Выступление на методобъединении учителей английского языка "Формы и методы контроля как средство оптимизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка"
статья по английскому языку на тему

Стерхова Ирина Васильевна

Данный материал раскрывает возможности использования различных типов контроля для эффективной организации деятельности учителя  на уроке английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_i_metody_kontrolya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы контроля как средство оптимизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Выступление учителя английского языка ГБОУ Школа №883

г. Москва   Стерховой И.В.

 на заседании методобъединения учителей иностранного языка

февраль

2018

Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно - педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса.

Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль -  это средство управления учебной деятельностью учащихся, и  для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых — объективность проверки знаний: многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий, корректная постановка контрольных вопросов, применение индивидуальных тестовых заданий, обеспечивающих равные для всех обучаемых объективные условия проверки, устных опросов или письменных контрольных работ, практические задания, которые могут составлять часть общей проверочной работы.

Проведение контроля обеспечивает своевременную корректировку учебного процесса по иностранному языку с целью приведения его к уровню, заданному Программой и ФГОС.

С целью проверки базовых знаний и практических навыков по предмету «Английский язык», а также с целью выявления пробелов в знаниях обучающихся мы проводим входной контроль.  Входной контроль проводится в форме тестирования. Материалы входных тестов  составляются на основе школьной программы. Мы проверяем умения использовать теоретические знания по грамматике при выполнении практического задания; языковую компетенцию (правильность использования изученных лексических единиц, языковую догадку, отбор нужной информации и т.д.), глубину, осознанность и прочность усвоения знаний. Итоги входного контроля анализируются преподавателями методического объединения учителей иностранного языка , выявляются типичные ошибки, определяются пути их устранения, составляется сводный отчет по итогам проведения контроля.

Основная цель проверки как для учащихся, так и для преподавателя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по данной теме или разделу и  основной функцией здесь является контролирующая.

 Поэтому после изучения небольших "подтем" или циклов обучения, составляющих какой-либо раздел, мы проводим тематический  контроль с  целью установления правильности понимания обучающимися  учебного материала и уровней овладения им. 

           Когда речь идёт о систематической контрольно-корригирующей функции проверки, мы используем на занятиях текущий контроль.

Устную проверку знаний на уроках английского языка мы проводим в форме  фронтальной беседы.  Это не всегда позволяет установить всю глубину усвоенных знаний, но зато в течение короткого времени  уточняем, насколько учащиеся владеют основными представлениями об изучаемом материале,  насколько они умеют обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи. Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развитию памяти учащихся.

Применяя  письменную форму контроля,  можно охватить одновременно всех обучающихся, кроме того, ошибки в письменных работах легче квалифицировать и анализировать, поскольку действия учащихся точно зафиксированы. Письменный контроль эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах, но, к сожалению, используя этот вид контроля, невозможно проверить в письменной форме умение учащихся вести беседу или высказываться по теме, поэтому мы  проводим письменную проверку с целью контроля умений и навыков письма ,  а также для контроля умений переводить научно-популярную литературу со словарём. Большое внимание  уделяется контролю грамматических навыков, так как он выступает одной из важных составляющих учебного процесса. Для этого  на занятиях применяю имитационные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные грамматические упражнения.

С целью максимального охвата обучающихся за единицу времени на уроке, мы используем фронтальную форму работы - одну из основных организационных форм контроля при обучении (составление планов, подбор опор,  построение коллективного рассказа по принципу «снежного кома»...).  Преимущество фронтального контроля в том,  что он мотивирует весь коллектив. Фронтальный контроль осуществляется как в устной, так и в письменной форме, но устная форма контроля преобладает.

Обучение иностранному языку предполагает создание условий, мотивирующих выражение своих мыслей, поэтому наряду с фронтальной формой контроля следует регулярно осуществлять индивидуальный контроль -  проконтролировать какой-то этап подготовленной речи каждого ученика (план или программу высказывания), который  должен быть направлен на выявление умения решать коммуникативные задачи, вытекающие из индивидуального постижения действительности.

Для взаимной тренировки учащихся в усвоении языкового материала мы широко используем парную работу. Особо эффективно её применение для развития диалогической речи (например, ответить на вопросы партнёра, используя определённый языковой материал),  при парной работе могут решаться и коммуникативные задачи (диалогическая речь).

На заключительном этапе работы по теме, можно предложить ребятам задания для самостоятельной работы (эссе, рефераты, творческие проекты, маршрутные листы, доклады, сочинения...). Это активизирует познавательную деятельность.

Одна из наиболее распространенных в последнее время форм контроля — тестовые задания.  Учащиеся не тратят время на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время,  снимают трудности, характерные для устных и письменных ответов учащихся на поставленный вопрос.

При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Варианты заданий индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся.

С целью проверки уровня усвоения учебного материала в объеме учебных тем, разделов триместра и подтверждения результатов текущих оценок мы проводимрубежный контроль. Формами рубежного контроля навыков сформированности устной и письменной речи в зависимости от уровня подготовленности обучающихся и с учетом дифференцированного подхода могут быть  подготовка и защита творческих проектов, описание фотографий, картинок, уроки-конференции, дискуссии, сочинение, отзыв на текст, статья, реферат, письмо, письмо о приеме на работу, написание резюме, аннотации, изложение краткого содержания текста, тест (у преподавателей разработаны тесты разного уровня сложности).

 На уроках английского языка мы ставим задачу определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, например, в начальной школе использую  так называемые «смайлики» разного цвета и вида для самооценки. Учащиеся размещают выбранные «смайлики» в своих тетрадях после выполненного задания, таким образом наглядно демонстрируя уровень личных достижений на каждом уроке. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на английский). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также часто использую такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.

Рассмотрим примеры возможных заданий на контроль навыков в различных видах речевой деятельности.

При организации контроля навыков письма на начальном этапе обучения контроль не обязательно должен быть самостоятельным элементом урока. Выполнение любого из перечисленных ниже упражнений предполагает контроль и коррекцию данного навыка, поскольку все они невозможны без обратной связи как со стороны учителя, так и со стороны товарищей.

  1. Игра «Отгадай-ка». Узнать буквы, написанные в воздухе указкой. При этом «писать» может не только учитель, но и один из учеников.
  2. Контрольное списывание букв и слов с доски.
  3. Диктант. Написать под диктовку строчную и прописную буквы.Написать только строчную или только прописную буквы.  Написать первую букву называемых слов (здесь совсем не важно, знакомые эти слова или незнакомые, последние даже лучше). Суть данного упражнения заключается в умении услышать первый звук, соотнести его с буквой и записать ее. Это упражнение является хорошей подготовкой к формированию навыков орфографии.

Если на начальном этапе обучения контроль навыков письма сводится к контролю графических навыков, то далее учитель контролирует навыки орфографии,  навыки письменной речи, где могут быть задания написать письмо, отчет, рассказ и т.д.

Поскольку целью обучения чтению является формирование умений просмотрового, ознакомительного и изучающего чтения, то контроль навыков чтения следовало бы проводить с данных позиций, и использовать следующие типы заданий в старших и даже в средних классах.

  1. Задание на множественную подстановку, где нужно подобрать соответствующие заголовки к абзацам текста. Причем заголовков в списке может быть больше, чем абзацев в тексте, что несколько усложняет задачу и сокращает возможность механического угадывания.
  2. Задание на множественный выбор предполагает выбор правильного ответа на вопросы к тексту.
  3. Восстановление текста. Из текста изымаются отдельные предложения или абзацы, либо добавляются лишние. Задача учащихся восстановить текст в нужной последовательности.
  4. Поиск конкретной информации – это ответы на вопросы перед текстом. Очевидно, что если техника чтения не сформирована достаточно хорошо, то выполнить все задания в отведенное время не представляется возможным.

Контроль навыков говорения или устной речи включает проверку умений делать монологические сообщения, а также вести диалог. Здесь оценка может выставляться за подготовленные дома диалоги или монологи и за неподготовленные диалоги или монологи, которые учитель предлагает выполнить в классе.

Рассмотрим способы контроля владения аспектами языка. Уровень развития фонетических навыков учащихся несомненно проверяется в устной форме. Что касается лексических и грамматических навыков, то их можно диагностировать и письменно, и устно. Можно обеспечить контроль  сформированности  лексических навыков опосредованно, через использование заданий на  аудирование,  чтение, письмо, устную речь. Но важным моментом здесь является комплексный подход к контролю уровня знания изученной лексики и грамматики. Например, в старших классах для проверки знания формы, значения, употребления лексических единиц можно применять задания такого плана:

«Дополните второе предложение так, чтобы оно стало аналогичным первому, используя данное слово. Не изменяйте форму этого слова. Можно использовать 1-4 дополнительных слова.

Например: I last saw him at my 21st birthday party.

                since

                I______________________ my 21st birthday party. (haven’t seen him since)

  1. The bread was too stale to eat.

fresh

The bread ____________ to eat.

  1. I can’t possibly work in all this noise!

impossible

It __________________ work in all this noise!

  1. “You’ve broken my radio, frank!” said Jane.

accused

Jane _________ her radio.

  1. I thought I might run out of cash, so I took my chequebook with me.

case

                  I took my cheqeubook with me _______________ out of cash.

  1. Susan regrets not buying that house.

wishes

Susan _______________ thathouse.

Подобные задания направлены не только на выявление уровня владения лексикой, но и покажут уровень грамматических навыков учащихся.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что при проведении контроля следует руководствоваться такими правилами:

1. Контроль  должен  носить  регулярный  характер.

2. Контроль  должен  охватывать  максимальное  количество  учащихся  за  единицу  времени. Поэтому  в  каждом  отдельном  случае  он  не  должен  занимать  много  времени.

3. Объём  контролируемого  материала  должен  быть небольшим,  но  достаточно  репрезентативным , чтобы  по  степени  его  усвоения/ неусвоения  , владения/ невладения  им  учащимися  можно  было  судить, приобрели  ли  они  необходимые  навыки  и  умения.

4. Так  как  обучение  и  контроль  органично  связаны, при  проведении  контроля  следует  отталкиваться  от  конкретных  задач  урока.

Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер: он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, создавать более благоприяные условия для коррекции и улучшения практического владения языком, для воспитания учащихся средствами иностранного языка.

  Источники: https://infourok.ru/kursy/coursePP?doc_dwn=1081790г.

http://tmo.ito.edu.ru/2014/section/234/94782/index.html

http://pushkino-school9.narod.ru/doc/kontrol.doc.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, занимательность, наглядность, как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка

Статья отнесена к разделу преподавания иностранного языка. Она посвящена активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Уровень усвоения программного материал...

Методические материалы по теме «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках английского языка как средство повышения качества образовательных результатов»

Методические материалы по теме «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках английского языка как средство повышения качества образовательных результатов» - это методический сборник, ко...

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

      Активизация познавательной деятельности учащихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если будет реализовываться деятел...

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время

Луткова Ирина ВитальевнаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №10» города Когалыма...

Выступление на МО учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла. «Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

Выступление на МО учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла. «Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»...

Статья «Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка на средней ступени обучения».

Нет такого ребёнка, который пришёл бы на свой первый урок английского языка без тайной мечты «научиться красиво говорить, как учитель». Но, чаще всего, перед педагогами часто встаёт пробле...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...


 

Комментарии

Некрасова Юлия Аркадьевна

Спасибо за статью. Очень содержательный материал, есть чему поучиться и что взять для своей работы. Этап контроля один из важных моментов на уроке, формы контроля должны быть разнообразными и соответствовать уровню подготовки учащихся.