Компетентностно-ориентированные задания как компонент оценивания предметных результатов.
методическая разработка по английскому языку (5 класс) на тему

Шамина Оксана Сергеевна

Использование КОЗ для оценки знаний учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шамина Оксана Сергеевна

НРМОБУ СОШ № 1 п. Салым

Учитель английского языка

Компетентностно-ориентированные задания как компонент оценивания предметных результатов.

           Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования выдвигает требования к освоению учащимися метапредметных результатов образования через формирование у них системы универсальных учебных действий. Существующий учебно-методический комплекс в неполной мере удовлетворяет этим требованиям (в частности с той стороны, что касается постановки вопросов, перечня предлагаемых заданий). (слайд 2)

            Педагог при подготовке к  уроку и разработки его дидактической основы определяет, какие предметные, метапредметные результаты он планирует достичь. Существуют различные инструменты достижения этих результатов. И одним из них являются компетентностно-ориентированные задания. (слайд 3) Структура компетентностно-ориентированного задания построена таким образом, что позволяет педагогу и учащемуся максимально использовать заложенные в нем возможности как для формирования различных умений, так и для их проверки.

              Задание содержит: (слайд 4)

- стимул, который погружает ученика в контекст задания, мотивирует его на предстоящую деятельность и ориентирует на овладение познавательными универсальными действиями;

- заданную формулировку, которая точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания, практикует учащихся в освоении регулятивных и познавательных действий;

- источник информации стимулирует обучающихся на развитие познавательных действий;

- модельный ответ развивает регулятивные УУД (например, мотивирует учеников на контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекцию способа действия и его продукта);

-инструмент оценивания позволяет развивать навыки регулятивных УУД (н-р, критерии и баллы позволяют ученику определить уровень усвоения не только учебного материала, но и уровень овладения универсальными учебными действиями. Результат деятельности оценивается в режиме самопроверки или взаимопроверки) и дает возможность отработать коммуникативные действия.

               Объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

В систему оценки предметных результатов входят: (слайд 5)

- опорные знания, включающие в себя: ключевые понятия, правил, факты, методы, понятийный аппарат.

- предметные действия: использование знаково-символических средств в рамках преобразования, представления и интерпретации информации и логических действий ( сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление причинно-следственных связей и анализ).

          Оценивание призвано стимулировать учение посредством:

-оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он привнес в выполнении задания или в изучении темы;

-учета индивидуальных потребностей в учебном процессе;

-побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения. (слайд 6)

          Цель оценки предметных результатов - оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения. В итоге учащиеся должны научиться кратко высказываться о фактах, событиях, используя такие типы речи, как описание , повествование, сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения; научиться выражать свое отношение к прочитанному (услышанному) тексту. Высказываться на заданную тему с опорой на ключевые слова, план, вопросы. Обучающиеся 5 класса учатся понимать основное содержания аутентичных прагматических текстов, выделять нужную информацию.

          Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Для самопроверки учащихся предлагаются тесты, которые позволяют им самостоятельно оценивать степень освоения пройденного материала при подведении итогов четверти до проведения контрольной работы.

           Однако переход на стандарт основного общего образования показал, что не все обучающиеся обладают умением работы с учебником, иногда возникают сложности в умении спланировать свою работу. Сложности возникают в умении дать оценку своей деятельности, т.е. сформулировать адекватную самооценку.

               Мой опыт работы небольшой, однако  мне есть, что рассказать и чем поделиться с моими коллегами.  Я веду уроки  английского языка в 5-6 классах по программе ФГОС ООО. Одним из важных компонентов урока является, конечно же, оценивание знаний учащихся. Для этого мною используются задания  в  виде тестов, по которым можно оценить уровень знаний учащихся и поставить объективную оценку. Детям очень нравится работать по тестам, и даже слабые ученики справляются с этим заданием. Такие задания удобно проводить после изученных тем на любом этапе урока. (слайд 7)

  1. Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов:

    Выберите верный ответ.

Выбери неправильный глагол из представленных глаголов:

1. wash         2. visit                3. live                4. fly                5. open

Правильный ответ: 4.

Оценивание: за правильный ответ - 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

Одним из вариантов оценивания является  задание с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов. Такое задание позволяет обратить внимание на точный ответ. Обычно используют для экспресс-диагностики,  при адаптивном тестировании или для самоконтроля, когда учащемуся необходимо оперативно выявить пробелы в собственных знаниях. Результат теста – формирование у учащихся таких навыков, как работа с текстом. Несмотря на сложность задания, 80% учащихся справляются с ним.

(слайд 8)

  1. Задание с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов:

Выберите вариант ответа, который считаете правильным.

Переведи слово  «бабушка» на английский язык:

1. grandma

2. grandmother

3. grandma, grandmother.

Правильный ответ: 3

Оценивание:  за правильный ответ 1 балл, за неправильный 0 баллов

Задание с альтеративным ответом – хорошее оценочное средство, направленное на формирование таких навыков как развитие речи, мыслительной деятельности. Задания альтернативных ответов являются самыми простыми, но не самыми распространенными при составлении тестов. Задания альтернативных ответов применяются для оценки одного элемента знаний. Способствует выявлению уровня усвоения сложных развернутых правил, определений. (слайд 9)

  1. Задание с альтернативным ответом:

Прочитайте предложения и выполните задание.

Если Вы согласны с утверждением, отвечаете «True», если не согласны  - «False».

Утверждение

True

False

1

Trees give us wood.

2

Trees give us vegetables.

3

Trees give a home to many animals.

4

People live in the trees.

5

Trees give us oxygen to breathe.

6

Trees don’t give us shade from the sun.

Правильные ответы – 1, 3, 5 – True;  2, 4, 6 – False.

Оценивание: если все правильно 2 балла, если допущена одна ошибка 1 балл, если 2 ошибки 0 баллов.

Задание на установление соответствия дети любят больше всего. Его можно проводить в разных формах. В заданиях на установление соответствия проверяется знание связей между элементами двух множеств. Такие задания позволяют проверить так называемые ассоциативные знания - знания о взаимосвязи определений и фактов, форм и содержания, о соотношении между различными предметами, свойствами. Основная сфера применения заданий на соответствие - это текущий и тематический контроль знаний. Также они хорошо подходят для самоподготовки и самоконтроля. В результате у детей повышается учебный интерес. (слайд 10)

  1. Задания на установление соответствия:

Установите соответствие.

Составь словосочетания:

1. wash                a. homework

2. have                b. TV

3. watch                c. face and hands

4. go                        d. breakfast

5. do                        e. to bed

Ответ: 1-с, 2-d, 3-b, 4-e, 5-a

Оценивание: если все правильно 2 балла, если допущена одна ошибка 1 балл, если 2 ошибки 0 баллов.

         Задание на завершение предложения – одно из оценочных средств, которое направлено на развитие речи учащихся, мыслительного процесса.

Результат теста-формирование мотивации учащихся к изучению языка. (слайд 11)

  1. Задание на завершение предложения:

Продолжи предложение: In winter I like to…

Оценивание: если правильно 1 балл, если нет 0 баллов.

При анализе тестовых работ хорошо видно какими навыками овладели учащиеся поэтому в 6 классе я продолжу работу по оцениванию знаний учащихся, используя уже другие задания.

Конечно же задания, которые используются в моей работе, видоизменяются. Я затронула несколько, их можно варьировать в зависимости от возрастных особенностей класса. Среди 5-классников есть учащиеся, которым рекомендована индивидуальная программа. Это дети с ОВЗ. Тут несколько иной подход и тестовые задания представлены в другой, более упрощенной форме.

В 5 классе формируются навыки говорения, чтения, письма, аудирования, поэтому перед учителем стоит важная проблема – сформировать эти навыки у ребенка, оценить его достижения.

      Основными проблемами при обучении является наполненность групп, отсутствие лингафонных кабинетов, отсутствие мотивации учеников.

      Одной из проблем развития общего образования в ХМАО-Югра, которые обозначены в стратегии развития образования ХМАО является медленный переход к образованию, который ориентирован на компетентностный подход, т. е. слабый индивидуальный процесс обучения и превалированности классно-урочной формы организации учебного процесса. Не всегда эффективно использование информационно-коммуникативной технологии, поэтому задача учителя английского языка, начиная с первых ступеней обучения, заинтересовать ребёнка, учитывая возрастные особенности, увидеть или открыть в нем языковую способность и правильно оценить его возможности и способности, на это и ориентированы компетентностно-ориентированные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Особенности оценивания предметных результатов

Особенности оценивания предметных результатов...

Рекомендации по оцениванию предметных результатов по географии

Критерии оценивания предметных результатов  обучения по географииФормы контроля: устный ответ, письменная работа,  практические работы, тест, проект, работа на контурной карте , работа с тек...

Статья «Система критериального оценивания предметных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования в предмете «английский язык»

Принципы построения учебного предмета в системе развивающего обучения для всех предметов одинаковы, тогда как формы, методы и приемы организации контроля могут отличаться. Таким образом возникла необх...

Система оценивания предметных результатов

Методическая разработка  Система оценивания предметных результатов...

«Система критериального оценивания предметных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования в предмете «английский язык»

Наша школа имеет многолетний опыт внедрения технологии развивающего обучения. На начальных этапах становления системы в школе приоритетным направлением выделялась контрольно-оценочная деятельность на ...