«Мотивация школьников к изучению английского языка».
методическая разработка по английскому языку на тему
Данное диагностическое исследование позволяет установить и повысить уровень мотивации школьников к изучению иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_saprygina.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
учителя английского языка «СОШ № 6»
Сапрыгиной Натальи Юрьевны
«Мотивация школьников к изучению английского языка».
Современное школьное образование учитывает возросший интерес и потребности к изучению иностранных языков. Образовательные программы уделяют особое внимание запросам общества и целям изучения иностранного языка. Родители и педагоги понимают ценность знания иностранных языков, рассматривая это как залог будущей успешной карьеры ребенка. Однако такой подход не вызывает у детей желание прилежно и основательно заниматься изучением иностранного языка.
Такое положение вещей стало серьезной проблемой для меня как учителя английского языка. Несмотря на то, что родители многих наших учеников имеют доходы, позволяющие путешествовать заграницу или способствовать получению образования за рубежом, заинтересованность учеников в получении знаний в области иностранного языка находится на очень низком уровне. К тому же, большинство детей старшего школьного возраста не видят перспектив получения высшего образования и трудоустройства с необходимым знанием иностранного языка. Все это привело к необходимости повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка.
Проанализировав ситуацию, была намечена цель: повышение уровня мотивации школьников для повышения качества знаний.
Основные этапы работы:
- Вводная диагностика уровня мотивации.
- Изучение теории по вопросам повышения мотивации обучения у детей.
- Практика по внедрению изученного теоретического материала по вопросам повышения мотивации обучения у детей с промежуточной диагностикой и корректировкой.
- Диагностика уровня мотивации. Самоанализ проделанной работы.
Для решения данной проблемы проведена диагностика по отслеживанию уровня мотивации к изучению предмета английский язык по таким параметрам:
- заинтересованность в усвоении английского языка;
- престиж в знании языка;
- влияние семьи на необходимость изучения языка;
- роль учителя в преподавании предмета.
Цель исследования: выявление особенностей мотивации у школьников к изучению английского языка.
Определены следующие задачи:
- Провести анализ исследований по проблемам мотивации учебной деятельности и её специфики при изучении английского языка.
- Выявить психологические особенности мотивации школьников к изучению английского языка.
- В ходе диагностики определить условия развития мотивации школьников к изучению английского языка на основе осознания или практической ценности владения иностранным языком, интереса к особенностям языка и культуры народа, и опыта общения на английском языке в игровых и реалистических ситуациях.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью комплекса методов исследования.
Какова мотивация изучения иностранного языка?
В опросе и анкетировании планируется участие учителя английского языка, классных руководителей, учащихся классов и их родителей.
Вопросы представлены в таблице.
В опросах и анкетировании принимали участие:
Учителя - классные руководители, ученики 3, 6, 7 классов и их родители. Учитель английского языка Н.Ю. Сапрыгина. В качестве образца исследования была взята работа Старковой Т.Н.
Опрос для родителей
№ | Вопрос | ответы |
1.Для чего изучаем английский язык? | ||
1 | Так надо родителям. Чтобы порадовать родителей | |
2 | Это нужно учителям. Чтобы порадовать учителя | |
3 | Это нужно детям | |
4 | Чтобы быть не отставать от друзей | |
5 | Это интересно | |
6 | Чтобы побольше узнать | |
6 | Знание иностранного языка развивает личность | |
7 | Отразится ли знание английского языка в перспективе трудоустройства | |
2. Кто больше всего заинтересован в изучении иностранного языка | ||
1 | В обучении английскому языку, скорее заинтересованы родители | |
2 | В обучении английскому языку, скорее заинтересованы педагоги | |
3 | Детям интересно изучать его независимо от позиции родителей и педагогов | |
3. Всегда ли понимают дети важность изучения предмета для своего будущего | ||
1 | Понимают | |
2 | Не понимают | |
3 | Не всегда | |
4. Причины слабой успеваемости детей по английскому языку | ||
1 | Плохое самочувствие | |
2 | Сложность предмета | |
3 | Потеря интереса к изучению английского языка из-за сложности предмета | |
4 | Потеря интереса к изучению английского языка из-за большой учебной нагрузки | |
5 | Недостаточная работа ребенка на уроке | |
6 | Недостаточная работа ребенка дома (невыполнение домашних заданий) | |
7 | Слабая мотивация изучения предмета | |
5. Это поможет при изучении иностранного языка | ||
1 | Индивидуально -дифференцированный подход | |
2 | Строгий контроль, оценочное подкрепление со стороны учителя | |
3 | Использование наглядных пособий | |
4 | Эмоциональность, увлеченность учителя | |
5 | Игровые технологии | |
6 | Соревновательные техники | |
7 | Работа в группах | |
8 | Творческие задания | |
9 | Объяснение важности знания английского языка и практической необходимости | |
10 | Использования технического оборудования | |
11 | Приобщение детей к английской культуре | |
12 | Использование чего-то нового в процессе обучения |
Опрос №2 для детей направлен на определение мотивации изучения английского языка на начало, промежуточный и конец эксперимента, дал следующие результаты.
Параллель 3 классов:
№ | Вопрос | Ответы детей на 2014-15 г | ||
1 полугодие | 2 промежуточный этап | Конец года | ||
1 | Нравятся уроки. | 70% | 60% | 80% |
2 | Радуются, если уроки отменяют. | 80% | 70% | 50% |
3 | Предпочли бы пойти на урок. | 40% | 60% | 80% |
4 | Хочу, чтобы урок не отменяли. | 60% | 60% | 80% |
5 | Хотели бы получать домашнее задание? | 30% | 40% | 50% |
6 | Заставляют ли вас родители учить английский или нет? | 40% | 70% | 80% |
Рейтинг мотивов изучения английского языка на начало, промежуточный этап и конец эксперимента представлен в следующей диаграмме:
№ | Вопрос | Ответы детей | ||
1 полугодие | 2 промежуточный этап | Конец года | ||
1 | Хочу больше знать | 30% | 60% | 80% |
2 | Найти престижную работу | 20% | 40% | 50% |
3 | Не опозорить класс | 50% | 50% | 50% |
4 | Доставить радость родителям | 70% | 60% | 70% |
5 | Доставить радость учителю | 10% | 30% | 40% |
6 | Не отставать от друзей | 60% | 70% | 70% |
Параллель 6-7 классов:
№ | Вопрос | Ответы детей | ||
1 полугодие | 2 промежуточный этап | Конец года | ||
1 | Нравятся уроки. | 30% | 60% | 70% |
2 | Радуются, если уроки отменяют. | 70% | 60% | 50% |
3 | Предпочли бы пойти на урок. | 30% | 50% | 60% |
4 | Хочу, чтобы урок не отменяли. | 50% | 50% | 60% |
5 | Хотели бы получать домашнее задание? | 20% | 40% | 50% |
6 | Заставляют ли вас родители учить английский или нет? | 30% | 50% | 60% |
Рейтинг мотивов изучения английского языка на начало, промежуточный этап и конец эксперимента представлен в следующей диаграмме:
№ | Вопрос | Ответы детей | ||
1 полугодие | 2 промежуточный этап | Конец года | ||
1 | Хочу больше знать | 40% | 60% | 70% |
2 | Найти престижную работу | 30% | 60% | 80% |
3 | Не опозорить класс | 30% | 40% | 50% |
4 | Доставить радость родителям | 40% | 40% | 50% |
5 | Доставить радость учителю | 10% | 30% | 40% |
6 | Не отставать от друзей | 50% | 60% | 70% |
Выводы:
На начальном этапе 80 % родителей убеждены в том, что в настоящее время необходимо знать английский язык. Только 30% детей действительно сами заинтересованы в изучении иностранного языка. Большинство обучающихся не понимают важность изучения предмета. Родители отмечают снижение интереса к изучению английского языка из-за трудностей учебного материала и возрастающей учебной нагрузки по всем предметам. Этот факт подтверждает более 50% детей. Родители не принимают активного участия в помощи детям.
Для решения проблем слабой успеваемости детей был разработан план их устранения.
- Провести диагностику и выявить слабые стороны учеников и их индивидуальные особенности.
- Разработать педагогический инструментарий по повышению мотивации детей и снятию языкового барьера на уроках английского языка
- Разработать методические рекомендации для родителей по повышению качества успеваемости обучающихся.
- Провести индивидуальные беседы с родителями.
По результатам диагностики на начало и эксперимента видно, что для всех учащихся главными мотивами изучения английского языка в начальном звене стало желание не отставать от друзей и доставить радость родителям, а интерес к языку и культуре другого народа и собственные смысложизненные ориентации занимают более низкие позиции. В процессе работы над данной проблемой по всем пунктам наблюдается значительный подъем. Родители стали уделять больше внимания данной проблеме. У детей появилась уверенность в себе и желание работать и получать знания.
Проделанная работа дала положительные результаты. Как следствие вопрос о применении технологий критического мышления и информационно коммуникативных технологий на уроках английского языка в дальнейшем стоит на первом месте. За основу диагностических работы был взят опыт Старковой Т.Н. и личные исследования .https://yandex.ru/search/?lr=11177&msid=1496213248.23381.20941.16939&text=%C2%AB%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BA%20%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E%20%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%C2%BB.%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%A2.%D0%9D.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении - одно из перспективных направлений образо...
"Повышение мотивации школьников к изучению английского языка через социокультурную направленность обучения"
Выступление на ШМО по теме самообразования (2008-2009 учебный год)...
"Мотивация школьников к изучению английского языка"
Из опыта работы "Мотивация школьников к изучению английского языка"....
Способы повышения мотивации школьников к изучению английского языка
Данное выступление предназначено для учителей инностранного языка....
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Более 97% учащихся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием, но через некоторое время интерес значительно ослабевает, а к восьмому классу он пропадает у 86% учащихся.Как сохрани...
Статья "К вопросу о мотивации школьников при изучении английского языка"
Рассмотрены вопросы мотивации к изучению английского языка обучающихся...
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛАБольшинство учащихся приступают к изучению английского языка с интересом и желанием, но через ...