Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка
материал по английскому языку

Оголь Лариса Витальевна

Одной из актуальных проблем в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Решить эту проблему помогает использование (ИКТ) на уроках английского языка. Самыми оптимальными и эффективными средствами являются задания проблемно-поискового, сравнительно-сопоставительного и игрового характера, так как они стимулируют творческую, исследовательскую деятельность учащихся и расширяют их кругозор. Использование таких заданий характерно для уроков, проводимых в нетрадиционной форме. Нетрадиционные формы уроков реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем и выполняют функцию контроля полученных знаний. Если ученики будут понимать, что в конце темы их ждет что-то новое и интересное, а не привычный тест или контрольная работа, они будут с нетерпением ждать этого момента.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_uroka_s_ikt_publikatsiya.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» с. Дивное

Тема:

«Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся

на уроках английского языка»

Работа выполнена

Оголь Ларисой Витальевной

Учителем английского языка

высшей квалификационной категории

С. Дивное

Активизация познавательной деятельности учащихся

На современном этапе развития школьного образования использование возможностей новых педагогических технологий для реализации идей развивающего обучения, активизации познавательной деятельности учащихся, повышения ее эффективности и качества, подготовки подрастающего поколения к жизни в современных условиях в целом является одним из приоритетных направлений современной образовательной политики.

Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому в основном звене педагогу необходимо активно использовать современные интерактивные технологии. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу — это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Одной из актуальных проблем в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

Признаками познавательной активности являются:

1. Отношение к учению (в чем учащиеся видят смысл учения, регулярность и качество подготовки домашних заданий).

2. Качество знаний (знание материала программы, умение применять знания на практике).

3. Характерные особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, общий тонус в работе, эмоционально-волевые проявления, степень внешней активности).

4. Отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлеченность ею, системность, направленность). 

Одним из решений проблемы активизации познавательной деятельности учащихся является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка, которые открывают для учителя новые методические возможности подготовки и проведения уроков, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников. В процессе использования ИКТ на уроках у школьников формируется умение самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у них умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять проектно-исследовательскую деятельность.

Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:

1.    Повышение мотивации к изучению языка.

2. Развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях.

3.   Увеличение объема лингвистических знаний.

3.  Расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка.

4.  Развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

Использование ИКТ на уроках позволяет:

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения
усовершенствовать контроль знаний;

- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

- обеспечить положительную мотивацию обучения.

Необходимо повышать не только интерес к предмету, но и познавательную активность на уроках.

Самыми оптимальными и эффективными средствами являются задания проблемно-поискового, сравнительно-сопоставительного и игрового характера, так как они стимулируют творческую, исследовательскую деятельность учащихся и расширяют их кругозор. Использование таких заданий характерно для уроков, проводимых в нетрадиционной форме.

Нетрадиционные формы урока

Нетрадиционные формы уроков реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем и выполняют функцию контроля полученных знаний. Если ученики будут понимать, что в конце темы их ждет что-то новое и интересное, а не привычный тест или контрольная работа, они будут с нетерпением ждать этого момента.

Среди нетрадиционных форм урока можно выделить:

1. Урок-соревнование. В основе этого вида уроков лежит соперничество между учениками при ответах на вопросы или выполнение заданий, предложенных учителем. Форма проведения уроков-соревнований самая различная. Это может быть викторина, эстафета, брейн-ринг и другие соревнования, основанные на популярных, знакомых ученикам играх.

Сейчас существует множество интернет-ресурсов, которые помогают в создании соревнования в подходящем формате.

Например, портал Learningapps.org позволяет бесплатно создавать множество интерактивного контента, где можно использовать как уже готовые соревновательные задания, подходящие по теме и формату, так и создавать свои проверочные упражнения, тренажеры, игры по разным темам.

2. Урок-квест. Технология квеста пользуется огромной популярностью не только среди преподавателей, но и среди школьников, способна пробудить их интерес, ведь целенаправленный поиск обязательно связан с приключением или игрой. Можно организовывать квесты на уроках с целью познакомить учеников со страноведческим материалом, создать условия для развития их творческого потенциала, а также дать им возможность применить свои знания на практике.
К примеру, словарный квест (Vocabulary quest) состоит из двух частей: тренировка (rehearsal) и воспроизведение (reproduction). Больше времени, конечно, занимает первая часть, для которой заранее должны быть подготовлены задания для контрольного повторения слов, необходимо их расположить по увеличению сложности, например: «Найти слово», «Расположить слова по алфавиту», «Вставить пропущенные буквы», «Расшифровать слова».

Вторая часть предполагает собой воспроизведение английского варианта слов по памяти, опираясь на предложенный русский вариант или картинки.

После выполнения каждого задания ученики будут получать инструкции, куда двигаться дальше, чтобы найти следующее задание. Чем лучше они будут справляться с промежуточными упражнениями, тем быстрее смогут найти и выполнить последнее, а также получить свою награду.

3. Урок-игра. Эта нетрадиционная форма урока расширяет знания учащихся об обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

4. Урок-экскурсия. Новейшие информационные технологии существенно изменили подход к экскурсиям, возникли новые их виды - виртуальные, интерактивные, онлайн экскурсии. Так, например, можно побывать во всех уголках Букингемского дворца, даже не выходя из классной комнаты. При чем здесь не придется догадываться о названии и ценности предметов в залах, так как вся информация доступна по одному клику. Виртуальный тур позволит не только «прикоснуться» к культуре и истории другого государства, но и узнать много новых слов-названий предметов, потренировать навыки аудирования.

Кроме того, учащиеся самостоятельно или под руководством учителя могут подготовить презентацию-экскурсию по городам стран изучаемого языка, описывая не только достопримечательности, но и особенности культуры, обычаи и традиции. Важную роль играет умение не только применить знания о культуре другой страны, но и умение рассказать о своем народе, культуре, стране. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

5. Урок-караоке. Петь — это всегда весело и интересно. А петь на английском ещё и полезно для изучения языка. Такая форма урока позволяет потренировать произношение, расширить вокабуляр, и даже подтянуть навык чтения.

6. Урок-спектакль. Под словом «спектакль» имеется в виду разыгрывание любой истории, диалога, сказки, которые подойдут по теме урока и будут содержать изученные выражения, грамматические структуры. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики.

7.  Урок – интервью. Это - своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: «Еда», «В гостях», «Cвободное время», «Планы на будущее», «Биография» и т.д.  Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией.  Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

8. Урок-эссе. Современный подход к изучению английского языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского «я».

Перед учащимися ставится проблема, они ее анализируют, отстаивают свою позицию, не всегда учащиеся умеют критически оценивать прочитанные произведения, в письменном виде излагать мысли согласно поставленной проблеме. Трудно научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение на английском языке, поэтому такую форму работы выполняют индивидуально. Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить на иностранном языке.

9. Интегрированный урок. В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам.

Несомненно, используемые традиционные формы и методы ведения урока остаются актуальными, но теперь к ним добавились новые, с применением ИКТ. Применение современных технологий на уроке меняют отношение учащихся к предмету и учителю, повышают познавательный интерес и мотивацию, позволяют интенсифицировать процесс обучения и как следствие повысить его качество.

Обучить человека на всю жизнь невозможно, но очень важно культивировать в нём интерес к накоплению знаний, обучить его приёмам самостоятельной учебной работы, стимулировать познавательную деятельность учащихся через проведение нетрадиционных уроков, использование игр и игровых моментов на уроках.

Таким образом, использование ИКТ на уроках английского языка позволяет учителю быть в курсе тенденций развития педагогической науки, повышать свой профессиональный уровень, расширять кругозор. И, конечно, позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером и путем ориентации его на успех. Это дает возможность усваивать и систематизировать базовые знания по предмету, формировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С использованием ИКТ источником информации становится не только учитель, но и сам ученик.

Эффективность учебного процесса часто зависит от умения педагога правильно выстроить урок и сделать его увлекательным, необычным, запоминающимся. Нетрадиционные формы уроков дают возможность больше мотивировать школьников, развить их креативность.

Интернет-ресурсы:

https://skyteach.ru/2021/02/21/netradicionnye-formy-urokov-anglijskogo-yazyka - Нетрадиционные формы уроков английского языка

https://videouroki.net/razrabotki/material-dlya-uchiteley-formy-netraditsionnykh-urokov-angliyskogo-yazyka.html - Материал для учителей "Формы нетрадиционных уроков английского языка"

https://www.1urok.ru/categories/2/articles/53585 - Нетрадиционные формы работы с детьми на уроках английского языка

https://multiurok.ru/files/netraditsionnye-formy-uroka-s-ikt-kak-sposoby-akti.html - Нетрадиционные формы урока с ИКТ

https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2012/11/13/netraditsionnye-formy-urokov-s-ispolzovaniem-ikt - Нетрадиционные формы уроков с использованием ИКТ при обучении иностранному языку

https://www.hello-online.ru – МГУ в помощь учителю ИЯ

https://www.english-to-go.com – Уроки агенства Рейтер

https://www.kidlink.org – Уроки, проекты, общение, программы Кидлинк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные формы и методы обучения и активизация познавательной деятельности на уроках русского языка»

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» К...

Проблемное обучение как способ активизации познавательной деятельности на уроках математики.

Сегодня уже очень многие говорят о том, что смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном жизнеустройстве. Накопление знаний, переход к новым технологиям во всех сф...

Реферат «Использование интерактивных форм и методов обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках немецкого языка».

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности ...

Нетрадиционные формы с икт как способы активизации познавательной деятельности

laquo;Научить человека жить в информационном мире                                          ...

Статья "Игра, как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка"

Активизация познавательной и творческой деятельности учеников при изучении английского языка обеспечивает создание условий для позитивной мотивации обучения, когда максимально раскрывается творческий ...

Эвристическое обучение как способ активизации познавательной деятельности на уроках биологии.

В данной статье изложена суть этой технологии, как она способствует повышению интересу обучающихся на уроках....