Рекомендации по оцениванию предметных результатов по географии
методическая разработка по географии
Критерии оценивания предметных результатов обучения по географии
Формы контроля: устный ответ, письменная работа, практические работы, тест, проект, работа на контурной карте , работа с текстом, реферат
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_otsenivaniyu_rezultatov_obucheniya_geografii.docx | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии оценивания предметных результатов обучения по географии
Формы контроля: устный ответ, письменная работа, практические работы, тест, проект, работа на контурной карте , работа с текстом, реферат
Результатом проверки результативности учебной деятельности обучающихся является отметка.
При определении уровня достижений обучающихся необходимо обращать особое внимание на:
• тематическую грамотность, логичность и доказательность в процессе изложения материала при ответе на поставленный вопрос или решения учебной задачи;
• точность и целесообразность использования географической терминологии и знание номенклатуры;
• системность полученных знаний, понимание структуры и взаимосвязи разделов курса;
• возможность объективных аналогий;
• применение методов аналитического и синтетического рассмотрения проблем курса;
• практические навыки в области географических исследований;
• самостоятельность, осознанность и обобщённость ответа обучающегося, его речевую грамотность.
Устный ответ
Высокий уровень Отметка «5» ставится, если обучающийся:
• показывает глубокое, всестороннее знание и понимание тематического материала, а также сущности рассматриваемых терминов, понятий, географических закономерностей, теорий, событий;
• строит полный и тематически правильный ответ, опираясь на ранее изученный материал;
• выделяет существенные признаки географических объектов и явлений;
• использует примеры для подтверждения теоретических положений;
• аргументированно отстаивает свою точку зрения, делая анализ, формулируя обобщения и выводы;
• устанавливает межпредметные и внутрипредметные связи между событиями, объектами и явления-
ми;
• применяет полученные знания в незнакомой учебной и жизненной ситуации;
• обоснованно и безошибочно излагает тематический материал, соблюдая последовательность его из-
ложения, используя чёткие и однозначные формулировки;
• строит логически связанный ответ, используя принятую географическую терминологию;
• делает обоснованные выводы;
• формулирует точные определения терминов и даёт научное толкование основных понятий, законов;
• творчески перерабатывает текст, адаптируя его под конкретную учебную задачу;
• излагает тематический материал литературным языком;
• отвечает на дополнительные вопросы учителя, одноклассников, участвуя в диалоге или полилоге;
• самостоятельно, рационально и адекватно ситуации использует средства обучения для достижения
поставленных учебных целей;
• применяет в процессе ответа для демонстрации состояния объектов, протекания явлений общепринятую в географии знаково-символьную систему условных обозначений;
• при необходимости, в зависимости от условия учебной задачи, опирается на результаты наблюдений и опытов;
• самостоятельно, безошибочно и адекватно ситуации выбора и принятия решения применяет полученные знания, умения и навыки учебной деятельности при рассмотрении учебных задач практической направленности;
• допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;
• владеет сформированными навыками работы с приборами;
• умеет преобразовывать тематическую информацию из одного вида в другой;
• демонстрирует знание карты и использование её при решении учебной задачи;
• показывает сформированность знаний, предметных и универсальных учебных действий.
Повышенный уровень Отметка «4» ставится, если обучающийся:
• демонстрирует знание изученного тематического материала;
• даёт самостоятельный, полный и тематически правильный ответ, при этом допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении тематического материала;
• даёт определения понятий и терминов, допуская небольшие неточности в формулировках или выводах и обобщениях на основе проведённых наблюдений и опытов или при использовании в ответе научной терминологии;
• материал излагает в правильной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно по требованию учителя
при его помощи или при помощи других обучающихся;
• подтверждает теоретические высказывания примерами;
• осознанно и правильно отвечает на дополнительные и наводящие вопросы учителя или других обучающихся;
• умеет самостоятельно выделять основные положения в тематическом материале;
• обобщает тематический материал, используя результаты наблюдений и опытов;
• формулирует выводы;
• устанавливает внутрипредметные и межпредметные связи;
• применяет полученные знания на практике в новой ситуации выбора и принятия решения, допуская неточности в содержании географического материала;
• соблюдает основные правила построения ответа, используя при этом литературную речь;
• составляет связное и логически последовательное изложение, восполняя допущенные пропуски в тематическом материале путём ответов на наводящие вопросы учителя или других обучающихся;
• имеет представление об элементарных реальных понятиях;
• понимает основные причинно-следственные взаимосвязи между изучаемыми объектами и явлениями;
• в основном знает содержание карты и умеет ею пользоваться при ответе на поставленный вопрос;
• при решении географических задач допускает ошибки, существенно не влияющие на результат деятельности;
• в основном показывает сформированность знаний, предметных и универсальных учебных действий.
Базовый уровень Отметка «3» ставится, если обучающийся:
• усвоил основное тематическое содержание;
• имеет пробелы в усвоении программного материала, не влияющие на дальнейшее усвоение тематического содержания;
• материал излагает фрагментарно, отсутствует логика в изложении;
• показывает недостаточную сформированность знания тематического материала, предметных и универсальных учебных действий;
• допускает ошибки в формулировании выводов и обобщений;
• слабо аргументирует высказывания;
• допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии;
• определения понятий, терминов даёт недостаточно чёткие, путаясь в формулировках;
• не использует в качестве доказательства выводы и обобщения, сделанные на основе наблюдений,опытов, или допускает ошибки при их трактовке;
• имеет затруднения в использовании теоретических знаний, необходимых для решения практических задач, а также при применении конкретных примеров;
• отвечает неполно на наводящие вопросы учителя или других обучающихся или даёт репродуктивный ответ, не понимая отдельных научных концепций, имеющих определяющее значение в данном тексте;
• отвечает неполно на вопросы учителя или других обучающихся, допуская одну-две грубые ошибки в изложении программного материала;
• слабо знает географическую номенклатуру;
• отсутствуют навыки инструментального определения количественных показателей, характеризующих состояние объекта или явления;
• имеет географические представления, сформированные на бытовом уровне;
• использует карту на недостаточном для демонстрации теоретических положений ответа уровне;
• устанавливает причинно-следственные связи только с помощью наводящих вопросов со стороны учителя или других обучающихся.
Низкий уровень Отметка «2» ставится, если обучающийся:
• не усвоил и не раскрыл основное содержание тематического материала;
• не сформулировал выводы и не сделал обобщения;
• не знает и не понимает значительную часть (более половины) учебного материала в рамках поставленных вопросов;
• не имеет сформированных предметных и универсальных учебных действий;
• не умеет применять предметные и универсальные учебные действия к ответам на вопросы и решению задач по предлагаемому алгоритму;
• допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя или других обучающихся в процессе обсуждения ответа;
• допускает грубые ошибки при работе с картой;
• не владеет научной терминологией;
• не знает географическую номенклатуру.
Письменная работа
Высокий уровень Отметка «5» ставится, если обучающийся:
• выполнил работу без ошибок и недочётов;
• или допустил в работе не более одного недочёта.
Повышенный уровень Отметка «4» ставится, если обучающийся:
• выполнил работу полностью;
• или допустил в работе не более одной негрубой ошибки и одного недочёта или не более двух недочётов.
Базовый уровень Отметка «3» ставится, если обучающийся:
• правильно выполнил не менее половины от полного объёма работы;
• или допустил в работе: не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой и одной негрубой
ошибки и одного недочёта, или не более двух-трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырёх-пяти недочётов.
Низкий уровень Отметка «2» ставится, если обучающийся:
• допустил количество ошибок и (или) недочётов, превышающее норму для выставления отметки «3»;
• или если правильно выполнил менее половины объёма работы.
Рекомендации учителю:
1) отметки с анализом письменных работ доводятся до сведения обучающихся, как правило, не позднее
чем через 3—4 дня или на следующем уроке;
2) необходимо провести работу над ошибками, предусматривающую устранение пробелов в тематических знаниях, навыках предметной и универсальной учебной деятельности;
3) учителю необходимо обратить особое внимание на анализ со всем классом неверных, неполных ответов обучающихся, а также выявлению причин ошибок.
Рекомендации учителю:
1) отметки с анализом тестовых работ доводятся до сведения обучающихся, как правило, не позднее чем через 3—4 дня или на следующем уроке;
2) необходимо провести работу над ошибками, предусматривающую устранение пробелов в тематических знаниях, навыках предметной и универсальной учебной деятельности;
3) подготовка обучающихся к выполнению заданий письменных работ (тестовых) для проведения текущего, итогового контроля и самоконтроля по географии должна проводиться систематически в процессе
обучения: для освоения обучающимися специфики выполнения заданий разных типов учитель должен предлагать и организовывать тренинги в течение учебного года с набором проверочных работ в тестовой
форме по всем темам курса;
4) учителю необходимо обратить особое внимание на анализ со всем классом неверных, неполных ответов обучающихся, а также выявлению причин ошибок.
Практическая работа
(в том числе на основе работы с картографическими источниками географической информации)
Высокий уровень Отметка «5» ставится, если обучающийся:
• выполнил работу в полном объёме на основе предложенного учителем или составленного самостоятельно алгоритма деятельности;
• самостоятельно подобрал и использовал необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные;
• продемонстрировал владения теоретическими знаниями, необходимыми для достижения образовательного результата;
• аккуратно оформил результаты работы;
• выбрал оптимальный в условиях конкретной задачи вариант оформления результатов практической работы.
Примечание. Требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному
ответу.
Повышенный уровень Отметка «4» ставится, если обучающийся:
• выполнил работу в полном объёме на основе предложенного учителем или составленного самостоятельно алгоритма деятельности;
• допустил отклонение в последовательности выполнения работы, не повлиявшее на результативность деятельности, то есть конечный результат;
• использовал предложенные учителем или другими обучающимися необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные;
• продемонстрировал владения теоретическими знаниями, необходимыми для достижения образовательного результата;
• аккуратно оформил результаты работы;
• допустил неточности или небрежности в оформлении результатов работы.
Примечание. Требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Базовый уровень Отметка «3» ставится, если обучающийся:
• выполнил работу с помощью учителя или других обучающихся;
• использовал предложенный учителем алгоритм выполнения работы;
• затратил больше установленного времени на выполнение работы;
• показал знание теоретического материала, но имел затруднения в практическом его применении;
• использовал предложенные учителем или другими обучающимися необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные.
Низкий уровень Отметка «2» ставится, если обучающийся:
• получил ошибочные результаты, а также результаты, не соответствующие цели проведения практической работы;
• не владеет теоретическими знаниями для проведения работы;
• не подготовил или не подобрал (даже с помощью учителя или других обучающихся) средства обучения, необходимые для проведения работы;
• не может использовать предложенный учителем или другими обучающимися алгоритм выполнения работы;
• выполнил менее 50% от объёма работы.
Рекомендации учителю:
1) отметки с анализом практических работ доводятся до сведения обучающихся, как правило, не позднее чем через 3—4 дня или на следующем уроке;
2) необходимо провести работу над ошибками, предусматривающую устранение пробелов в тематических знаниях, навыках предметной и универсальной учебной деятельности.
Общий план выполнения практической работы:
1. Повторение теоретического материала с целью выявления опорных знаний.
2. Инструктаж к предстоящей самостоятельной деятельности обучающихся и организация деятельности (групповая, индивидуальная).
3. Выполнение заданий практикума в соответствии с прописанным содержанием и результатом.
4. Обсуждение результатов работы: уточнение, корректировка записей и выводов.
5. Запись выводов.
6. Задания на внеурочную деятельность: завершить начатую на уроке работу.
7. Контроль деятельности обучающихся: устный опрос, выполнение проверочных или контрольных работ, защита рефератов, проектов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов)
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического и тематического контроля. Задания с выбором 1 ответа оцениваются в 1 балл, задания на сопоставление максимум в 2 балла, также предусматривается не менее двух заданий развернутого типа.
Нормы оценки знаний за выполнение теста более 10 вопросов
% выполнения | 0 - 49 | 50 - 69 | 70 - 89 | 90-100 |
уровень | низкий | базовый | повышенный | высокий |
отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Работа с текстом (заполнение опорных таблиц и схем, письменный ответ на вопрос) Высокий уровень -Отметка «5» Задание выполнено на высоком уровне, отсутствуют ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологических требований и установок, качественно, творчески и эстетично. Повышенный уровень - Отметка «4» Задание выполнено на хорошем уровне, имеются 1 ошибка в содержании, или имеются незначительные ошибки в оформлении. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Базовый уровень - Отметка «3» Задание выполнено на достаточном, минимальном уровне, имеются 2-3 ошибки в содержании или неграмотно оформлено. Работа выполнена с опозданием, но самостоятельно.
Низкий уровень - Отметка «2» Задание не выполнено или не завершено самостоятельно учеником, при выполнении допущены большие отклонения от заданных требований и установок.
Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
соблюдение требований к его оформлению;
необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата
информации;
умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной
комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них
Критерии оценки проектной и исследовательской работы разрабатываются с учётом
целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный
проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения,
включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели,
макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку
сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способовдействий,проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий,проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий,проявляющаяся в умении ясно изложить иоформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на
вопросы.
Максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком
подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует
получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а
достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов
(отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).
Оценка проекта.
Высокий уровень - Отметка «5»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Соблюдена технология исполнения проекта, выдержаны соответствующие этапы.
3. Проект оформлен в соответствии с требованиями.
4. Проявлены творчество, инициатива.
5. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения,
соответствует заявленной теме.
Повышенный уровень - Отметка «4»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Соблюдена технология исполнения проекта, этапы, но допущены незначительные ошибки,
неточности в оформлении.
3. Проявлено творчество.
4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения,
соответствует заявленной теме.
Базовый уровень - Отметка «3»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Соблюдена технология выполнения проекта, но имеются 1-2 ошибки в этапах или в
оформлении.
3. Самостоятельность проявлена на недостаточном уровне.
Низкий уровень - Отметка «2»
Проект не выполнен или не завершен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по использованию результатов ГИА по математике в 2013 году
Материал взят из сайта ФИПИ...
Метод интеллект - карт как средство достижения новых образовательных результатов по географии
Одним из средств, способствующих повышению мотивации к учению считаю интеллект-карты.Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий: проще работать с информацией: запоминать, понимать, восстанавливать ...
оценивание результатов по географии
4.6. Оценивание результатов обучения по географии4.6.1. Оценивание устного ответа учащегося: «5»: · ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;· правильно раскрыто содержание по...
Методические рекомендации по улучшению результатов тренировочных занятий.
Успехи в спорте невозможны без регулярных тренировок. Приступая к тренировкам, очень важно установить для себя четкие цели. Чего Вы хотите достичь - похудеть, улучшить фигуру и здоровье, увеличить мыш...
Предметные результаты ООО . География
Предметные результаты ООО География...
Методические рекомендации для оформления результатов деятельности педагога дополнительного образования по гражданско-патриотическому направлению в объединении.
Методические материалы разработаны в помощь педагогу дополнительного образования с целью представления информации о проделанной работе и анализа ее результативности в сфере гражданско-патриотического ...
Рекомендации родителям по результатам СПТ
В презентации представлены рекомендации родителям как помочь подростку безопасно повзрослеть...