Статья "К вопросу о мотивации школьников при изучении английского языка"
статья по английскому языку
Рассмотрены вопросы мотивации к изучению английского языка обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_k_voprosu_o_razvitii_motivatsii.docx | 61.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Варламова Д.В.
учитель английского языка ГБОУ № 537
Московского района Санкт-Петербурга
К вопросу о развитии мотивации школьников при изучении английского языка
В современных условиях глобализации и формирования «общества знаний» обмен информацией посредством коммуникаций, в том числе и межкультурных, предъявляет повышенные требования к знанию и владению иностранным языком. Английский язык превратился в инструмент, способствующий эффективной профессиональной реализации человека в современном обществе. Важно отметить, что недостаточный уровень мотивации к изучению иностранного языка у школьников может стать серьёзной проблемой на пути формирования востребованных современным обществом языковых и межкультурных компетенций, их личностного развития в целом.
В исследованиях И.Н. Андреевой, И.А. Зимней, В.В. Рыжова, Н.В. Шутовой и др. отмечается, что у современных школьников присутствует недостаточная мотивированность к изучению иностранного языка.
На снижение мотивации напрямую влияет недостаточный уровень знаний, пониженный интерес к учебной деятельности, сложившиеся отношения в коллективе и др. В свою очередь, по мнению исследователей, основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности;
- коллективные формы учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности учителя [1].
Мотивация школьников к изучению английского языка представляет целостный процесс, компонентами которого являются [2]:
- мотивационно-ценностный (характеризует цель изучения школьником английского языка);
- мотивационно-результативный (проявляется в готовности преодолевать трудности, удовлетворенности полученным результатом);
- мотивационно-эмоциональный (выражает эмоциональное отношение школьников к изучению английского языка, учебным заданиям, динамику эмоционального состояния).
Задачей учителя является влияние на все вышеперечисленные компоненты с целью формирования положительной учебной мотивации школьников к изучению английского языка: целеполагание с начала изучения английского языка, информирование о прикладном характере получаемых знаний, ориентация школьников на достижение результатов, в том числе в рамках конкурсных мероприятий, обязательная обратная связь и коррекция ошибок, тщательный отбор предметных материалов (тексты, вопросы для обсуждения, задания), которые должны быть близки и понятны учащимся, выбор соответствующих методических приемов и др.
На наш взгляд, перспективными способами повышения мотивации школьников к изучению английского языка являются:
- Активное использование инновационных образовательных технологий, включая игровые, проектные и интерактивные технологии, методы проблемного обучения.
Наиболее часто учителями английского языка применяются: метод проектов, ролевые и деловые игры, дискуссии, тренинги, устные и письменные презентации, кейс-задания.
- Эффективное применение современных технологий, имеющихся в распоряжении учителя в настоящее время, включая компьютерную технику, интерактивные доски, аудио проигрыватели, видео устройства и др.
В условиях распространения новой короновирусной инфекции широкое распространение получили платформы для проведения онлайн занятий и консультаций, включая ZOOM, MsTeams, Яндекс, Google и др. Имеется положительный опыт взаимодействия со школьниками при помощи понятных и активно используемых ими мессенджеров и социальных сетей.
- Внеучебная деятельность, направленная на углубление материала школьной программы, а также формирование межкультурных компетенций школьников путем чтения, прослушивания и просмотра аутентичных материалов, проведения тематических мероприятий, посвященных различным культурным аспектам стран, где английский является родным языком, организация встреч, в том числе онлайн, с носителями английского языка и др.
- Участие школьников в конкурсах и олимпиадах, которые позволяют оценить потенциал, выявить пробелы в знаниях, сформировать мотивацию к дальнейшему изучению языка и личностному саморазвитию.
Каждый из них имеет преимущества и ограничения в процессе практического применения на занятиях английского языка. Тем не менее, их использование способно повысить мотивацию обучающихся к изучению языка, сформировать требуемые языковые и межкультурные компетенции, внести вклад в личностное развитие обучающихся.
Список литературы
- Архипова М.В. К вопросу о развитии мотивации изучения иностранного языка у современных школьников // [Электронный ресурс] URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21092 (дата обращения 21.04.2021).
- Баяндина Е.Ф., Шамшурова М.Ю. Проблема мотивации в изучении английского языка // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-motivatsii-v-izuchenii-angliyskogo-yazyka (дата обращения 15.04.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении - одно из перспективных направлений образо...
"Повышение мотивации школьников к изучению английского языка через социокультурную направленность обучения"
Выступление на ШМО по теме самообразования (2008-2009 учебный год)...
"Мотивация школьников к изучению английского языка"
Из опыта работы "Мотивация школьников к изучению английского языка"....
Способы повышения мотивации школьников к изучению английского языка
Данное выступление предназначено для учителей инностранного языка....
«Мотивация школьников к изучению английского языка».
Данное диагностическое исследование позволяет установить и повысить уровень мотивации школьников к изучению иностранного языка...
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Более 97% учащихся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием, но через некоторое время интерес значительно ослабевает, а к восьмому классу он пропадает у 86% учащихся.Как сохрани...
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛАБольшинство учащихся приступают к изучению английского языка с интересом и желанием, но через ...