Чтение как коммуникативно- познавательная деятельность учащихся на уроках английского языка
презентация к уроку по английскому языку на тему
Электронная презентация" Чтение как коммуникативно- познавательная деятельность учащихся на уроках английского языка"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение чтения ЧТЕНИЕ- вид речевой деятельности, направленный на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение как цель и как средство обучения Чтение как коммуникативно-познавательная деятельность учащихся, как средство развития мышления, мировоззрения
Основные функции чтения передача опыта человечества, накопленного в самых различных сферах трудовой, творческой, социально-культурной деятельности удовлетворение своих читательских или творческих интересов формирование умения пользоваться литературой на иностранном языке для поиска информации по специальности и для саморазвития совершенствование умений устной речи и развитие воображения формирование мотивационной сферы к изучению ИЯ, обогащение лексического запаса читателя чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
МЕХАНИЗМЫ ЧТЕНИЯ Зрительное восприятие Соотнесение зрительных, слуховых и речемоторных образов Узнавание Осмысление Антиципация (предвосхищение) Выделение смысловых вех Реакция на прочитанное (вербальная и невербальная)
Уровни понимания текста Различают два основных уровня понимания текста: уровень значения (связан с установлением значений воспринятых языковых единиц и их непосредственных связей) уровень смысла / содержания (связано с пониманием содержания текста как целостной языковой единицы) . В связи с этим навыки и умения, которые обеспечивают понимание текста, условно делят на две группы, хотя процессы восприятия и осмысления происходят одновременно. Первая группа - это навыки, связанные с техническим аспектом чтения. Они обеспечивают непосредственный акт восприятия графических знаков и соотнесение их с соответствующими значениями, вторая группа - это умения, которые обеспечивают смысловой аспект чтения: установление смысловых связей между языковыми единицами текста, достижения понимания содержания, замысла автора, есть понимание текста как завершенного речевого произведения. Мотивом чтения как коммуникативной деятельности является общение, а целью - получение необходимой информации, причем работа с текстом может преследовать разные цели: иногда требуется лишь определить, о чем этот текст, в других случаях важно понять основную или новую информацию, замысел автора , подтекст.
Требования к отбору текстов для чтения 1. Идейно-воспитательная ценность текстов. Такие тексты должны способствовать формированию морально-этических качеств. 2. Познавательная ценность текстов, научность их содержания. Тексты должны строиться на фактическом материале о стране и ее народе, язык которого изучается, а также включать сведения из самых разных областей человеческих знаний (научно-популярные тексты). 3. Соответствие содержания текстов возрастным особенностям и интересам учащихся. Эти тексты должны соответствовать интеллектуальному уровню развития учащихся, быть значимыми для них, удовлетворять их эмоциональные и познавательные запросы. 4. Аутентичность текста 5 . % незнакомых слов (варьируется в зависимости от этапа обучения и вида чтения) 6. Объем текста (варьируется в зависимости от этапа обучения, от типа текста и вида чтения) 7.Проблематика текста (в соответствии с возрастом и стандартом)
Виды чтения на уроках иностранного языка В зависимости от целевой установки различают: просмотровое чтение/ reading for specific information or scanning / ознакомительное / reading for gist or skimming/ изучающее / чтение / reading for detail Домашнее чтение / extensive reading/ Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Просмотровое чтение направлено на получение самого общего представления о содержании текста. Учащийся ищет в тексте лишь интересующую его информацию. . Reading for specific information or scanning
Характеристика просмотрового чтения Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов текста. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам . Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение — читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала. Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.
Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации из текста, получение общего представления об основном содержании, понимание главной идеи текста. Reading for gist or skimming
Характеристика ознакомительного чтения Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Так мы читаем обычно художественные произведения, газетные статьи, научно-популярную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного. Темп ознакомительного чтения не должен быть для английского языка не ниже -160-180.
В процессе работы над текстом нужно научить учащихся выполнять следующие действия: - прогнозировать содержание по заголовку или началом текста - догадываться о значении незнакомых слов с помощью контекста, словообразовательных элементов, по сходству со словами родного языка или образованных путем конверсии - игнорировать отдельные незнакомые слова, которые не препятствуют пониманию основного содержания - определять смысловые части текста и связи между ними - пользоваться в процессе чтения имеющимся лингвострановедческая комментарием, сносками, словарем, справочниками, если в этом возникает необходимость, чтобы понять основной смысл текста.
Изучающее чтение/чтение с полным пониманием информации/ отличается точным и полным пониманием содержания текста, воспроизведением полученной информации в пересказе, реферате и т.д. Reading for detail
Характеристика изучающего чтения Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация из текста, но никак не языковой материал. Хотя изучающее чтение и разворачивается в неспешном темпе, следует указать на его примерный нижний предел, который, составляет 40—50 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения, как в содержательном, так и в языковом отношении.
В процессе работы с текстом в режиме изучающего чтения необходимо достичь таких коммуникативных целей: - понять смысл прочитанного текста с достаточной полнотой и глубиной - сопоставить полученную информацию со своим опытом - оценить информацию, выразить свое мнение о ней передать почерпнутые из текста сведения другим (на родном языке или в опоре на текст) - прокомментировать отдельные факты.
Характеристика поискового чтения Поисковое чтение ( в программе за курс средней школы не предусмотрено ) ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель — быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения. Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
Данный вид чтения включает в себя чтение текстов большого объёма: статей, рассказов, романов. В учебном процессе это так называемое домашнее чтение. Extensive reading
Основные виды упражнений при чтении Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых, послетекстовых заданий .
Предтекстовый этап стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей прогнозирование содержания текста/антиципация/ с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д
Приемы и упражнения , используемые на этом этапе Упражнения на узнавание слова по формальному признаку: Определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова. Прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы. Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку: Заполните пропуски подходящими по смыслу словами. Найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов. Прочитайте и выпишите из текста все слова обозначающие: предметы, действия и т. д. Выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме. Упражнения на автоматизацию узнавания лексических единиц: Найдите в ряду слов существительное (глагол, прилагательное … …). Найдите самое общее или самое конкретное по значению слово. (Упражнения ограничить во времени). Упражнения на различение грамматических явлений: Выпишите из текста изучаемые явления и сгруппируйте их. Выпишите предложения с данной грамматической формой. Объясните употребление данной грамматической формы.
Подстановочные упражнения: Составьте предложения из слов, данных вразбивку. Замените выделенную форму по образцу. Трансформационные упражнения: Составьте из двух предложений одно простое. Образуйте сложноподчинённое предложение из приведённых простых. Выразите ту же мысль другими средствами. Упражнения для обучения работе со словарной статьёй: Быстро сориентируйтесь в алфавите и найдите указанное слово. Определите значение сложного слова по его элементам. Трансформируйте грамматическую форму слова, встречающуюся в тексте, в словарную, исходную. Упражнения на прогнозирование содержания читаемого: Прочтите заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном тексте Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте. Предтекстовая ориентировка читающего: Ответьте на предтекстовые вопросы. Определите верные и неверные утверждения.
Прогнозирование содержания по заголовку или иллюстрации Этот прием работы на предтекстовом этапе также ориентирован на развитие антиципации и заключается в предсказании содержания текста по заголовку.
учащиеся читают заголовок текста, рассматривают иллюстрации к нему и высказывают свои предположения о теме содержании текста; учащимся предлагается воспользоваться своими знаниями по теме, которой посвящен текст и спросить себя: "Что я знаю по этой теме?" учащиеся записывают ключевое слово заголовка и составляют схему, заполняя ее ассоциации, возникающими у них еще до чтения. учащимся предлагается разбиться на пары, обсудить составленные схемы и уточнить свои предположения о теме и содержании текста.
Текстовый этап Включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного. Личностное восприятие текста осуществляется учащимися индивидуально, без помощи учителя и других учеников, самостоятельно. На этом этапе предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста .
1. Первичное и повторное чтение текста Учащиеся самостоятельно читают текст первый раз с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста Текст читается в классе с целью отработки произношения, активизации правил чтения и отработки незнакомой лексики в ходе чтения
2.Коммуникативные задачи повторного чтения выделяют ключевые слова в каждой части текста; отмечают незнакомую для себя информацию, выделяют содержательную информацию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал); делят текст на смысловые куски; определяют основную мысль и уточняют значение отдельных слов; устанавливают связи между частями текста.
Упражнения на свёртывание текста: Найдите в предложении или группе предложений элементы, несущие информацию. Расположите предложения абзаца по степени важности информации. Сократите предложения, абзацы, отдельные фрагменты текста за счёт исключения несущественной информации. Упражнения на реконструкцию текста: Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу. Расположите разрозненные предложения в соответствии с предлагаемой схемой. Составьте сокращённый вариант текста из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20. Упражнения на перефразирование: Замените слово синонимом по образцу. Замените слова дефиницией (описанием). Преобразуйте действительный залог в страдательный, и наоборот по образцу. Расположите разрозненные пункты плана в соответствии с содержанием. Воспроизведите текст по плану Упражнения на обобщения материала: Сделайте итоговый вывод или резюме по содержанию текста.
Технология составления: Ключевое слово-тема всего текста ; Запись слов / основные мысли по абзацам /вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом; Каждое новое слово/фраза/ образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки; Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Послетекстовый этап Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях На послетекстовом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста.
Упражнения на выявление темы текста: Выявите слова, выражающие тему в абзаце, в связке абзацев, в тексте. Найдите обобщающие слова и сформулируйте тему. Сформулируйте тему самостоятельно. Упражнения на передачу сюжета: Оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета. Определите наиболее значительные события и/или эпизоды в тексте. Упражнения на составление характеристики персонажей: Выделите авторские характеристики. Ответьте на вопросы к фрагментам текста. Поставьте вопросы к фрагментам текста. Прокомментируйте авторскую характеристику героев. Дайте свою характеристику героям.
Прочтите текст и выразите свое согласие (не согласие) с приведенными ниже утверждениями из текста. Распределите данные вопросы в последовательности, которая соответствует содержанию текста. Кратко ответьте на них. Ответьте на вопросы к тексту. Составьте план прочитанного. Скажите, какую цель, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста. Скажите, совпадает ли точка зрения автора по обсуждаемому в тексте вопросу с вашей. Определите основное коммуникативное намерение автора текста . Назовите основную, на ваш взгляд, функцию прочитанного текста (информативная, оценочная, воздействующая или функция убеждения). C кажите, что было для вас особенно интересно узнать из текста и почему. Скажите, какие из перечисленных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как видно из всего сказанного выше, текст является основой для развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме. Учащиеся отвечают на вопросы к тексту, комментируют его содержание, высказывают свою точку зрения на полученную информацию, составляют письменный вариант собственного текста и т.д. В этом смысле тексту (и прежде всего печатному) отводится центральная роль в учебном процессе .
Список литературы Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения // Начальная школа — 2008. — № 3. — С. 67. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие /Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько и др. - Минск:Высшая школа,1992. Методика интенсивного обучения иностранным языкам /под ред. Бухбиндера и Китайгородской. - М.: Высшая школа, 1988. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия /Сост. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы // Начальная школа. — 2010. — № 5. — С. 99–101. Интернет-ресурсы: http:// www.themegallery.com http://www.frenglish.ru/ege-english.html http://englishschool12.ru/publ/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕРНЕТ – ПРОЕКТ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Данная статья рассматривает возможности использования Интернет проектов во внеучебной деятельности учащихся. Интернет проекты предоставляют возможность не только передавать ученикам сумму тех ил...
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Процесс обучения должен формировать у учащихся способность к самообразованию, общеучебные умения и навыки, заинтересовать их, повысить уровень мотивации, активизировать их стремление к самостоятельной...
Практико-ориентированные задания как необходимое условие для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка
Обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий ...
статья Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка посредством применения ИКТ
Нельзя более мириться со школой, которая отстала от своего времени на сто лет, с ее пустословием, прописными истинами, безнадежно устаревшими учебниками, письменными работами, зубрежками и оттарабанив...
Роль современных педагогических технологий в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка
Роль современных педагогических технологий в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка...
Выступление на методобъединении учителей английского языка "Формы и методы контроля как средство оптимизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка"
Данный материал раскрывает возможности использования различных типов контроля для эффективной организации деятельности учителя на уроке английского языка...
Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка
Одной из актуальных проблем в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Решить эту проблему помогает использование ...