"Мотивация школьников к изучению английского языка"
статья по английскому языку по теме
Из опыта работы "Мотивация школьников к изучению английского языка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_t._n._starkovoy_motivatsiya_izucheniya_in._yazyka.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
учителя английского языка МКОУ Светловская ООШ
Старковой Татьяны Николаевны
«Мотивации школьников к изучению английского языка».
Специфику обучения иностранным языкам в школе рассматривали И.А. Зимняя. Е.И.Пассов, вопросы психолингвистического сопровождения процесса обучения иностранным языкам А.А. Леонтьев и психологические механизмы овладения иностранным языком Б.В. Беляев.
Ценный вклад в понимание учебной мотивации вносит концепция Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В. Хеннинг, Л.И. Бажович и А.К.Маркова.
Современное школьное образование учитывает возросший интерес и потребности к изучению иностранных языков. Образовательные программы уделяют особое внимание запросам общества и целям изучения иностранного языка. Родители и педагоги понимают ценность знания иностранных языков, рассматривая это как залог будущей успешной карьеры ребенка. Однако такой подход не вызывает у детей желание прилежно и основательно заниматься изучением иностранного языка.
Такое положение вещей стало серьезной проблемой для меня как учителя английского языка. Я работаю учителем английского языка в МКОУ Светловская ООШ с 2004 года. Наша школа находится в сельской местности. Родители наших учеников имеют невысокие доходы и поэтому не имеют возможности путешествовать заграницу или способствовать получению образования за рубежом. К тому же, большинство детей старшего школьного возраста не видят перспектив получения высшего образования и трудоустройства с необходимым знанием иностранного языка. Все это натолкнуло на мысль разобраться в данной ситуации, и мне необходимо повышение мотивации школьников к изучению иностранного языка.
Проанализировав ситуацию наметила цель: повышение уровня мотивации школьников для повышения качества знаний.
Наметила основные этапы.
- Вводная диагностика уровня мотивации.
- Изучение теории по вопросам повышения мотивации обучения у детей.
- Практика по внедрению изученного теоретического материала по вопросам повышения мотивации обучения у детей с промежуточной диагностикой и корректировкой.
- Диагностика уровня мотивации. Самоанализ проделанной работы.
Для решения данной проблемы проведена диагностика по отслеживанию уровня мотивации к изучению предмета английский язык по таким параметрам:
- заинтересованность в усвоении английского языка;
- престиж в знании языка;
- влияние семьи на необходимость изучения языка;
- роль учителя в преподавании предмета.
Цель исследования: выявление особенностей мотивации у школьников к изучению английского языка.
Определены следующие задачи:
- Провести анализ исследований по проблемам мотивации учебной деятельности и её специфики при изучении английского языка.
- Выявить психологические особенности мотивации школьников к изучению английского языка.
- В ходе диагностики определить условия развития мотивации школьников к изучению английского языка на основе осознания или практической ценности владения иностранным языком, интереса к особенностям языка и культуры народа, и опыта общения на английском языке в игровых и реалистических ситуациях.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью комплекса методов исследования.
Какова мотивация изучения иностранного языка
В опросе и анкетировании планируется участие учителя английского языка, классных руководителей, учащихся классов и их родителей.
Вопросы представлены в таблице.
В опросах и анкетировании принимали участие:
Учителя - классные руководители 2-4 и 5-9 классов. Ученики 5-9 классов и их родители. Учитель английского языка Т.Н. Старкова
№ | Вопрос | ответы |
1.Для чего изучаем английский язык? | ||
1 | Так надо родителям. Чтобы порадовать родителей | |
2 | Это нужно учителям. Чтобы порадовать учителя | |
3 | Это нужно детям | |
4 | Чтобы быть не отставать от друзей | |
5 | Это интересно | |
6 | Чтобы побольше узнать | |
6 | Знание иностранного языка развивает личность | |
7 | Отразится ли знание английского языка в перспективе трудоустройства | |
2. Кто больше всего заинтересован в изучении иностранного языка | ||
1 | В обучении английскому языку, скорее заинтересованы родители | |
2 | В обучении английскому языку, скорее заинтересованы педагоги | |
3 | Детям интересно изучать его независимо от позиции родителей и педагогов | |
3. Всегда ли понимают ли дети важность изучения предмета для своего будущего | ||
1 | Понимают | |
2 | Не понимают | |
3 | Не всегда | |
4. Причины слабой успеваемости детей по английскому языку | ||
1 | Плохое самочувствие | |
2 | Плохое объяснение материала учителем | |
3 | Потеря интереса к изучению английского языка из-за сложности предмета | |
4 | Потеря интереса к изучению английского языка из-за большой учебной нагрузки | |
5 | Недостаточная работа ребенка на уроке | |
6 | Недостаточная работа ребенка дома (невыполнение домашних заданий) | |
7 | Слабая мотивация изучения предмета | |
5. Это поможет при изучении иностранного языка | ||
1 | Индивидуально -дифференцированный подход | |
2 | Строгий контроль, оценочное подкрепление со стороны учителя | |
3 | Использование наглядных пособий | |
4 | Эмоциональность, увлеченность учителя | |
5 | Игровые технологии | |
6 | Соревновательные техники | |
7 | Работа в группах | |
8 | Творческие задания | |
9 | Объяснение важности знания английского языка и практической необходимости | |
10 | Использования технического оборудования | |
11 | Приобщение детей к английской культуре | |
12 | Использование чего-то нового в процессе обучения |
Выводы:
На начальном этапе
Все родители убеждены в том, что в настоящее время необходимо знать английский язык. Только 30% детей действительно сами заинтересованы в изучении иностранного языка.
Родители отмечают снижение интереса к изучению английского языка из-за трудностей учебного материала и возрастающей учебной нагрузке по всем предметам. Этот факт подтверждает более 50% детей
Анкета Н.Г. Лускановой, направленная на определение мотивации изучения английского языка на начало, промежуточный и конец эксперимента, дала следующие результаты.
№ | Вопрос | Ответы детей | |
2008-2009 | 2013-2014 | ||
1 | Нравятся уроки. | 70% | 90% |
2 | Радуются, если уроки отменяют. | 80% | 40% |
3 | Предпочли бы пойти на урок. | 20% | 60% |
4 | Хочу, чтобы урок не отменяли. | 30% | 60% |
5 | Хотели бы получать домашнее задание? | 40% | 50% |
6 | Заставляют ли вас родители учить английский или нет? | 30% | 50% |
По результатам диагностики отчетливо видно, что прерогативы учащихся на начало и конец эксперимента изменились. Повышение уровня мотивации особенно заметно по вопросам 2 и 6.
Рейтинг мотивов изучения английского языка на начало, и конец эксперимента представлен в следующей диаграмме:
№ | Вопрос | Ответы детей | |
2008-2009 | 2013-2014 | ||
1 | Хочу больше знать | 60% | 90% |
2 | Найти престижную работу | 30% | 80% |
3 | Не опозорить класс | 50% | 50% |
4 | Доставить радость родителям | 70% | 80% |
5 | Доставить радость учителю | 80% | 80% |
6 | Не отставать от друзей | 80% | 80% |
По результатам диагностики на начало и конец эксперимента практически для всех учащихся главный мотив изучения английского языка стало желание больше знать.
Вторым мотивом, все ученики выбирали доставить радость родителям». Довольно часто учащиеся выбирали мотив «не отставать от друзей».
Выводы:
1.Современная социальная ситуация вызывает заинтересованность в усвоении английского языка в целях более успешного образования и трудоустройства. Это осознают родители, но в начале эксперимента дети разделяли их установки только из послушания. Благодаря использованию информационно коммуникативных технологий на уроках английского языка уровень мотивации учащихся достаточно изменился.
2.Динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от недифференцированного мотива любознательности к специфическому интересу к языку и культуре другого народа, от послушания родителям к мотивам собственной смысложизненной ориентации.
Изучение мотивации при обучении английского языка позволило повысить качество знаний и интереса к предмету. Повышению уровня мотивации способствовало применение информационно коммуникативных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении - одно из перспективных направлений образо...
"Повышение мотивации школьников к изучению английского языка через социокультурную направленность обучения"
Выступление на ШМО по теме самообразования (2008-2009 учебный год)...
Способы повышения мотивации школьников к изучению английского языка
Данное выступление предназначено для учителей инностранного языка....
«Мотивация школьников к изучению английского языка».
Данное диагностическое исследование позволяет установить и повысить уровень мотивации школьников к изучению иностранного языка...
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Более 97% учащихся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием, но через некоторое время интерес значительно ослабевает, а к восьмому классу он пропадает у 86% учащихся.Как сохрани...
Статья "К вопросу о мотивации школьников при изучении английского языка"
Рассмотрены вопросы мотивации к изучению английского языка обучающихся...
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛАБольшинство учащихся приступают к изучению английского языка с интересом и желанием, но через ...