Навыки работы с информацией на уроках математики
методическая разработка по алгебре

Чеченина Светлана Ивановна

Современный мир требует новых знаний и умений по работе с информацией. Этому нужно учить школьников на каждом уроке, в том числе и на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsiya.doc21 КБ

Предварительный просмотр:

         Навыки работы с информацией

на уроках математики

        С ростом в мире информационного потока увеличивается и «информационный шум»: недостоверные знания. Формирование умения работать с проверенными источниками, доверительными информационными ресурсами, энциклопедиями и справочниками становится важнейшей задачей обучения в школе. На каждом современном уроке математики необходимо формировать навыки работы с информацией: уметь не только работать с бумажной информацией, книгой, работа с которой остается по-прежнему важной, но и использовать электронные носители, а значит и формировать навыки работы с ними.

Перечислю основные методы работы  с информацией.

1. Работа с книгой.

  • Навыки скоростного конспектирования. Использование математических символов:   < > + = @ ||  / $ ∑ ∞  Ǝ U ∏  ┴ ∆…
  • Систематизация информации цветом.
  • Использование сокращений, букв в обертке, заимствованных иностранных слов.

Хранение и обработка информации посредством регистрации, классификации, систематизации с помощью ПК.

2. Работа с программным обеспечением.

Работа в текстовом редакторе.     Форматирование текста, использование автотекста и автозамены, создание оглавления, указателей,  закладок, сносок, гиперссылок, связанных документов. Работа с цветной информацией как способ её систематизации.

Работа в специальных программах (Живая математика, Геогебра).  Построение геометрических фигур и графиков функций, измерение длин отрезков, углов, дуг, площадей, использование мат. символов.

Способы поиска информации в поисковых системах.  Создание запроса, уточнение поиска, настройка поиска, сортировка и отбор результатов поиска. Работа с переводчиком. Знание математических терминов на иностранном языке.

        Важно не только найти информацию, но и уметь критически отнестись к её достоверности и качеству.  Самоконтроль является одним из компонентов учебной деятельности, причем психологи считают, что именно с него должно начинаться ее формирование. Известный психолог П.Я.Гальперин доказал, что «всякое внимание есть контроль». А потому «чтобы сформировать внимание. Мы должны, наряду с основной деятельностью, дать задание проверить ее, указать для этого критерий и приемы, общий путь и последовательность».

Для развития навыка самоконтроля были подобраны методы и приемы, которые  включены в учебный процесс. На протяжении всего курса обучения математики методы и приемы включались в занятия постоянно и использовались на различных этапах.

Основные методы и приемы, которые использовались:

- совместная работа учителя и ученика;

- сверка с написанным образцом;

- проверка по алгоритму;

- моделирование;

- решение обратной задачи;

- примерная оценка искомых результатов (прикидка);

- подбор нескольких способов решения задачи и выбор самого рационального;

- использование тренажёров.

         Используемые методы и приемы были направлены на развитие навыка самоконтроля, умения фиксировать состояние выполненной работы и оценки своей деятельности, ее регулирования и исправления, умения следить за своими действиями и сопоставлять их с заранее поставленной целью, усвоенным образцом и намеченным планом действий. Большое внимание уделялось формированию умения устанавливать, анализировать допущенные ошибки и выявлять их причины, исправлять работу на основе данных самооценки и уточнять план ее выполнения, совершенствовать этот план.

Систематический «выход» обучающихся в рефлексивную позицию позволяет выявить личностные изменения, проследить динамику личностного развития, существенно влияющего на структуру и содержание готовности к самообразовательной деятельности:

а) готовность задавать себе вопросы по поводу происходящего и по сути своих действий; видеть  в привычном –  непривычное, в известном –  неизвестное, в понятном –  непонятное, т.е. готовность к фиксации «знания о незнании», к проблематизации;

б) готовность обращаться к своему опыту, что создаёт предпосылки для формирования творческой личности;

в) готовность выявлять основания, мотивы своих действий – важнейший момент в плане развития самообразовательной деятельности учащихся;

г) альтернативность мышления, развитие творческих умений, основанных на этой альтернативности;

д) готовность понимать явления и события, а не действовать по некоторой раз и навсегда усвоенной норме.

        Человеческая жизнь глубоко связана с математикой и её можно описать как жизненную силу практической силы.

Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями существенно повышают уровень готовности учащихся к самообразовательной деятельности, к непрерывному обучению через всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики

Данная работа  является попыткой обобщения опыта по применению элементов исследования на уроках математики и во внеурочное время, как в среднем звене, так и в профильной школе.Исследование ...

Система организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики 5-11 классов, как одной из форм развивающего обучения

В настоящее время новое понимание качества образования выводит на первый план развитие учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизмерению, раскрытию природного дара человека, развитие ...

Исследовательская работа учащихся на уроках математики

Уважаемые коллеги,  я уже много лет работаю в школе, где образовательный процесс  меняется в соответствии с духом времени. Ученики тоже изменились.  Это уже не тот сосуд, который надо з...

Методическая статья "Развитие навыков устного счета на уроках математики в 5 и 6 классах"

Устный счёт имеет важное значение в развитии вычислительных навыков учеников младших классов.  В 5-6 классах рекомендуется проводить устный счёт на каждом уроке математики. Описаны различные техн...

Выступление "Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики и во внеурочной деятельности"

В данном выступление приведены приемы смыслового чтения на уроках математики и во внеурочной деятельноти....

Проект по теме: «Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики»

Цель данного проекта - ознакомить учителей с эффективными приёмами организации смыслового чтения текстов и как их использование влияет на формирование познавательных универсальных учебных действий у о...