в 3 этапа, каждый этап имеет свои задачи.

1 ЭТАП- Evocation (подготовительный)

Задача данного этапа позволяет активизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме, пробудить интерес к теме, побудить их к активной работе, определить цели изучения предстоящего учебного материала. На этом этапе, мы можем использовать такие приемы как (корзина идей, фишбоун, концептуальное колесо, ассоциативный куст)

КОРЗИНА ИДЕЙ – приём организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идёт актуализация знаний и опыта. Этот приём позволяет выяснить всё, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Приём позволяет сформировать у обучающихся такие универсальные учебные действия, как:

— умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности,

— умение выражать свои мысли;

ФИШБОУН – прием который позволяет учащимся “разбить” общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этого приема похоже на «рыбную кость», применяется на этапе вызова. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы.

 1. В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, ведущий записывает формулировку проблемы.

2. Путем анализа источников, текстов и т.д., учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения.

3. Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ (ПОНЯТИЙНОЕ) КОЛЕСО – этот прием эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: слово “Love” – like, to be fond of, enjoy, get pleasure with и т.п.

 АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ - для того, чтобы улучшить начало занятия, стали использовать «мозговую атаку» или «мозговой штурм». Конечно, что все новое воспринимается в начале отрицательно. Ученики начали задавать вопрос на манер: «Зачем это нам надо? Это неинтересно» и т.д. Но надо быть настойчивым и все будет надлежащим образом. Этот метод мы стали использовать вместо «языковой разминки», и вместо вопросов типа: «Кто очередной? Кто отсутствующий?», мы стали давать для обдумывания ключевое слово или ключевую фразу занятия. Например, если тема урока «Компьютеры», ученики говорят все слова, фразы, мысли, которые появляются у них, когда они слышат это слово. Мы пишем ключевую фразу на доске, а потом располагаем все идеи вокруг нее. Но задачи осложнилась тем, что ученики не только должны давать собственные идеи, а и объяснить, почему именно так, а не иначе.

2 ЭТАП - Realization of meaning (реализация смысла)

На этом этапе рассматриваем следующие задачи - даем новую информацию, осуществляется непосредственная работа ученика с текстом. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал, и др.

«ТОНКИЕ» И «ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трёх стадий урока. Если мы пользуемся этот приём на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы.

РАЗМЕТКА ТЕКСТА позволяет учащимся систематизировать и оценить информацию, делая на полях пометки с помощью условных знаков: It’s new and interesting(+), I don’t believe it (-), I need additional information (?). Традиционное подчеркивание менее эффективно, так как не содержит оценки информации. После систематизации маркированной информации в виде таблицы, проводится обсуждение каждого столбца в парах или группах.

Хорошо знакомые учителям упражнения типа «Say true, false or don’tknow» не только решают прагматическую задачу проверки понимания текста, но и способствуют формированию критического мышления, если в самом тексте заложена ложная информация, которую необходимо выявить.

ПИРАМИДА - выстраивается «пирамида» из слов текста (на первой строке – одно слово, на второй строке – два слова и т.д.), по которой учащиеся смогут рассказать основное содержание текста.

Ann

a girl, seven

has got parents

lives in a town, Russia

can skate, skip, play tennis.

ДЕРЕВО ЖЕЛАНИЙ - используется при работе с сюжетными текстами. На стволе записывается вопрос, обращенный в будущее: What will happen at the end? Текст разбивается на 3-4 части. После прочтения каждой части ученики записывают на листьях дерева свои прогнозы по содержанию рассказа, на ветвях аргументируя их. Каждую версию нужно обосновать и устно. Когда текст дочитан до конца, учащиеся проверяют, сбылись ли их прогнозы.

3 ЭТАП– Reflection (присвоение информации – рефлексия)

Задачи - на этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний, то есть закрепить материал, проверить усвоение

На данной стадии можно использовать следующие приёмы:

СИНКВЕЙН в переводе с французского языка слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правило написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Оно является темой синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, которые относятся к теме синквейна;

На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которого учащиеся характеризуют тему в целом. Это могут быть крылатые выражения, пословицы, составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

На пятой строчке – слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы или выражает личное отношение учащегося к ней.

Пример синквейна на тему “Дикие и домашние животные”:

Camel
Kind and big
Help, carry, eat
Ship of the desert
A strong animal

ОЧЕРК НА ОСНОВЕ ИНТЕРВЬЮ этот приём можно использовать при работе в парах. Данный приём состоит из следующих этапов:

  1. Учащиеся составляют список вопросов.
  2. Берут друг у друга интервью.
  3. В течение 20 минут создаётся небольшой очерк.
  4. Этап правки текста. На данном этапе возможна как групповая, так и парная работа.
  5. Редактирование текста. Учащиеся дорабатывают свои очерки.
  6. Публикация. Учащиеся зачитывают свои очерки, дарят их друг другу.

Пример очерка по теме “Мой друг”:

My friend

I have got a friend. His name is Ivan. His hair is blond, his eyes are grey. He likes to play computer games. Ivan has got a pet. It’s a black dog. Ivan is a good friend. He is kind and merry.

Иногда одного урока не хватает для реализации технологии. Все этапы технологии ТРКМ не обязательно имеют место на одном уроке, это может быть серия уроков. Но очень важно, чтобы цикл «вызов – осмысление содержания – рефлексия» был завершен и имел выход на следующий «вызов». Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к самостоятельной активности, к поиску пути к цели. Дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого – в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе.

Ролевые игры, игровые ситуации на уроках английского языка на начальной ступени обученияю...

ОТЧЁТ по теме самообразования «Использование игровых моментов на уроках английского языка в начальной школе».

Существует много приемов и методов повышения творческой активности учащихся. Эмоциональные и игровые приемы являются необходимыми элементами в решении познавательных, воспитательных задач в обуч...

Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе

Статья на тему Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе...

Использование лексических игр на уроках английского языка в начальной школе

В данной статье представлены различные варианты лексических игр, которые могут быть полезны учителю при обучении чтению детей начальных классов....

Приемы рефлексии на уроках английского языка в начальной школе

Статья содержит информацию о назначении рефлексии на уроках английского язфка, классификации рефлексии и примеры употребления....

Приемы рефлексии на уроках английского языка в начальной школе

Приемы рефлексии на уроках английского языка в начальной школе...