Формы и методы проведения занятий в разновозрастных группах
статья по английскому языку на тему
В данной статье рассмотрены основные традиционные и нетрадиционные формы урока с их особенностями при проведении в разновозрастной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_provedeniya_urokov_v_raznovozrastnoy_gruppe.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы проведения занятий в разновозрастных группах
При работе в разновозрастной группе существует ряд особенностей. При организации процесса обучения такой группы можно выделить три вида организации учебной деятельности:
- Поэтапная деятельность детей.
- Совместная деятельность детей.
- Отдельная деятельность детей.
При поэтапной деятельности учащиеся разных возрастов постепенно включаются в работу. Например, начинается занятие с младшей группы, которая сообщает уже накопленные знания по определенной теме, затем подключаются учащиеся старшей группы, дополняя знания младшей группы. Или наоборот, старшая группа начинает занятие с сообщения своих знаний, а младшая выступает в роли пассивных слушателей, затем включается в работу на этапе закрепления.
Использование совместной деятельности возможно при изучении незнакомой или малознакомой темы для обеих групп учащихся.
При отдельной деятельности детей используется групповая организация детей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Примером такой деятельности может служить творческая работа.
Что касается форм проведения занятий, то здесь могут использоваться как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий, только с некоторыми особенностями, которые представлены в таблице ниже.
Форма урока | Особенности проведения в разновозрастной группе |
Традиционные формы урока | |
| При работе в разновозрастной группе возможна как совместная работа учащихся разных возрастов, при условии, если данная тема незнакома или малознакома для учащихся, так и отдельная работа учащихся разных возрастов. |
| Данная форма урока может проходить в устной форме совместно, если тема для закрепления общая, и письменной, если темы – различаются. |
| Такая форма применима для разновозрастной группы только при условии совпадения изучаемой темы. |
| Проверка и коррекция знаний осуществляется в разных подгруппах отдельно. |
| Данную форму возможно применить только при совпадении тем в подгруппах. |
Нетрадиционные формы урока | |
| Дискуссия может проходить между младшими и старшими учащимися группы |
| Вопросы семинара распределяются по принципу посильности между учащимися: младшим – более легкие, старшим – более сложные. |
| Выступления готовят старшие учащиеся группы. |
| Распределение ролей при данной форме урока осуществляется в соответствии с возможностями учащихся. |
| Данную форму следует использовать в группах по возрастам. Для младшей группы – более облегченное задание, для старшей – сложнее. |
| Могут быть использованы одинаковые источники для всех учащихся, или различные источники – для разных возрастов участников группы. |
| Для подготовки проекта можно создать разновозрастные группы и дать одинаковые по сложности задания, или одновозрастные группы и дать задания разной сложности. |
| Также как и при работе с первоисточниками может быть использована одинаковая учебная литература для всех учащихся группы, или различная – для разных возрастов. |
| Лабораторные работы могут быть совместные или же для младших участников группы – облегченные, для старших – сложнее. |
| Рукописный журнал – своего рода итог изученного материала. В данном случае целесообразнее младшим участникам группы создать свой журнал, а старшим – свой. |
| Учебная экскурсия проводится для всех участников группы одновременно. |
| Просмотр видео осуществляется всеми участниками группы одновременно, но задания могут быть даны разные в соответствии с возрастом учащихся. |
| Урок-беседа предусматривает совместную работу всех участников группы. |
Выбор формы проведения занятия зависит от специфики учебного предмета и возрастных особенностей учащихся.
Работая в группе 3-4 класса, мною были использованы традиционные и нетрадиционные формы урока. Для данной разновозрастной группы наиболее интересными оказались нетрадиционные формы.
Особый интерес вызывает урок-игра, в ходе которого обучение для детей проходит в более понятной и облегченной для них форме. Так, например, изучая тему «Магазины», одно из занятий было организовано в виде ролевой игры. Учащиеся 4 класса были в роли продавцов различных отделов, а учащиеся 3 класса - в роли покупателей.
Проект также заинтересовал учащихся, и использовался довольно часто, в основном как итог изучаемой темы. При создании проектов учащиеся проявляли свои творческие способности. Например, после изучения темы «Я и моя семья» ученики делали «Родословное древо» на английском языке, после темы «Дом, милый дом» - проект «Дом мечты».
Видео-урок в данной разновозрастной группе лучше использовать как фрагмент урока, так как для такого возраста учащихся необходима постоянная смена деятельности. На своих занятиях мною были использованы мини-фильмы или фрагменты из фильмов при изучении культуры страны изучаемого языка. Например, «Путешествие по Лондону».
Что касается таких форм уроков, как учебная дискуссия, семинар, научно-практическая конференция, изучение первоисточников, лабораторные работа, то они не подходят для данной возрастной группы (3-4 класс).
Список используемой литературы:
- Аванесова В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе – М.: Просвещение, 2005.
- Бушмакина А.А., Буркова Т.И., Буркова Л.П., Кравцов А.О. Концептуальные основы становления системы разновозрастного обучения в современной школе/ Под научн. ред. А.О. Кравцова. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2012.
- Метелица И.А. Особенности организации работы в разновозрастной группе. http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/osobennosti-organizacii-raboty-s-detmi-v-raznovozrastnoj-gruppe.html
- Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие для разновозрастной группы дошкольников по изобразительной деятельности «К нам весна шагает»
Цели:1.Систематизировать знания детей о весне, её признаках, особенностях. 2. Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования: оттиском смятой бумагой, оттиском...
Формы и методы проведения занятий по хореографии с использованием информационных технологий
Кроме традиционных форм и методов проведения занятий, могут быть использованы при обучении такие методы, как:методика работы с Интернет – технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение танцевал...
Интегрированное занятие в разновозрастной группе. «В мире музыкальных инструментов.»
Цель. Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств....
Развивающее занятие для разновозрастной группы детей "В мире людей" ноябрь 2016г
Развивающее занятие для разновозрастной группы детей...
Конспект открытого занятия в разновозрастной группе по теме: «ДАРИТЕ ЛЮДЯМ ДОБРОТУ»
Цель: Вызвать радостное эмоциональное состояние, чувство доброты.Задачи:· Развивать музыкальное восприятие, умение слушать музыку, элементарно судить об услыш...
Нетрадиционные формы и методы проведения занятий в объединении художественной направленности (декоративно-прикладное творчество)
В статье описаны нетрадиционные формы организации и проведения занятий в дополнительном образовании по декоративно-прикладной направленности....
ИОП педагога "Подборка и изучение методов работы с воспитанниками разновозрастной группы – семьи, проживающих в условиях детского дома» 2022-2023 г.
ИОП педагога "Подборка и изучение методов работы с воспитанниками разновозрастной группы – семьи, проживающих в условиях детского дома» 2022-2023 г....