"Подходы к содержанию внеурочной деятельности в основной школе с учетом необходимости формирования музыкальной культуры у подростков"
статья по музыке (5, 6 класс) на тему
Создание образовательного пространства во внеурочной деятельности, как процесс формирования самостоятельности, учащихся через умение делать выбор в образовательном учреждении, через краткосрочные курсы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Подходы к содержанию внеурочной деятельности в основной школе с учетом необходимости формирования музыкальной культуры подростков»
Красноперовой Ирины Николаевны,
учителя музыки и педагога дополнительного образования
МАОУ СОШ № 8
В Федеральном государственном стандарте основного общего образования в качестве важнейших качеств, которыми должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность. Начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно-нравственных ориентиров в политику государства, с осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связано с воспитанием человека высокой культуры.
Развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, на детей обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности.
Все вышеназванные проблемы в области духовно-нравственного воспитания требуют целенаправленного разрешения. Проектная группа, под моим руководством, разработала «Программу духовно-нравственного развития обучающихся», как один из модулей образовательной программы основной школы. В ходе реализации данного проекта нами были обозначены инновационные подходы и формы внеурочной деятельности в нашей школе.
Проанализировав исходную ситуацию в МАОУ СОШ № 8, мы выявили следующее: внеурочная деятельность в средней школе представлена в достаточно малом объеме, нет большого образовательного пространства для выбора деятельности подростков во внеурочное время.
Перед нами встала проблема: как создать определенное образовательное пространство во внеурочной деятельности и при каких педагогических условиях процесс формирования самостоятельности, учащихся через умение делать выбор в образовательном учреждении будет успешным?
Поэтому у нас возникла мысль о создании инновационного проекта «КСК» - краткосрочных курсов по выбору. Данный проект позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, продолжая основные направления школы и работы школьных методических объединений.
Решением проблемы было создание этого пространства выбора в основной школе с помощью разработки и апробирования краткосрочных курсов, изменения содержания урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающей право выбора учащимся собственной стратегии действий.
Смысл внедрения краткосрочных курсов – предоставление качественных актуальных знаний в сжатые сроки. Они дают возможность детям попробовать себя в различных вариантах деятельности, получить новые знания и навыки. Разнообразная тематика краткосрочных курсов позволяет учащимся лучше узнать себя, свои возможности. Курсы могут иметь академическое и неакадемическое содержание. Тематика курсов определена возрастом учащихся, их интересами, требованием времени. Краткосрочные курсы предназначены для решения локальных, точно сформулированных задач. В условиях перехода на стандарты второго поколения такие курсы могут стать одним из основных механизмов достижения новых образовательных результатов.
Согласно требованиям ФГОС данный проект позволяет реализовать компетентностный подход, развивая различные потенциалы обучающихся (эстетический, общекультурный, нравственный, познавательный, физический, творческий, коммуникативный).
Большая роль отводится личностно-ориентированному подходу: обеспечение личностного роста, способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, способность к самоопределению, саморазвитию.
Один из главных ориентиров в нашей работе является системно - деятельностный подход, где основными принципами являются: принцип деятельности, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества.
При разработке и реализации курсов мы акцентировали свое внимание на новых технологиях, в зависимости от тематики и образовательного продукта деятельности курса.
Технологии, используемые в нашей деятельности:
Технология поддержки и сопровождения в образовательном процессе;
Информационно-коммуникативные технологии;
Технология проектной деятельности;
Технология уровневой дифференциации;
Здоровьесберегающие образовательные технологии;
Игровые образовательные технологии;
Технология безотметочного обучения;
Технология портфолио;
Технология деятельностного метода (построение процесса обучения на основе ситуаций);
Технология учебного диалога.
Не секрет, что большой проблемой для музыкальных руководителей и учителей музыки становится низкий певческий уровень населения. Как отмечают многие коллеги: «Стало мало поющих детей». По входной диагностике в первых классах выявляется маленький процент детей, чисто интонирующих и желающих петь. Поэтому основную цель педагогической деятельности во внеурочной деятельности я вижу в развитии и пропаганде певческого искусства. Имея специальность «Дирижер академического хора и специальных дисциплин в этой области», я ежегодно создаю певческие коллективы (хоры, ансамбли), работаю с солистами.
В рамках проекта мною были созданы две программы краткосрочных курсов: «Музыкальный театр» и «Веселый микрофон».
Программа «Музыкального театра» рассчитана была на 6 часов, но этого к сожалению, было не достаточно, даже для маленькой музыкальной миниатюры. Цель программы создать условия для развития творческих умений и навыков средствами музыкального театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в певческую, театральную деятельность. Образовательный продукт курса - показ музыкального мини-спектакля.
Риски данных курсов в том, что могут прийти дети с низким уровнем музыкальности. В этом случае происходило распределение ролей: артисты (с относительно чистой интонацией), хоровой состав (все), декораторы, костюмеры, звукооператор.
Мониторинг образовательных результатов
Параметры мониторинга | Критерии |
Обучающие | выразительное исполнение своей партии, роли; соблюдение этических правил по отношению к сверстникам, учителю; хорошее знание текста роли, песни; аккуратность в создании костюма или маски к спектаклю. |
Воспитательные | Культура поведения Характер отношения со сверстниками |
Развивающие | Развитие творческого мышления |
Ф о р м ы к о н т р о л я: педагогическое наблюдение; тесты; спектакль.
Для полноценной реализации программы используются разные виды контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащегося в процессе занятий; промежуточный – генеральная репетиция в классе, на сцене; итоговый – музыкальная постановка, спектакль.
Программа курса «Веселый микрофон» имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.
Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению. Репертуар для каждого воспитанника подбирается с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных.
Задачи данного курса: содействовать воспитанию интереса к певческой деятельности и к музыке в целом; сформировать оптимальные навыки певческой установки, вокальной артикуляции, певческого дыхания; содействовать приобретению обучающимися опыта сценического выступления.
Программа рассчитана на 8 часов, 1 раз в неделю. В ходе реализации программы сочетается индивидуальная (сольное пение), групповая (вокальная группа) и коллективная работа (хор, подготовка к совместному вокальному проекту). Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности. Конечная форма реализации программы: выступление на сцене, мини-проект для младших школьников (создание игры-викторины, игры «Угадай мелодию», концерт).
На данный момент мною реализовывается образовательная программа клуба любителей музыки «Ступеньки к звездам», рассчитанная на 14 часов (одно полугодие). Результатом деятельности данного курса будет музыкальный конкурс «Новогодний серпантин», в котором примут участие хоровые классные коллективы младших классов, подготовленные старшими учащимися – наставниками. На мероприятии они представят и свои вокальные номера.
Благодаря этим курсам у детей повысилась мотивация к предмету «Музыка», заинтересованность в создании своих музыкальных проектов, исполнительском искусстве.
Наша педагогическая задача создать образовательное пространство внеурочной деятельности, которое способствует формированию личностных и метапредметных результатов образования, а в частности духовно-нравственных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проектного и исследовательского обучения на уроках и во внеурочной деятельности (ФГОС основная школа)
Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о...
Организация внеурочной деятельности в основной школе по ФГОС
В этом материале мы попытались отразить туристко-краеведческую деятельность в МОУ "Гимназия №58" г. Саратова...
Организация внеурочной деятельности учащихся основной школы.
В данной работе описывается внеурочная деятельность в аспекте физического и спортивного развития...
«Особенности интеграции элементов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности для учащихся основной школы с учетом ФГОС»
Аэробика – это вид двигательной активности, связанный с повышенным использованием кислорода и направленный на улучшение физической подготовленности занимающихся. Включает большое количество сист...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для основной школы "ШНО «Эрудиты»"
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности...
Доклад "Моделирование современного урока и внеурочной деятельности в основной школе в контексте ФГОС ОО"
Доклад о требованиях к современному уроку в условиях образовательного стандарта второго поколения"...