Статья " Организация работы в группе не уроке английского языка: вопросы взаимодействия педагога и обучающихся"
статья по английскому языку на тему
Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе-обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся на уроке под руководством учителя. Решению этой задачи может помочь использование новых технологий в преподавании английского языка, одной из которых является групповая форма работы( обучение в сотрудничестве) на уроке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ткачева Т.А., учитель английского языка
ГБОУ СОШ №264 Кировского района
Санкт-Петербурга
Организация работы в группе на уроке английского языка: вопросы взаимодействия педагога и обучающихся
Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Одна из важнейших задач, стоящая перед учителем английского языка в современной школе – обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся на уроке под руководство учителя. Решению этой задачи может помочь использование новых технологий в преподавании английского языка, одной из которых является групповая форма работы (обучение в сотрудничестве) на уроке. Основной принцип технологии сотрудничества - берем ответственность на себя! Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде. Основная цель групповой работы - развитие мышления учащихся. Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач, упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала, но наибольшее значение групповая работа имеет для формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий.
К важным преимуществам групповой работы на уроке перед фронтальной и индивидуальной формами можно отнести следующее:
- в условиях групповой работы возникает благоприятная для ученика атмосфера: исчезает страх перед учебной неудачей (сообща легче найти решение, не знаешь сам-помогут одноклассники), возрастает уверенность в собственных силах ;
- решается проблема стеснительности, скованности некоторых учеников, так как они чувствуют себя более комфортно, когда могут посоветоваться или обратиться за помощью к одноклассникам;
- в центре обучения находится не учитель (он перестает быть единственным источником информации, играет роль организатора и помощника речевого взаимодействия);
- убеждает учащихся на практике в том, что изучение ИЯ предполагает не только активное общение с учителем, но и самостоятельную работу по накоплению знаний, совершенствованию навыков и умений;
- позволяет вовлечь всех учащихся группы в учебный процесс (увеличивается время пребывания каждого ученика в иноязычной среде обеспечивает постоянное, непрерывное речевое общение учеников);
- ученики глубже и в большем объеме усваивают материал, в классе уменьшаются дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке);
- ученики получают больше удовлетворения от учения, комфортнее себя чувствуют в классе, снижается их тревожность, возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность;
- способствует развитию когнитивных способностей: успешному решению проблемных задач, способности сотрудничать, развитию созидательных способностей таких, как умение пойти на риск, продуктивный спор, полемику, успешное выполнение своей роли;
- учит самостоятельности, каждый становится ответственным за определенную часть общего задания, которую, кроме него самого, никто уже не сделает;
- групповое общение развивает способность к кооперации и сотрудничеству, повышает креативность школьников, способствует развитию у учащихся критического мышления и адекватной самооценки;
- воспитываются такие важные человеческие качества, как толерантность (терпение), уважение к чужой точке зрения, взаимоотношения между учащимися становятся теплее и человечнее;
- у учащихся развиваются общеучебные умения (умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие, делать выводы, обобщать сказанное) и компенсаторные умения (использование лексического парафраза, замена сложных грамматических конструкций на более употребительные, умение обратиться за помощью к справочным материалам);
- упрощается процедура контроля проделанной учащимися работы со стороны учителя (вместо 10 - 14 письменных работ или устных высказываний отдельных учащихся ему достаточно выслушать 3 - 4 групповых отчета); более того, представители других групп могут активно участвовать в обсуждении услышанного, дополнять, уточнять, исправлять ответы одноклассников;
- помогает создать учителю на уроке «языковую среду», т. е. условия , приближающиеся к тем, в которых люди беседуют на ИЯ в естественной обстановке
Задача учителя – постановка познавательной задачи, сбор группы и координация ее работы.Во время работы учеников по группам учитель может быть как руководителем группы, так и одним из участников группы или экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы. а также наблюдателем. Однако успех коллективной работы будет зависеть от профессиональных и личностных качеств учителя и от желания и умения учеников работать совместно и согласованно. Поэтому учителю сначала нужно найти время для того, чтобы научить ребят работать в группе, и лишь затем предлагать им в групповой форме решать учебные задачи. Задача учителя – постановка познавательной задачи, сбор группы и координация ее работы.
Полезные рекомендации для учителя по организации работы в группах можно сформулировать следующим образом::
- в группе должно быть не более 5 человек (учитель должен следить за тем, чтобы в каждой группе был хотя бы один сильно подготовленный учащийся, который сможет выполнить роль консультанта);
- учителю кратко, ясно и четко объясняет задание;
- учителю следит за тем, чтобы каждый ученик имел возможность высказываться;
- установить продолжительность выступлений и не давать превышать регламент;
- следить за тем, чтобы учащиеся не отклонялись от темы и не теряли из виду обсуждаемую проблему;
- не вмешиваться в работу после ее начала, не прерывать учащихся в процессе общения и обращать внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения; остальные ошибки отмечать для себя, чтобы впоследствии поработать над ними дополнительно;
- направлять беседу в положительное русло при возникновении спора;
- во время подготовки групповых заданий пройтись по классу, слушая то, что обсуждают участники групп, но не останавливаться надолго, так как присутствие учителя может помешать работе;
- по возможности контролировать ход работы в группах, отвечать на вопросы, помогать отдельным ученикам;
- следить за адекватностью поведения в группах
-учащимся требуется некоторое время для того, чтобы научиться работать вместе, если это группы сменного состава - не торопить их;
- для тех учащихся, которые заканчивают раньше, следует предусмотреть дополнительные задания, чтобы они не отвлекали учащихся других групп.
- выслушать мнение представителей из каждой группы;
- оценить работу учащихся или прокомментировать. При этом сделать акцент на наиболее удачные моменты в общении (правильно подобранный языковой материал (лексическое наполнение, разнообразие грамматических форм), использование жестов, интонации, эмоционального фона), не обходя вниманием и типичные ошибки;
- работа в группах завершается работой над ошибками; учащиеся должны быть настроены на то, что ошибка - это естественная составная часть процесса обучения; Желательно добиваться того, чтобы ошибки исправлялись самими учащимися.
- следить за тем, чтобы учащиеся не отклонялись от темы и не теряли из виду обсуждаемую проблему;
В заключении можно сказать, что групповое взаимодействие на уроке английского языка является реализаций принципа активности в обучении , который был и остается основным в дидактике, т. к. групповая работа характеризуется высоким уровнем познавательной и коммуникативной мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. Интерактивная форма обучения активизирует мыслительную деятельность обучаемых, поддерживает внимание учащихся на уроке, развивает их речевую инициативу, обеспечивая постоянное речевое взаимодействие учащихся друг с другом, взаимное обогащение. Групповая работа помогает учителю английского языка создать на уроке “языковую среду”, т. е. условия, приближающиеся к тем, в которых люди беседуют на ИЯ в естественной обстановке.
Используемая литература:
1.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Сост. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2000.
2. Gazda G. M. Group procedures with children: A developmental approach // Councelling children in groups / Ed. By M. M. Ohlaen. N. Y. 2003.
3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий у учащихся через организацию работы с текстом на уроках английского языка
Формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий у учащихся...
Статья "Формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий у учащихся через организацию работы с текстом на уроках английского языка"
Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед школьным образованием новые задачи, требующие совершенствования образовательного прос...
Организация работы в группе на уроке английского языка (из опыта работы)
Статья об использовании различных приемов групповой формы работы на уроках английского языка...
«Организация работы в группе на уроке английского языка: вопросы взаимодействия учителя и обучающихся»
СТАТЬЯ НА ТЕМУ «Организация работы в группе на уроке английского языка: вопросы взаимодействия учителя и обучающихся»...
Организация работы в группе на уроке испанского языка: вопросы взаимодействия педагога и обучающихся
Групповое общение на уроке иностранного языка можно рассматривать как технологию, которая повторяет по своей природе социальное поведение учащихся в жизни.Чтобы создать благоприятные условия...
Организация работы с аудированием на уроках английского языка с “МЭО”
Организация работы с аудированием на уроках английского языка с "МЭО"...
Статья - "Организация работы в группе на уроке физической культуры"
Положительные моменты организации группового метода на уроках физической культуры....