Навыки работы с информацией на уроках математики
методическая разработка по алгебре
Современный мир требует новых знаний и умений по работе с информацией. Этому нужно учить школьников на каждом уроке, в том числе и на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsiya.doc | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Навыки работы с информацией
на уроках математики
С ростом в мире информационного потока увеличивается и «информационный шум»: недостоверные знания. Формирование умения работать с проверенными источниками, доверительными информационными ресурсами, энциклопедиями и справочниками становится важнейшей задачей обучения в школе. На каждом современном уроке математики необходимо формировать навыки работы с информацией: уметь не только работать с бумажной информацией, книгой, работа с которой остается по-прежнему важной, но и использовать электронные носители, а значит и формировать навыки работы с ними.
Перечислю основные методы работы с информацией.
1. Работа с книгой.
- Навыки скоростного конспектирования. Использование математических символов: < > + = @ || / $ ∑ ∞ Ǝ U ∏ ┴ ∆…
- Систематизация информации цветом.
- Использование сокращений, букв в обертке, заимствованных иностранных слов.
Хранение и обработка информации посредством регистрации, классификации, систематизации с помощью ПК.
2. Работа с программным обеспечением.
Работа в текстовом редакторе. Форматирование текста, использование автотекста и автозамены, создание оглавления, указателей, закладок, сносок, гиперссылок, связанных документов. Работа с цветной информацией как способ её систематизации.
Работа в специальных программах (Живая математика, Геогебра). Построение геометрических фигур и графиков функций, измерение длин отрезков, углов, дуг, площадей, использование мат. символов.
Способы поиска информации в поисковых системах. Создание запроса, уточнение поиска, настройка поиска, сортировка и отбор результатов поиска. Работа с переводчиком. Знание математических терминов на иностранном языке.
Важно не только найти информацию, но и уметь критически отнестись к её достоверности и качеству. Самоконтроль является одним из компонентов учебной деятельности, причем психологи считают, что именно с него должно начинаться ее формирование. Известный психолог П.Я.Гальперин доказал, что «всякое внимание есть контроль». А потому «чтобы сформировать внимание. Мы должны, наряду с основной деятельностью, дать задание проверить ее, указать для этого критерий и приемы, общий путь и последовательность».
Для развития навыка самоконтроля были подобраны методы и приемы, которые включены в учебный процесс. На протяжении всего курса обучения математики методы и приемы включались в занятия постоянно и использовались на различных этапах.
Основные методы и приемы, которые использовались:
- совместная работа учителя и ученика;
- сверка с написанным образцом;
- проверка по алгоритму;
- моделирование;
- решение обратной задачи;
- примерная оценка искомых результатов (прикидка);
- подбор нескольких способов решения задачи и выбор самого рационального;
- использование тренажёров.
Используемые методы и приемы были направлены на развитие навыка самоконтроля, умения фиксировать состояние выполненной работы и оценки своей деятельности, ее регулирования и исправления, умения следить за своими действиями и сопоставлять их с заранее поставленной целью, усвоенным образцом и намеченным планом действий. Большое внимание уделялось формированию умения устанавливать, анализировать допущенные ошибки и выявлять их причины, исправлять работу на основе данных самооценки и уточнять план ее выполнения, совершенствовать этот план.
Систематический «выход» обучающихся в рефлексивную позицию позволяет выявить личностные изменения, проследить динамику личностного развития, существенно влияющего на структуру и содержание готовности к самообразовательной деятельности:
а) готовность задавать себе вопросы по поводу происходящего и по сути своих действий; видеть в привычном – непривычное, в известном – неизвестное, в понятном – непонятное, т.е. готовность к фиксации «знания о незнании», к проблематизации;
б) готовность обращаться к своему опыту, что создаёт предпосылки для формирования творческой личности;
в) готовность выявлять основания, мотивы своих действий – важнейший момент в плане развития самообразовательной деятельности учащихся;
г) альтернативность мышления, развитие творческих умений, основанных на этой альтернативности;
д) готовность понимать явления и события, а не действовать по некоторой раз и навсегда усвоенной норме.
Человеческая жизнь глубоко связана с математикой и её можно описать как жизненную силу практической силы.
Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями существенно повышают уровень готовности учащихся к самообразовательной деятельности, к непрерывному обучению через всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики
Данная работа является попыткой обобщения опыта по применению элементов исследования на уроках математики и во внеурочное время, как в среднем звене, так и в профильной школе.Исследование ...
Система организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики 5-11 классов, как одной из форм развивающего обучения
В настоящее время новое понимание качества образования выводит на первый план развитие учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизмерению, раскрытию природного дара человека, развитие ...
Исследовательская работа учащихся на уроках математики
Уважаемые коллеги, я уже много лет работаю в школе, где образовательный процесс меняется в соответствии с духом времени. Ученики тоже изменились. Это уже не тот сосуд, который надо з...
Методическая статья "Развитие навыков устного счета на уроках математики в 5 и 6 классах"
Устный счёт имеет важное значение в развитии вычислительных навыков учеников младших классов. В 5-6 классах рекомендуется проводить устный счёт на каждом уроке математики. Описаны различные техн...
Выступление "Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики и во внеурочной деятельности"
В данном выступление приведены приемы смыслового чтения на уроках математики и во внеурочной деятельноти....
Проект по теме: «Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики»
Цель данного проекта - ознакомить учителей с эффективными приёмами организации смыслового чтения текстов и как их использование влияет на формирование познавательных универсальных учебных действий у о...