статья "ПСИХОМОТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по психологии по теме
В данной статье на тему " ПСИХОМОТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА " рассматриваются особенности психомоторной активности младших школьников, а также приведены данные проведенного теппинг-теста, что позволяет определить параметры психофизиологической характеристики личности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karabchukova_i.v._statya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Карабчукова И.В.
ПСИХОМОТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психомоторное развитие ребенка (с учетом общих закономерностей онтогенеза) является базальным уровнем для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков.
Н.В. Дубровинская, Д.А.Фарбер, М.М, Безруких особо подчеркивают тот факт, что «необходимым компонентом когнитивной деятельности является психомоторное развитие. …Факторы риска в развитии моторных функций имеют подавляющее большинство детей 6-7 лет (около 90%) [1, с.136-138]
Рассматривая особенности психомоторного развития, психологи отмечают, что младший школьный возраст является периодом наиболее интенсивного развития основных психомоторных функций человека, конкретно, характеризуется равномерным развитием двигательного аппарата и психомоторных функций.
Координация движений совершенствуется на протяжении всего школьного периода, однако наибольшие положительные сдвиги происходят в возрасте 11-12 лет – в период интенсивного развития двигательного анализатора. Исследования, проводимые с учащимися 1-х и 3-х классов (А.И.Козлов), показали, что в младшем школьном возрасте координация движений в высокой степени упражняема и ее развитие целесообразно начинать у первоклассников.
Мы считаем, что психомоторные способности можно ускоренно формировать за счет специально-разработанных методик, которые обеспечивают опережающее психомоторное развитие и, как следствие этого, повышение качества обучаемости. [2,с 7]
В свою очередь, неблагоприятное влияние низкого уровня психомоторного развития на успешность обучения может быть преодолена путем организации психокоррекционной деятельности, направленной на совершенствование психомоторных функций младших школьников с учетом его индивидуальных особенностей. А для организации психокоррекционной деятельности нами были выявлены уровни психомоторной активности младших школьников (автор экспресс- метода Е.Н. Дзятковская). Проведение данного теппинг-теста позволило определить следующие параметры психофизиологической характеристики личности младшего школьника:
- уровневые показатели работоспособности;
- определение степени работоспособности нервной системы по следующим критериям:
норма, признаки утомления, явное утомление, признаки истощения нервной системы, истощение.
Проведя анализ результатов динамики психофизиологических способностей мы пришли к следующим выводам:
а). Итоговые данные по типу построения графика:
- восходящий тип графика у двоих учеников, что составляет 6,6% от количества учеников всего класса;
-промежуточный тип графика – 21 ученик. Это 70%.;
- нисходящий тип графика – у 7 человек - 23,3%.
б). Определение работоспособности по цифровым показателям и процентному коэффициенту – показатели работоспособности учеников на уроках:
- высокий уровень работоспособности имеют 4 человека, это 13,3%;
- условно высокий уровень работоспособности у 6 учеников -20%;
- средний уровень работоспособности выявился у 4 детей – 13,3%;
- низкий уровень работоспособности характерен для 16 младших школьников, что составляет 53,3%.
в). Процентные показатели психомоторной активности обучающихся:
- ПМА в норме (итоговый процент по формуле ПМА – от 20 до 25) у четырех обучающихся класса, что составляет13,3%;
- ПМА несколько выше нормы (итоговый по формуле ПМА - от 25 до 30) – 6 человек- 20%;
- ПМА выше нормы (показатель от 30 до 35) имеют 4 ученика -13,3%;
- ПМА значительно выше нормы (показатель свыше 35) у 16 младших школьников -53,3%.
г). Определение степени работоспособности нервной системы:
- работоспособность в норме у четырех человек -13,3%;
- признаки утомления нервной системы выявлены у 8 девочек и мальчиков -26,6%;
- сильное переутомление имеют также восемь детей – 26.6%;
- признаки истощения нервной системы наметились у 10 учеников класса, это 33,3%.
После проведения экспресс-диагностики были даны соответствующие рекомендации педагогам по работе с учениками со слабой нервной системой. Например:
- Не ставить учеников в ситуации, требующие быстрого ответа, предоставляя им достаточное время на обдумывание и подготовку.
- По возможности предлагать отвечать не в устной, а в письменной форме, давая время на проверки и исправления.
- По возможности спрашивать в начале урока и желательно, в конце учебного дня.
- Чаще поощрять учеников, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого, в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни - явления достаточно частые и не повод для отчаяния.
- Также учителям рекомендовано дозировать учебную нагрузку через индивидуальные домашние задания.
- А ученикам даны разъяснения по эффективному использованию знаний максимального теппинга.
На практике учителя имеют возможность способствовать более высокому уровню успешности обучения младшего школьника за счет специальной организации психокоррекционной деятельности, направленной на совершенствование его психомоторных функций.
В психолого-педагогической практике распространено мнение о том, что основное направление работы с учащимися с низкой успешностью обучения должно заключаться, прежде всего, в формировании у них исключительно учебных умений и навыков, накоплении суммы знаний. Мы же в своей работе пришли к выводу, что основополагающим фактором успешности в обучении детей является совершенствование психомоторных функций, а также немаловажную роль играет значимость индивидуального подхода к детям с различным уровнем развития и состояния психомоторной активности.
Список литературы:
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М., 2000
- Рыжкова В.В. Развитие психомоторики как фактор успешного обучения // Педагогический вестник Кубани. Краснодар, 2006., №1 (35)
Автор: Карабчукова И.В., учитель-логопед
Организация: МОУ «Начальная школа – детский сад №1»
Е-mail: shkolasad1@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Психомоторная активность как психофизиологическая характеристика способностей к обучению детей младшего школьного возраста"
Данная презентация оформлена по принципу исследовательской работы . В презентации приведены данные обследований детей младшего школьного возраста. Сделаны выводы и даны смоответствующие рек...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...
КУРСОВАЯ РАБОТА за 10 семестр. Теория обучения детей младшего школьного возраста.
КУРСОВАЯ РАБОТА за 10 семестр. Теория обучения детей младшего школьного возраста....
Статья: «Обучение детей младшего школьного возраста технике сухого валяния»
Обучение детей младшего школьного возраста технике сухого валяния...
Психологическая характеристика и особенности поведения детей младшего школьного возраста.
В последнее время в отечественной науке младший школьный возраст подвергается интенсивному изучению. Обширные данные, полученные при изучении большого и разнообразного контингента людей, позволили сде...
Методические рекомендации по обучению детей младшего школьного возраста техническому движению в Айкидо Шико (перемещение на коленях)
Метод обучения детей перемещению на коленях в Айкидо (шико), краткое описание авторского метода обучения детей техническому действию в практике Айкидо....
Методическая разработка по обучению детей младшего школьного возраста игре футбол
Методическая разработка направлена на улучшение физического развития, физической подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласованности движений, воспитанию морально-волевы...