Системно-деятельностный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
материал по английскому языку
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1987"
Тема самообразования:
«Системно-деятельностный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»
учителя английского языка
Московсковой А. В.
Содержание
- Обоснование выбора темы
- Цель,задачи,ожидаемые результаты
- Направления самообразования
- Перспективный план самообразования
- Реализация выбранной темы на уроках английского языка
- Литература по теме самообразования
- Приложение
«Системно-деятельностный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»
Работа над темой начата в 2018– 2019 учебном году
Предполагается закончить работу над темой в 2019 – 2020 учебном году.
- Обоснование выбора темы
1.1 Условия возникновения данной проблемы.
В связи с тем, что в настоящее время существует множество новых источников информации в образовательной деятельности, которых становится все больше с каждым днем, возросла необходимость изучения информационных технологий и разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития творческой личности, умеющей находить и получать информацию, способной самостоятельно ориентироваться в жизненном пространстве.
1.2 Актуальность проблемы
Авторы концепции новых федеральных образовательных стандартов отмечают, что «в начале XXI в. мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности…». Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. История, основанная на фактах, событиях, оценках, представляет богатую картину социально-экономического, культурно-нравственного, коммуникативного опыта людей. И поэтому призвана способствовать формированию и воспитанию личности ориентированной в потоке социальной информации, умеющей видеть и творчески решать проблемы, взаимодействуя с другими людьми, активно применять полученные знания и умения в жизни, направленные в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному государству. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века вообще и обучения истории в частности помогает деятельностный метод обучения.
1.3 Постановка проблемы.
Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы повышения качества знаний учащихся, обратившись к теме: «Системно-деятельностный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС». Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с историческими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся через использование информационных технологий.
- Цель самообразования
Цель - освоить новые формы и методы работы, способствующие формированию гражданина - члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом, освоившего достижения мировой и отечественной культуры, патриота, сохраняющего уважительное отношение к другим странам, культурам и народам.
Задачи:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- повышение мотивации и интереса к учению;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
- формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
- использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
- повышение своего методического уровня.
Ожидаемые результаты самообразования:
- Повысить качество преподавания предмета.
- Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
- Разработать и провести уроки по собственным, новаторским технологиям.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
- Разработать дидактические материалы, тесты, видеопособия, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
- Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
- Обобщить опыт по исследуемой теме.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.
- Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3.Систематически знакомиться со статьями в журналах « Иностранные языки в школе» и газете «Первое сентября». 4. Повышать квалификацию на курсах для учителей иностранного языка. | 2018- 2019
регулярно
регулярно
регулярно
|
Психолого-педагогические | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по английскому языку 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения английского языка. 3. Принимать активное участие в работе школьного МО. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке 9. Составить собственную коллекцию видеоприложений для уроков. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе. 10. Разработать программы элективного курса по предмету, кружков. 11. Выступать с докладами по теме самообразования. | регулярно
регулярно
Регулярно
ежегодно
регулярно регулярно
регулярно
2018-2020 2018-2020 Согласно плана МО 2015-2020 Согласно плана МО |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по английскому языку, педагогике и психологии. | Регулярно регулярно
|
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | регулярно
|
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Активное применение в своей практике новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках английского языка и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
- Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей».
4. Участие в системе школьной методической работы:
- Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
- Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
- Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
- Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
- Практические выходы (доклады, рефераты) – на муниципальной секции учителей истории, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
- Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
Литература по теме самообразования
Книги, брошюры
- Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-метод. и управленческого сопровождения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 5 за знания, 2010. - 304 с. - (Методкнига). - ISBN 978-5-458292-344.
- Киреева Т.В. Системный подход к подготовке учащихся к единому государственному экзамену: говорение. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Библиотечка "Первого сентября"). - ISBN 5-9667-0172-5.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 336 с. - ISBN 5-901030-26-5.
- Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. - Псков: ПОИПКРО, 1996. - 440 с. - (Управление образованием). - ISBN 5-7522-0006-7.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
- Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
- Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272
Статьи
- Арламов А.А. Методологические ориентиры воспитания личности гражданина России // Педагогика. - 2010. - № 6. - С. 27-30.
- Артемьева Л.Н. Системный подход к научной деятельности учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005.- N3. - С. 52-56.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования.
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 11-14.
- Атанов Г.А. Деятельностный подход к проектированию обучения // Образовательные технологии // . - 2004.- N2.
- Ахвердов А.А. Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельностной среде // Методист. - 2008. - № 3. - С. 35-39.
- Бабинский М.Б. О роли литературно-художественной деятельности в духовном становлении старшеклассника // Школьные технологии. - 2012. - № 2. - С. 23-27.
- Базовые технологии стандартов второго поколения как основа достижения нового образовательного результата // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2011. - № 9. - С. 10-15.
- Белобородов Н.В. Технология социального творчества учащихся // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 226-232.
- Бершадский М.Е. Национальные образовательные прожекты и современная психология обучения // Народное образование. - 2011. - № 9. - С. 185-194.
- Боровая Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 13. - С. 24-26.
- Боровских А.В. Деятельностные принципы и педагогическая логика // Педагогика. - 2010. - № 8. - С. 10-19.
- Булин-Соколова Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход // Учитель. - 2005. - № 3. - С. 63-66.
- Валеев Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода // Педагогика // . - 2005.- N5.
- Вербицкий А.А. Теория контекстного обучения: сущность и практическое значение // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 41-45.
- Воровщиков С.Г. Технология проблемно-деятельностной игры // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 8. - С. 80-96.
- Воровщиков С.Г. Технология проблемно-деятельностной игры // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 9. - С. 92-104.
- Габитова А.А. Теоретические основы обеспечения преемственности экологического образования // Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - № 4. - С. 82-84.
- Гаврилюк Л.В. Талантливый человек талантлив во многом? // Педагогические технологии. - 2008. - № 2. - С. 113-114.
- Гайнеев Э.Р. Деятельностно-компетентностный подход в реализации ФГОС как средство повышения квалификации педагогов профессионального образования // Методист. - 2013. - № 1. - С. 44-49.
- Гриценко Л.И. Деятельностная основа педагогики А.С.Макаренко // Педагогика. - 2010. - № 8. - С. 79-84.
- Дедулин Д.В. Системный подход в философско-психологической парадигме // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 1. - С. 60-68.
- Дмитриев С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии // . - 2003.- N6.
- Дятлова К.Д. Системный подход в педагогическом тестировании // Педагогическая диагностика. - 2005. - № 5. - С.23-30.
- Захарова В.А. Роль информационно-коммуникационных технологий в реализации системно-деятельностного подхода к обучению // Начальная школа. - 2011. - № 8. - С. 20-23.
- Иванов Д.А. Мысли о педагогике, или С чего начинается школа? // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 149-152.
- Камболов Т. Новые вызовы времени: системный подход - вот что нужно для воспитания культурных традиций // Учительская газета. - 2007. - 10. - С. 5.
- Ковылёва Ю.Э. Организационно-педагогические условия групповой работы старшеклассников на основе деятельностного подхода, влияющие на развитие коммуникативных компетенций // Профильная школа. - 2009. - № 3. - С. 51-55.
- Ковылёва Ю.Э. Реализация модели образовательного процесса на основе деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников // Профильная школа. - 2009. - № 2. - С. 59-63.
- Кравцова И.Л. Критериальное оценивание входит в практику отечественной школы // Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 163-168.
- Крылова Н. Ребенок в открытой и закрытой школьной системе // Народное образование. - 2009. - № 9. - С. 185-192.
- Крылова Н.Б. Педагогика дела: продуктивное учение против аудиовизуального обучения // Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 28-35.
- Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 4. - С. 13-27.
- Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика. - 2005. - № 10. С. 27-32.
- Леонтьева О.М. Деятельностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2007. - № 2. - С. 83-96.
- Лисина Л. Деятельностный подход в обучении // Учитель. - 2008. - № 4. - С. 69-70.
- Львовский В. Реализация деятельностного подхода при повышении квалификации учителя развивающего обучения // Начальная школа: изд. дом Первое сентября. - 2004.- N46. - С. 24.
- Лямасова Г. Создаем школу нового поколения // Учитель. - 2009. - № 4. - С. 35-38.
- Лях Ю.А. Проектирование системы педагогического мониторинга качества обучения на основании деятельностного подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 1. - С. 23-26.
- Мазунова Л.К. Учебник как компонент системы "учитель-ученик-учебник" // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 2. - С. 11-15.
- Марютина Т.М. Индивидуализация психического развития в контексте системного подхода // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 3. - С. 44-54.
- Митрофанов К.Г., Голубкин И.В., Беликова Ю.И. и др. Проектирование информационно-коммуникационных гуманитарных образовательных ресурсов нового поколения. / К.Г. Митрофанов и др. – М.: МГПУ, 2010.
- Мордовец Т.М. Формирование ключевых компетенций старшеклассников // Методист. - 2012. - № 3. - С. 48-52.
- Новиков А.М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. - 2011. - № 6. - С. 3-14.
- Нурмухамедов Г.М. Электронные учебные курсы: потребности образования, проектирование, разработка, проблемы и перспективы // Информатика и образование. - 2012. - № 1. - С. 33-39.
- Панов В.И. Деятельное (практикоориентированное) образование // Дополнительное образование // . - 2003.- N8.
- Панова О.В. Роль социального проектирования в воспитании школьников // Воспитание школьников. - 2011. - № 8. - С. 31-34.
- Петерсон Л.Г. Механизмы реализации Государственных образовательных стандартов второго поколения на основе дидактической системы деятельностного метода "Школа 2000..." // Методист. - 2010. - № 1. - С. 6-10.
- Петерсон Л.Г. Непрерывное образование на основе деятельностного подхода // Педагогика // . - 2004.- N9.
- Петрова О.Г. Информационно-образовательная среда современной школы как условие реализации ФГОС общего образования // Информатика и образование. - 2012. - № 9. - С. 18-22.
- Погребняк Е.В. Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образовании в аспекте изменения позиции учителя // Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - № 3. - С. 26-29.
- Подобед С.О. Системный подход в коррекционной работе // Стандарты и мониторинг в образовании // . - 2004.- N3.
- Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // Завуч // . - 2005.- N5. - С. 38-56.
- Пономарева Е.А. Деятельностный подход к формированию системы понятий учебных предметов // Методист. - 2013. - № 1. - С. 54-57.
- Ривкин Е.Ю. Системно-деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2013. - № 5. - С. 3-9.
- Сайфуллин Ф.А. Миф о деятельностном подходе // Школьные технологии. - 2012. - № 2. - С. 172-179.
- Сергеев С.Ф. Теоретико-методологические проблемы педагогики образовательных сред // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 187-195.
- Серебрякова Л.А. Системно-деятельностный подход как условие формирования ключевых компетенций школьников // Методист. - 2011. - № 2. - С. 14-17.
- Стрелова О.Ю. Современный урок истории / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 1.
- Сумнительный К.Е. Презентация как методическая основа педагогики М.Монтессори // Методист. - 2012. - № 4. - С. 4-8.
- Текнеджян Т.В. Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции учителя - эффективное средство освоения деятельностного метода обучения "Школа 2000..." // Методист. - 2010. - № 2. - С. 61-65.
- Текнеджян Т.В. Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции учителя - эффективное средство освоения деятельностного метода обучения "Школа 2000..." // Методист. - 2010. - № 3. - С. 55-60.
- Титова Е.Т. ФГОС на этапе основного общего образования: первый опыт // Методист. - 2013. - № 5. - С. 38-43.
- Трунцева Т.Н. К вопросу о деятельностных способах формирования профессиональной компетентности учителя // Профильная школа. - 2010. - № 4. - С. 33-36.
- Филонов Г.Н. Деятельностная сущность воспитания // Педагогика. - 2008. - № 2. - С. 13-19.
- Шпакович В.И. Индекс человеческого развития // Педагогические технологии. - 2005. - № 4. С.114-118.
- Юдин В.В. Концепция педагогической технологии (элементы теории) // Педагогические технологии. - 2007. - №1. - С.37--45.
- Юсупова Г.Р. Системный подход к деятельностному повышению квалификации работников образования // Педагогические технологии. - 2004. - № 4. - С.25-31.
- Ярославцева М. Системный подход к внедрению инновационных технологий // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2010. - № 7. - С. 8-11.
70. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.
71. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
72. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. —
М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Теоретическая часть
Ещё в 30-х годах прошлого столетия Л.С. Выготский обосновал обучение, которое в настоящее время определяют как развивающее.
Важный этап разработки теории развивающего обучения (РО) и внедрения ее на уроках связан с исследованиями Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Основой технологии развивающего обучения по В.В. Давыдову является теория универсальных действий (УД).
Между обучением и развитием человека всегда находится его деятельность. Таким образом, формула Л.С. Выготского (развитие → обучение) дополнилась третьим звеном – «деятельность» и приобрела следующую структуру:
развитие → деятельность → обучение
Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова позволила нашим исследователям разработать деятельностный подход (принцип), который применяется в развивающем обучении (дальше по тексту - РО). Суть этого подхода может быть выражена в свернутой, до предела сжатой формуле как «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности».
Универсальное действие становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Системно – деятельностный подход (СДП) позволяет сформулировать краткое определение РО: развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.
В чём же сущность деятельностного подхода?
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Технология деятельностного подхода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных действий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Развивающее обучение, основанное на системно – деятельностном подходе, выступает как полноценное инновационное. Оно действительно преобразует традиционное обучение в развивающее, что нетрудно выявить при их сравнении:
Традиционное обучение | Инновационное |
1) базируется на принципе доступности; | 1) опирается на зону ближайшего развития; |
2) учащийся выступает в роли объекта ПД; | 2) учащийся действует как субъект собственной УД; |
3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; | 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; |
4) развивает обыденное мышление, эмпириический способ познания | 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; |
5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; | 5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности |
6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. | 6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности. |
Системно - деятельностный подход является основой ФГОС и обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе
-к определению цели школьного обучения как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
-от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;
-от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
-от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.
Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат → Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат → Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
В РО важным становится развитие таких сторон как: рефлексия, анализ, планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие. Таким образом, организация учебной деятельности на уроке построена с опорой:
- на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы;
- на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций;
- на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач;
- на обеспечение прогресса в когнитивном и культурном развитии учащихся, творческом преобразовании мира.
Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее.
Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие. Формы деятельности на уроке необходимо использовать следующие: групповую, парную, индивидуальную, фронтальную; виды деятельности - игровую, исследовательскую, проектную, рефлексивную, контрольно-оценочную, творческую, практическую.
При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:
а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка.
Проектируем урок
Традиционный урок | Урок на основе ФГОС |
Тема урока, подбор материала | Какое УУД мы формируем? |
Определяем методы | На каком учебном материале? |
Подбор видов и форм учебной деятельности | Сформулировать учебные задачи (соединить учебные действия с учебным материалом) |
Планируем опрос учащихся | Какие методы преподавания наиболее подходят для этого? |
Формулируем цели урока | Что получится? Какой образовательный продукт урока? |
Структура урока
Традиционный урок | Урок на основе ФГОС |
1. Актуализация знаний (мотивация, повторение основных понятий или проверка домашней работы или проверка материала прошлого урока) | 1.Создание педагогической ситуации (выполняет мотивационную функцию) |
2. Формирование новых понятий или формирование умений и навыков (в зависимости от типа урока) | 2. Создание учебной ситуации. Граница «знание-незнание», «умение-неумение», хотят что-то сделать, но не умеют. ЗБР. |
3. Формирование умений и навыков (закрепление материала или самостоятельная работа). В зависимости от типа урока. | 3. Совместно с учителем формулировка учебной задачи. Какое УУД будем формировать. |
4. Итог урока. Оценки за урок. | 4. Схема действия – ООД 3 вида. |
5.Домашнее задание. | 5. Создание образовательного продукта. Проверка сформированности УУД. |
6.Рефлексия. | 6. Критериальное оценивание |
7. Рефлексия. |
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Система дидактических принципов.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Ключевые задачи
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования: Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью, мобилизацией и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»; формированиеобраза мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.
Типология уроков А.К. Дусавицкого.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
- Урок постановки учебной задачи.
- Урок решения учебной задачи.
- Урок моделирования и преобразования модели.
- Урок решения частных задач с применением открытого способа.
- Урок контроля и оценки.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
- предъявление контролируемого варианта;
- наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
- сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
- оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
- написание учащимися варианта контрольной работы;
- сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
- оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Структура уроков «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Структура урока развивающего контроля
1. Мотивация.
Задачи:
- определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно – коррекционную деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны контрольно – коррекционной деятельности («надо»);
- установить тематические рамки («могу»).
2. Актуализация и подготовка мышления учащихся.
Задачи :
- организовать повторение контролируемых способов деятельности;
- актуализировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и так далее), необходимые для выполнения контрольных работ.
3. Целеполагание контроля.
Задачи:
организовать:
- мотивирование учащихся («хочу», - «надо», - «могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля;
- осознание ими потребности к контролю и самоконтролю результата.
4.Контрольная работа.
Задачи:
- организовать индивидуальную деятельность учащихся (написание контрольной работы).
5. Самоконтроль (взаимоконтроль).
Задача:
- организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов.
6. Самооценка.
Задача:
- предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.
7. Рефлексия.
Задачи:
- проговорить механизм деятельности по контролю;
- наметить цели последующей деятельности;
- фиксировать степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности и её результатов;
- оценить полученные результаты собственной деятельности;
- при необходимости определить задание для самоподготовки (домашние задание с элементами выбора, творчества).
8. Согласование оценок.
Задачи:
- знакомство с проверенной работой,
- выражение учеником собственного мнения по оценке.
Данный этап проводится, при необходимости, на следующем уроке в индивидуальной форме, если ученик не согласен со своей отметкой. Желательно, чтобы время проведения данного этапа не превышало 1-2 дня с момента проведения контрольной работы. Особенности организации данного этапа связаны с сочетанием самооценки и педагогической оценки.
9. Рефлексия (повторная).
Проводится при необходимости, в различных формах (как индивидуально, так и совместно с учителем).
Структура урока рефлексии.
- Этап самоопределения к деятельности.
- Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности.
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок.
- Организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивных действий учащихся;
- Активизировать соответствующие мыслительные операции: память, внимание и т.д.
- Зафиксировать используемые способы действий в буквах,
- Организовать самостоятельную работу (самостоятельную работу),
- Организовать самопроверку работы по готовому образцу с фиксацией своих результатов, (без исправления своих ошибок).
- Этап локализации затруднений.
Цель: выявление места и причины затруднений, уточнение индивидуальной цели урока
- Анализируют свое решение и определяют место ошибки,
- Выявляют и фиксируют способы действий, в которых допущены ошибки,
- На этой основе уточняют индивидуальную цель дальнейшей деятельности на уроке.
- («Проговаривая» свое решение пошагово развивается логическое мышление, развивается речь.)
- Этап построения проекта выхода из затруднений.
Цель: построение детьми проекта выхода из затруднений.
- исправил свои ошибки самостоятельно;
- соотнес результаты исправления ошибок с эталоном;
- выбрал задания и решил на те же правила, в которых допустил ошибку.
- Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Цель: усвоение способов действий.
- обсуждение типовых затруднений;
- проговорить вслух формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель: создание ситуации успеха.
- ученикам предлагают еще одну самостоятельную работу, аналогичную прежней;
- самопроверку по эталону.
- Этап включения в систему знаний и повторения.
- Этап рефлексии деятельности.(фиксирование и анализ затруднений в собственной учебной деятельности, а не в решении задач)
Цель: самооценка результатов.
- повторить алгоритм исправления ошибок;
- фиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
- наметить цели на следующую деятельность;
- оценить деятельность на уроке;
- определить задания для работы дома.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть
критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Критерии результативности урока по Е.Н.Дзятковской
Показатель | Да\нет (1\0 балл) | Примечания |
1. Системно-деятельностный подход | ||
1.1. Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла урока (занятия) |
| |
1.2. Рефлексия обучающимися границ своего знания – незнания | ||
1.3. Осознанность постановки и решения учебных задач учащимися | ||
1.4. Решение учебных задач предполагает освоение ориентировочной основы учебного действия третьего вида | ||
1.5. Учащиеся ориентируются на получение образовательного продукта с диагностично заданными свойствами | ||
ВСЕГО о пункту 1: | ||
2. Учебные задачи | ||
2.1. Целенаправленное развитие, закрепление, применение универсальных учебных действий (указать группы): - познавательных общеучебных - познавательных логических - коммуникативных - регулятивных - личностных | ||
2.2. Соответствие решаемых учебных задач возрастным особенностям учащихся, ведущей деятельности | ||
2.3. Соответствие решаемых учебных задач преемственной последовательности формирования УУД по вертикали и по горизонтали | ||
2.4. Характер учебной деятельности – - индивидуальный, - коллективно-распределенный, - в парах, - в разновозрастных группах | Указывается соответствие характера учебной деятельности возрастным особенностям | |
2.5. Этапы урока соответствуют нормативной структуре деятельности | ||
ВСЕГО по пункту 2: | ||
3. Критериальное оценивание | ||
3.1. Контроль решения учебных задач с использованием критериального оценивания | ||
3.2. Использование в аппарате контроля заданий и вопросов с использованием всех групп универсальных учебных действий | ||
3.3. Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов занятия (урока) | ||
3.4. Сочетание оценки и самооценки | ||
3.5. Образовательный продукт анализируется учителем и учащимися на основе заранее определенных критериев (критериальное оценивание) | ||
ВСЕГО по пункту 3: | ||
4. Содержание образования | ||
4.1. Используются педагогически адаптированные реальные жизненные ситуации, содержание жизненную (напр., экологическую) проблему (со-проектирования безопасной образовательной среды) | ||
4.2. Включение в содержание образования не только предметной информации, но и способов работы в ней | ||
4.3. Содержание соответствует Фундаментальному ядру содержания образования, Программе развития и формирования УУД, Программе духовно-нравственного развития, Программе социализации и воспитания личности | ||
4.4.Источники содержания образования не ограничиваются наукой, а включают фрагменты разных структурных элементов культуры | ||
4.5. Присутствует элемент интеграции (естественно-научной, гуманитарной, технической) | ||
ВСЕГО по пункту 4: | ||
5. Воспитание | ||
5.1. Ставятся и решаются задачи формирования экологической культуры, основанной на общенациональных ценностях гражданственности, межнациональной толерантности, здоровья, качества окружающей среды | ||
5.2. Воспитательные задачи имеют региональную и личностную ориентированность | ||
5.3. Психологический климат занятия, контакты учитель – ученик: - комфорт – напряжение - сотрудничество – авторитарность - индивидуальные – фронтальные – малые группы взаимодействия - преодоление негативных установок на отдельных учащихся - культура речи учителя - культура неречевого общения | ||
5.4. Психологический климат, контакты ученик – ученик: - сотрудничество – соперничество - дружелюбие – враждебность - заинтересованность – безразличие - активность – пассивность - культура речевого общения - культура неречевого общения | ||
5.5. Соответствие решаемых учебных задач: - личному опыту социализации и самоопределения; - индивидуальным возможностям (создание ситуаций успеха) | ||
ВСЕГО по пункту 5: |
Результаты подсчета баллов по каждому пункту внесите в диаграмму:
- Теория учебной деятельности
- Учебные задачи
- Критериальное оценивание
- Содержание образования
- Воспитание
Выводы: _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Результаты критериального оценивания такого урока, представленные в виде диаграммы, позволяют видеть его успехи и упущения и проектировать пути его совершенствования.
Литература
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
3.Дзятковская Е.Н. Развивающее экологическое образование.-М:Образование и экология, 2010г.
3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
План-конспект урока на основе системно-деятельностного подхода
(применение на практике)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы в обучении комммуникативной компетенции на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС ОО
Данный материал представляет собой опыт работы учителя в новых условиях, учитель делится своим опытом работы , предлагает методы и технологии по данному вопросу, дает характеристику приемам использова...
Новые подходы в обучении комммуникативной компетенции на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС ОО
Данный материал представляет собой опыт работы учителя в новых условиях, учитель делится своим опытом работы , предлагает методы и технологии по данному вопросу, дает характеристику приемам использова...
Новые подходы к организации коммуникативного развития обучающихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Новые подходы к организации коммуникативного развития обучающихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС....
«Новые подходы к организации коммуникативного развития обучающихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС ОО
Материал отражает современные подходы преподавания ИЯ, основанные на опыте работы учителя....
Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: «Современные технологии на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»
В настоящее время обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений школьного образования.познавательной Невозможно языку себе представить познавательной жизнь настоящее ...
План самообразования по теме "«Системно-деятельностный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных к...
Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".
Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...