Обучение грамматической стороне речи детей младшего школьного возраста.
консультация по английскому языку на тему
Что же должен знать и уметь ученик , чтобы мы могли сказать что он владеет той или иной грамматической структурой?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обучение грамматической стороне речи детей младшего школьного возраста.
План:
1. Роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной языковой компетенции.
2. Существующие подходы к формированию грамматических навыков.
3. Как сделать отработку грамматических навыков интересной и личностно-значимой для ребёнка.
Основной целью обучения грамматике является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования , чтения и письма. Наша задача научить детей грамотно сочетать слова , образовывать осмысленные предложения и высказывания. В современном мире , где концепция преподавания иностранных языков сделала радикальный разворот от изучения языка к обучению иноязычной речи , роль грамматики в учебном процессе претерпела изменения. Грамматические явления теперь изучаются неотрывно от контекста , от их коммуникативной функции.
Что же должен знать и уметь ученик , чтобы мы могли сказать что он владеет той или иной грамматической структурой?
ЗНАТЬ:
- Форму ( как образуется данная структура , как она выглядит и звучит)
- Значение , выражаемое данной формой ( залог, вид, время действия)
-Употребление( наиболее распространённые контексты, сигнальные слова)
- Речевую функцию ( коммуникативные намерения , которые реализуются с помощью данной структуры)
УМЕТЬ:
-Узнавать данную структуру в устной и письменной речи
- Моментально распознавать её значение и речевую функцию
- Правильно воспроизводить её звуковую и графическую форму
-Замечать и корректировать собственные и чужие ошибки , связанные с использованием данной формы
В обучении грамматике традиционно определились два подхода- Имплицитный и эксплицитный. В первом случае акцент делается на обучение грамматике без объяснения правил , а во втором соответственно наоборот. Выбор метода зависит от возраста, уровня языковой компетентности учащихся целей курса и также особенностей языкового материала. Однако , наиболее распространённый сейчас метод_ это метод дифференцированного подхода.
У ребенка, приступающего к изучению иностранного языка в школе, только начинает формироваться словесно-логическое мышление. В связи с этим в процессе обучения грамматической стороне иноязычной речи приходится опираться на ярко выраженное наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, на представления как чувственные, наглядные образы предметов и явлений, на воображение, способность к подражанию. Одним из проявлений творческого воображения является персонификация, т.е. наделение животных, предметов, отвлеченных понятий (в нашем случае общих грамматических понятий) человеческими качествами и свойствами.
Главным является мнение, что наилучшим методом для обучения младших школьников английскому языку является игра.
Обучение английскому языку с детей шести-семи лет стало вновь предметом заинтересованного разговора педагогов, филологов и родителей. При обучении детей английскому языку необходимо помнить, что ребенок овладевает языком в результате подражания речи взрослых, имитативным путем без целенаправленного обучения. Вторым языком, ребенок овладевает так же легко, как и первым, - спонтанно, без вычленения правил, благодаря необыкновенной способности к имитации. В чем же заключаются особенности организации учебного процесса по изучению английского языка с 1-2 класса средней школы? Во-первых, необходимо отметить общие особенности обучения английскому языку. Педагогу необходимо стремиться, чтобы занятия проходили на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Во-вторых, педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. К сожалению, нередко можно наблюдать в классе такую картину: учитель очень активен, использует им самим приготовленные наглядные пособия, ведет урок и комментирует его сюжет, применяет разнообразные, в том числе фронтальные формы работы, но чувства удовлетворения от активности не остается. Эта неудовлетворенность во многом объясняется тем, что дети выступают в роли послушных исполнителей воли педагога: они дисциплинированно выполняют его указания .
Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в этом возрасте. Не секрет, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
Данная тема чрезвычайно важна для глубокого ее изучения и особенно практического применения в школах. Ее актуальность на современном этапе является очевидной, а с учетом новых веяний в системе образования, дающих простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных неординарных идей и решений. И именно игра, как наиболее не стесненная условностями и различного рода рамками обрела важное значение в обучении иностранным языкам. Рассчитанная на детскую аудиторию игра наиболее приемлема, на наш взгляд, для применения в детском саду и в младших классах, т.к. именно здесь и существует неограниченные возможности для реализации творческого потенциала, как преподавателя, так и учащихся.
В процессе работы с детьми младшего школьного возраста я пришла к выводу, что именно игра и игровые задания помогают ребёнку с радостью и удовольствием овладеть сложными грамматическими понятиями. На уроках английского языка мной используются различные приёмы организации работы.
Ознакомление с Present Simple. ( взято из опыта работы учителя )
Ребята, представьте , что в одном королевстве жил король и королевство называлось The Present Simple . Правит королевством король EVERY DAY. В королевстве работа кипит каждый день . В нём есть первые ( I,WE) , ВТОРЫЕ (You) и третьи лица ( he,she,it,they). Далее с помощью истории учащиеся знакомятся с функциями этого грамматического явления.
At the Zoo.
Цель игры: отработать употребление модального глагола can.
Cопуствующая грамматика: названия животных и всевозможные глаголы.
На партах в классе расставлены игрушечные животные.
Ход игры: один из детей – экскурсовод, остальные – посетители зоопарка. Дети походят , например, к медведю.
Pupil 1: This is a bear. It can run and jump. It can swim and climb but it can’t fly.
Pupil 2: Can it hop?
Pupil 1: No, it can’t.
Далее экскурсоводом становится другой ученик, и игра продолжается.
Продолжительность игры: 7-10 мин.
Игра Лото( тема может быть разной- 2 форма глагола, степени сравнения прилагательных, предлоги)
Учащиеся получают карточки с предложениями , где пропущен предлог, глагол, форма прилагательного. Учитель называет необходимые слова в любой последовательности и задача ученика найти недостающее слово.
Также грамматические понятия очень эффективно учить при помощи грамматических рифмовок. Использование рифмовок позволяет прочно запомнить основные грамматические модели и использовать их в повседневной практике. Кроме того, процесс обучения превращается в увлекательную игру, что поддерживает интерес к данному предмету.
- глагол to be
I'm a pupil. You are a writer. She is a teacher. He is a fighter.
-местоимения
Look at me. I can see. Look at her. She is a nurse. Look at us. We are in the class.
- модальные глаголы
Can you run? Can you swim? Can you read?
В заключение хотелось бы сделать вывод о том, что в работе с учениками начальной школы необходимо учитывать факт наглядно-образного мышления, поэтому планируя уроки учитель должен продумывать до мелочей каждый этап и стараться организовывать предъявление материала так, чтобы учащийся хорошо запомнил.
Использованная литература:
1.. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М. : Просвещение, 1991.
2 . Рогова Г.В. , Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях .- М, Просвещение,1998.
3. . Фурсенко С.В. , Грамматика в стихах: Весёлые грамматические рифмовки английского языка. - Спб. :KAPO,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "ПСИХОМОТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье на тему " ПСИХОМОТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА " рассматриваются особенности психомото...
"Индивидуальный план обучения учащегося младшего школьного возраста, с выраженной степенью умтственной отсталости, находящегося на индивидуально-дифференцированной форме обучения"
Данный индивидуальный план составлен для обучения учащегося младшего школьного возраста с выраженной степенью умственной отсталости, находящегося на индивидуально-дифференцированной форме обучен...
Проблемы обучения программированию детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании
В статье описаны этапы обучения программированию детей младшего школьного возраста...
Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста
Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье представлена информация об особенностях обучения аудированию детей младшего школьного возраста...
«Обучение чтению детей младшего школьного возраста на уроках английского языка с использованием современных методик»
Аннотация Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя английского языка, имеющего 5-летний стаж работы со школьниками в младшем, среднем и старшем звене.В статье ра...
Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...