Оценивание предметных результатов по географии в контексте ФГОС
учебно-методический материал по географии

Сообщение на заседании РМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_rmo.docx45.33 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на РМО

Учитель географии: ЛигоцкаяС.И.

МБОУ «ООШ п.Осаново-Дубовое

29.03.2016г.

Тема «Оценивание предметных результатов по географии в контексте ФГОС.»

 Особенности оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по предмету география.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к предмету география.

Максимальный уровень

«Превосходно»

Решена новая, совершенно незнакомая задача

Программный уровень

«Отлично»

Решена необычная, в чём-то новая задача

Необходимый

уровень

«Хорошо»

Знакомая задача решена полностью самостоятельно

«Нормально»

Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10%) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.

Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

Для формирования норм оценки в соответствии с выделенными уровнями необходимо описать достижения обучающегося базового уровня (в терминах знаний и умений, которые он должен продемонстрировать), за которые обучающийся обоснованно получает оценку «удовлетворительно». После этого определяются и содержательно описываются более высокие или низкие уровни достижений.

 В основе системы оценки лежат определённые правила:

1-е правило: «Оценка результата и отметка»

Что оцениваем? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.

Что такое результаты ученика и в чём их оценивать? Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака). Иными словами, оцениваться может всё, а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знаний.

2-е правило: «Самооценка».

Кто оценивает? Оценку определяют учитель и ученик сообща!

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учительУченик имеет право изменить эту оценку (отметку), если докажет, что она завышена или занижена.

Возникает вопрос: Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты?

Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки. И это уже задача учителя.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Пример «Листа самооценки предметных достижений»

1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….

2. Я с заданием справился / не справился.

3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …

4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…

5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):

Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

• выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета географии, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

• выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

• стартовой диагностики;

• тематических и итоговых проверочных работ по предмету;

•  творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

На уроках для работы учащимся предлагаю индивидуальные листы обучения, где фиксируются задания базового и повышенного уровня, которые необходимо выполнить на уроке.

Данные листы помогают учащимся определить план урока, то, что им необходимо обязательно усвоить и выполнить на уроке, самооценить себя.

Тема «Ориентирование» - 5 класс

Вопросы

Ответы

Самооценка

Оценка учителя

1. Переведите численный масштаб 1:150000 в именованный. На карте расстояние от п.Осаново до р.Поля 4см. Сколько это на местности?

2. Подпиши промежуточные стороны горизонта

3. Если ранним утром отправились в поход в С- направлении, с какой стороны будет солнце?

а) справа        

б)слева

в)сзади

 г) впереди

4. В каком направлении от оз. Черное находится:

  1. г.Кирпичная Б) г. Ангорская
  2. силосная башня

5. Определите, в какую сторону по компасу обращены в классе:

  1. доска Б)окна
  2. дверь в коридор Г) стенд на стене

6. По рисунку 1.14 в учебнике определите азимут: А) одиночно стоящего дерева Б) силосной башни

7*. Реши задачу: Длина шага-0.5 м

 Cp.V-100ш./мин. Шли 2 часа.

Какое расстояние в км прошли?

Дополнительные вопросы

К в.З.* Вы прошли по маршруту на юг 1 км, а затем на С-3. В каком направлении искать начало маршрута?

К в.6*. Какой азимут имеет промежуточные стороны горизонта

  1. С-В Б) Ю-В
  2. Ю-3 Г) С-3

Тема «Ветер»

Самооценка

Оценка учителя

1.

Ветер – это__________________________________________________

2.

Причины образования ветра:

1)Ветер дует из области с___________________________давлением

 в область с_______________________________________давлением

2)*В какой последовательности будут развиваться события, поставь цифры.

3.

1)Виды ветров:

Муссоны дуют:

Летом- с________________________на______________

Зимой- с________________________на______________

Бризы дуют:

Днём – с_____________________на__________________

Ночью- с_____________на__________________

Фён это_____________________________________

__________________________________________________

Бора это___________________________________________

____________________________________________________

2)*Выполни задание в тетради тренажёре:

С.61 № 9

С 67 № 5

4.

Скорость ветра измеряется в__________________

От____________до______________

5.

Сила ветра определяется по____________________

от______(это _________________)до_____баллов (это_______________)

Сила ветра измеряется_____________________________(прибор).

6..

Направления ветра.

А) Обозначь над стрелками направления ветров

Б)Направление ветра определяется_________________(прибор)

В) Построй розу ветров, используя ЭП(Практ. работа)

7.

Итоговый тест-тренажер

 

Промежуточный контроль делаю по заданиям тетради-экзаменатора,  где даны проверочные работы по всем разделам программы, там же даны проверочные по итоговому контролю знаний.  Задания учитывают и базовый и повышенный уровень.

Результаты оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания фиксируются в листе оценки. Лист оценки предметных результатов представлен в виде таблицы, где в вертикальных колонках внесены все учебные умения, которые выпускник научится выполнять в результате изучения учебного предмета. Горизонтальные колонки заполняются фамилией и именем ученика. По мере проведения текущего контроля (наблюдение, проверочные работы, практические задания, контрольные работы, проблемные ситуации и т.д.) заполняется определенная ячейка знаком, представленным в виде баллов: 0 б. – не научился (не проявил данное умение) 1 б. – частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений) 2 б. – в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение) Для того, чтобы результаты были объективны и видна динамика формирования предметных умений, контроль можно проводить 2-3 раза. Это даст возможность учителю своевременно устранить пробел в знаниях или практических умениях ученика и видеть уровень усвоения учеником учебного материала.

0 б. – не научился (не проявил данное умение)

1 б. – частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений)

2 б. – в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение)

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.

Лист оценки предметных результатов по географии 5 кл

Умения /ФИО

Раздел 1. Источники географической информации

Выдающиеся географические открытия.

Глобус. Масштаб и его виды.

Географические координаты, их определение.

Способы изображения земной поверхности.

План местности.

Ориентирование и способы ориентирования на местности. Азимут.

Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане.

Условные знаки.

Чтение плана местности. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта — особый источник информации.

Легенда карты, градусная сетка.

Ориентирование и измерение расстояний по карте.

Чтение карты, определение  местоположения  географических  объектов,   абсолютных высот.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия.

Пояса освещённости.

Часовые пояса.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли.

Внутреннее строение Земли.

Горные породы и полезные ископаемые.  

Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения.

Рельеф Земли. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана.

Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах.

Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа.

Сводный лист оценки предметных результатов по географии 5 кл

Умения /ФИО

Кол-во баллов

Уровень

Кол-во баллов

Уровень

Кол-во баллов

Уровень

Кол-во баллов

Уровень

Кол-во баллов

Уровень

Кол-во баллов

Уровень

Раздел 1. Источники географической информации

Раздел 2. Природа Земли и человек

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижения планируемых предметных результатов по математике в контексте требований ФГОС ОО.

Будет представлен опыт по организации рефлексии на  уроках математики, о рейтинговой оценке обучающихся, о «Портфеле достижений ученика».Рефлексия дает возможность учителю научить обучающихся...

Рекомендации по оцениванию предметных результатов по географии

Критерии оценивания предметных результатов  обучения по географииФормы контроля: устный ответ, письменная работа,  практические работы, тест, проект, работа на контурной карте , работа с тек...

Статья «Система критериального оценивания предметных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования в предмете «английский язык»

Принципы построения учебного предмета в системе развивающего обучения для всех предметов одинаковы, тогда как формы, методы и приемы организации контроля могут отличаться. Таким образом возникла необх...

«Система критериального оценивания предметных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования в предмете «английский язык»

Наша школа имеет многолетний опыт внедрения технологии развивающего обучения. На начальных этапах становления системы в школе приоритетным направлением выделялась контрольно-оценочная деятельность на ...

Особенности и критерии оценивания обучающихся на уроках музыки в контексте ФГОС

Система оценивания образовательных дСистема оценивания образовательных достижений:Система оценивания занимает особенное место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизи...