ЯЗЫКОВОЕ ПОРТФОЛИО КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
статья по английскому языку на тему

Комкова Мария Викторовна

Портфолио, создающееся для оценки уровня компетенции в области иностранных языков, получило название «языкового портфолио или портфеля». Создание портфолио (учебно-контрольных файлов и электронного портфолио) студента является одной из форм самостоятельной внеаудиторной работы студента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЯЗЫКОВОЕ ПОРТФОЛИО КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Портфолио, создающееся для оценки уровня компетенции в области иностранных языков, получило название «языкового портфолио или портфеля». Создание портфолио (учебно-контрольных файлов и электронного портфолио) студента является одной из форм самостоятельной внеаудиторной работы студента.

Цели создания и ведения портфолио

  •   Отмечать способности, умения, навыки и личный опыт студента на уровне самооценки, взаимооценки и оценки преподавателями
  •   Выполнять стартовую оценку уровня достижений студентов
  •   Исследовать собственное развитие в течение определенного времени
  •   Ставить реальные учебные цели, достижение которых возможно в ближайшем будущем
  •   Развивать у студентов навык рефлексии по поводу проделанной работы
  •   Развивать письменные навыки
  •   Обеспечивать преемственность в процессе обучения
  •   Контролировать и оценивать самостоятельную внеаудиторную работу студентов (промежуточная и итоговая аттестация)

Работа с «УКФ» осуществлена следующим образом. Каждый студент заводит файловую папку. Обложка или титульный лист оформляется исходя из вкусов самого студента. Далее преподаватель может, если считает нужным, конкретизировать свои требования.

Типы портфолио  

I тип – «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости студента и отражающая его успехи:

  •  грамоты, благодарности, достижения в спорте;
  •  благодарственные письма;
  •  табели успеваемости, значки, медали и т.п.

II тип – рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития студента, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане:

  •  контрольные и творческие работы;
  •  результаты психологического тестирования.

III тип – проблемно-исследовательское, связанное с написанием эссе, доклада, реферата, подготовкой к выступлению на студенческой конференции

IV тип – тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса

Содержание портфолио 

  •   Титульный лист
  •   Анкеты (Резюме, «Оценка собственных умений в общении», «Почему я изучаю иностранный язык?»)
  •   Результаты группового мониторинга
  •   Результаты индивидуального мониторинга
  •   Дипломы, грамоты, благодарности, творческие работы студентов и т.п.

Как предельный минимум содержание «УКФ» должно включать в себя следующие материалы (но вовсе необязательно ими ограничиваться):

  • Содержание «УКФ».
  • В первом файле помещается «Резюме» студента, оформленное по всем правилам ведения деловой документации, один из пунктов резюме – уровень владения иностранным языком. Уровень студенты могут определить по таблице с требованиями к владению языком по языковым компетенциям: аудированию, говорению, чтению и письму.
  • Следующий файл – тест «Почему я изучаю английский язык». В нем собраны варианты ответов, начиная с того, что это просто учебная дисциплина в моем расписании и заканчивая тем, что моя карьера и карьерный рост зависят не только от практического применения компетенций по учебным дисциплинам конкретной специальности, но и одного или нескольких иностранных языков. Данный тест может быть импульсом для осознания целей и началом самостоятельного пути по их реализации.
  • Далее может идти тест «Что я умею говорить на английском языке». В тесте предлагается подумать, как я могу общаться на иностранном языке, что я могу сказать свободно и что не могу. Как уже отмечалось, «УКФ» демонстрирует прогресс во времени, поэтому подобные тесты можно повторять, используя дополнительные вопросы и более сложные задания.
  • После того, как студенты поставили себе цели и определили свои возможности, целесообразно написать «Список желаний», т.е. сформулировать самим или с помощью преподавателя, родителей, близких друзей пожелания самоизменения и немного помечтать об этом. Например, хочу свободно понимать песни моей любимой группы на английском языке, хочу путешествовать и не испытывать трудностей в общении, хочу выиграть грант и учиться в Великобритании. Желание может быть совсем скромным – хочу понимать преподавателя, читать и писать без ошибок. «Список желаний» может быть оформлен как сочинение, эссе или просто список дел.
  • Эссе, доклады, проекты (темы даются в соответствии с учебной программой иностранного языка и могут варьироваться в соответствии с желанием студента.
  • Домашние работы. Студент может оформить любую домашнюю работу или работы, чтобы в дальнейшем пользоваться своими записями.
  • Контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.
  • Любимая работа – может являться эталоном для студента (в оформлении, собранном материале, оценке).
  • Фотоальбом (с описанием событий).
  • Проспекты (колледжа и т.д.)
  • Презентация. Каждый проект сопровождается презентацией в аудитории. Для успешной защиты проекта необходимо продумать и написать, что студент скажет на защите своего проекта. Презентация-защита должны быть максимально приближена к реальной жизни.
  • Дипломы олимпиад и конкурсов, свидетельства о прохождении определённых курсов (иностранного языка и др.), набор сертификатов индивидуальных учебных достижений.
  • Оценивание портфолио:

-   в конце каждого семестра – преподаватели и сокурсники с помощью оценочных листов

-     в конце учебного года – выступление перед аудиторией

Электронное портфолио

  •   Электронное портфолио (электронный портфель - e-portfolio) является электронной версией документированных отчетов студентов о достижениях в усвоении той или иной учебной дисциплины.
  •   Отчеты могут включать в себя письменные работы, творческие задания, результаты тестирования, сертификаты, аудио- и видеоматериалы и другие свидетельства результатов обучения
  •   Оценка электронных портфолио может быть оформлена в виде бланков оценки

Создание портфолио в электронном виде позволяет:

  • Представить работы студентов в более полном и наглядном виде за счет использования различных форматов – текстового, аудио, графического, видео;
  •   Хранить, редактировать и демонстрировать работы;
  •   Обеспечить оперативный доступ, в том числе и дистанционный, к материалам электронного портфеля

Для создания электронных портфолио используются различные программные средства, в том числе и специальные онлайн-оболочки, которые позволяют размещать работы студентов на образовательных веб сайтах.

Следует отметить, что содержание «УКФ» может меняться, в него можно добавлять любую информацию по желанию студента или по усмотрению преподавателя. В ходе работы студент рассуждает, у него формируется внутренняя программа действий и возрастает мотивация к изучению иностранного языка, формируется профессионально-коммуникативная компетенция, которая и является главной целью обучения иностранному языку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта: "Языковой портфолио как средство рефлексивного обучения иноязычной письменной речи."

Долгое время обучение иноязычной письменной речи в общеобразовательной школе придавалось второстепенное значение. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, как сре...

Языковое тестирование как способ контроля при обучении английскому языку

Языковое тестирование как способ контроля при обучении английскому языку...

статья " Языковое портфолио как возможность развития самоконтроля и самооценки учащихся"

В статье автор описывает свой опыт внедрения "Языкового портфолио" в образовательный процесс, дает определение языковому портфолио и приводит этапы работы по его созданию....

Портфолио как форма контроля и оценки достижений учащихся

Портфель достижений – это один из способов организации накопительной системы оценки, фиксирования индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе.Портфель достижений явл...

Доклад ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Доклад  "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА  КАК ОДНОЙ  ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ  НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА " подготовлен к заседанию цикловой методической комиссии, 2017 год...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА ВУЗА

Особенности моделирования учебно-речевых ситуаций на занятиях по английскому языку....