Использование интернет-ресурсов в обучении лексике на уроках иностранного языка
методическая разработка по английскому языку на тему
Доклад для августовского городского семинара учителей иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_internet.docx | 902.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интернет-ресурсов в обучении лексике на уроках иностранного языка
План:
- Введение (определение проблемы, постановка цели и задач)
Цель – обучение коммуникативным навыкам с использованием Интернет-ресурсов в процессе обучения иностранным языкам.
Задачи:
- изучить особенности формирования лексического навыка;
- определить роль и место Интернет-ресурсов в процессе формирования лексических навыков у старших школьников;
- проанализировать разработанные интернет-сайты для обучения лексике;
- разработать урок с использованием упражнений с Интернет-сайтов;
- Теоретические основы обучения учащихся
- Цели и задачи обучения иноязычной лексике (продуктивные навыки; рецептивные навыки; социокультурные знания и умения; лингвистические знания и т.д.)
- Особенности обучения лексике
На начальном этапе следует исключить самостоятельное чтение текста, содержащего новые слова. Данные тексты предъявляются учителем, а учащиеся воспринимают их на слух и пытаются с опорой на наглядность догадаться о значении того, что сообщает учитель. Затем продуктивная лексика как бы «вычленяется» из контекста и закрепляется в устной форме.
Определенная часть лексики вводится без опоры на текст, но также и в аудиоконтексте. Наглядность, жесты и мимика помогают раскрыть значение новых слов, так как большинство из них носит конкретное значение.
Над новыми словами следует работать как в контексте, так и в изолированном виде, поскольку контекстуальное значение слова не всегда является основным.
На продвинутых этапах новое слово следует вводить с обязательными сочетаниями, выделение которых в рамках учебных минимумов должно являться первоочередной задачей. Важно учитывать при этом характерные лексические связи в словах, относящихся к одной предметно-тематической группе.
- Использование компьютера при обучении иностранным языкам
- формирование рецептивных лексических навыков чтения и аудирования;
- формирование продуктивных лексических навыков при обучении письменной и устной речи;
- контроль уровня сформированности лексических навыков на основе тестовых и игровых компьютерных программ;
- расширение активного и пассивного словарей обучаемых;
- оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов).
- Интернет ресурсы при обучении лексике
Сайты http://www.soundsenglish.com, http://www.fluent-english.ru, http://www.cracked.com, http://usefulenglish.ru, http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish и многие другие предоставляют большое количество разнообразных заданий, текстов, аудиоматериалов для обучения не только лексическим единицам, но и остальным аспектам языка на любом уровне.
3. Примеры заданий интернет сайтов, предполагающий обучение иноязычной лексике.
А) Виртуальная кухня
На данное упражнение потребуется 15-30 минут, целью которого является поиск определённой информации на вебсайте, а также отработка вокабуляра на тему «Еда».
На данном этапе предложено посетить http://www.alleng.ru/engl-top/148.htm, на котором дан текст с вопросами по нему. Прежде чем читать текст и отвечать на вопросы, необходимо провести фронтальный опрос на тему здорового питания. Тест на тему «Здоровое питание», подготовленный учителем на общие знания по теме
1. What nutrients do you know?
. Should we eat fats less or more?
. Where are there many fats? In sweets? In vegetables?
. Does the meal change its structure when it’s ready? Are there any vitamins then?
. Can the food be produced with the help of chemicals and additives?
. What products should we eat constantly?
Данный тест даётся на 5-10 минут (если у учащихся возникают вопросы, им разрешено пользоваться интернетом), после чего учитель даёт ссылку на данный текст для его изучения, обсуждения, а также для отработки новых слов.
Данное упражнение является эффективным, так как оно непосредственно связано с темой, направлено на изучение и отработку конкретной лексики, затрагивает все психические процессы учащихся, а также позволяет им самостоятельно искать информацию в сети, на отдельном сайте. На этапе старшей школы данное упражнение вполне уместно и эффективно, так как оно вызывает интерес у школьников, затрагивает фоновые знания, уже имеющиеся у учащихся и позволяет учителю выявить уровень данных знаний путём опроса.
Б) Шаг за шагом
Данное упражнение занимает 20 минут от урока. Его целью является научить учащихся правильно следовать инструкциям.
На данном этапе предложено посетить http://www.bbc.co.uk/skillswise/words/grammar/texttypes/instructions/index.shtml, в котором достаточно полно дана информация о том, как давать инструкции, после чего следуют упражнения, игры, тексты и тесты на отработку инструкций. Прежде чем заходить на сайт и проделывать инструкции, учителю следует повторить, как лучше давать инструкции, обсудить с учащимися какие инструкции они выполняют чаще всего, затем перейти к выполнению инструкций на сайте. Затем даётся текст, который нужно переписать, но уже с инструкциями.
Далее учитель подводит итоги, обсуждает с классом неизвестные слова, записывая их на доске. Данный вид задания не совсем направлен на изучение лексики, он требует дополнительных грамматических знаний, которые учащиеся могут и не знать. Более того, данный сайт не фокусируется на одной теме, что вызывает трудности у учащихся. Поэтому такой вид задания не будет эффективным, нет конкретной цели, определённой тематики. Такое задание больше направлено на изучение грамматических особенностей, но не лексических. Тем более нет конкретной цели для учащихся, им будет не интересно.
В) Приложение «Полиглот»
Полиглот Английский язык Базовый курс — это тренажер для обучения английскому языку, созданный по мотивам телепередачи «Полиглот. Выучи английский за 16 часов», показанной на телеканале Культура.
Курс «Полиглот Английский язык» состоит из 16 занятий. Для занятий требуется не более 10-15 минут в день.
Главное не количество времени, а регулярность. При регулярных занятиях уже после первой недели обучения вы легко сможете общаться простыми фразами на английском языке. Даже если вы начали обучение с нуля.
В программе Полиглот Английский язык заложены специальные алгоритмы обучения, которые методом многократного повторения буквально впечатывают в сознание знание языка.
Г) Приложение «Слова»
Это приложение рекомендует и называет лучшим среди образовательных сам Apple. Words признан лучшим приложением для изучения английских слов, вошел в топ лучших приложений 2014 года и стал Best new App в том же 2014 году. Большой плюс приложения: оно может работать и без подключения к интернету. В словаре около 10 000 слов, а какие слова учить, на что сделать упор во время занятий, будет решать сама программа, которая сможет подстроиться под вас после проверочного теста.
В приложении 330 уроков. За один урок можно выучить 20-30 новых слов.
4. Разработка урока для обучения иноязычной лексике с использованием Интернет-ресурсов
Урок по теме: «Еда» (7класс)
Цель урока: развитие навыков монологической речи через практическое использование приобретенных знаний для обеспечения коммуникативных потребностей.
Задачи урока:
1. Отработать лексику по теме «Еда».
2. Расширить лексический запас учащихся по теме «Еда».
. Напомнить о роли витаминов в нашей жизни.
. Ознакомить с сайтами на тему.
Средства обучения: учебник, компьютер с доступом к интернету, проектор, карточки, таблицы.
Ход урока.
1.Начальный этап.
. Организационный момент.
Цель: организация класса и введение в языковую среду.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная.
На этом этапе учащиеся переключаются на предмет «иностранный язык» и проверяется готовность учащихся к уроку.
- Целеполагание.
Цель: сообщение задач урока, мотивация учебной деятельности.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная.
На этом этапе определяется тема урока, поясняется цель и структура урока, и форма его проведения. (https://www.native-english.ru/games/food-game)
3. Основной этап урока.
А)Определение семантического поля темы.
Цель: снятие лексических трудностей.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная.
Технология «Мозговой штурм».
Назначение: определение области обсуждения выбранной темы (в данном контексте). В более широком смысле - используется для коллективного решения поставленной задачи.
Описание: участники (в данном случае учащиеся) « Мозгового штурма» в спонтанном режиме говорят слова или выражения, связанные с темой обсуждения (в данном случае тема - «Еда»). Ведущий (в данном случае учитель) записывает все высказывания так, чтобы они были видны всем участникам проекта.
На этом этапе автоматизируется лексический запас по теме.
Б)Технология «Барометр».
Назначение: ценностно-смысловое самоопределение учащихся.
Описание: Свободное пространство разделено на две части, одна из которых отмечена табличкой «Да», другая - табличкой «Нет». Перед группой учащихся ставится проблемный вопрос или утверждение. Те, кто согласен, перемещаются в часть «Да» пространства. Те, кто не согласен - в часть «Нет». После этого каждый из участников должен объяснить, почему он оказался в том или ином поле.
В) Посещение сайта.
Цель: самостоятельное изучение материала, отработка вокабуляра
Прием: ответы на вопросы
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная
Описание: учащиеся проделывают тест, подготовленный учителем на тему здорового питания. Затем посещают сайт http://www.alleng.ru/engl-top/148.htm, изучают текст и проверяют свои ответы с написанный текстом. После чего идёт совместное с учителем обсуждение возникших проблем.
Тест «Здоровое питание»
1. What nutrients do you know?
. Should we eat fats less or more?
. Where are there many fats? In sweets? In vegetables?
. Does the meal change its structure when it’s ready? Are there any vitamins then?
. Can the food be produced with the help of chemicals and additives?
. What products should we eat constantly?
Г) «Глаголы на кухне» (видеосайт «Ютуб»)
Д) Просмотр видео-рецепта. (Рождественские печенья)
4) Заключительный этап.
А) Домашнее задание. (на выбор)
- подготовить рецепт своего любимого блюда.
- подготовить статью (https://www.theguardian.com/uk/lifeandstyle)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение лексике на уроках иностранного языка в СПО
Изучение иностранного языка уже давно перестало быть модным увлечением, сейчас иностранный язык является "предметом" первой необходимости. Молодой специалист для успешного карьерного роста должен влад...
Мастер-класс из опыта работы на тему "Межпредметный подход в обучении лексике на уроках иностранного языка"
Мастер-класс, продемонстрированный мной перед аудиторией коллег-педагогов, на котором я поделилась приемами обучения лексике на уроках английского языка....
Развитие коммуникативной компетенции при обучении лексике на уроке иностранного языка
Аннотация: в статье описываются современные пути и способы развития коммуникативной компетенции при обучении лексике иностранного языка. Характеризуются основные упражнения на развитие языковой догадк...
Современные стратегии обучения лексики на уроке иностранного языка.
Задачи исследования - охарактеризовать различные виды упражнений как ведущие средства обучения, рассмотреть такие методы активного обучения, как игра, методы компьютерных программ и интернета, ри...
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), мультимедиа - и Интернет-ресурсов для проектирования учебных ситуаций на уроках «Иностранного языка».
Данный методический материал включает анализ профессиональных интернет сайтов по изучению иностранного языка и возможностей использования их материалов в учебной ситуации...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Вопросам обучения лексике методистами уделяется довольно большое внимание. В современной методике работа над лексикой правомерно рассматривается в свете задач развития речевых умений.Методика обучения...
Использование Интернет-ресурсов в обучении лексике на уроках иностранного языка
Данная работа предназначена для выступления в РМО учителей английского языка...